Поиск авторов по алфавиту

Автор:Челпанов Г., профессор

Челпанов Г., проф. Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе

Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.

 

Проф. Г. ЧЕЛПАНОВ

 

МОЗГ И ДУША

КРИТИКА МАТЕРИАЛИЗМА

И ОЧЕРК СОВРЕМЕННЫХ УЧЕНИЙ О ДУШЕ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Стр.

Предисловие 7

 

Лекция первая.

Что такое материализм?

Современное положение философии. — Причины распространения материализма. — Понятие основного принципа. — Классификация философских учений: материализм, спиритуализм, психофизический монизм. — Отношение материализма к спиритуализму. — Отношение материализма к позитивизму. — Материализм — метафизическое учение. — Материализм философский и материализм экономический. — Определение материализма. 11

 

Лекция вторая.

История материализма.

Материализм древних (Демокрит, Эпикур, Лукреций). — Французский материализм XVIII в. (Ламеттри, Гольбах, Кабани). — Основные типы материалистических учений 30

 

Лекция третья.

Современный материализм.

Причины возникновения материализма в XIX столетии. — Учение Молешотта, Фогта, Бюхнера и др. 46

 

 

Лекция четвертая.

Материализм — метафизическое учение.

Метафизическое и эмпирическое познание. — Связь между явлениями психическими и физическими. — Доказательства, заимствованные из анатомии, физиологии, антропологии, физиологической химии и психометрии. — Истолкование этих фактов с точки зрения материализма, эмпирического параллелизма, психофизического монизма и спиритуализма. 64

 

Лекция пятая.

Психические явления могут быть познаваемы только путем самонаблюдения или внутреннего опыта.

О методах психологии. — Физиологическая и экспериментальная психология. — Объективный метод психологии. — Понятие самонаблюдения. — Источники психологии.– Об эксперименте в психологии. — Отношение между субъективным и объективным наблюдением. 79

 

Лекция шестая.

Существует коренное различие между физическим и психическим.

Понятие протяженности. — К психическому неприложимы категории пространственной протяженности. — Взгляды выдающихся писателей по этому вопросу. — Понятие доказательства и непосредственной очевидности. 99

 

Лекция седьмая.

Мысль не есть свойство материи. Разбор положения: «Мысль есть функция мозга».

Различие между физическим и психическим. — Явления сознания не выводимы и не объяснимы из движения материальных частиц. — Объяснение понятий: свойство, сила, способность. — Различный смысл, придаваемый положению: «мысль есть функция мозга». 117

 

Лекция восьмая.

Несостоятельность материализма с точки зрения закона сохранения энергии.

Понятие причинности в естествознании. — Связь этого понятая с законом превращения энергии. — Понятие превращения и сохранения энергии. — Физическое не может превратиться в психическое. — Явления психические и физические совершаются параллельно. — Понятие эмпирического параллелизма. — Несостоятельность аргумента, заимствованного из биологии. 131

 

Лекция девятая.

О несостоятельности наивного реализма.

Задачи теории познания. — Понятие наивного реализма. — Звук с точки зрения психологической, физической и физиологической. — Отношение между ощущением звука и порождающими его физическими условиями. — О субъективности ощущения звука. 147

 

Лекция десятая.

О несостоятельности наивного реализма.

Цвет с точки зрения психологической, физической и физиологической. — Теории цветоощущения Гельмгольца и Геринга. — О субъективности ощущений цвета. 158

 

Лекция одиннадцатая.

О субъективности пространства.

Восприятие пространства. — Теория Декарта и Беркли. — Роль осязательно-мускульного опыта в восприятии пространства. — Неогеометрия и доказательство мыслимости пространства в 4 и больше измерений. — Критика этого воззрения. — Субъективность пространства. 171

 

Лекция двенадцатая.

О природе времени.

О реальности времени. — Время в нашем сознании определяется количеством образов. — О продолжительности «настоящего». — Объем сознания. — Экспериментальные исследования восприятия времени. — О субъективности времени. — Время существует только в нашем сознании. 186

 

Лекция тринадцатая.

Несостоятельность материализма с точки зрения теории познания.

Атомизм у Демокрита, Дальтона и друг. — О субъективности свойств материи. –Атомизм есть гипотеза. — Кант и Шопенгауер о несостоятельности материализма. — Генезис понятия о субъекте и объекте. — Существование сознания так же достоверно, как и существование материи. 199

 

Лекция четырнадцатая.

Об измерении психических явлений. Измерение интенсивности ощущений.

О единице для измерения ощущений. — О пороге ощущений. — Об отношении между ощущением и раздражением. — Закон Вебера. — Закон Фехнера. 213

 

Лекция пятнадцатая.

Об измерении скоростей умственных процессов.

История вопроса. — Понятие реакции, — Описание хроноскопа Гиппа. — Измерение времени простой реакции. Время различения, выбора, ассоциации и пр. — Выводы. 226

 

Лекция шестнадцатая.

Учение о локализации умственных способностей.

Отношение вопроса о локализации умственных способностей к материализму. — История учения о локализации: Платон, Аристотель, средневековые писатели, Декарт. — Психология «способностей». Френологическое учение Галя. — Экспериментальные исследования Флуранса. 236

 

Лекция семнадцатая.

Учение о локализации умственных способностей.

Различные методы исследования функций головного мозга: электрическое раздражение, экстирпация, патологические данные, эмбриологический метод. — Исследования Гольца. — Локализация «представлений». — Истинный смысл термина «локализация умственных способностей». — Особый характер психологических исследований. 252

 

Лекция восемнадцатая.

О психофизическом монизме.

История учения. — Отношение между психическим и физическим по этому учению. — Параллелизм и учение о тождестве. — Происхождение психических состояний по этому учению. — О тождестве психических и физических явлений с точки зрения теории познания. — Причины успеха психофизического монизма. 272

 

Лекция девятнадцатая.

Критика психофизического монизма.

Различие между эмпирическим параллелизмом и психофизическим монизмом. — Закон сохранения энергии не противоречит учению о взаимодействии между физическими и психическими явлениями. — Анализ понятия причинности и учение о взаимодействии. — Учение о взаимодействии на основании гипотезы эволюции. 290

 

Лекция двадцатая.

Понятие души в современной философии.

Анимистическое понятие души. — О единстве сознания и тождестве личности. — Соображения, приводимый против спиритуализма.– О субстанциальности и актуальности души. — Учение Паульсена и Вундта. — Взгляд Милля и Спенсера на душу. — Понятие субстанции. — Отношение между современными учениями о субстанциальности и актуальности. 301

 

Приложение

Геккель и его взгляды на отношение между душой и телом. 317


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.