Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Мое правило меру во всем иметь, особенно в телесных подвигах. Злей всех вещей — возношение, тщеславие и осуждение. Надежный путь к смирению

52(711)

Мое правило меру во всем иметь, особенно в телесных подвигах. Злей всех вещей — возношение, тщеславие и осуждение. Надежный путь к смирению 

 

Вы боитесь моей снисходительности. Кажется, я не очень поблажлив. Мое правило

131

 

 

меру во всем иметь. Особенно в телесных подвигах мера нужна, чтоб плоть вытерпела. Святые отцы держали большие строгости относительно тела, или, как они говорили, проходили жестокое житие. Но до сего доходили они постепенно. Начинали не слишком строго, а потом все строже и строже поступали с собою. Припомните, как святой авва Дорофей поступил с святым Досифеем. По сему правилу надо и нам жительствовать. И еще была у святых отцов мудрость — не вымышлять строгостей, а брать их на себя по какому-либо случаю, больше по нуждам внутренней жизни. Так и вам надо бы. Но уж как начато теперь все, благослови Господи труды ваши. Держитесь!

Матушку игуменью любите и почитайте, и казначею, и всякую власть монастырскую. Они от Бога поставлены, хоть чрез посредство людей. Всех надо слушать и всех за все благодарить. И не их одних, а и всех сестер надо чтить, и ставить куда как выше себя. Вы так на них смотрите, что они будто ходят по горе или кровле, а вы внизу, — низко-низко. И если душа станет какую сестру видеть ниже себя, крепко тогда надо укорять себя и поспешить у Господа испросить прощения. Злей всех вещей — возношение, тщеславие, осуждение. Это адский дым и смрад! Приучайте себя всячески к тому, чтоб больше радоваться, когда с вами презрительно обходятся, укоряют

132

 

 

или даже обижают, нежели когда ласкают и приветствуют. В этом самый надежный путь к смирению!

У вас есть позыв молитвою Иисусовой заменить питание молитв. Можно так делать, как вы предположили. Сократите питание молитв и стойте больше на поклонах. Уморитесь поклоны класть, так стойте, и творите молитву Иисусову. Чем больше будете вы углубляться в сию молитву, тем более будете не хотеть питать молитв. Можно вам и больше того сократить питание, нежели сколько предположили. Можно и совсем оставить питание; только не на леность и лежание, а на то, чтоб не чужою, а своею репью беседовать с Господом и умно пребывать с Ним, подобясь Марии, у ног Спасителя просидевшей.

Что запасы имеете, что тут? Заготовьте все нужное, и заботам конец! Как плоть носящие, плоти работаем. Что делать? — Надо есть и пить: пусть будут готовы и материалы на то. Даст Господь терпение — можно воздержаться от некоторых яств; а не стерпите — кушайте, благодаря Господа. Излишки хорошо отдавать нуждающимся и просящим, только потихоньку, чтоб не хвастать щедростью.

Если случится когда при других нарушить положенное у вас правило воздержания, не смущайтесь, не в угоду себе так делая, а долгу любви покоряясь. Что пили чай у NN и обедали, когда

133

 

 

сестра была у вас, так и должно. Если б сделали иначе, было бы хуже: и тех оскорбили бы, и сами не имели бы покоя. Варенье хорошо иметь про всякий случай. Употребляйте иногда с водою, как лекарство, а не сласти ради. И праздник надо хоть чем-нибудь отличить от будней. Пусть и плоть празднует, а не один дух.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.