Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Письма о молитве и духовной жизни

 

Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.

Оглавление размещено в начале.

 

 

СВЯТИТЕЛЬ

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК

 

Письма

о молитве
и духовной жизни


 

 

СОБРАНИЕ ПИСЕМ

 

Москва 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПИСЬМА О МОЛИТВЕ

1 О молитве Иисусовой. Плоды молитвы — естественные и благодатные. Молитва Иисусова — хорошее средство к внутренней молитве    4

2 О молитвенном правиле. Главное в молитвенном правиле — возношение ума и сердца к Богу. Молясь, надо заключать ум в слова молитвы. Навыкайте памяти Божией и памяти смертной. Цель наша — жизнь в Боге    7

3 Дверь в Царствие Божие — чистота сердца. Средство борьбы с «тупым бесчувствием». Богомысленные упражнения. Об оживлении и созидании в себе молитвенного духа. О чтении. Об оскудении ревности. О пище    13

4 О духовном руководстве. Об отношении к иноверцам. Делание Иисусовой молитвы просто     21

5 О молитвенном правиле. Дух молитвенный наиболее раскрывается в храме  26

6 Молитва настоящая из сердца исходит и к Богу восходит. Правило для жизни    28

7 Дело молитвы — первое дело в христианской жизни. Приемы возбуждения и воспитания в себе молитвенного духа. Способы обучения души частому обращению к Богу. Способы, вводящие в молитвенный дух    30

8 О проникновении внутренней жизни во внешнюю, деятельную. Как сохранить сердце в состоянии богобоязненности. Как сделать, чтобы мысль всюду была с Богом. Об умной молитве    39

9 Лучший способ к раскрытию умно-сердечной молитвы. О поклонах при Иисусовой молитве    43

10 Молитва должна быть ума и сердца возношением к Богу. Высшая степень молитвы — умно-сердечная. Степени молитвы. Главное условие для успеха в молитве    44

11 Молитвы святых есть излияние полного молитвенного их настроения. Образование молитвенного навыка. Что есть молитва Иисусова. Закон духовной жизни: держи сердце в чувстве к Богу — всегда будешь в памяти Божией. О благодатной духовной теплоте       46

12 Не вяжите себя правилом. Надо избегать формальности или механизма в молитве 51

13 Все житейские дела надо прилаживать к единому на потребу. К Богу никогда не обращайтесь кое-как, а всегда с великим благоговением. Как непрестанно молиться    53

14 Путь тех, кои, быв призваны, идут по гласу призвания неуклонно. Как исправляется сердце, заткнутое эгоизмом. Дело молитвы есть дело всех христиан. Как сердце к Богу, так и Бог к сердцу. Как сохранить молитву при многих светских отношениях. Из сердца никогда не должно выходить вниманием. Без покаянных чувств молитва не в молитву. Книги, рекомендуемые для научения молитве    54

15 Самое лучшее — предать все Господу. Поблажки себе и самоохотные развлечения отгоняют благодать Божию    64

16 Об охлаждении духовном в деле молитвы. Чувство к Богу в сердце — непрестанная молитва без слов и без стояния на молитве    66

17 Как научиться умной молитве    67

18 Саможаление опасно и пагубно. Лукавство перед собою — самое злое из всех лукавств. Лучше иметь одно общее правило: всякий раз действовать наперекор требованиям самоугодия. Успеха в молитве не будет, пока есть самоугодие и саможаление    69

19 О навыкновении молитве Иисусовой. Плод молитвы. Страх Божий всегда надо иметь   72

20 Не должно ограничиваться механическим повторением слов молитвы. Суть делания Иисусовой молитвы   76

21 Чувства при молитве. Прелести нечего бояться   77

22 Сердечная теплота во время молитвы. Внимать неотступно себе и рассматривать мысли    78

23 Разленение и самооправдание — губители всего духовного. Читайте более Евангелие    78

24 Холодность души преодолевается постоянным трудом. При творении молитвы следует быть вниманием в сердце    79

25 Возгревайте сердечную теплоту к Богу. Духовное горение сердца к Господу есть любовь к Нему    80

26 Молитвенное правило. Никогда молитв спешно не проговаривайте. Чего надо стараться достигнуть молитвой? Что потребно для успеха в молитве   82

27 Все от Бога — и приятное и неприятное. И неприятное посылается во благо. Как читать молитовки святого Златоуста? Молитва — источник утешения и просветления мыслей    84

28 Молитвенное правило. О коротеньких молитовках    86

29 Для Бога всякая молитва от сердца ценна    88

30 О молитвенном правиле. Непрестанная молитва в том, чтоб благоговейно стоять пред Богом    89

31 Главное дело — молитва ума и сердца к Богу    91

32 Главное в молитве — чувство к Богу из сердца. Непрестанная молитва — дар благодати     92

33 О молитвенном правиле. Преутруждать себя надо, а не льготы придумывать    94

34 Надо избегать разленения в молитве. Об обучении умной молитве    96

35 Следует стоять в присутствии Божием и в чувство к Богу, что бы вы ни делали    98

36 О коротеньких молитовках. Не склоняйтесь на самомнение и самоцен  100

37 Чувство, что душу тянет к Богу, и есть непрестанная молитва. Вывод из всего «Добротолюбия»  101

38 О молитвословии коротенькими молитовками. Трезвение должно быть в сердце непрерывно, как непрестанна молитва  104

39 Молитва — свидетельство о духовном нашем бытии и мера его   105

40 Ничего не ожидайте от своей мудрости, усилий, а все от Господа. В молитовках святого Златоуста начертаны все существенные духовные потребности. Терпение и смирение — правители жизни духовной    107

41 Бегайте самоцена. Имейте обращение к Ангелу Хранителю, и он будет вразумлять вас. Не произносить гневного слова есть великое совершенство. Средство переносить неприятности без гнева    108 

42 Уничтожьте леность к молитве. От поблажек молитва ослабеет, и духовная жизнь замрет. Всякое дело посвящать Богу    110

43 Апостолы непрестанно молились, при всех своих делах о Боге помышляя и живя в непрестанной преданности Господу. Посвящение всех дел Богу превратит их в молитву. Дела, Богу посвящаемые, вопиют к Нему. Отчего бывают прискорбности в жизни    112

44 Особенность моих проповедей в том, что они не сочиняемы. Навыкайте молитве Иисусовой. Чувство упования на Бога — великое дело    114

45 Трудитесь над молитвою Иисусовой. Главное — ходить пред Богом с сознанием, что Бог смотрит на душу вашу и там все видит    117

46 Бога не забудьте благодарить, что смиряет душу телесными немощами. Молитесь о теплой молитве. Отчего происходит охлаждение    118

47 Молитва перестает быть молитвою, когда внимание отходит от слов молитвы. Что делать для согревания сердца    119

48 Молитва Иисусова добрые расположения укрепляет, а недобрые разгоняет и подавляет     120

49 Уроки, извлеченные из болезни. Главное в восстановлении сил — спокойствие духа. Лучше, чтоб всегда царил дух смирения глубокого. В «Добротолюбии» — главный магазин духовных научений. Безжалостно отсекайте самоцен мечом смирения и уничижения     121

50 В действии молитвы Иисусовой не должно быть никакого образа. Существо умной молитвы к хождении пред Богом     125

51 Со страхом и трепетом молите Господа да поможет переплыть море житейское. Общее правило для возгревания внутренней теплоты. Чтобы навыкнуть молитве Иисусовой, надобно потрудиться. При каком внутреннем устройстве начинается умное делание. О молитвенном правиле. В молитве надо освобождаться от всех образов. Душу надо питать истинами Священного Писания    126

52 Мое правило меру во всем иметь, особенно в телесных подвигах. Злей всех вещей — возношение, тщеславие и осуждение. Надежный путь к смирению  131

53 Память о смерти надо ухитряться привить и укоренить в душе. Рассеяние мыслей происходит от умаления страха и охлаждения сердца    134

54 За все благодарите Бога, и за нездоровье. Дорога в Царствие Божие одна — крест произвольный или непроизвольный. Есть молитва, которую сам человек творит, и есть молитва, которую Бог дает молящемуся    136

55 Терпением стяжевается душа, скорби открывают вход в Царствие    140

56 Предостережение от поспешного совершения молитвословий. Питает душу одна молитва    141

57 То пагуба, когда кто скажет о себе, что во всем прав, и каяться не в чем. Изображение души, истинно спасающейся в Господе. В молитве Иисусовой углубляйтесь, сколько сил есть    142

58 Внутрь посматривайте, ибо там главное. Молитва Иисусова может сделать, чтобы внутри был крепок должный порядок    145

59 Чем обеспокоеваема бывает совесть, все то тотчас надобно оставить    147

60 Главное, в чем надо упражняться, есть память Божия, или хождение в присутствии Божием. Корень доброго внутреннего строя есть страх Божий  148

61 Искать должно живого осязаемого общения с Господом. Умная молитва есть стояние умом пред Господом с воздыханием Ему. Душа согревается от памяти о Господе. Празднословие — самое разорительное дело    149

62 Налегайте более на умное предстояние Господу   153

63 Надобно помышлять о Боге как о Духе чистейшем, не имеющем никакого вида и образа. Отчего ум убегает из сердца и от памяти Божией. Без внимания молитва не молитва    153

64 Существо молитвы в умном предстоянии Господу с чувством. Самое приличное нам чувство есть сокрушение. Страх Божий оживает от памяти о смерти и о суде Божием    157

65 Руководство к установлению в чувстве к Богу и в молитве. Программа дела внутреннего. Какие книги читать    159

66 Отчего совесть непокойна и недовольна? Без памяти Божией сделать душу довольною нельзя. Все должны молиться и сердцем и умом     161

67 Как утвердиться в умной молитве. Борьба с рассеянием мыслей. Главный плод молитвы — страх Божий и сокрушение    162

68 От хранения памяти Божией и памяти смертной страх Божий будет в силе. О поклонах при молитве. О поминовении иноверцев    167

69 Извинение в задержке с ответом    169

70 Об исповеди    170

71 Как начинать молитву духовную. Лучшее проявление дела духовного в духе сокрушенном    171

72 Бояться образов надо не всяких, а только мечтательных. Не надо поблажать лености. Надо исправно молиться, отгоняя невнимание, равнодушие и беспечность     172

73 О поклонах. О чтении псалмов. Не молитва одна нужна, но и ревность о спасении сильная    174

74 Как принимать исповедников. Средство противстрасти похотной. О чтении писаний святителя Игнатия    177

75 Неправости при творении Иисусовой молитвы. В чем состоит дело молитвы Иисусовой    179

76 Из молитвы Иисусовой незнать что сделали. Чего ищут молитвой Иисусовой? Как справлять дело молитвенное    180

77 Надо остерегаться от художества, которое соединяют с молитвой Иисусовой. Главное, что ищется молитвою    182

78 Как стоять пред Господом умом и сердцем? О деньгах. Труд молитвенный приводит к получению дара молитвы    185

79 Об откровении помыслов. Какие книги необходимы для руководства    187

80 Главная забота, чтоб молитва шла из сердца. Что нужно знать о молитве  188

81 В чем состоит дело спасения. Через коротенькие молитовки святого Златоуста удобнее переходить к непрестанной молитве с молитвою Иисусовой    190

82 Как научить молиться новоначальных. Все молитвы должны идти из сердца к Господу     191

83 О творениях святителя Игнатия. О разгорячении крови при искусственном делании молитвы. О прелести    194

84 Разъяснение дела молитвенного    196

85 На новоначальных не следует налагать молитвы Иисусовой. Основное в научении молитве Иисусовой. Чего должно искать молитвою    197

86 Какие книги читать новоначальным. Назначение кратких молитовок. В чем состоит умная молитва    199

87 Несправедливо на людей с разным устроением накладывать один и тот же образ совершения молитвенного правила     201

88 О молитве Иисусовой, словесно, умно и сердечно совершаемой     203

89 В чем существо дела творения Иисусовой молитвы     208

90 Самый разумный образ поведения в отношении к другим. О молитвенном правиле. Что значит непрестанно молиться. Отчего бывают охлаждения. Заучивание Псалтири доброе дело. Служить Господу можно всем, что случается делать. Что есть «милость мира»    209

91 Лучшее врачевство для наших немощей — не иметь праздного времени. Все надо мерять последнею целию. Назначение коротеньких молитовок. Что составляет внутреннюю религиозную жизнь. Благодать ничего не дает человеку, если человек сам не трудится    215

92 Наставление об Иисусовой молитве    218

93 Латиняне умную молитву не по-нашему понимают     220

94 Отчего замерла душа. О переложении молитвенного правила на молитву Иисусову с поклонами     222

95 Прилагайте богомыслие к молитве. Господь близок ко всем, призывающим Его    223

96 Как я молюсь. Когда молитесь, отгоняйте все образы    225

97 О молитве Иисусовой    228

98 Умная молитва, когда ум беседует с Богом в сердце    229

99 О труде в занятии молитвой Иисусовой     231

100 С Господом как скучать и желать развлечений?    232

101 О поклонах. Молитва то, что ум и сердце имеют к Богу     233

102 О согреянии сердца. Дело молитвы не в словах, а в чувствах к Господу. Что должно быть предметом искания в молитве    235

103 О молитве перед сном и ночью    236

104 Почему, молясь, не получают просимого. Как надо настроиться при молитве    237

105 Как научиться умной молитве. Надо молиться Господу, чтоб дал молитву    239

106 Сила не в словах молитвы, а в духовном настроении. Надо докучать Господу, и подаст     241

107 О внимании при молитве. Что составляет дух молитвы. Об исповеди и откровении помыслов    242

108 Что главное в молитве. Чего следует искать в молитве. Чувство покаяния — дверь в Царствие. Что такое молитва без слов    247

109 О трезвении и умной молитве. Как быть, когда ум начинает блуждать. Как приобрести терпение     253

110 Молитва Иисусова есть наилучший прием для установления внимания и держания его пред Господом    257

111 Все жизненные обстоятельства надо предать Богу. Больше всего избегайте, чтобы молитву не обратить в одну форму. Упражнение для образования непрестанной молитвы. Объяснение 101-го псалма    258

112 Наставление о молитвенном правиле    262

113 Возможна ли умная молитва для мирян? Если нет умной молитвы, то и никакой нет. Что такое молитва. Что мешает умному предстоянию пред Богом. Возможно ли уединение для мирян? О необходимости духовного руководства. Как найти духовного отца    263

 

ПИСЬМА О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

Вместо предисловия    272

Письмо первое. Прохождение духовной жизни возможно и для мирян. Обличение отговорок о невозможности духовной жизни для светских людей. Истинная жизнь во Христе есть жизнь сокровенная    273

Письмо второе. Очерк хода духовной жизни и описание нравственных состояний     281

Письмо третье. Искать внутреннего живого богообщения должно быть целью всякого христианина. В Церкви Божией всегда предлагается полное и безошибочное руководство к внутренней христианской жизни     288

Письмо четвертое. Что бывает с душою, и как нам надобно держать себя, когда потянет на молитву. Когда в нас есть Царствие Божие. Что есть искание Царствия Божия    293

Письмо пятое. Остановки в духовной жизни и уныние. Возрождение в купели крещения есть обновление по образу Создавшего. Все верующие почерпают истинную жизнь в Христе. Степени молитвы. О любви к Богу. В чем состоит умная молитва. Два состояния умной молитвы    300

Письмо шестое. Ожидание раскрытия Царствия Божия. О трудах и ревности в угождении Господу. Нестройность внутри происходит от разложения сил; надобно соединить ум с сердцем. Порядок движения внутренней жизни. Когда зарождается в нас Царствие Божие. Зарождение внутренней теплоты     309

Письмо седьмое. Способы возжечь постоянный огонек или теплоту в сердце. Порядок богоугодной жизни. Что делать, чтобы достигнуть раскрытия Царствия Божия внутрь. Когда и как начинается состояние благодати. Что есть христианство     316

Письмо восьмое. Пути к благочестию. Во внешних чинах Церкви находится все потребное к возгреванию и поддержанию внутренней духовной жизни. Отличительная черта состояния, когда раскрывается Царствие Божие внутрь  327

Письмо девятое. Как возделывается истинная жизнь христианская. В область веры не должно вступать без смиренной покорности вере, с самонадеянной уверенностью все понять и объяснить. О зарождении умно-сердечной молитвы. Об охлаждениях. Влияние благодатного состояния на всю внутреннюю жизнь    334

Письмо десятое. Как войти внутрь. О говений и причащении. Как рассматривать свое внутреннее состояние, готовясь к исповеди. Надо всеусердно молить Бога об истинном сокрушении. Как вызвать в себе сокрушительные чувства. О таинстве исповеди. О причащении     344

Письмо одиннадцатое. Как полагается начало нового периода христианской жизни. Преобразование души и тела по духу жизни о Христе Иисусе. Обязательно искать Господа всеусильно. Какие книги лучше читать для подогревания молитвы    354

Письмо двенадцатое. Когда Господь возжигает в человеке огнь внутренней духовной жизни. Отношение благодати к свободе. Как возгревается дар благодати. Молитва — первое дело в нравственно-религиозной жизни. Молитве надо учиться. От чего зависит успех в деле молитвы     362

Письмо тринадцатое. В чем сила молитвы. Значение духовного руководства при делании молитвы. Зарождение внутренней духовной жизни   372

Письмо четырнадцатое. Причины возникновения видений при углублении в умно-сердечную молитву и предостережение от них. Свойства благодатных даров    379

Письмо пятнадцатое. Как возгревали в себе дух молитвенный подвижники. Почему у иных все идет вяло. Самый надежный способ стяжания теплой молитвы — сама молитва. Что делать немощным и вялым    392

Письмо шестнадцатое. О неправых способах молитвы. Три образа внимания и молитвы. Приготовительные расположения перед духовным деланием    402

Письмо семнадцатое. Через нерадение после крещения мы низвергаемся в бездну нечувствия и мрака. Способы, ведущие к восстановлению принятого в крещении. Молитва трудовая и самодвижная. Действие молитвы. Как совершается деятельная умно-сердечная молитва. Как не быть окраденным врагом. Признак доброты подвига. О борьбе с помыслами. Великое орудие на врагов — плач сокрушенный. Какова настоящая не прелестная молитва    410

Письмо восемнадцатое. О трезвении и хранении сердца. Истинно христианская жизнь есть внутренняя, а не внешняя    419

Письмо девятнадцатое. Наставление о молитве Каллиста, патриарха Цареградского, и Игнатия, сотаинника его    425

Письмо двадцатое. О творении молитвы Иисусовой. О видениях: у всех отцов один закон — не принимать. Признаки, сопровождающие внедрение умной молитвы в сердце    434

Письмо двадцать первое. Что есть истинно христианская жизнь. Покаяние начало этого пути. Степени молитвы. Необходимость опытного руководителя в прохождении духовной жизни     447

Письмо двадцать второе и последнее. О чтении Священного Писания. Как питаться словом Божиим и питать им в себе духовную жизнь. Существо жизни духовной состоит в преложении душевно-телесности в духовность. К истинному совершенству в духе ведет одна вера христианская; все остальные религии — безблагодатны    455


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.