Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Какие книги читать новоначальным. Назначение кратких молитовок. В чем состоит умная молитва

86 (932)

Какие книги читать новоначальным. Назначение кратких молитовок. В чем состоит умная молитва   

 

Милость Божия буди с вами!

Вы меня поздравляли с началом Четыредесятницы,— а я поздравляю вас с концом ее. Вот и страстная! Да напечатлеются страсти Господни в сердце вашем, вызывая и соответственные чувства сокрушения и смирения!

В прежнем письме, — январском, вы писали, что всех разрешаете приступать к Святым Тайнам... Это очень милостиво и, думаю, не противно Господу всемилостивому. Но, также думается, не расслабить бы тем приходящих. Искреннее раскаяние всегда достойно снисхождения; но приходящих к исповеди равнодушно можно как-нибудь расшевеливать... Спросите иного, можно ли отложить разрешение его на сколько-нибудь времени?.. Не затруднит ли это его в каком-либо

199

 

 

отношении?.. Если можно, то и отложите, наложив на это время епитимию — поклонами, воздержанием в пище и сне... паче же сокрушением. Когда искренно исполнит, тогда и разрешите.— И увещевайте, чтоб воздерживались от грехов.

Писали вы также о слышимых некими голосах. Мысль отцов древних — не обращать на это внимания, не углубляясь в причины. Думайте так сами и других учите... Невнимание пристыдит врагов, и они перестанут так чудесить.

Какие книги советовать читать новоначальным? — Какие общедоступнее. Каковы: святой Златоуст, Ефрем Сирианин, авва Дорофей, святитель Тихон. — Можно ли позволять читать какие-либо истории? Можно. Четь-Минею пусть читают. Повести и романы тоже суть историйки. Но все житейского свойства. Лучше не касаться их, — Напасть можно на соблазнительные.

Когда утомлены бываете беседами с приходящими, тогда по отходе их не вдруг становитесь на молитву, а успокойтесь наперед духом... потом исполняйте свое молитвословие... а леность отгоняйте... Это дурная гостья... и одна не приходит.

Из того, что о молитве Иисусовой не упоминается, нельзя заключать, что она не была в употреблении. Дело не в словах, а в краткой молитовке. Такая не одна была в употреблении.

200

 

 

Святой Кассиан пишет, что в Египте употребляли такую молитовку: «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися». В других местах другие были в ходу молитовки, как: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святой...» Еще: «Аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр помилуй мя, видя немощь души моея»,— Между ними и молитва Иисусова. — Но потом — отдано преимущество молитве Иисусовой.

Назначение кратких молитовок — способствовать собранию мыслей и трезвению. Сила не в словах, а в чувстве к Богу. Оно скоро образуется у трудящихся над молитвою.

Вот это и есть умная молитва. Ум, стоя в сердце, зрит Бога и умно исповедуется Ему призыванием Его... Чувство к Богу есть непрестанная молитва без слов.

Благослови вас Господи!

Спасайтесь!

14 марта 1893 г.


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.