Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт О поклонах. О чтении псалмов. Не молитва одна нужна, но и ревность о спасении сильная

73 (908)

О поклонах. О чтении псалмов. Не молитва одна нужна, но и ревность о спасении сильная   

 

Милость Божия буди с вами!

Полюбились вам поклоны... И добре. Но не забывайте, что под поклонами должны идти молитва от сердца, — от сердца славословить Бога, от сердца благодарить, от сердца просить, своим ли словом, — что лучше, или заученным, только чтоб всюду было сердце...

Если хотите, чтоб псалмы не развлекали, прочитайте толкование их и уясните смысл их... Потом, никогда много не читайте... и читайте неспешно, вдумываясь в каждое слово. Когда разогреется от сего сердце, можно оставить псалмы... Помните сказание о некоем старце, что он только одну «славу» прочитывал, а потом уходил в сердце и созерцание... и так молился.

О поклонах, — поясные ли класть или земные,— что толковать? Но так хорошо, как вы делаете: десять поясных и один земной... Можно свободно класть, когда в пояс, когда до земли.

Поклоны поклонами, а главное — жизнь исправная. Исправная жизнь идет со страхом и трепетом, от памяти Божией, не отходящей и всякий шаг сопровождающей. Отсюда трезвенность. Но

174

 

 

вперед всего ревность о спасении, сильная и безжалостная.

Четвертый том «Добротолюбия» весь обращен к киновитам, и там не толкуется о молитве. Том пятый о безмолвниках более, и там о молитве. Но во всем «Добротолюбии» никаких моих пояснений нет: всё отеческие писания.

Мне думается, что вам не следует отталкивать брата из ученых. Но что знаете, то сказывайте ему в простоте, а чего не знаете, о том говорите: не знаю. Будет ли что из этого или не будет, это можно не иметь во внимании. Пост спасительное дело, и служение литургий благотворно. Что скажут про Ν, если ничего не выйдет или выйдет худое... N за это не ответчик. Как Бог благословит. Бог любит тружеников, только б они смиренны были и о себе много не думали. Истинно доброго ничего не можем мы делать без Господа и благодати Его.

Вопрос монахини о Ν 1), решен первыми словами: «Молиться иногда словами, иногда умом»,— Только пояснить надо, что и умом нельзя молиться без слов, только слова сии не слышатся, а там, внутри, в сердце, мысленно произносятся. Сказать это лучше так: молись иногда словами

1). Речь идет о приписке, в которой сообщалось, что отвечал некий старец на вопрос монахини: «Как лучше молиться — устами или умом?»

175

 

 

звучными, а иногда беззвучными, неслышными. Заботиться надо только о том, чтоб и звучная и беззвучная молитва исходили из сердца.

Прочее, тут прибавленное, прибаутки, именно: «Закрыв глаза, сжав уста и зубы, выговаривай слова молитвы, не касаясь языком зубов... придерживай дыхание... чрез ноздренное дыхание это еще лучше...» Сии и подобные приложения никуда не гожи... Когда из сердца молитва, тогда все забывается. А неопытные прочитают это и станут так делать и верить, что это-то и есть настоящая молитва.

Вопрос, верно, относился к молитве Иисусовой,— Сколько нагородили прибаутков о святой сей молитве?!! А дело просто: веруешь ли, что Господь Иисус Христос есть единый Спаситель твой? Если веруешь, взывай к Нему: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». А мудрецы мудреные про веру забыли, а все внимание остановили на словах; тут у них пошли сказки и про язык, и про губы, и про дыхание, и про голову с бородою, и про сидение.

Не молитва одна нужна, но и ревность о спасении сильная... Когда есть сия ревность, она уж научит, как быть. И совесть чистою блюсти надо: это — главное...

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Ваш доброхот Епископ Феофан.

15 октября 1889 г.

176


Страница сгенерирована за 0.57 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.