13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Брянчанинов Дмитрий
Брянчанинов Д. Неизданные творения святителя Игрантия (Брянчанинова)
Файл в формате pdf взят на сайте http://www.btrudy.ru/archive/archive.html
Правообладателем разрешена публикация только на нашем сайте.
Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.
НЕИЗДАННЫЕ ТВОРЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ
ИГНАТИЯ (Брянчанинова)
Святитель Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский (в миру Димитрий Александрович Брянчанинов) (1807—1867), канонизированный Русской Православной Церковью в 1988 году, принадлежит к числу ее известнейших подвижников-наставников.
Вырос он в Вологодском крае, именуемом по обилию подвизавшихся в нем святых Северной Фиваидой (по подобию Южной Фиваиды - Египетской), а закончил свой земной путь на покое в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии. «Преосвященный Игнатий, — писал в одном из своих писем к архиепископу Тверскому Алексию митрополит Московский Филарет, — исторгнул себя из службы. Иные говорят, что это на время, до открытия высшей кафедры. А мне кажется, счастлив, кто мог законно устраниться от трудностей времени, дабы внимать Богу и своей душе».
Всю свою жизнь святитель Игнатий провел в служении Богу, Святой Церкви, в стяжании спасения. Он сам шел путем правильного - православного духовного делания и вел по нему других примером своего подвига и своими многочисленными творениями.
Творения святителя Игнатия это не столько плод размышлений богослова-теоретика, сколько выражение живого опыта деятельного подвижника. Как таковые, они вводят читателя в аскетическое богословие святых отцов, помогают ему понять его дух, облегчают ему усвоение. В одном из писем, полученных святителем после издания его творения «Аскетические опыты», говорилось: «Опыты приняты с великой любовью, эта книга заменяет «Добротолю- бие» для нас, будучи гораздо понятнее, чем «Добротолюбие», и содержит все, о чем говорится в «Добротолюби и ». Святитель Игнатий наставляет, дает ценные советы, руководит христианина в духовной жизни.
От святителя Игнатия осталось богатое письменное наследие. Оно известно, ибо издавалось немалым тиражом.
К публикации в данном сборнике «Богословских трудов» предлагается лишь небольшая часть неизданных творений святителя, которые собрал доцент Московской Духовной академии иеромонах (в конце своей краткой жизни — 1939-1973 - игумен и профессор) Марк (Лозинский) на тему: «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)». Троице-Сергиева Лавра, Загорск, 196» (машинопись, в 8-ми томах).
Прежде всего, это отдельные письма к монашествующим и мирянам. В своих письмах святитель Игнатий, отвечая на частные вопросы, касается многих сторон духовной жизни и иногда делает это полно, подробно. Вот, например, как он рассуждает об «истинном счастье»: «Первое условие сего счастья есть то, что я христианин и монах, хотя и недостойный. Во-вторых, есть кругом меня люди, на коих могу взглянуть с искреннейшей сердечной любовью...» «Наружное счастье не может вполне напитать человека; источник истинного счастья должен быть в его сердце, а эти святые, чистые воды дарует Христианину Вера...» «Познание Спасителя, а чрез то и получение блаженной вечности, есть первое счастье на земле, есть единственное сокровище человека...»
Из других творений публикуются здесь:
1. «Жизнь схимонаха Феодора». Это первое по времени творение святителя, когда он был еще послушником Димитрием. Послушник объективно описывает подвиги старца, излагает взгляд на монашество и на присущее ему «умное делание», считая его основой богоугодного жительства. «Благочестивый читатель! - обращается послушник Димитрий. - В сем жизнеописании беспристрастно обнаружены тебе и доблести и слабости старца: подражай доблестям, не осуждай слабости».
2. «Христианский пастырь и христианин-художник». Творение это изложено в форме диалога и является результатом бывших бесед святителя (тогда архимандрита) с великим русским композитором М. И. Глинкой, просившим св. Игнатия изложить на бумаге свои мысли о духе и характере православного церковного пения.
3. «Понятие о ереси и расколе». Творение полемического характера. Привлекает внимание в этом творении рассуждение святителя Игнатия об иконописании. «Все русские поняли, - утверждает он, — что итальянские картины не могут быть святыми иконами». И еще: «Россия уже не повинуется и не подражает слепо Европе; она подвергает западную образованность благоразумной критике; она желает явиться в общество Европейских государств в собственном своем характере, а не в характере, взятом на время заимообразно, на прокат».
Ради сохранения подлинности текста редакторская правка, по существу, не проводилась.
Послушник Димитрий БРЯНЧАНИНОВ
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.