Поиск авторов по алфавиту

VI—VIII века (ч.2)

Западное монастырское богослужение
Гораздо более сведений имеем мы о монастырском богослужении на Западе за рассматриваемый период. Оно было разное в разных монастырях (как и теперь многие римско-католические монастыри имеют особые богослужебные уставы). Несколько знаменитых аббатов и епископов этого периода оставили после себя свои правила для богослужения, которые, хотя в разной степени, повлияли на выработку нынешнего римского чина богослужения и представляют по местам интересные совпадения с нашим уставом. Впервые этим монашеским уставам, по-видимому, обязано римское богослужение устранением из служб постоянных псалмов (например, утренних, вечернего) и заменой их чередными отделами Псалтири. Важнейший из этих монашеских уставов — 1) прп. Венедикта Нурсийского ( 543 г.), основателя известного Монтекассинского монастыря в южной Италии и ордена своего имени, и вообще главного организатора западного монашества. В своих «Правилах» (Regula) он ссылается на правила Василия Великого, Collationes прп. Иоанна Кассиана и иногда обнаруживает зависимость от Пахомиевых правил. 2) Соперником Венедикта по влиянию на западное монашество был Колумбан (Columbanus),  615 г., шотландец, основатель ряда монастырей сначала в Галлии, затем в Италии; его монашеские правила совершенно своеобразны, довольно суровы (носят отпечаток его северного происхождения), не заключают ссылок на древнейшие уставы, и в том числе на Венедикта, и были приняты во многих монастырях до введения Венедиктова устава. Известны затем своими монашескими уставами: 3) Цезарий, еп. Арльский (Arelatensis в Галлии,  542 г.), и его второй преемник по кафедре — 4) Аврелиан, причем первому приписываются, кроме Regula ad monachos, еще Regula ad virgines (предназначенные для сестры Цезария и живших с нею монахинь) с более сложным и подробным чином богослужения, чем в первых «Правилах», что возбуждает сомнение в подлинности их; правила Аврелиана по местам совпадают с Колумбановыми; 5) Исидор, еп. Севильский,  ок. 666 г.; 6) Донат, еп. Vesontionensis в сев. Италии,  ок. 624 г. (Regula ad virgines); 7) Фруктуоз (Fructuosus), еп. Bracarensis в Испании,  после 675 г.; 8) аноним, по прозванию Magister, VII в. (Regula ad virgines); 9) и 10) два неизвестных аббата; правила одного из них издавались с творениями блж. Августина, другого с правилами прп. Венедикта.

Ночная служба
Наиболее просто правило псалмопения у последнего неизвестного: «нужно сходиться на три собрания дневных и на столько же ночных; на каждом дневном собрании нужно петь 3 псалма, а на всех ночных 12, кроме той службы (missam), которая совершается при восходе солнца; должны произноситься и молитвы, а также два чтения, одно из Ветхого Завета и одно из Нового, на каждом из ночных собраний; на собраниях же в субботу и воскресенье служба должна совершаться до пения петухов» (пр. 30). Для ночной службы близок к этому правилу по простоте чин, наблюдавшийся Колумбаном во многих (до 1000) современных ему монастырях: «есть некоторые католики, у которых одно и то же каноническое число псалмов 12 и для коротких и для длинных ночей, и из этого правила они для каждойночной смены берут по 4 псалма: для начала ночи, для полуночи или пения петухов и для утрени... в особо же священные (reverentissimis) ночи субботы и воскресенья это число (псалмов) утрояется, т. е. их бывает 36» (гл. 7). Замечательно, как в обоих этих чинах выдерживается 12-псалмие, перенесенное из Египта на Запад еще прп. Кассианом. Несколько сложнее, но ближе других к этим чинам, ночная служба у прп. Венедикта: в ней также проводится система 12-псалмия, но 12 псалмов резко делятся на два отдела по 6 псалмов (ср. у нас шестопсалмие и хвалитные псалмы на утрене); кроме того, служба получает у прп. Венедикта все аксессуары церковно-приходской: антифоны, респонсории и др. стихи; большое значение придается также чтениям. Ночное богослужение (vigiliae) по уставу прп. Венедикта начинается стихами «Боже в помощь мою вонми» и (dicitur) «Господи устне мои отверзеши» трижды (ныне обратном порядке и 2-й стих однажды; ср. у нас); далее пс. 3-й (ср. у нас) со Слава и 94 «Приидите возрадуемся Господеви» (как ныне), поемый с антифонными припевами (следовательно, мелодически, — как ныне) или просто (certe decantandus, — должно быть, в зависимости от торжественности службы), гимн Амвросия (как ныне; не Те Deum); все это вступительная часть службы, как и ныне. Далее следуют 6 псалмов с антифонами; после произнесения (dictis) их и благословения аббата бывают три чтения из Ветхого и Нового Завета или из толкований на них с респонсориями между ними, на которых братия сидят; встают на Слава последнего респонсория, который один имеет ее (Славу; ср. у нас на кафизмах). Поются другие 6 псалмов, уже с аллилуиа, и за ними чтение Апостола наизусть (должно быть, как очень краткое, = capitulum), стих и моление литании, т. е. Kyrie eleyson (ср. у нас сугубая ектения и лития), чем и оканчивается вигилия. Так совершается ночная служба от ноября до Пасхи; летом же она сокращается: бывает вместо 3 чтений одно из Ветхого Завета с одним респонсорием и одно из Нового Завета. В воскресенье бдение значительно удлиняется, и прежде всего за счет чтений — их бывает 13 вместо 4 или 2 будничных: после первых 6 псалмов бывает 4 чтения (не 3, как в будни) с респонсориями, а после вторых 6 псалмов (поемых с антифонами, а не с аллилуиа) — тоже 4 чтения (не 1, как в будни); кроме того, бдение получает в конце новую часть, как бы третью ноктурну, самую торжественную: после второго ряда чтений «поются три песни из пророков (ср. у нас трипеснец), какие назначит аббат, с аллилуиа; по произнесении стиха и благословении аббата бывает опять 4 чтения из Нового Завета, затем гимн Тебе Бога хвалим, и аббат читает из Евангелия со страхом и трепетом, при чем все стоят, а по окончании чтения отвечают аминь; к этому аббат присоединяет: «Тебе подобает хвала» (ср. у нас) и, давши благословение, начинает утреню» (гл. 9,10,11). Другие уставы назначают для ночной службы менее или более 12 псалмов, и притом неодинаковое количество их для различных времен года. Так, Исидор назначает для вигилии только 6 псалмов и песни: именно, «сначала должны произноситься (recitandi) три псалма канонические (постоянные?), затем три миссы псалмов(должно быть, псалмы с чтениями, — см. ниже у Цезария), четвертая (мисса) песней, пятая утрени; в воскресенья и праздники мучеников ради торжества прибавляются особенные (singulae) миссы» (гл. 7). 1-й неизвестный назначает 6, 5 или 4 псалма: «ночные молитвы в ноябре — феврале имеют антифонов 12, псалмов 6, чтений 3; в марте, апреле, сентябре и октябре антифонов 10, псалмов 5, чтений 3; в мае—августе антифонов 8, псалмов 4, чте­ний 2» (гл. 1). Цезарий Арлъский: с Пасхи до октября 18 пс, 2 чтения, гимн и capitellum (маленькое чтение), а с октября до Пасхи к этой ноктурне присоединяется еще другая, тоже из 18 псалмов, 2 чтений и гимна.

При псалмах «антифоны меньшие с аллилуиариями (allelujaticis) своими...». «После Пасхи до Пятидесятницы по пятницам подкрепляются (reficiendum) однажды и по­сле 12 (часа) бывают шесть missae, т. е. должно произноситься 18 чтений наизусть и затем 18 псалмов, 3 антифона; после же ноктурны должны быть 3 missae по книге до света». Это темное место Цезария, должно быть, предписывает во весь период Пятидесятницы под субботу особенно длинные бдения с 6 ч. вечера пятницы без ужина до самого рассвета субботы (ср. у Кассиана, выше, с. 162), причем обычной вигилии из 18 псалмов предпосылалось 18 чтений, и за ней следовало еще 3 чтения. Это все в Regula ad virgines, § 66. Короче ночную службу описывает Цезарий в Regula ad monachos: «вигилии от октября до Пасхи составляют две ноктурны и три миссы (чтения): на одной миссе прочтет брат три листа и молитесь; прочтет другие три листа и встает, говорите антифон, респонсорий и другой антифон; антифоны же по чину Псалтири; на 1-й миссе чтение бывает о воскресении и на нем все стоят» (пр. 21).

Воскресная вигилия отличается тем, что чтения бывают из Евангелия: 1-ое о воскресении, 2-ое — недели, 3 — о воскресении, 4 — недели. Похоже и Аврелиан: «еже­дневно на ноктурнах прежде всего произносится просто (directaneus — одним хором) Помилуй мя Боже по велицей милости Твоей; затем 18 псалмов, три маленьких антифона, два чтения Апостола или пророков, (гимн) и capitellum; по исполнении ноктурн говорите утреню; так с Пасхи до октября; с октября же должно присоединять другие ноктурны: пс. Помилуй мя Боже, помилуй мя, 18 псалмов, 2 чтения из пророков или Соломона, гимн... и затем, так как ночи увеличиваются, делайте по книге 3 миссы (чтения); после 2 первых чтений молитва; после третьего антифон, респонсорий, антифон и опять чтение (capitellum?)». Колумбии, насколько можно понять темный текст его правила (гл. 7), для зимних вигилий (от осеннего равноденствия до февраля) назначает 36 псалмов с 12 антифонами, а для летних 24 псалма с 8 антифо­нами; по субботам же и воскресеньям от ноября до февраля 75 псалмов с 25 антифонами; с февраля до мая это число уменьшается каждую неделю на 2 псалма с 1 антифоном, так что в начале мая получается 36 псалмов (в будни тогда только 24), и такое число остается для субботней и воскресной вигилии до июля; отсюда же оно опять увеличивается еженедельно на 3 псалма, пока к ноябрю не достигнет снова 75 псалмов. С Колумбаном сходен Донат, только он делит для будней год на две равные части по равноденствиям, а для суббот и воскресений с 1 февраля постепенно уменьшает число псалмов с 60 до 36; с мая до октября 36 псалмов; это число к ноябрю возрастает до 75 и таким остается до февраля. Фруктуоз впервые делит ночную службу на три части, как она делится ныне в Римско-католической Церкви: «вставши пред полуночью, пусть исполнят (recitent) по хорам по 12 (duodenos) псалмов; отдохнувши немного, в полночь пусть совершают службу, на которой поется 4 респонсория (след., вероятно, и чтения) на 3 отдела псалмов так, что за произнесением 3-х псалмов следует один ре-спонсорий, и таким образом с 3 респонсориями поется 12 псалмов; после же полуночи, если время зимнее, все садятся, и один, сидя в середине, читает, а аббат или начальник в речи своей объясняет читаемое непонимающим, и в заключение опять пропевши 12 псалмов, идут немного поспать до утрени (Laudes)» (гл. 3). О воскресных бдениях Фруктуоз не говорит. По Магистру, «на ноктурнах аббат произносит стих отверзения (apertino-nis, т. е. Господи устне мои отверзеши), респонсорий молитвы (судя по Венедиктову уставу, пс. 94), затем зимою 12 антифонов без аллилуиа и респонсорий (следовательно, должно быть и чтение) без аллилуиа, как и всегда по исполнении Псалтири (currente dumtaxat psalterio); затем другой респонсорий уже с аллилуиа, так чтобы было 16 начал (impositiones: 2 в начале+12 пс+2 респ.; по Мартену — интонации), чтение Апостола, чтение Евангелия, которое всегда творит аббат, в отсутствие же его препозиты по очереди; затем стих и Rogus Dei (молитва); в конце каждого псалма молитва (гл. 44, 33); во все же воскресенья все антифоны и респонсорий говорятся с аллилуиа до ноктурны понедельника и не преклоняют колен» (гл. 45).

Утреня (Laudes) в западных монастырях
С ночною службою стояла в тесной связи, хотя являлась самостоятельной службой, утреня (matutinum), называвшаяся по ее псалмам «Хвалите Господа с небес» и следующим Laudes или ad Laudes (= Хвалитные). По уставу прп. Венедикта на утрене прежде всего произносится (dicatur) 66 пс. без антифонов, медленно, чтобы все поспели, и 50 пс, который произносится с антифонами, а в воскресенье с аллилуиа, затем 2 псалма, меняющиеся по дням: в понедельник 5 и 35, во вторник 42 и 56, в среду 63 и 64, в четверг 87 и 89, в пятницу 75 и 91, в субботу 142 и песнь Второзакония (ср. у нас в субботу мясопустную, сырную и Лазареву), которая разделяется на две Славы, в воскресенье пс. 117 (ср. у нас Бог Господь) и 62. Затем песнь из пророков особая на каждый день, «как поет Римская Церковь» (см. ниже), а в воскресенье — Benedictiones, т. е. песнь 3 отроков, и Laudes (хвалитные псалмы), чтение из Апостола, в воскресенье из Апокалипсиса, на память респонсорий, гимн Амвросия (ныне: Aeterne rerum conditor), песнь из Евангелия (ныне песнь Захарии; в воскресенье, таким образом, 5 библейских песней: 3 на бдении и 2 на утрене, последние в порядке нашего канона), литания и конец (гл. 12, 13). По Аврелиану, на утрене «сначала песнь (canticum) на антифон, затем просто (directaneum): Суди ми Боже; Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, Хвали душе моя Госпо-да, Хвалите Господа яко благ псалом, Похвали Иерусалиме Господа. Затем: Хвалите Господа с небес, Воспойте Господеви песнь нову, Хвалите Бога во святых Его. На антифоне говорите гимн: Сияние Отеческой славы; другой: Вечный света Творец, и capitellum, Kyrie eleyson 12 раз попеременно». Воскресная и праздничная утреня, по Аврелиану, начинается псалмом (directaneum) Вознесу Тя, Боже мой и Царю; затем пс: Суди ми Боже; Боже, Боже мой, к Тебе утренюю и Исповедайтеся Господеви с аллилуиа; псалмы хвалитны вседневной утрени с аллилуиа, разделяемые на две группы Благословением (песнь 3 отроков); затем Величит душа моя или с антифонами или с аллилуиа, гимн, Слава в вышних Богу и capitellum. Koлумбан для будничной утрени назначает 12 псалмов (чередных), а для суб­ботней и воскресной — 36. Другие уставщики не указывают особой утрени для воскресенья и праздников и дают короче ее чин. Так, по 1 неизвестному, на утрене произносятся псалмы 3,62, 6 и 88 с положенными антифонами, стихами и респонсориями. По Фруктуозу, «при пении петухов должно совершать утреннее священнодействие, произнося (recitatis) 3 псалма со Хвалою (= хвалит, пс.) и своим (?) Благословением» (пр. 3). По Магистру, утренних псалмов должно произносить во всякое время (года) шесть, респонсорий один, стих (то и другое к чтению), чтение капитула (из Ветхого Завета или Апостола) и Евангелия, которое произносит всегда аббат, в заключение «Rogus Dei» (гл. 35). Исидор только упоминает об утрене, не указывая состава ее. Замечательно, что Цезарий дает чин только воскресной утрени, а о будничной и не упоминает: это наводит на мысль, что первоначально утреня, как служба, падавшая на час воскресения Христова, имела место лишь в воскресенье; за это говорит и ее исключительно радостный тон. «Правила для монахов» Цезария дают такой чин воскресной утрени: «просто (directaneo): Вознесу Тя Боже мой и Царю мой. Исповедайтеся. Поим Господеви (песнь Моисея). Хвали душе моя Господа. Благословение. Хвалите Господа с небес. Тебе Бога хвалим. Слава в вышних Богу и capitellum» (гл. 21). «Правила для дев»: «сначала говорите просто маленькое (вступительный стих?) с антифоном. Поим Господеви и все утренние (псалмы?) с аллилуиа» (§ 69).

Часы
Для часов большинство аббатов назначают по 3 псалма, редко по 6 (Цезарий. Пр. для дев, § 69) и по 12. Порядок службы различен у разных аббатов, не сходен с нынешним римским, но с отклонением от последнего по направлению к восточным чинам. По прп. Венедикту, служба часа начинается стихом: Боже в помощь мою вонми, гимн, 3 псалма отдельно (sigillatim), a не под одною славою, чтение, стих, Господи помилуй и отпуст. В воскресенье на часах отделы 118 псалма (гл. 17 и 18). По Аврелиану, на каждом часе для монахов 12 псалмов, а для монахинь 6; после псалмов гимн (не пред псалмами, как у Венедикта и ныне, а после них, как у нас тропарь), 2 чтения, из Ветхого и Нового Завета, стих (versiculum; ср. у нас Стопы моя и т. п.).По Колумбану, «на каждом часе положено старцами по 3 псалма с присоединением вставочных стишков сначала за наши грехи, затем за весь народ христианский, за священников, за остальные степени посвященного Богу свящ. чина (plebis), наконец за творящих милостыню, за мир Церквей, в конце концов за врагов» (ср. у нас в конце полунощницы и повечерия) (гл. 7). По Исидору: 3 псалма, респонсорий, чтения из Ветхого и Нового Завета, Laudes (?), гимн и молитва (гл. 7). 1-й неизвестный указывает на часах «свои псалмы, 2 антифона и 2 чтения со своими молитвами». Фруктуоз и 2-й неизвестный говорят только о числе псалмов: 3. По Магистру, на каждом часе 3 псалма, отдельные респонсории, чтение Апостола, чтение Евангелия аббатом или препозитом и Rogus Dei (гл. 35).

Вечерня
На вечерне (vespera, lucernarium) количество псалмов назначается различное, но замечательно, что некоторые для нее одной, как и у нас, дают только один псалом; общий же строй службы большей частью напоминает часовую, иногда и вполне совпадая с нею. По прп. Венедикту, 4 псалма с антифонами, чтение с респонсорием (ср. паремии), гимн (ср. Свете тихий), стих, песнь из Евангелия (Величит), литания (ср. у нас), молитва Господня (ср. у нас) и отпуск; псалмы на вечерне чередные от 109 до 147, за исключением тех из них, которые употребляются на других службах (гл. 17,18). По Аврелиану, сначала directaneus (один псалом, поемый хором просто), затем два антифона и третий аллилуиа, гимн. По 1 неизвестному: 1 псалом, 1 респонсорий, 3 антифона, 3 чтения. У Колумбана вечерня, по-видимому, имеет состав трехпсалмного часа. По Исидору, сначала — lucernarium (вечерний псалом?), 2 псалма, 1 респонсорий, Laudes, гимн и молитва (гл. 7). У Фруктуоза  зимою 6, а летом 5 псалмов с антифонами, последний с аллилуиа, 1 респонсорий, стих, чтение Апостола и Евангелия, последнего аббатом, в воскресенье с аллилуиа, и Rogus Dei (гл. 36, 41).

Повечерие
Повечерие (completorium) не у всех указывается. По прп. Венедикту, 3 псалма просто без антифонов, именно 4, 90 (ср. у нас) и 133, гимн, чтение одно, стих, Kyrie eleyson, Благословение и затем бывают миссы (ночные чтения?) (гл. 17,18). Аврелиан дает два повечерия; первое под именем «12 часа», состоит из 18 пс, антифона, гимна, чтения и capitellum; второе под именем completa — из directaneus, пс. 90 и «обычных capitella». Колум-бан в начале ночи предписывает петь 12 псалмов. По Фруктуозу, в 1 ч. ночи должно быть совершаемо 6 молитв, затем 10 псалмов совместным пением, и в заключение Laudes и Benedictiones; затем взаимно прощаются и просят друг друга о примирении (гл. 2; ср. у нас). По Магистру, на повечерии говорится 3 псалма, респонсорий, чтение Апостола и Евангелия, аббат — Rogus Dei и заключительный стих: Положи Господи хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих (гл. 37, 30).

Римский чин
Из взаимного влияния древнего соборно-приходского богослужения и настоящих «Правил», особенно Бенедиктовых, и выработался нынешний чин римского богослужения, сложившийся в нынешнем его виде к концу VIII в., как видно из того, что в IX в. на него уже пишет подробное символическое толкование Amalarius. Псалтирь выпевается по очереди на службах в течение недели; только некоторые службы имеют постоянные псалмы. В воскресенье на ноктурнах поется 18 псалмов: 1—20 без 4 и 5. В другие дни на ноктурнах только 12 псалмов: в понедельник 26—37, во вторник 38—51 без 42 и 50, в среду 52-67 без 53, 62, 64 и 66, четверг 68-79, пятница 80-96 без 89—92,94; в субботу 97—108. На Laudes 4 псалма и одна песнь из Ветхого Завета; на первом месте в воскресенье и праздники пс. 92, в будни 50; на втором месте в воскресенье и праздники 99, в остальные дни последовательно: 5,42,64,89,142,91; на третьем месте и четвертом всегда пс. 62 и 66, рассматриваемые как один, далее библейская песнь: в воскресенье и праздники — трех отроков, в понедельник — Исаии, во вторник Езекии, в среду Анны, в четверг Моисея Поим Господеви, в пятницу Аввакума, в субботу Моисея — Слыши небо; затем опять три псалма в одном отделе 148 —150. На первом часе в праздники и субботы пс. 53 и два отдела 118 пс. (под двумя первыми буквами — алеф и бет — еврейского алфавита). В остальные дни присоединяется в качестве 4-го псалма на первом часе последовательно, начиная с воскресенья, такие псалмы: 117,23,24,25,22,21. НаЗ,6и9 часе по три отдела пс. 118. На вечерне ежедневно 5 псалмов, начиная от воскресенья, из группы пс. 109—147, за исключением пс. 117,118,133 и 134. На повечерии пс. 4 (ср. у нас), затем пс. 30:1—6, пс. 90 и 133. Порядок служб: на утрене, или ноктурнах, начало тайно про себя: Отче наш, Ave (Богородице Дево радуйся) и Верую; громко стихи: Господи устне мои отверзеши, Боже в помощь мою вонми (стих с респонсорием). Слава Отцу, аминь, аллилуиа (последнее, как и в других местах службы, не поется в Великий пост и подготовительные недели от недели 70 -цы), стих invitatorium сообразно дню с псалмом 94 и утренний гимн, — все это вступительная часть к утрене. Далее следуют ноктурны. Они бывают 3 видов: воскресные, праздничные и будничные. В воскресенье 3 ноктурны. На 1-ой ноктурне поется 12 псалмов с 3 антифонами на 3 отдела по 4 псалма в каждом; псалом, не заканчивающийся антифоном, имеет, как и всегда, в конце Славу. За антифоном последнего псалма стих, молитва Господня, «разрешение» (absolutio — краткое прошение к Спасителю об услышании молитв и помиловании с прославлением Его, — вроде нашего отпуста) и три чтения с 3 респонсориями и с благословением пред каждым из них. На 2 и 3-й ноктурнах только по 3 псалма с ан­тифонами и по столько же чтений с респонсориями по тому же чину, как на 1 ноктурне; за 9 чтением Тебе Бога хвалим. Праздничная утреня отличается от воскресной тем, что на ней бывает только 12 псалмов, по 3 на каждой ноктурне; так же и на будничной утрене, но на этой последней, кроме того, чтений не 9, а 3, поэтому в будни нет деления утрени на 3 ноктурны; гимн «Тебе Бога хвалим» на будничной утрене заменяется респонсорием (и на воскресной в Великий пост от недели 70-цы). Трехчастное деление воскресной ноктурны символически указывает, по Бонавентуре (толкование на пс. 76), на откровение естественное, подзаконное и евангельское, почему на последней ноктурне чтения только из Нового Завета. За утреней, или ноктурнами, следует служба adLaudes (хвалитны): после стиха Боже в помощь мою вон-ми вышеуказанные псалмы и чередная библейская песнь с антифонами, capitulum (короткое чтение) из Нового Завета, утренний гимн с респонсорием, песнь Захарии с антифоном, затем молитва сообразно дню (propria), приветствие — salutatio и collecta, поминания (commemorationes) общие святых, т. е. молитвенное призывание Св. Девы, прав. Иосифа, апостолов, патрона церкви, моление о мире и упокоении умерших (commemorationes не всегда); в заключение антифон Св. Девы. 1-й час начинается Отче наш, Ave, Верую, Боже в помощь мою; затем гимн, псалмы с антифонами, в воскресенье — Символ св. Афанасия, capitulum с респонсорием, молитвы — preces (Kyrie eleyson, Christe eleyson, Kyrie eleyson, Отче наш, Верую и несколько покаянных стихов из псалмов; в большие праздники опускаются), исповедание (confessio) — в грехах всем святым с обещанием прощения от Бога, заключительные молитвы с Kyrie eleyson и друг. стихами (коллекта) и чтение мартиролога. 3,6 и 9 часы начинаются каждый Отче наш и Ave и Боже в помощь мою, далее гимн, 3 отдела 118 псалма, антифон, capitulum с респонсорием, коллекта. Вечерня по строю напоминает ad Laudes; обычное начало как на часах; 5 псалмов с антифонами, capitulum, гимн с респонсорием, песнь Богородицы с антифоном и молитва сообразно дню. Повечерие начинается кратким чтением (1 Пет. 5,8) с предшествующим ему благословением (молитвенным пожеланием от Бога мирной ночи и совершенного конца) и последующим исповеданием как на 1-м часе, за чем следуют вышеуказанные псалмы с антифонами, гимн, capitulum с респонсорием, песнь Симеона с антифоном, молитвы — preces с Kyrie eleyson, похожие на молитвы в 1 часе, молитва, благословение, антифон Св. Деве, заключительные молитвы и в конце обычное начало служб: Отче наш, Ave и Верую, которое, следовательно, сближает конец суточных служб с их началом.

Другие западные чины богослужения
Вместо римского чина некоторые римско-католические храмы и монастыри имеют свои чины богослужения, не уступающие, а иногда и превосходящие римский древностью, следовательно, выработавшиеся в VI—VIII вв. Таковы особенно чины: Медиоланский, приписываемый св. Амвросию и употребляемый в миланских церквах, мозарабский (мозарабы, или микстарабы, — смесь испанцев с арабами), приписываемый свв. Леандру и Исидору, испанским епископам VII в., и употребляемый в некоторых монастыряхИспании, и галликанский, приписываемый св. Иринею Лионскому и употребляемый в некоторых лионских церквах.

Амвросианский чин
По амвросианскому  чину Псалтирь выпевается раз не в неделю, а в две; со 109 пс. она поется, как в римском чине, на вечерне и дневных часах; до 108 же псалма делится на 10 декурий, из которых каждая имеет 16—8 псалмов и которые по очереди поются на седмичных утренях 2-х недель, кроме субботы и воскресенья; утреня же этих последних дней, а равно и праздников, имеет вместо Псалтири библейские песни; точно так же неделя пред Рождеством Христовым и Пасхой имеют на утрене особые псалмы; Псалтирь в другом переводе, чем по римскому чину, — в том, в каком она употребляется и у каноников св. Петра в Ватикане. Обычное начало служб не имеет никогда Символа веры, а только Отче наш и Ave. На утрене до псалмов на вступительной части еще песнь 3 отроков: Благословен еси Господи Боже отец наших и Kyrie eleyson. После псалмов, поемых сряду, на утрене только 3 чтения — в воскресенье из гомилий на Евангелие, в будни из Писания, в праздники из жизни святого или праздничных слов; только в Рождество Христово и Богоявление три ноктурны и 9 чтений, да в пятницу 6 чтений, причем 3 последние — страсти по Мк., Лк. и Ин., а Мф. на литургии. — На Laudes по начальном стихе Боже в помощь — песнь Захарии, вместо которой в воскресенья Адвента, Рождество Христово, Обрезание и Богоявление песнь Моисея Слыши небо; затем в воскресенья и праздники свв. антифон Св. Кресту 5 или 7 раз и тайная молитва; песнь Моисея Поим Господеви с антифоном и Kyrie eleyson 3, и другая тайная молитва; песнь 3 отроков Благословите вся дела, вместо которой в субботу пс. 117, а в будни 50-й с антиф. и Kyrie eleyson 3; молитва велегласно; хвалитные псалмы, capitulum, антифон, Kyrie eleyson 3, Dominus vobiscum; псалом просто на два хора вместе (directus) и гимн сообразно дню; Kyrie eleyson 12 с Dominus vobiscum, psal-lenda (антифон, повторяемый со Славою и несколькими стихами), а в будни — респонсорий, называемый in baptisterio (в крещальне, ср. ниже в греч. «пес-ненной веч. и утр.»), commemoratio сообразно дню, а в будни — Пресв. Девы, св. Амвросия и храмового святого. — На 1-м часе гимн, пс. Боже во имя Твое и 2 отдела 118 пс, другой гимн, epistolella (малое чтение из посланий) с кратким респонсорием, Символ Афанасия (ежедневно), capitulum, моления — preces (в праздники опускаются); мартиролог. На 3, 6 и 9 ч. гимны и псалмы те же, что в римском чине, epistolella, иногда preces, и молитва. На вечерне, по обычном начале — Dominus vobiscum, затем lucernarium (т. е. вечерний респонсорий) сообразно дню трижды, антифон, гимн и респонсорий, и после каждого из них Dominus vobiscum (всего 5 раз); 5 псалмов с антифонами; в Господские праздники особый псалом сообразно празднику, и псалмы Се ныне и Хвалите Господа вси языцы; Kyrie eleyson, Dominus vobiscum, молитва вечерняя, Величит с антифоном пред и после, Kyrie eleyson и другая молитва, psallenda как на Laudes; в Четыредесятницу вместо ВеличитKyrie eleyson 12. На праздники храмовых святых вечерня соединяется, как у нас, с утреней в одно бдение (vigilia) и имеет другой состав: молитва, псалом и чтение из жизни святого с респонсорием; опять молитва, псалом и чтение; Величит, psallenda и литания. В навечерие Рождества Христова и Богоявления и Великую субботу вечерня соединяется с литургией (по римскому чину только в Великую субботу). — На повечерии в обычном начале (Отче наш, Ave) еще стих «Обрати нас» пред «Боже в помощь», гимн, 6 псалмов (ср. у нас): Внегда призвати, На Тя Господи и Господи кто обитает, — Слава, — Се что добро, Се ныне, Хвалите Господа вси языцы, гимн, epistolella, Ныне отпущаеши, моления preces — иногда, антифон Пресв. Девы с молитвой и исповедание. В Медиоланском чине, таким образом, замечательно отсутствие псалмов на праздничной утрене и замена их песнями библейскими (ср. отмена кафизм на праздники по Студийскому уставу), исключительное употребление этих же песен на Laudes (не считая хвалитных псалмов) и соединение под праздники вечерни с утреней или литургией.

Μозарабский чин
Мозарабский чин отличается очень ограниченным употреблением Псалтири и более Медиоланского отступает от римского. Это прежде всего сказывается в обычном начале служб, а затем в их всегда почти одинаковом и своеобразном окончании (коллекте). Службы (исключая повечерие) начинаются Kyrie eleyson, Christe eleyson, Kyrie eleyson, Отче наш, Ave — тайно; на ноктурнах еще гимн Пресв. Деве со стихом и молитвою; затем громко и протяжно: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа свет с миром» и ответ «Богу благодарение». При окончании служб — Отче наш с ответом на каждое прошение аминь, а на 4-е о хлебе — «яко Ты еси Бог»; затем молитва о разных нуждах верующих (на Laudibus и вечерне длиннее, чем на остальных службах); диакон: «Преклонитесь к благословению»; священник — три прошения с ответом на каждое «Аминь» и стих: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа окончим с миром», ответ: «Богу благодарение». — Ноктурны очень кратки: а) антифон, а в воскресенье гимн, с пс. 50, в воскресенье с пс. 3; б) 3 антифона с одним респонсорием и каждый с молитвою, а в воскресенье молитва и 3 псалма с антиф.; в) 3 ант. с респонс. и молитвами. Laudes: а) «Господь да будет всегда с вами», антифон, песнь из Ветхого или Нового Завета, а на Богородичные праздники и Рождество Христово — Величит, на праздники Предтечи — песнь Захарии, с антифоном; б) «Господь да будет всегда с вами», антифон с песнью 3 отроков, sonus (= респонсо-рий), антифон с пс. Хвалите Господа с небес, пророчество, гимн, моление священника с ответом «Подай (praesta), Всемогущий, Вечный Боже», capitulum в форме молитвы с Kyrie eleyson пред ним, Отче наш, «хвала» (laus) из нескольких очень часто повторяемых стихов. Антифоны и стихи часто сопровождаются малым славословием в форме: «Слава и честь (honor) Отцу иСыну и Духу Святому во веки веков, аминь». В будни после Laudes до 1 ч. особая служба «заря» (aurora), состоящая из 4 псалмов: «Боже в помощь мою» и 3 отдела 118 пс. с антифоном, хвалы, гимна со стихом, Отче наш и нескольких молений (preces). 1-й нас: антифон и «Господь да будет всегда с вами», 7 псалмов: Боже помилуй, Вознесу Тя Боже мой Царю (псалом, разделенный на 2 части), Хвалите отроцы и 3 отдела 118 пс, антифон, респонсорий, пророчество, послание (Апостол), хвала, гимн и стих, Тебе Бога хвалим (кроме Адвента и Четыредесятницы), Символ апостольский, моление (supplicatio). 3-й, 6-й и 9-й часы начинаются как 1-й, состоят каждый из 4 пс. и различных responsa, пророчества, послания, хвалы, гимна и воззваний (clamores), просящих у Бога не наказывать нас по грехам, моления supplicatio и capitulum. На каждом часе 3 отдела 118 пс. и пред ними на 3 ч. пс. Приидите возрадуемся, на 6 ч. Боже во имя Твое, на 9 ч. Хвали душе моя Господа. На вечерне нет псалмов; а) после «Господь да будет всегда с вами» laus, sonus, антифон; все 3 с тем же приветствием впереди; б) опять laus, гимн, моление (supplicatio), capitulum и благословение; в) laus, при пении которой кадится церковь, заключительная молитва (collecta). Повечерие начинается стихом: Знаменася на нас свет лица Твоего Господи... аллилуиа 3, а в пост: Хвала Тебе Господи Царю вечной славы, 3 псалма с аллилуиа 3, гимн, моление, Отче наш, благословение, антифон Св. Деве со стихом и молитвою. — Как видим, мозарабский чин по местам, особенно в ноктурнах и вечерне, очень напоминает восточное песненное последование трехантифонного строя.

Галликанский, или лионский, чин
Чин галликанский, или лионский (Lugduensis), следует римскому в употреблении Псалтири, за небольшими отступлениями в 1 часе и Laudes; важнейшие отличия от римского: неупотребление гимнов, кроме повечерия, обычное начало — одна молитва Господня (и на повечерии), на утрене в нем еще стихи: Св. Духа да пребудет с нами благодать, Господи устне мои, Боже в помощь мою... Слава Отцу и invitatorium (см. в римск. чине). Частные отличия: на Laudes в воскресенья Четыредесятницы и подготовительные вместо пс. 92 — 50, и вместо 99 — 117; посему на 1-м часе в тот же период вместо 117 пс. — 92; в будни на 1-м часе пс. Боже во имя Твое и 2 отд. 118 пс, а в воскресенье 9 пс: 21—25,117 и 2 отд. 118 пс Часы оканчиваются псалмом «Из глубины» с коллектой за умерших, а антифон Пресв. Девы, заключающий римские часы, поется только на 9 ч. и повечерии. На вечерне Величит в некоторые праздники имеет антифон, 7 раз вставляемый между стихами (ср. у нас Честнейшую). Повечерие не имеет вступительного чтения, а начинается Отче наш и стихами: Обрати ны Боже и Боже в помощь мою, не имеет capitulum: окончание, как на часах, с присоединением антифона Пресв. Девы. В некоторые дни на Laudes, вечерне и других службах особые моления (preces), литании и процессии.

Церковный год
Состояние церковного года в VI—VIII вв. достаточно характеризуется а) дошедшими от этой эпохи до нас месяцесловами; б) деятельностью церковных песнописцев.

Месяцесловы:
а) псевдо-Иеронимов
Древнейший из таких месяцесловов — это так наз. Иеронимов мартиролог, приписывавшийся блж. Иерониму, сохранившийся в рукописях VIII в. и восходящий не позднее чем ко второй пол. VII в.

В Риме уже при папе Григории I Великом существовал месяцеслов с памятями на каждый день года, как видно из ответа этого папы в 598 г. на просьбу Александрий­ского патриарха Евлогия прислать ему «Деяния всех мучеников», собранные Евсевием Кесарийским: отвечая патриарху, что такого собрания в римских архивах не оказалось, папа пишет: «но мы имеем собрание в одном кодексе имен всех почти мучеников с обозначением страданий на все дни и каждодневно совершаем в честь их миссы; впрочем, в этом томе не показывается, кто как пострадал, но только означается имя и место и день страдания... Мы думаем, что это имеете и вдл, блажен­нейшие» (Григорий Великий. Registrum VIII, 29). Составителем дошедшего до нас древнейшего римского месяцеслова считается блж. Иероним на основании свидетельств Кассиодора ( 563 г.): «читайте страдания мучеников, о которых найдете между прочим в письмах Иеронима к Хроматию и Илиодору» (De instit. div. lit., 32 // Migne. Patr. s. lat. t. 70,1147) и Беды ( 753 г.): «...мартиролог, который по имени и предисловию приписывается блж. Иерониму, хотя Иероним не писатель его, а переводчик, а писателем, говорят, был Евсевий» (Liber retractationis in Acta ар. с. 1 // Migne, 92, 997). Переписка блж. Иеронима с епископами Илиодором и Хроматием прилагается к спискам Иеронимовского месяцеслова; эти епископы просили прислать им из Кесарии святцы (feriales) Евсевия для вящего чествования мучеников, чем особенно прославился еп. Кордовский Григорий, как обнаружилось на каком-то Медиоланском Соборе, совершавший «в каждый непостный день утренние, а в пост вечерние миссы и на них воспоминавший многие имена мучеников»; блж. Иероним вместо святцев Евсевия посылает епископам свои, в которых он, по его посланию, «написал празднества на каждый месяц и на каждый день; но так как на каждый день приходилось имен мучеников разных областей более 800-900 и ни на один день, исключая 1 января, менее 500, то он пишет только более знаменитых». Подлинность этой переписки сомнительна, так как здесь не Иеронимов слог; а кроме нее ничем другим не подтверждается составление блж. Иеронимом месяцеслова: о таком составлении не говорят ни сам он, ни Геннадий Массилийский ( после 495 г.) в соч. «О церковных писателях», ни Григорий Великий; кроме того, в месяцеслове есть памяти, позднейшие блж. Иеронима. Издан по ркп. X в. у Migne'a, Patrol, s. lat. t. 30, и у Bolland. Acta Sanct. Novemb. t. 2, 1894 по рукописи VIII в. (де Росси иДюшеном).

Месяцеслов окончательную редакцию получил в Галлии, и должно быть, в Оксерре (этот городок назван 30 раз, внесены все его епископы за исключением одного, а Лионские, например, далеко не все и т. п.). Месяцеслов заключает в себе 6000 имен. Большинство дней имеет памятей более 10; часто 30 — 40; иногда более 100 памятей, раз (2 июня) 240; но есть и 3—4 имени (3 февраля, 26 октября). Месяцеслов явно стремится, в противоположность древнейшим, обнять всю Вселенскую Церковь, между тем сакраментарии даже IX—XV в., предназначавшиеся для Галлии и Германии, имеют большей частью только римских святых; в этом отношении Иеронимову мартирологу следуют и все дальнейшие западные (Адона, Узуарда, Ноктера и Рабана Мавра). Памяти восточных святых — в том объеме, как в Сирском IV в., и должно быть, автор пользовался им или общим первоисточником; римские мученики, по-видимому, взяты из Depositio martyrum (см. выше, с. 276); римских пап четырьмя боль­ше, чем у Филокала (см. там же), от Корнелия (251 г.) и оканчивая Львом I ( 461 г.); у некоторых из них указывается и день посвящения; использовал автор и карфагенский календарь; есть много и галльских святых; при именах указывается часто иерархическая степень; указывается большей частью город, иногда только страна; очень часто определение; «в Африке» (без города); иногда — alibi, где-то. Из ветхозаветных святых: Аггей — 4 января, Аввакум 15 января, Иов 9 мая, 3 отрока 24 апреля, Аарон 1 июля, Елиссей 29 августа, жертвоприношение Исаака — 25 марта (тогда же — день смерти Христовой) и исшествие Ноя из Ковчега 28 апреля. Есть Симеон Богоприимец 5 января, Марфа и Мария 7 января, зачатие Иоанна Крестителя 24 сентября, рождество и кончина его, как у нас. Из апостолов нет только Матфея; Иакова брата Господня 25 марта, потому что он убит был на Пасху; 25 января «перенесение Павла» (ныне «обращение» его). Из преподобных Антоний Великий 17 января, Симеон Столпник 5 января. Все двунадесятые праздники, кроме Преображения и Введения; кроме того — исшествие Иисуса из Египта 7 января, начало проповеди Господней 1 мая.

б) Малый римский и в) силосский
Дальнейшие развитие месяцеслова на Западе пошло (в противоположность Востоку) путем сокращения его; причина — отсутствие всяких сведений о большинстве святых Иеронимова месяцеслова, вызывавшее сомнение в их существовании, а затем, — неудобство для богослужебного употребления. Так, значительно короче Иеронимова месяцеслова так называемый Малый римский мартиролог, впервые приводимый Адоном в IX в. (см. ниже) и приписываемый им какому-то Римскому папе. Судя по тому, что в нем показан праздник Всех святых 1 ноября, но в качестве еще местного римского, — праздник, установленный папою Григорием III (731—741 г.), месяцеслов не ранее этого времени. В нем есть, с одной стороны, черты большей древности по сравнению с Иеронимовым, с другой — признаки большого развития. Так, большинство имен не имеют титула «св.», «блж.».; 7 дней не имеют памятей, ежедневно 2—3 памяти; вигилии только на Рождество Христово и мученика Лаврентия; есть апостолы из 70и мужи апостольские; больше ветхозаветных святых; есть Воздвижение 14 сентября. Это, должно быть, очень древний поместный месяцеслов (ис­панский? — вигилия Лаврентию), позднее кое-где пополненный. — Другой замечательный поместный западный месяцеслов — это сохранившийся в рукописи не позднее X в., принадлежавшей монастырю св. Севастиана в Силосе (средняя Испания) и заключающей лекционарий, составленный, должно быть, ок. 650 г., и мартиролог 925—1000 г. Лекционарий — важный памятник древнего испанского обряда, отличного и от римского, и от южноиспанского мозарабского: есть практика оглашения, в субботы Четыредесятницы нет поста; не указываются недели по Богоявлении и по Пятидесятнице; нет ап. Иакова (в Испании!); Благовещение 28 декабря, согласно с 1 пр. 10 Толедского Собора 656 г.; «сокрушение (allisio) младенцев» 8 января (не 27 или 29 декабря); праздник Св. Креста — 3 мая (не 14 сентября). Мартиролог хотя позднее лекционария, но носит печать большой древности. При некоторых именах титул не «святой», a domnus (4 из них — толедские); из Богородичных праздников только Благовещение и Успение (assumptio) 15 августа.

Из других месяцесловов на Западе в этот период известны: 1) изданный Алляцием (De eccl. Occident atque orient, perpetua consensione. R, 1648, p. 1487) из Бревиария Ватик. библ. VIII в.; из 84 памятей половина есть у нас; некоторые памяти в те числа, как у нас, а не как ныне у римо-католиков; нет Преображения и Введения; не все апостолы; 12 марта—14 апреля нет свв. 2) Календарь в Сакраментарии, приписываемом Григорию Великому, VII—VIII в.; сходен с предшествующим, но некоторых памятей не достает, некоторые новые; все апостолы. 3) Галликанский: позднейшая память св. Григория Великого ( 604), памяти на все дни, но 16 августа—дек. дефект. 4) Протасия, еп. Безансонского ( 625 г.); сходен с Сакраментарием Григория; в марте только 5 памятей; другою рукою внесены позднейшие памяти, например, Карла Великого. - Кроме того, появился целый ряд сокращений Иеронимова месяцеслова. Таким сокращением был прежде всего мартиролог Беды ( 735 г.), знаменитого английского писателя-монаха, «который старался тщательно отмечать, каким родом мучения и при каком судии мученики победили мир», посему оставил на каждый день из Иеронимова мартиролога по одному-два святых, а некоторые дни и без памятей. Впрочем, мартиролог Беды дошел до нас только в дополненном ок. 830 г. Флорам Дрепанием, каноником Лионского диоцеза, виде; в этом последнем тоже памяти не на все дни. Последний мартиролог переработали (переставлены памяти) и немного дополнили: в Трирском диоцезе Вандельберт ок. 848 г., в Майнце архиеп. Рабан Мавр в середине IX в. (памяти на все дни), в Лионе ок. 858 г. Адон, впоследствии архиеп. Вьенский (есть очень обширные сказания о свв.; начинается 25 декабря), Узуард  бенедиктинец близ Парижа ок. 858 г. и Ноткер в Швейцарии ок. 894 г. (Сергий [Спасский], архиепископ. Полный месяцеслов Востока: в 2 т. Владимир, 1901-1902. Т. 1,62-73).

г) Константинопольский VIII в.
Такого же поместного типа и древнейший константинопольский «Месяцеслов Евангелий праздничных целого года» в греч, кодексе евангельских чтений. За константинопольское происхождение его говорит упоминание тамошних местностей, памятей (11 мая и 26 октября) и 29 патриархов от Митрофана (305-325 г.) до Павла Нового (III-го 686-693 г. или IV-гo 780—784 г.). Последняя память указывает и на время составления; что оно имело место вслед за первым иконоборческим гонением, показывает отсутствие памятей иконопоборников этого периода, как очень недавних, даже патр. Германа ( 740 г.), Иоанна Дамаскина и т. п. Месяцеслов содержит па­мяти на 143 дня, большей частью по 1, редко 2—3; в феврале 6 памятей, в марте и апреле по 4 (пост). После константинопольских святых наиболее малоазийских; есть знаменитейшие патриархи и свв. и всего Востока, даже Анастасий перс ( 625 г. 22 января); пап нет; из западных святых только Лаврентий, Гервасий и Протасий. Памяти почти все в нынешние наши числа (только младенцев 31 декабря) и расходятся с римскими числами. Впервые Константина и Елены 21 мая; есть и Юстиниана и Феодоры 14 ноября (день смерти Юстиниана), но без титула «святой». Нет Константинопольских епископов до Митрофана. На Благовещение, Успение и Иоанна Златоуста 11 ноября — παννυχίς; под Рождество Христово и Богоявление — παραμονή (сочельник).

В VI—VIII в. сложились до нынешнего почти вида, подобно греческому и римскому, календари и отделившихся от Восточной Церкви несториан, армян, коптов и абиссин.

Несторианский церковный год
Несторианский церковный год имеет только несколько неподвижных праздников; посему церковный год более, чем у нас, определяется Пасхою. Началом года у несториан считается Рождество Христово, собственно 4 подготовительные к нему недели (как у римо-католиков), которые называются благовещенскими (Благовещение и празднуется в эти недели, а под 25 марта только календарная отметка события), и новый год празднуется в первое из этих 4 воскресений. Праздник Рождества Христова — самый торжественный и составляет с Богоявлением особый праздничный период в 12 дней (как у нас). Памяти святых у несториан, во избежание совпадения с воскресеньями и праздниками, приурочиваются к пятницам всего почти года, и первая пятница после Рождества Христова посвящена св. и блаженной Марии Владычице (ср. у нас Собор Пресв. Богородицы), 1-я пятница после Богоявления — Иоанну Предтече (с трехдневным постом впереди), 2-я — апп. Петру и Павлу, 3-я — 4 евангелистам, 4-я первомученику Стефану, 5-я трем учителям греческим: Диодору, Феодору и Несторию, 6-я трем учителям Сирским: Ефрему, Нерсею и Аврааму, 7-я храмовому святому, 8-я — Адамуи всем умершим. За неделями по Богоявлении, которых может быть 5—8 (если менее 8, то в пятки по две памяти), следуют недели Великого поста, за три недели до которого у несториан пост в память ниневитян (в понедельник, вторник и среду на нашей неделе мытаря и фарисея, которая посему у нас сделана всеядною). После Пятидесятницы следуют 7 недель апостолов; в пятницу 3-ей из этих недель — «праздник Божий», или «Омыеши мя» (название от особого обряда), в честь Св. Троицы (а Пятидесятница только в честь сошествия Св. Духа: ср. у римо-католиков — Св. Троицы в 1 Нед. по Пятидесятнице). За 7 «неделями апостолов» следуют 7 «недель лета», за ними 7 «недель пророка Илии», 1—3 (количество зависит от пасхального круга) «недели прор. Моисея» и 4 недели «освящения церкви» или «вступления во храм», названные так потому, что в 1-е пятки каждого из кругов совершается одна из этих 3 памятей. Год, таким образом, имеет всегда 52 недели, или 364 дня; недостающие дни до полного солнечного года восполняются лишней неделей чрез 7 лет. Неподвижные праздники: Преображение Господне — 6 августа, «Прехождение Девы» 15 августа, «Рождество Владычицы Марии» 8 сентября, «Обретение Креста» 13 сентября, мч. Георгия — 24 апреля (если совпадает с неделею Пасхи, пятком новой недели и воскресеньями, то празднуется в 1-й пяток по Успении). Таким образом, из наших 12 праздников нет только Введения (и Зачатия). Каждая среда посвящена Пресв. Деве, пятница — страданиям Христовым, а суббота — поклонению Кресту. Службы разных дней года имеют очень мало общего между собою. Не только каждое воскресенье имеет особую службу, но и почти каждый день седмицы; всего около 220 служб.

Армянский церковный год
Главная особенность армянского месяцеслова, по сравнению с греческим, что большинство памятей в нем подвижные. Именно, Преображение празднуется в 7 Неделю по Пятидесятнице и вместе с Неделею Арачаворац (соответствует нашей мытаря) образует пасхальный круг года (Пасха, как у нас, между 22 марта и 25 апреля), состоящий из 24 недель; для остальных 28 недель счет по праздникам и постам, приходящимся на этот период; сначала идут недели по Преображении, затем недели по Успении, по Воздвижении, затем недели по посту Иснакац (пост «Пятидесятницы» в ближайшее воскресенье к 18 ноября), по Рождестве Христовом или Богоявлении. Успение и Воздвижение празднуются в ближайшие воскресенья к нашим числам этих праздников. Остальные праздники неподвижные: Рождество Христово и Крещение 6 января; Сретение 14 февраля, Благовещение 7 апреля, Рождество Пресв. Богородицы, Введение и Зачатие — как у нас. Праздники в честь Спасителя, Креста (кроме Воздвижения — Обретение, Явление), церкви (Обновление Эчмиадзинского храма), Богородицы (кроме наших двунадесятых — Зачатие, Обретение ризы, пояса) считаются Господскими, имеют предпразднство или вигилию и 8 дней попразднства; попразднство равно почти по торжественности самому празднику и воскресенью, так что «Господских» дней 140 в году (во все запрещаются браки)· Праздники святых все подвижные, потому что они не должны совершаться в Господские дни и посты; в течение недели, следовательно, святые могут праздноваться только в понедельник, вторник, четверг и субботу; в многодневные посты — только в субботу; в течение всей Пятидесятницы совершенно не празднуются святые, исключая память Усекновения Предтечи в пасхальную субботу (только на литургии; Рождество Иоанна Предтечи в январе) и память Илии в неделю Троицы. Важнейшие памяти святых: прор. Илии, ап. Иакова, Григория, просветителя Армении, — имеют пред собою посты. Есть такие памяти: мироздание — в Великий понедельник, гибели Содома — в Великую среду, ветхозаветного кивота и новозаветной Церкви — накануне Преображения.

Копто-абиссинский церковный год
Коптский и абиссинский месяцесловы, близкие друг к другу, значительно разнятся от греческого и латинского и в нынешнем своем виде, и в древнем. Монофизитский характер их проглядывает в том, что они имеют, и по несколько раз в году, память Севера, патр. Антиохийского, а также других монофизитских учителей. Наиболее резкое и видное отличие их от православных и западных святцев — это другое времясчисление, благодаря которому все юлианские и григорианские числа месяца приходятся в другие числа коптских и абиссинских месяцев. Позднейшие из православных святых в копто-абиссинских святцах — Симеон Столпник ( 596 г.) и Фома, патр. Константинопольский (601—611 г.). Но и из древних святых Греческой Церкви многих нет в коптских календарях, нет, например, в древнейшем из них Игнатия Богоносца, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина (а в позднейших есть). Двунадесятые праздники все, какие у нас, только нет Введения (у коптов). В древнейшем коптском календаре «праздник Богородицы» 21 числа следующих месяцев: января, марта, мая, июля и октября, а в другом — 21 числа каждого месяца; Рождество Богородицы 26 апреля и 7 сентября; некоторые апп. (например, оба Иакова) тоже по 2 раза в году; Арх. Михаила 8 раз в году, мученицы или «апостолы» Феклы 5 раз. Эту особенность коптского календаря абиссинский развивает далее и важнейшие памяти повторяет каждый месяц; так, 12 (= 8-го по-нашему) числа каждого месяца память Арх. Михаила, 19 — Арх. Гавриила и других бесплотных, 21 — Божией Матери, 28 — Авраама, Исаака и Иакова, 27 — Распятие («Спасения мира»), 29 — Рождество Христово. Есть памяти Ангелов Рафаила, Уриила, Рагуила и следующих ветхозаветных лиц: Адама и Евы, Ноя, Сампсона, Соломона, Сираха, Есфири, Иудифи, Сусанны «чистой», Пилата и его жены; 4 апокалипсических животных и 24 старцев. Празднуются и следующие события: вознесение Еноха на небо, вход Ноя в ковчег, исход его оттуда, остановле-ние солнца Иисусом Навином, благовещение Иоакиму о рождении Девы, очищение Анны в 80-й день по рождении Пресв. Девы, путешествие Иисуса Христа в Египет, бегство Иисуса Христа из Мехсы в Коскуаму в Египте, чудо в Кане, заточение Иоанна Крестителя, положение главы Иоанна Крестителя, собор апостолов со Спасителем, второе успение Лазаря.

Круг важнейших («двунадесятых») праздников
Обозрение месяцесловов VI—VIII в. показало, что церковный год как Востока, так и Запада сложился тогда до самых мелких подробностей нынешнего своего вида; ему осталось принять в себя впоследствии позднейших святых. Естественным следствием умножения памятей, которыми теперь были заняты, должно быть, повсеместно все дни года (так в древнейшем из месяцесловов этой эпохи — псевдо-Иеронимовом; в константинопольском VIII—IX в. половина дней в году, потому что там указываются не только памяти, но и евангельские чтения), была нужда в установлении известной градации в чествовании этих памятей, необходимость некоторые из них, немногие, сделать более торжественными. Когда этих памятей было так немного в году, как в IV—V вв., их можно было все праздновать с одинаковою торжественностью, что тогда и делали: не было особой разницы в характере чествования мученика и величайших событий из жизни Спасителя. Тем не менее уже отцам IV—V в. приписываются позднейшими писателями попытки выделить из среды всех памятей праздники в честь Спасителя в разряд особо торжественных. В приписываемом св. Епифанию Кипрскому слове на Вознесение великих праздников насчитывается 4 (Рождество Христово, Богоявление, Воскресение, Вознесение). Св. Прокл, патр. Константинопольский ( 447 г.), насчитывает их 5 (еще Сошествие Духа). Во влагаемых Георгием Амартолом (IX в.) св. Иоанну Златоусту словах таких праздников 7 (еще: «спасительные Страсти» и «седьмой великий непрестающий ожидаемый день всеобщего воскресения мертвых»). Иоанн, еп. Евбейский (VIII в.), насчитывает 11 важнейших праздников: все нынешние двунадесятые, исключая Введение, Успение и Неделю ваий, с присоединением Зачатия; в другом месте он к этим праздникам присоединяет и Успение1. Таким образом, эта эпоха была уже близка к выделению праздников в честь Спасителя и Богоматери в разряд важнейших, и даже приближалась к идее священного числа 12 для них. Тем не менее эти праздники и теперь еще не столь резко отделялись от прочих, как впоследствии. Это видно из праздничного Евангелия (писанного золочеными буквами) Синайской библиотеки, где, наряду со всеми нынешними 12 праздниками (исключая Ваий), есть Евангелия еще на целый ряд дней в году: 1 сентября, 24 декабря, 5 января, 7 февраля (прп. Петра, должно быть, храмового святого), 9 марта, 23 апреля, 8 мая, 10 мая («обновление Богородицы нашего монастыря»), 29 июня, 29 августа и все воскресенья; в одном праздничном Апостоле VIII в. некоторых из этих памятей нет (кроме специальных, нет 8 сентября, 9 марта, 29 июня), но присоединены: 26 октября, 1 и 8 ноября, 6 и 26 декабря, 24 июня.

Распространению и возвышению некоторых праздников способствовала и светская власть. Так, император Юстиниан в 534 г. возобновил запрещение судебных заседаний для 25 декабря и 6 января. В 542 г. он же, по-видимому, впервые совершил в Константинополе праздник Сретения и сделал его обязательным для всего государства, в благодарность за избавление Константинополя от трехмесячной моровой язвы и Антиохии от землетрясения. Имп. Маврикию (582—602 г.) приписывается введение праздников Рождества Богородицы, Благовещения и Сретения (для последних двух — должно быть, возобновление их). Из двунадесятых праздников в эту эпоху получили начало Преображение (самые ранние подлинные беседы на этот праздник — св. Андрея Критского), Рождества Богородицы (то же) и Введения (есть в праздничном Евангелии 715 г.).

Рождественский пост
В эту же эпоху получил на Востоке начало, а на Западе повсеместное распространение Рождественский пост. Зерном его, как мы видели, мог быть 4-й из «постов 4 времен года». Но от V в. есть известия для Запада и о специально подготовительном к Рождеству Христову посте. Так, о Перпетуе, еп. Турском ( 491), рассказывает Григорий Турский, что он со дня св. Мартина 11 ноября до Рождества Христова постился по понедельникам, средам и субботам.2 Турский Собор 567 г. предписывает монахам поститься все дни в декабре до Рождества Христова (пр. 27). Собор Matisconensis (в Галлии) 581 г. предписывает пост по понедельникам, средам и субботам с 11 ноября до Рождества Христова и совершение во все это время таин (sac-rificia) по чину Четыредесятницы (пр. 9). Позднее пост был принят в Риме и Италии. Августин и Лев I не говорят о нем, но ряд гомилий Григория Великого начинается с бесед на вторую неделю Адвента (так назван Рождественский пост, как подготовление к пришествию, adventus, Спасителя). Сакраментарий папы Геласия, относимый к VI в., дает 5 мисс (т. е. для 5 недель) Адвента; древнеиспанский Силосский лекционарий — столько же, а Медиоланский и мозарабский чины имеют 6 недель Адвента (42 дня, как у нас 40). Но лекционарий Luxuensis VII в. и так наз. Gotico-Gallicanum начинаются с рождественской вигилии, следовательно, не имеют Адвента. Папа Григорий VII в XI в. сократил число недель Адвента до 4 (должно быть, в соответствие 4000 лет по римскому счислению до Рождества Христова). На Востоке первое указание на Рождественский пост (с 15 ноября) в коптском календаре VIII в.1 В IX в., как увидим, здесь еще спорят об обязательности и продолжительности этого поста.

Церковная песнь
С развитием церковного года в VI—VIII вв. стоит в тесной связи деятельность тогдашних восточных песнописцев. Она, с одной стороны, вызывалась и расширялась этим развитием, с другой, содействовала ему, возвышая церковные памяти восхвалявшими их песнями. Посему эта деятельность не менее, чем история месяцесловов, может служить показателем роста и обогащения церковного года в этот период.

Тропарь и стихира (прп. Авксентий)
Собственно, только с VI в. гимнографическое творчество на Востоке достигло бессмертия, так как ни одно песнопение до этого времени не дошло до нас, по крайней мере с именем автора. Очевидно, только теперь такое творчество стало на верную дорогу. Замечательно, что именно в эту эпоху гимнография совершенно замирает на Западе, и Соборы тамошние, как мы видели, пытаются окончательно преградить ей дорогу на церковные службы. Если мы сравним тогдашние восточные песнопения с западными, то для нас станет ясна причина этого различия: западные продолжают довольствоваться общими неопределенными темами; восточные живо откликаются на быстрое развитие церковного года, стараясь исчерпать каждую церковную память. Поэтому восточная гимнография не могла прекратиться, пока продолжалось это развитие. Особое оживление ее замечается именно к началу VI в. в Константинополе, и этим оживлением обязана она вышеупоминавшемуся прп. Авксентию. С его именем исторически достоверное предание позволяет связать начало древнейших из дошедших до нас видов церковной песни — тропаря и стихир. Этот вифинский подвижник ( 470 г.), по словам его жизнеописателя, для сходившегося к его пещере народа «составлял тропари из 2—3 речений, весьма приятные и полезные, хотя и простые, и заставлял петь их голосом самым простым и безыскусственным. Когда несколько раз повторялся попеременным пением один стих, то начинали по приказанию блаженного петь другой, потом третий и прочие по порядку». Жизнеописатель приводит и образцы этих тропарей Авксентия; один из этих образцов имеет темой ангельское славословие Господа, другой — миротворение Божие, 3 — искупление, 4 и 5 — покаянного характера, 6 — прославление святых («Радуйтеся праведные о Господе и молите за нас. Слава Тебе, Христе, Боже святых»). Замечает также жизнеописатель, что иные присутствовали при этом общем пении до 3 ч. (с утра), иные до 6 ч. (9 и 12 ч. дня), и что с особою торжественностью сам лично преподобный произносил песнь 3 отроков с припевом народа: «Хвалите и превозносите Его во веки», заключал эту песнь своим поучением. В этом рассказе находится указание на первоначальный способ пения тропарей: каждую строфу их пели по дважды, на оба лика; отголосок этой практики — в нынешнем пении целого тропаря дважды или трижды, а в великие праздники в таком же исполнении и большинства стихир, ирмосов и тропарей. Так пелись и псалмы в IV—V в.

Кондак
Но очень скоро такое пение было оставлено как для псалмов, так и для тропаря. Если для псалмов оно было оставлено под влиянием мысли о необходимости петь их возможно большее число (подвижники пели в сутки целую Псалтирь), то для тропарей оно было оставлено с умножением этих песнопений. Тогда пришли к мысли взамен торжественного всенародного пения каждого стиха в тропаре петь таким образом только последний его стих в качестве припева к целому ряду тропарей. С изменением способа пения тропаря (τρέπω — обращаю, τρόπος — между прочим и мелодия, напев) должно было измениться и название; такие песни стали называться κοντάκιον, испорченное κονδάκιον (свиток, от κόνταξ — палка), должно быть, потому, что вели за собою целый ряд других песней; эти последние, прибавочные к кондаку и более длинные песни называли οίκος (дом, храм, семейство, 12-я часть зодиака).

Прп. Роман и др. творцы кондаков
Основателем такого рода церковной песни считается прп. Роман Сладкопевец (VI в.), сириец, певец Константинопольской св. Софии, и первым кондаком его, по преданию, спетым по особому небесному вдохновению, был кондак на Рождество Христово «Дева днесь»; в греческом Кондакарии XII—XIII в. по рукописи Моск. Синодальной библ. № 437 к этому кондаку приложены 24 икоса с тем же заключением, что в кондаке: «Отроча младо Превечный Бог», имеющие акростих: τοϋ ταπεινού Ρωμανού ό ΰμνος (смиренного Романа гимн); число 24 соответствует количеству букв греч. алфавита и имеет соответствие в пс. 118, состоящем из 22 отделов, начинающихся по порядку всеми буквами еврейского алфавита. Еще более соответствуют построению этого псалма кондак и икосы Благовещению, составляющие так называемый акафист, расположенные по алфавиту и приписываемые разными исследователями то прп. Роману, то патриарху Константинопольскому Сергию I (610—638 г.), то его референдарию и диакону св. Софии Георгию Писиде.

Кондаки и икосы Благовещению, составляющие теперь акафист Божией Матери, но в древних Минеях (например, Моск. Типогр. XIV в. № 68) помещавшиеся под 25 марта по 6 песни канона, приписываются Георгию Писиде, как автору описания той самой войны с аварами, по благополучном окончании которой «народ стал ежегодно петь благодарную песнь, именуя самый день акафистом» («Повесть о не-седальном», Триодь). Что акафистные кондаки и икосы могли быть первоначально составлены для Благовещения, а потом приспособлены к воспоминанию войны, кроме содержания их, видно из вариантов в 1 кондаке: «раби Твои», «раб Твой», «град» (Архим. Амфилохий. Кондакарии в греч. подл. XII—XIII в. М., 1879,15).

Кроме кондака и икосов на Рождество Христово, такие песни с именем Романа в акростихе сохранились и на другие праздники. Так, в том же Кондакарии имя Романа носят кондаки и икосы на Пасху («Аще и во гроб»), в Неделю мясопустную («Егда приидеши Боже») и субботу мясопустную (1-й кондак не нынешний) — по 1 кондаку и 24 икоса; на 6 января, 17 декабря (прор. Даниилу), 29 июня, в Неделю Крестопоклонную, в Великий пяток, на Вознесение и на Пятидесятницу — по кондаку и 18 икосов, включая и утерянные (как показывают недостающие буквы акростиха); 2 февраля и на Неделю ваий — кондак и 16 икосов, всем свв. — кондак и 13 икосов, и 1 но­ября — кондак и 4 икоса. В других Кондакариях есть с именем прп. Романа в надписании или акростихе кондаки и икосы на следующие праздники и в следующем количестве: 1 сентября — 28, 7 января — 13, в Великий понедельник 20, в Великий вторник 23, в Великую среду — 20, в Великий четверг — 25, на отрицание Петра (на Страстях) 24, Великую пятницу (другие) — 24, в Неделю Антипасхи — 21, 29 августа — 20, 8 сентября — 12, 6 декабря — 26,1 ноября — 14. Количество икосов в первом сборнике более или менее отвечает важности праздника. Что же касается икосов в других сборниках, то в принадлежности некоторых из них прп. Роману можно со­мневаться, даже если в акростихе его имя, но самое количество их показывает, что они возникли в ту эпоху, когда кондаки и икосы занимали то же положение при богослужении, как при св. Романе, т. е. при господстве кондакарного строя на богослужении. И акафист по случаю избавления Константинополя от нашествия аваров при императоре Ираклии, составлявший собою всю ночную службу, был не какой-либо экстраординарной службой, а обычной для того времени; необычно на нем было только то, что он весь выслушан был стоя. — Св. Роман нашел, конечно, себе подражателей, новых творцов кондаков и икосов, и эти подражания могли продолжаться во весь период кондакарного строя богослужения, до тех пор, пока «канон», новый род песнопения, не вытеснил собою этой системы так, как она, в свою очередь, вытеснила когда-то тропарь (а тропарь, может быть, явился на смену антифона). В том же Кондакарии есть в таком же количестве икосы и с именем других творцов, притом в акростихе, так с именем Космы (на Успение кондак «В молитвах неусыпающую» и 21 икос), знаменитого творца канонов, которому естественно было начать свою гимнографическую деятельность с подражания старым образцам. В подобном же количестве (около 20) кондаки и икосы писали изредка и другие позднейшие песнописцы, например Георгий (IX в.), автор канонов на Введение (23 икоса); особенно много какой-то Студит. Но большинство икосов в древнейшем Кондакарии — без имени авторов, причем количество икосов на каждый праздник сообразуется с важностью его, как отчасти и у Романа; так, на Преображение неизвестного творца кондак нынешний и 18 икосов, в Неделю сыропустную кондак (нынешний) и 22 икоса, в Недели Антипасхи и Всех святых кондаки (нынешние) и по 11 икосов, на Воздвижение и 8 ноября кондаки нынешние и по 10 икосов, 26 сентября, 26 октября, 7 января кроме кондака 5 икосов, 8 сентября и 20 июля — 4 икоса, 1 сентября, 1 и 27 июля, 2 и 29 августа, в 1 субботу поста — 3 икоса; есть и по 2 и по 1.

Стр. 1    Стр. 2    Стр. 3


Страница сгенерирована за 0.03 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.