Поиск авторов по алфавиту

Автор:Симеон Новый Богослов, преподобный

Симеон Новый Богослов, прп. Божественные гимны

 

Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.

Оглавление перенесено в начало.

 

 

ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ

БОЖЕСТВЕННЫЕ ГИМНЫ

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

Иеромонах Пантелеимон. О гимнах преп. Симеона Нового Богослова I

Никиты Стифата, монаха и пресвитера Студийского монастыря, на книгу божественных гимнов преподобного Отца нашего Симеона. 1

Начало божественных гимнов, т.е. введение. 13

I. О том, что божественный огонь Духа, коснувшись душ, очистившихся слезами и покаянием, охватывает их и еще более очищает; освещая же помраченные грехом части их и врачуя раны, он приводит их к совершенному исцелению, так что они блистают божественною красотою. 15

II. О том, что страх рождает любовь; любовь же, будучи Божественным и Святым Духом, искореняет из души страх и остается в ней одна. 24

III. О том, что Святой Дух пребывает в тех, которые сохранили чистым Святое Крещение; от осквернивших же его Он отступает. 36

IV. Кому Бог является, и кто чрез делание заповедей приходит в доброе состояние. 41

V. Четверостишия преп. Симеона, показывающие его любовь (ἔρωτα) к Богу. 44

VI. Увещание к покаянию и о том, каким образом воля плоти, сочетавшись с волей Духа, соделывает человека богоподобным? 44

VII. Согласно с природою одно только Божество должно быть предметом любви и вожделения; кто приобщился Его, тот сделался причастным всех благ. 47

VIII. О смирении и совершенстве. 48

IX. Кто живет не ведая еще Бога, тот есть мертвый среди живущих в познании Бога; и кто недостойно причащается св. Тайн, для того неуловимо бывает божественное тело и кровь Христова. 59

X. Исповедание, соединенное с молитвой, и о сочетании Духа Святого с бесстрастием. 62

XI. О том, что для человека, досаждаемого и злостраждущего ради заповедей Божией, (само) это бесчестие за заповедь Божию является славою и честью; и диалог (разговор) ко своей душе, научающий неисчерпаемому богатству Духа. 63

XII. О том, что желание и любовь к Богу превосходят всякую любовь и всякое желание человеческое; ум же очищающихся, погружаясь в Свет Божий, весь обожается и потому называется умом Божиим. 68

XIII. Изъявление благодарности за дары Божии и каким образом во отце, пишущем это, действовал Дух Святой. Также наставление, изреченное от лица Бога о том, что должно делать, чтобы получить спасение. 70

XIV. Те, которые еще в этой жизни через причастие Духа Святого сочетались с Богом, и по преставлении из сей жизни будут сопребывать с Ним вовеки. Если же нет, то противоположное будет с теми, которые являются иными. 72

XV. Благодарение за изгнание и скорби, которые претерпел (св. отец) во время гонения на него. 78

XVI. Все святые, будучи озаряемы, просвещаются и видят славу Божию, насколько возможно человеческой природе видеть Бога. 80

XVII. Соединение Всесвятого Духа с очищенными душами происходит с ясным чувством, то есть сознанием; и души, в которых это происходит, Он соделывает подобными Себе, световидными и светом. 82

XVIII. Алфавит в двустишьях, побуждающий и наставляющий недавно удалившегося от мира восходить к совершенству жизни. 87

XIX. Наставления монахам, недавно отрекшимся мира и того, что в мире; и о том, какую должно иметь веру к отцу своему (духовному). 89

XX. Каковым должно быть монаху, и какое его делание, или преспеяние и восхождение. 91

XXI. Об умном откровении действий божественного света и об умном и божественном делании добродетельной жизни. 95

XXII. Божественные вещи ясны и открыты только одним тем, с которыми через причастие Святого Духа весь со всеми соединился Бог. 101

XXIII. Озарением Духа Святого прогоняется в нас все страстное, как тьма от света; когда же Он сокращает лучи Свои, мы подвергаемся нападению страстей и злых помыслов. 106

XXIV. О том, что иногда и учитель, заботясь об исправлении ближнего, увлекаем бывает находящуюся в том слабость страсти. 110

XXV. Кто от всей души возлюбил Бога, тот ненавидит мир. 113

XXVI. О том, что лучше быть хорошим пасомым, чем быть пастырем над не желающими; ибо не будет никакой пользы тому, кто, стараясь других спасти, сам себя погубит чрез предстоятельство над ними. 113

XXVII. О божественном озарении и просвещении Духом Святым; и о том, что Бог есть единственное место, в котором все святые по смерти имеют упокоение; отпавший же от Бога нигде в другом месте не будет иметь упокоения в Будущей Жизни. 117

XXVII. Исполненные любви к Богу слова Отца, показывают здесь, какое изменение произошло в нем, как он, вконец очистившись, соединился с Богом и из какого каким стал. К концу он, богословствуя, говорит (еще) и об ангелах. 123

XXIX. Соделавшийся причастником Духа Святого, будучи восхищаем Его светом или силою, возвышается над всеми страстями, не терпя вреда от приближения их. 126

XXX. Благодарение Богу за дары, которых (св. отец) удостоился от Него. И о том, что достоинство священства и игуменства страшно даже для ангелов. 128

XXXI. О бывшем святому отцу видении божественного света, и как божественный свет не объемлется тьмою в тех, кто, изумляясь величию откровений, помнит и человеческую немощь и осуждает себя самого. 131

XXXII. Здесь отец с изумлением рассказывает о том, как он видел Бога, подобно апостолам Стефану и Павлу. 136

XXXIII. Благодарение Богу за бывшие от Него благодеяния, и просьба научить, ради чего сделавшимся совершенными попускается терпеть искушения от бесов, и об отрекающихся от мира ― наставление, изреченное от лица Божия. 139

XXXIV. Что значит выражение «по образу», и справедливо человек признается образом Божиим. И о том, что любящий врагов, как благодетелей, является подражателем Бога, а потому, соделавшись причастником Духа Святого, он бывает богом по усыновлению и по благодати, будучи познаваем одними теми, в которых действует тот же Дух Святой. 146

XXXV. Просительная и вместе благодарственная молитва (св. Отца) к Богу за излитые на него (благодеяния). 152

XXXVI. Богословие о единстве во всем триипостасного божества; и как (св. отец), смиряя себя, (этим исповеданием) посрамляет самомнение мнящих о себе, что они нечто. 153

XXXVII. Учение с богословием о действиях Святой Любви, то есть Самого Света Духа Святого. 157

XXXVIII. Учение с богословием, в котором (говорится) о священстве и вместе о бесстрастном созерцании. 164

XXXIX. Благодарение и исповедание с богословием, и о даре и причастии Св. Духа 169

XL. Благодарение с богословием, и о тех действиях, по которым наименована божественная Благодать Духа. 177

XLI. Точное Богословие о неуловимом и неописуемом Божестве, и о том, что божественное естество, будучи неописуемо (неограниченно), не находится ни внутри ни вне вселенной, но и внутри и вне есть, как причина всего, и что Божество только в уме уловимо для человека неуловимым образом, как лучи солнца для глаз. 184

XLII. О Богословии и о том, что божественное естество неисследимо и совершенно непостижимо для людей. 194

XLIII. О Богословии и о том, что сохранившие образ (Божий) попирают злые силы князя тьмы; прочие же у которых жизнь проходит в страстях, находятся в его власти и царстве. 200

XLIV. О Богословии и о том, что ум, очистившись от вещества страстей, невещественно созерцает Невещественного и Невидимого. 205

XLV. О точнейшем богословии и о том, что не видящий света славы Божией хуже слепого. 207

XLVI. О созерцании Бога или вещей божественных, о необычайном действии Духа Святого и о свойствах (περὶ τῶν ἰδίων) Святой и Единосущной Троицы. И о том, что не достигший вступления в Царство Небесное не получит никакой пользы, хотя бы он был и вне адских мук. 210

XLVII. О богословии и о том, что изменившемуся через причастие Святого Духа и не сделавшемуся с познанием богом по усыновлению непозволительно учить людей вещам божественным. 220

XLVIII. Кто есть монах и какое его делание. И на какую высоту созерцания взошел это божественный отец (Симеон). 224

XLIX. Моление к Богу, и как этот отец, соединяясь с Богом и видя славу Божию, в нем самом действующую, приходил в изумление. 225

L. Общее наставление с обличением ко всем: царям, архиереям, священникам, монахам и мирянам, изреченное и изрекаемое от уст Божиих. 226

LI. О том, что славные земли и гордые богатством прельщаются тенью видимого; презревшие же настоящее необманчиво делаются причастниками божественного Духа. 237

LII. Блестящее исследование о мысленном рае и о древе жизни в нем. 241

LIII. Моление и молитва преподобного к Богу о (даровании от) Него помощи. 243

LIV. Молитва ко Святой Троице 245

LV. Другая молитва ко Господу нашему Иисусу Христу о святом причащении. 250

LVI. О том, что каждому из людей Бог дал прирожденное и полезное дарование чрез Духа Святого, чтобы действовать не так, как сам он желает, но как предопределено от Него, дабы не быть бесполезным среди членов Церкви Его. 252

LVII. О том, что смерть касается и более крепких по природе 257

LVIII. Как этот божественный Отец, видя славу Божию, был действуем Св. Духом. И о том, что Божество находится внутри и вне всего (мира), но Оно и уловимо и неуловимо для достойных; и что мы— дом .Давидов; и что Христос и Бог, соделывающийся многими нашими членами, есть один и тот же и пребывает нераздельным и неизменным. 257

LIX. Послание к монаху, вопрошавшему (св. Отца): как ты отделяешь Сына от Отца, мыслью (ἐπινοίᾳ) или делом? В нем найдешь богатство богословия, опровергающего его (вопрошателя) хуление. 265

LX. Путь к созерцанию божественного Света. 279


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.