Поиск авторов по алфавиту

VI—VIII века (ч.1)

Характер периода
Эти века можно назвать наиболее решительным и окончательным периодом в образовании нашего богослужебного устава. И суточное богослужение, и церковный год теперь получают в существенном нынешний свой вид. На долю последующего времени осталась разработка того и другого во второстепенных частностях. Но сведения о столь энергичной работе этого периода в области церковного устава очень скудны, значительно уступая периодам предшествующему и последующему (с IX в.).

Главным, если не исключительным, деятелем в развитии богослужебного устава стало теперь монашество. Являясь столь характерным явлением церковной жизни IV—V в., оно теперь получает еще более сильное влияние на эту жизнь; из него главным образом пополняются ряды высшей иерархии, оно питает просвещение и литературу, оно влияет и на решение важнейших богословских вопросов. Если иночество этого периода не представляет уже таких гигантов духа, как начальная его пора, то оно продолжает удивлять мир подвигами (Мария Египетская  522 г., Симеон Дивногорец  596 г.), изобретает новые их роды (юродство — прп. Симеон  ок. 590 г., молчальничество — прп. Иоанн  558 г.), являет неизвестные прежнему периоду примеры мученичества (избиения отцев в Синае и Палестине). Все это, вместе с необычайным количественным ростом монашества, делает из него большую силу в Церкви, главный нерв ее жизни. Но едва не наиболее влияние монашества должно было сказаться из всей церковной жизни на богослужении. Неудивительно поэтому, что все сведения, дошедшие до нас из этой эпохи о богослужении, ограничиваются именно монастырским богослужением. — Если делать сравнительную оценку тогдашнему монашеству по районам его распространения, то на первом месте надо по­ставить палестинское и синайское монашество. Насколько значительнее были эти центры его в сравнении с другими (например, Константинополем), видно из того, что только они оставили по себе литературный след. Тогда как о монастырях других мест мы от этой эпохи не имеем почти сведений, синайское и палестинское иночество VI —VII в. имеет свой патерик в виде «Луга духовного» Иоанна Мосха, а палестинское — и подробнейшую историю почти за весь этот период. Последнее, кроме того, привлекает к себе внимание, благосклонность и щедрые пожертвования Византийских императоров. Следовательно, если монашество этого времени взяло на себя развитие христианского богослужения, то наиболее здесь должны были сделать палестинские монастыри. В этих же последних центральной фигурой этой эпохи является прп. Савва Освященный. Неудивительно, если литературное предание к нему главным образом возводит нынешний тип богослужения.

Прп. Савва Освященный
Прп. Савва ( 532 г.) — представитель того нового типа подвижничества и иночества, который деятельную жизнь предпочитал созерцательной («деяние обрел в видения восход», по выражению церковной песни): распространение сети монастырей и благоустроение их, материальное, правовое (чрез исходатайствование у власти привилегий для них) и внутреннее (дисциплина, и преимущественно богослужебная) были делом всей его жизни. Жизнь св. Саввы описана учеником его, палестинским иноком VI в. Кириллом Скифопольским. Родом богатый каппадокиец, прп. Савва начал иноческую жизнь в малоазийском монастыре, где «изучил Псалтирь и строй киновиального устава», но 18-ти уже лет, посетив Палестину, стал учеником прп. Евфимия, который по обычаю своему отдал его на первоначальное воспитание в киновию прп. Феоктиста; по смерти последнего, он (30-ти лет) с благословения прп. Евфимия начал отшельническую жизнь (не покидая киновии прп. Феоктиста), проводя по 5 дней без пищи в полном уединении; а по смерти Евфимия избрал себе руководителем прп. Герасима, который принял его сразу келлиотом в свою лавру. Когда св. Савва проводил одну Четыредесятницу по примеру прп. Феоктиста и Евфимия в пустыне, видением ему было указано место для подвигов и будущей знаменитой лавры — это была пещера, расположенная в крутом отвесе скалы так, что в нее нужно было подниматься по веревке. После 5-ти лет уединенной жизни здесь, к прп. Савве стали стекаться отшельники, и когда их набралось до 70, он устроил башню и небольшую церковь (εύκτήριον) с освященным жертвенником, в которой служил приглашаемый пресвитер. Но скоро видением св. Савве была указана неподалеку от лавры «великая и удивительная пещера, имевшая внутри вид Божией церкви, ибо с восточной стороны там находится богозданный абсид (κόγχη θεόκτιστος — для алтаря), а с северной стороны большое помещение в виде диаконника, с юга же широкий и пропускающий достаточно света вход; украсив при Божием содействии эту пещеру, он завел в ней богослужение (τον κανόνα) по субботам и воскресеньям». Церковь существует и ныне, в честь свт. Николая. Когда число братии дошло до 150, в лавре заведено было правильное хозяйство, чему способствовали большие пожертвования. В «Жизни» св. Саввы не говорится, чтобы он подвергал испытанию (особенно такому суровому, которое практиковалось в Египте) поступивших в его монастырь; следствием, должно быть, этого было то, что часть иноков стала своевольничать и просила патриарха дать им другого игумена, но патриарх вместо этого посвятил Савву в пресвитера. После этого было еще два случая возмущения братии против Саввы, после первого из которых Савва должен был удалиться временно от монастыря, а после второго 60 монахов ушли из лавры и основали другой монастырь. Может быть, под влиянием этих случаев прп. Савва учредил в своей лавре по примеру св. Евфимия и Герасима киновию для новоначальных иноков, откуда переводил в келлиоты только по изучении Псалтири и правила песнопения (κανών της ψαλμφδίας). Постепенно прп. Савва основал три лавры: кроме первой Великой еще Новую, основанную близ Фекои самовольно удалившимися учениками прп. Саввы, но подчиненную потом им себе, и Семиустную, названную так по имени потока, при котором она стояла; кроме того, 4 киновии. При лаврах и киновиях Савва учреждал большие странно-приимницы; последние он основал также в Иерусалиме (где для этой цели купил келии спудеев, когда для них патриархом был устроен монастырь) и в Иерихоне. Кроме богатых пожертвований (и со стороны императоров), прп. Савва истратил на это и все состояние, переданное ему матерью, когда последняя приняла иночество. Прп. Савва был назначен архимандритом всех палестинских лавр и, как самый выдающийся человек в тогдашнем иночестве, дважды был успешно посылаем патриархами по делам Иерусалимской Церкви в Константинополь — к имп. Анастасию и Юстиниану.

Строй Саввиных монастырей
О внутренней организации Саввиных монастырей очень мало данных в его житии у Кирилла Скифопольского. В качестве должностных лиц упоминаются: начальники (αρχηγοί) монастырей (§ 58), эконом (§ 59), канонарх, который между прочим ударял (κρούειν) к богослужению (§ 43) и, по-видимому, ведал хозяйственными делами совместно с экономом (§ 59). Все они всё делали с ведома св. Саввы (там же). Он пользовался таким уважением, что и иноки других монастырей при встрече с ним падали ему в ноги; он благословлял их, поднимал и обнимал их; так было, по крайней мере, при первой встрече св. Саввы с Григорием Скифопольским (§ 75). Благовест к службе совершался с его ведома (γνώμη), но в определенные часы (§ 43). Службы (κανών, κανών της ψαλμωδίας) совершались многочисленною (πλήθος) братией со сладкопением (μετά μέλους ήδυφώνου), с каждением, возжжением свечей (там же). Из служб упоминается какая-то ночная (§ 43, названная просто κανών — служба), по-видимому утреня, которой усвояется название τα λυχνικά (§ 60, см. ниже); упоминается затем 3-й час: находясь вкачестве посла от патриарха у императора Юстиниана во дворце, когда император обсуждал с квестором ходатайство патриарха и Саввы, последний, «отойдя недалеко, тайно читал Давидовы псалмы и совершал божественную службу (λειτουργίαν) третьего часа» и на упрек своего диакона за невнимание к царю ответил: «они, сын мой, делают свое дело, а мы также должны делать свое» (§ 73). Следовательно, были и службы 6-го и 9-го часа. Приобщались, по-видимому, ежедневно в 9-м часу, после чего была трапеза и вечерня: когда св. Савва с игуменом Евфимиева монастыря и Иерихонского патриаршего были При последних днях жизни Иерусалимского патриарха Илии ( 517 г.), последний ежедневно с отпуста утрени (από μεν της των λυχ-νικών απολύσεως) не показывался им до 9-го часа, около же 9-го часа выходил и приобщался (έκοινώνει) с ними, вкушал и после вечерни (το λυχνικόν) опять удалялся (§ 60). Когда в лавру св. Саввы стали поступать армяне, он для богослужения на родном языке отвел им сначала малую церковь (первую из устроенных), а по построении и освящении великой (третьей) церкви в честь всехвальной Богородицы и Приснодевы Марии, «перевел их с малой церкви для совершения правила псалмопения в богозданную (вторую) церковь, велев им произносить (λέγειν) у себя, на армянских службах (συνά-ξεσι), Евангелие (το μεγαλεΐον) и прочее последование, на время же Божеств, приношения (προσκομιδής) идти к грекам для принятия Божественных Таин; когда же некоторые из них осмелились произносить Трисвятую песнь с прибавкой, измышленной Петром, по прозванию Кнафеем: «распныйся за ны», то божественный старец, вознегодовав, велел им петь эту песнь по-гречески, по преданию Кафолической Церкви» (§ 32). Здесь речь явно о литургии оглашенных, которая, следовательно, являлась чем-то совершенно самостоятельным подле литургии верных. «Савва постановил, чтобы в субботу собрание было в церкви, созданной Богом, а в воскресный день в церкви Богоматери, и положил, чтобы в обеих церквах во всякий воскресный день и Господский праздник непреложно было бдение с вечера до утра (άπαρα-λείπτως από όψέ εως πρωί άγρυπνίαν)» (там же). В воскресный день, после божественной службы (ή του Θεού λειτουργία), для отцов, собравшихся из келий, находящихся в окрестностях монастыря, предлагалась экономом лавры трапеза (διάκλυσμα) из хлеба, оливкового масла, меда, сыра и других яств (§ 59). Из праздников упоминаются памяти Антония Великого, прп. Евфимия 20 января, Неделя ваий и Пасха: «как прп. Евфимий имел обыкновение в 14-й день месяца января удаляться в совершенную пустыню и там проводить Четыредесятницу, то и Савва, изменивши немного сие обыкновение, выходил из лавры по прошествии того дня, в который совершается память св. Антония, совершал память великого Евфимия, которая празднуется в 20-й день, и после сего уходил в совершенную пустыню. Там до праздника Ваий он удален был от всякого общения с людьми. И сие делал почти каждый год». С ним выходили для той же цели и другие подвижники лавры, склонные к уединению. «Во все дни поста Савва пребывал без пищи и довольствовался только приобщением Св. Таин в субботу и воскресный день», проводя все время в молитве и в исполнении «своего правила псалмопения». В праздник Обновления храма Воскресения, «по обыкновению игуменов», преподобный Савва ходил с некоторыми братиями своей лавры в Иерусалим; здесь в один из воскресных дней производилось проклятие еретиков: епископы и игумены всходили на амвон и произносили: «Ежели кто не принимает четырех Соборов, а равно и четырех Евангелий, тот да будет анафема», или: «Анафема Севиру и его сообщникам». (Эта церемония совершалась в иерусалимском храме св. первомученика Стефана, потому что этот храм мог вместить всех собиравшихся монахов, которых бывало до десяти тысяч, § 56).

Прп. Феодосий Киновиарх
Сподвижником по насаждению монашества в Палестине св. Савва имел прп. Феодосия Киновиарха ( 529 г.). Тоже каппадокиец, бывший чтец, получивший благословение на иночество от прп. Симеона Столпника, прп. Феодосий основал свою киновию не в пещерах, как свв. Харитон и Савва, а на открытой местности, в 6 верстах от Иерусалима и главной лавры св. Саввы; киновия прп. Феодосия была многолюднее великой лавры прп. Саввы, имела при нем до 700 иноков и отдельные церкви для греков, вессов, армян и бесноватых; «правило псалмопения» совершалось в каждой церкви 7 раз в день, а литургия только в греческой церкви. Преемник прп. Феодосия авва Софроний вчетверо увеличил его монастырь. В XII в. русскому паломнику Даниилу он представлялся как бы целым городом, но крестоносцами окончательно разрушен, тогда как лавра св. Саввы существует и поныне. При жизни прп. Феодосия, который был назначен подле св. Саввы начальником всех палестинских киновий, его киновия была благородною соперницею и восполнением лавр св. Саввы, кладя свой отпечаток на иноческую жизнь. Савва и Феодосий, по словам жизнеописателя последнего, «былиединодушны и единомысленны, дышали более друг другом, чем воздухом, так что иерусалимские жители, видя их единомыслие и согласие в отношении к Богу, называли новою апостольской двоицей, подобной двоице апостолов Петра и Иоанна» (характером св. Савва напоминал ап. Петра, а Феодосий — Иоанна). Но при этом Савва говорил Феодосию: «ты состоишь игуменом мальчиков (παιδίων), я же игуменом над игуменами; ибо каждый из моих учеников — самостоятельный подвижник и является игуменом собственной келии».

Таким образом, жизнь св. Саввы подтверждает позднейшее предание о составлении им так называемого Иерусалимского устава только: 1) сообщением, что он ввел бдения воскресные и праздничные, продолжавшиеся у него с вечера до утра, а не с полуночи только, как было в практике мирских церквей (например, Иерусалимского храма Воскресения и других монастырей, даже суровых египетских); доселешний устав знал такие бдения большей частью только раза два-три в год; 2) известием о том, с какою неопустительностью наблюдались у прп. Саввы богослужебные часы. Если так, то прп. Саввою положено начало по крайней мере для двух особенностей по­зднейшего Иерусалимского устава.

Завещание прп. Саввы
От св. Саввы сохранились и письменные правила монастырской жизни, должно быть те, которые, по его жизнеописателю, он пред смертью вручил преемнику своему Мелиту: «дал ему завещание ненарушимо сохранять правила (παραδόσεις), введенные им в монастырях своих, вручив ему их на бумаге (εγγράφως, § 76)». Правила эти интересны как один из древнейших ктиторских уставов, дававшихся монастырям их основателями и послуживших образцами для нашего Типикона. Эти правила помещены в Иерусалимском рукописном Типиконе XII в. (Синайской библ. № 1096; XV в. № 531) между месяцесловной и триодной частями его и, вполне отвечая данным жития прп. Саввы, могут быть признаны подлинными, исключая некоторые вставки (например, прибавку «преподобный» к имени Саввы и т. п.). Правила носят заглавие: «Образец, правило и закон (Τύπος και παράδοσις και νόμος) честной лавры св. Саввы».

«Должно соблюдать установленные правила преподобным и блаженным отцом нашим Саввою. — Ни в каком случае не принимать в лавру ни безбородого, ни евнуха; женщинам же нельзя входить для молитвы не только в лавру, но даже в метохи, и в особенности во вторую дверь великого метоха. Кто же из монахов лавры будет замечен, что он входит в монастырский гинекон, с целью поесть, попить, и остается там или под предлогом охраны, или для пострижения, или для исповеди (λογισμούς), или что он пишет к женщинам и от них получает письма, и вообще имеет знакомство (γνώσιν) с женщинами, или заводит кумовство (συντεκνίας), то таковой должен быть удален из братства, как виновник соблазна (σκάνδαλον) не только для христиан, но и для язычников. — Не иметь права ни грузинам (ιβήρας), ни сирийцам или франкам (φράγγους), совершать полную литургию в их церквах, но собирающимся в них позволительно петь часы, изобразительные (τα τυπικά), читать Апостол и Евангелие на их природном языке, и после сего собираться в великую церковь и приобщаться со всею братиею вместе Божественных и Пречистых и Животворящих Таин. — На гробе святого (т. е. Саввы) пролитургию (προλειτουργίαν) совершать пресвитеру, на это определенному. — Не иметь права вообще никому выходить из лавры в субботу ввиду имеющего быть всенощного бдения, помимо нужды и дела монастырского, но после бдения, с согласия настоятеля или екклисиарха, пусть идет по нужде своей. Не бывшему же на предстоящем бдении ничто не принимается в извинение, потому что достаточно ему целой предшествующей недели, чтобы управиться со своими надобностями, и это (отлучку по делам), если возможно, делать однажды в месяц. — Уходящих в пустыню и в ней обитающих, если они делают это с согласия и благословения настоятеля, принимать по нуждам их, а если они удалились самовольно и из желания жить по своей воле (εξ ίδιορυθμίας), то по возвращении их не прини­мать. — Всякому, кто, Промыслом Божиим и по суду патриарха, был бы избран или в митрополита, или в епископа, или в игумена в другой монастырь, или возведен на какую бы то ни было степень великой церкви, не иметь права келии, ему принадлежащие, в лавре и в метохе или совершенно продавать или дарить, но они принадлежат святой обители, и братия, достойные и нуждающиеся, могут получать их от игумена. Этот же порядок должно соблюдать и относительно умерших братий: без согласия и воли игумена никому (из братий) не иметь права оставлять своему ученику собственную келию. — Если бы произошел раздор между некоторыми из братий и от него усилилось бы зло настолько, что кто-нибудь осмелился бы бить других и налагать руки, то таковых, если они не примирятся, и если даже они примирятся, но если это необходимо в интересах обители, изгонять, как нарушителей спокойствия и противников заповеди Христовой, ибо «рабу Господню не подобает сваритися», как говорит божественный апостол. — Кто из братий будет замечен в пьянстве, или в сварах с кем-нибудь, или в оскорблениях кого-нибудь, или в составлении товарищества (εταιρίας) и партий (συστροφάς), то он или должен быть исправлен, или же удален из монастыря. Подобным образом и тот, кто, при исполнении послушания мона­стырского, был бы замечен в воровстве, должен быть удален со своего послушания с назначением ему для исправления и покаяния епитимьи и не должен выходить из своей келии, за исключением, определенных часов богослужебных собраний (των συνάξεων) и молитв. — Относительно намеревающихся безмолвствовать и не являться в церковь и снова относительно принимаемых для совершенного заключения, мы желаем, чтобы они сходились с остальными братиями лишь на всенощных бдениях, но в городах, деревнях, у памятников святых мужей и в остальных замечательных местах, чтобы они совершенно были в уединении, ибо безмолвие на деле может принести пользу гораздо лучше, чем на словах. — Приходящих извне гостей, (особенно) если некоторые из них желают положить начало в лавре, будем принимать и всячески успокаивать их в течение семи дней, если же гости из живущих в городе (т. е. Иерусалиме) или из окрестных жителей и явились на поклонение, то довольно им и трех дней, очищение (монастырских зданий необходимо), ввиду множества ежедневно приходящих бедняков. — Так как демоны обыкновенно причиняют вред при избраниях игуменов, возбуждают раздоры и ссоры между двумя народностями, т. е. между греками (ρωμαίοι) и сирийцами, рождающие отсюда соблазн, то мы определяем: никого отныне из сирийцев не возводить на степень игумена, но завещаем и соглашаемся в экономы и дохиарные (т. е. заведующие имуществом монастыря) и на другие послушания предпочитать сирийцев, как людей, способных для сего и деятельных от природы их».

Судьба Саввиной лавры и ее богослужебное значение
Лавра прп. Саввы и после его смерти не потеряла своего центрального и руководящего значения в палестинском монашестве, а следовательно, и вообще в монашестве, хотя испытала немало внутренних и внешних потрясений. Так, в нее едва не проник оригенизм в лице игумена Георгия (VI в.). В 614 г. она была ограблена войсками персидского царя Хозроя, причем иноков пытали, выведывая, где спрятаны сокровища лавры, и убили 44 из них; спасшиеся от персов иноки восстановили лавру при содействии архимандрита Феодосиевой киновии Модеста (впоследствии патриарха Иерусалимского), который утешал их местом из Премудрости Соломоновой в 3 гл. о безвременной кончине праведных (местом, составившим паремию на службе преподобным). Тем не менее после персидского разорения сведения о лавре до VIII в. почти прекращаются; из этого периода о ней есть, однако, такое немаловажное известие, что ее архимандрит Иоанн первым подписал послание палестинских иноков к папе Мартину по поводу созванного им в 649 году Латеранского Собора против монофелитов. Но за этот период своей жизни лавра оказала величайшую из своих заслуг для Церкви, и в частности для богослужебного устава, воспитав самых знаменитых песнописцев: Андрея Критского ( ок. 712 г.), Иоанна Дамаскина ( ок. 780 г.),Коему, еп. Маюмского ( ок. 787 г.), Стефана Савваита ( ок. 807 г.) и Феофана Начертанного ( ок. 850 г.).

Воскресное бдение на Синае и в Палестине (посещение Нила Мосхом и Софронием)
Житие прп. Саввы, как и все известия о палестинском монашестве, в противоположность известиям, например, о египетском монашестве, совершенно не заключает в себе каких-либо данных о тамошнем богослужении. Объяснить это, по-видимому, можно только тем, что это последнее в палестинских монастырях, как то прямо известно о сирско-месопотамских монастырях, следовало обычному чину, чину мирских церквей. А этот последний, как мы видели, и в V в. был уже довольно близок к нынешнему. Например, на вечерне был уже пс. 140, ектении великая и просительная, Свете тихий, Сподоби Господи, Ныне отпущаеши, на утрене пс. 62-й и 50-й, некоторые ветхозаветные и новозаветные песни, хвалитные псалмы, Слава в вышних Богу, те же ектении. К этим неизменяемым частям присоединялся ряд песней, называвшихся иногда тропарями, соответствующих известному дню, и такие же чтения из Ветхого и Нового Завета. Такой, по крайней мере, порядок имело богослужение в церквах Сирии и Палестины, т. е. тех именно, в недрах которых возникла отрасль монашества, считающаяся родоначальником нынешнего устава. В этот, уже сложившийся, чин богослужения монашеству нужно было вставить только Псалтирь, так как она издревле считалась настольною молитвенною книгою для инока. Вставка эта могла быть произведена или так, что бывший доселе псалтирный элемент в богослужении мог быть раздвинут и расширен, или же, не касаясь этого элемента, Псалтирь можно было внешним образом вставить в богослужение, сделав из нее как бы особую иноческую службу на обычном мирском богослужении. Первое было сделано в богослужебном уставе Западной Церкви, второе — в восточных уставах системою кафизм и канона (разумея под последним библейские песни). Как делалась эта прибавка первоначально, в VI в., — драгоценное известие об этом сохранилось в рассказе о посещении синайского аввы Нила палестинскими иноками Иоанном Мосхом, автором «Луга духовного», и Софронием, впоследствии патриархом Иерусалимским, посещении, имевшем место около 606 г. Рассказ этот сохранился в некоторых древних патериках (в рукописях Ватиканской библиотеки) и у Никона Черногорца. Приводим рассказ в первой редакции с вариантами из Никона в скобках (курсивом то, чего нет у Никона). «Сказывал нам авва Иоанн и авва Софроний: пред св. воскресеньем (свитающи недели) пошли мы к авве Нилу на гору Синайскую. Старец был вверху на вершине горы с двумя учениками. Так как мы пришли к вечерне, то старец начал: Слава Отцу, и прочее, и после того как сказали: Блажен и Господи воззвах без тропарей и Свете тихий и Сподоби, начали Ныне отпущаеши и прочее. По окончании вечерни он предложил нам трапезу. После трапезы мы начали канон (правила) и после шести псалмов сказавши Отче наш Иже еси на небесех, начали псалмы нараспев. И когда сказали первую статью в 50 псалмов, старец начал Отче наш Иже на небесех (+ послание начат глаголати старец), 50 Господи помилуй, и когда сели, один из учеников его прочитал соборное послание Иакова. Вставши мы опять начали вторую статью в 50 псалмов и по исполнении 50 псалмов он дал другому брату и тот прочитал из той же книги соборное послание Петрово. И вставши начали 3-ю статью и по исполнении 150 псалмов и после того как сказали Отче наш и Господи помилуй, сели и старец дал мне книгу и я прочел соборное Иоанново и вставши начали песни (φδάς) Моисеевы (тихо) нараспев без тропарей, и ни на третьей песни, ни на шестой не делали междопесния (μεσώδιον), по (но) Отче наш и Господи помилуй и сказавши хвалитные без тропарей начали Слава в вышних (с) Верую (+ во единаго Бога) и Отче наш и Господи помилуй. Старец же прибавил: Сыне и Слове Божий (+ Господи) Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас и помоги и спаси души наши. И когда мы сказали аминь, сели. И я говорю старцу: почему, авва, не сохраняете чина Кафолической и Апостольской Церкви? И говорит мне старец: не сохраняющий чина Кафолической и Апостольской Церкви да будет анафема и в сей век и в будущий. И я говорю ему: как же ты не говоришь (+ с нощи) на вечерне св. недели ни на Господи воззвах тропарей, ни на Свете тихий (+ ни на Сподоби Господи) тропаря, ни на каноне Бог Господь, ни на стихословиях псалмов кафизм воскресных, ни на песнях трех отроков тропарей, ни на Величит (на Евангелии) Всякое дыхание, ни на славословии Воскресение Спасово (+ еже хвалим)?». На вопросы посетителей старец ответил, что причиною таких отступлений от общего церковного устава в его молитвенном правиле является неимение им никакого священного сана. "Все, что ты сказал, дело чтеца и певца, иподиакона и пресвитера, и вообще имеющих рукоположение, а не имеющим последнего не следует дерзать на это. Для того-то и церковный чин поставляет чтеца и певца, иподиаконов и пресвитеров: певца, — чтобы петь и начинать с пением и гласом и песнью и «преднаставляти люди в Святый Боже и предлежащая и предпевания и алтарная и во происхождение тайнам Иже Херувим и причастная»; чтеца же на паремии (приточная), пророческие и апостольские книги; иподиаконов и диаконов — чтобы служить жертвеннику; пресвитеров же, чтобы священнодействовать и совершать и крещать. Спрошу и я вас: «главизну церковную», — скажите мне, в божественных службах и вечерних молениях и ночных бдениях и утренних служениях кто должен предвоспевать и предначинать аллилуйа, предпевания, седальны, чтения, антифоны? Мы сказали ему: чтецы, певцы, иподиаконы. Старец сказал: верно вы сказали. А в нарочитые праздникии в св. недели кто должен начинать «Бог Господь (и) в начале канона и в междопеснех триех отрок и Всяко дыхание и во славословия Воскресения Спасова еже хвалим и на концы канону»? Мы сказали ему: это дело пресвитеров; в церковном предании мы так приняли, чтобы это предвозглашалось иереями". Прибавив затем, что он, таким образом, не отметает церковного чина, а напротив, своим образом действий выражает особенное благоговение к нему, взирая на него как на нечто аналогичное небесной иерархии, старец замечает мимоходом еще (как вышеупоминавшиеся египетские отцы), что «молчальником и иже своя грехи плачущим не подобни суть тропаре»; но повторяет, что не поет их главным образом потому, что, по его мнению, восхищают священство подобно царю Озии и Озе (поддержавшему падавший ковчег) те, которые, не имея поставления, в час молитвы в церкви или в келии или вне келии «управления псалмы с песнию и глаголом предвозглашающе(й) и людие на концы стиховом отпевающе со гласом и пением, от прокимен же и предпетий олтарных тии восхищающе и себе певца и чтеца и иподиаконы поставляюще».

Этот рассказ дает нам представление сразу о трех типах тогдашнего богослужения: синайском отшельническом, а Синай монашеский был духовным сыном Египта, — о палестинском монастырском и о соборно-приходском. Первое описано со всею подробностью. О составе второго можно заключать по тому, что в первом вызывает недоумение посетителей: им кажется странным отсутствие «тропарей» на Господи воззвах (стихир), на Свете тихий (прокимна), на Сподоби Господи (стиховных стихир), затем отсутствие Бог Господь «в начале канона» (утрени), воскресных седальнов, междопесния на 3 и 6 песнях (седальнов или чего-либо подобного), затем отсутствие тропарей на библейских песнях, особенно на песни 3 отроков и Величит (ныне 8 и 9 песни канона), Всякого дыхания и воскресной песни («Воскресение Спасово (еже) хвалим») на славословии. В палестинских и других монастырях, следовательно, все это уже было. Но наиболее ценные указания дает нам рассказ о соборно-приходском, мирском богослужении, ценные ввиду того, что других сведений о нем из этой эпохи не сохранилось. По рассказу, это богослужение сводилось главным образом к пению; пелись, и очевидно, искусственными и сложными напевами: а) псалмы, б) прокимны и соответствующие им стихи; аллилуиа, антифоны, Бог Господь, Всякое дыхание, в) стихиры, седальны, тропари. Пение всего этого начиналось пред алтарем певцом, за которым следовал народ, подпевавший известные стихи. Праздничное богослужение отличалось от будничного как составом (например тем, что вместо Бог Господь пелось аллилуиа), так и исполнителями: тогда как на будничном пение важнейших частей начиналось певцами, чтецами и иподиаконами, на праздничном — священниками. Иподиаконы выступают главным образом в роли певцов. Чтение почти аналогично по исполнению с пением. Все это признаки так называемого песненного последования, подробные чины которого сохранились от IX и последующих веков, сущность которого и состояла именно в торжественном пениипсалмов, антифонов, прокимнов и т. п. небольших стихов, в частых молитвах (широкое участие пресвитера в богослужении) и в народном исполнении разных припевов к псалмам. Это последование, особенно в том виде, как оно представляется настоящим рассказом, имеет много общего с тогдашним западным богослужением. Одною из общих особенностей того и другого, как увидим, являлась немногочисленность песен христианского составления (господство библейского материала): на всем богослужении бывала одна-две таких песни (тропари), гимна. Но богослужение на родине настоящих рассказчиков стоит уже на переходе к позднейшему типу (нынешнему) — в нем много последнего рода песен: стихиры, седальны, тропари к канону.

Кондаки и каноны
Переходной ступенью от прежнего песненного типа богослужения (с преобладанием псалмов и их стихов в виде антифонов и т. п.) к новому с преобладанием стихир была, надо полагать, кондакарная система богослужения. К древнейшей и единственной песни на богослужении — тропарю, кратко выражавшему собою суть богослужения и припевавшемуся к стихам некоторых псалмов (например, 50,117 и т. п.), стали присоединять такое же краткое песнопение, но исполнявшееся уже независимо от псалма и имевшее за собою ряд подобных же песен — кондак с рядом икосов. Первым творцом кондаков был чтец или певец св. Софии Константинопольской св. Роман Сладкопевец ( перв. пол. VI в.). Он составил кондаки и икосы, должно быть, на все важнейшие праздники своего времени (с большою до­стоверностью ему можно приписать это составление по крайней мере для 15 праздников и памятей года). Число икосов у прп. Романа для каждого праздника колеблется между 24 и 14. Следовательно, это был длинный ряд песней, который на тогдашних службах заступал место стихир и канона: в богослужебных книгах, имеющих стихиры и канон, всегда указывается по одному кондаку и икосу, а не такой длинный ряд их. Стихиры, и особенно канон, явились уже на смену кондакарным службам, и одним из первых творцов канонов можно признать св. Андрея Критского ( ок. 712 г.).

Часослов VIII в.
Более подробных сведений о вышеуказанном третьем типе богослужения — богослужении церковно-приходском — от эпохи VI—VIII в. нет. Только от IX в. и последующих веков дошли до нас полные чины этого богослужения, известные под именем песненного последования, но уже в соединении с позднейшими наслоениями — например, стихирами, канонами, — выделить которые нельзя с научною уверенностью, а потому нельзя составить и надежного представления об этом типе богослужения за настоящий период. Все же изложение песненного последования IX—XVI в. заодно даст нам впоследствии и некоторые гадательные предположения о том виде, какой оно имело теперь.

Между тем о палестинско-монастырском богослужении рассматриваемой эпохи до нас сохранились сведения и за дальнейшее ее течение — от VIII в. Это греч. «Часослов по уставу лавры св. отца нашего Саввы» (ώρολόγιον κατά τόν κανόνα της λαύρας...) в рукоп. VIII — IX в. Часослов предназначался для келейного употребления, поэтому не заключает не только всех частей службы (например, ектений, возгласов священника), но и некоторых служб, например утрени. По-видимому, взамен утрени стоит в начале Часослова первая кафизма. Затем следуют службы в 1 час дня, в 3,6,9, на причащение Преждеосвященными Дарами (соответствует изобразительным), вечерня и служба в 1 час ночи (соответствует повечерию), на которой Часослов обрывается. Службы очень близки к нынешним. Так, вечерня (τα εσπερινά) состоит из 103 пс, 18 кафизмы с 3 славами, 140 пс. со Слава и ныне на конце, Свете тихий, Аллилуиа со стихами различными для разных дней (сначала стихи из нынешнего прокимна Господь воцарися), Сподоби Господи, Ныне отпущаеши и Трисвятое. Служба каждого часа состоит из псалмов, число которых различно для разных часов: для 1 — 8, III — 7, VI — 6, IX — 4, аллилуиа со стихами, тропаря (такого, как ныне для каждого часа, исключая 1-й), пред которым и после которого написан конец его, должно быть, служивший ему припевом; затем стих часа, такой как ныне (т. е. для 1-го часа «Стопы моя» и т. п.) с утроением его первой половины (как ныне на 1 часе в Великий пост), и наконец — Трисвятое; следовательно, части часа, следующей за Трисвятым, еще не существовало. Служба на причащение (= изобразительные) состоит из блаженств с припевом Помяни нас Господи, егда приидеши, Лик небесный, Верую, Отче наш, Господи помилуй 3, Един Свят, Вкусите и видите, пс. 33 — Благословлю Господа, молитвы по причащении с промежуточным стихом: Буди имя Господне. Сохранившаяся часть повечерия имеет такой состав: Приидите поклонимся, День прешед благодарю Тя, Пс. 4, 12, 26, Слава, 30, 90, 6, Слава, С нами Бог, аллилуиа со стихами (например: Призри, услыши мя Господи Боже) и тропарями, меняющимися по дням, Господи помилуй 3, Не предаждь зверем душу исповедающуюся Тебе.

Инославное богослужение
В период VI—VIII вв. суточное богослужение приняло нынешний свой вид не только в Православной Церкви, но и в отделившихся за это время от нее еретических обществах: несториан, монофизитов и монофелитов, — а также во всей западной половине христианского мира. Знакомство с богослужебными чинами всех этих Церквей проливает много света на историю нашего богослужения, тем более, что в рассматриваемый период последнееимело много сходного в разных Церквах, и в малокультурных странах Востока могло сохраниться неизменнее, чем наше.

Несторианское богослужение
Несторианское богослужение почти не имеет неизменных элементов. Вечерня и утреня начинаются Слава в вышних Богу (трижды) и на земли мир, в человецех благоволение и Отче наш; затем следуют чередные кафизмы (Псалтирь разделена на 20 кафизм, а 21 составляют 2 песни Моисея) и так называемый «Глас утрени», т. е. сообразно чередному гласу (которых только два) одна из 2 кафизм — 12-я (с пс. 67) или 21 с приуроченными к ней в праздники гимнами, а в будни ектениями и отпускными молитвами, — все соответственно гласу. Кроме этого, каждая утреня имеет еще пс. 50, а воскресная шестопсалмие из пс. 99, 90, 103 (ст. 1—16), 62, 149 и 150. На каждой службе читается Никейский Символ. О составе часов не имеем сведений.

Армянское богослужение
Армяне (монофизиты) имеют следующие суточные службы: полунощницу, рассвет (= утреня), восход солнца (= 1 час), 3, 6 и 9 часы, вечерню, умирение (= повечерие) и службу пред сном. Службы начинаются и оканчиваются Отче наш. Полунощница: Господи устне мои отверзеши 3, Благословена Единосущная, Единая и Нераздельная Троица Отец, Сын и Дух Святый ныне и присно и во веки веков. Псалмы: Господи, что ея умножиша, Господи Боже спасения моего, Благослови душе моя Господа (102), Господи услыши моление мое, внуши молитву мою. На конце псалмов Слава. Молитва, начинающаяся: Восстав от покоя сна, который нам даровал Человеколюбец Бог. Затем читается увещание или поучение. После него Господи помилуй в будни 50 раз, в пост 100, в праздники 3. Молитва: Благодарим Тебя, Господи Боже наш, гимны (христианского составления). Евангелие — в воскресенье. Особая молитва: Предстательством Св. Богородительницы, св. Иоанна Крестителя и святого, которого день, даруй нам, Всемогущий Боже... (соответствует нашей пред каноном «Спаси Боже люди Твоя»). Два отдела, или «канона», Псалтири (Псалтирь армяне делят на 8 частей, соответствующих нашим кафизмам и называемых канонами). Четыре поучения, соответствующие дню, и после каждого пение подобной же молитвы на различные гласы. Гимн: Царь веков и другой по дню. Особое моление, чтение месяцеслова (Четьи-Минеи). 3, 4 и 5 отделы Псалтири. — Служба «рассвет»: Исполнихомся заутра милости Твоея. Песнь 3 отроков. Молитва: Благословите Творца тварей, Господа господ, Царя царей... Песнь в честь святых. Молитва к Блаж. Деве. Величит душа Моя. Гимн Блаж. Деве. Песнь Захарии. Затем следующее в воскресенье только: молитва вроде ектении из возгласов священника «Помолимся Господу о том-то или за того-то» с ответом народа «Господу помолимся». Молитва: Ты еси Царь веков. Три стиха из псалмов сообразно дню. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века. Евангелие о воскресении. Слово или поучение, начинающееся: «Радуясь великою радостью из-за вести о воскресении Господа нашего Иисуса Христа...», и краткая молитва. В другие дни после песни Захарии пс. 50, увещание к молитве по предстательству святых дня, песнь похвальная святым, молитва с коленопреклонением. После этой изменяющейся части опять постоянная. Псалом: Хвалите Господа с небес с 2 следующими. Три стиха в честь Бога и святых дня. Слава в вышних Богу. Два стиха из псалмов сообразно дню. Молитва, поемая тремя монахами или клириками. Молитва другая. Трисвятое. Пс: Хвалите отроцы Господа. В воскресенье — Евангелие дня. Песнь или гимн. Пс: Глаголы моя внуши Господи, Возлюбих яко услышит, Из глубины, Боже во имя Твое спаси мя. Два последние стиха пс. 85 («Сотвори со мною знамение во благо...»). Моления за разные классы людей (= ектения сугубая). Гимн. Поучение. Молитва. Восход солнца (1-й час): Буди имя Господне благословенно во веки, прежде солнца... и далее до конца 71 пс. Слава. Молитва. Псалом — Благо есть исповедатися Господеви. Молитва. Пс: Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, Тебе подобает песнь. Молитва. В посты — особый гимн. Пс: Боже, Боже мой призри на мя. Пс. 142 от стиха: Слышану сотвори мне заутра милость Твою. Готово сердце мое. Боже в помощь мою вонми. Два последних стиха 85 пс. Поучение. Молитва. 3-й час: Молитва к Духу Святому. Пс. 50. Песнь (библейская) и поучение. 6-й отдел Псалтири. Молитва к Духу Св. Пс. 21 и 142, 8 и д. (Слышану сотвори мне заутра милость Твою). Слава. Поучение. Молитва. 6-й час: Молитва к Богу Отцу. Пс 50. Поучение, молитва. 7-й отдел Псалтири. Пс 40, 1—4: «Блажен разумеваяй на нища и убога». Господи, кто обитает. Поучение. Молитва. 9-й час: Молитва к Сыну Божию. Пс. 50. Поучение, молитва, псалмы: Возлюбих, Веровах, Хвалите Господа вси языцы. Песнь. Поучение. — После 9-го часа совершается литургия. После нее, а если ее нет, то после 9 часа особая прибавочная служба (без имени): Псалом сообразно дню. Похвальное слово святому дня. Трисвятое. 8-й отдел Псалтири. Молитва, поучение. Несколько стихов из псалмов. Большое чтение из пророков или Апостола (так что прочитывается целое послание). Аллилуиа дважды. 3 стиха из псалмов. Аллилуиа 1. Евангелие. Верую. Поучение, молитва. — Вечерня: Аз к Богу воззвах и Господь спасет мя. Вечер и утро и полудне повем и возвещу и услышит глас мой — и стихи собственного составления. Пс: Приклони Господи. Слава. Слава Тебе Господи. Пс. 139—141. В воскресенье ектения из 33 прошений с ответом «Господу помолимся». Молитва. Трисвятое. Псал.: Возведох очи мои в горы. Песнь. Поучение. Молитва. Пс: Господи кто обитает, К Тебе возведох очи мои, Боже во имя Твое спаси мя. Поучение. Молитва. Повечерие. Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молениюмоему. Слава. Пс: Внегда призвати, Господи да не яростию, Доколе Господи, Сохрани мя Господи, Услыши Господи правду мою, Имже образом желает елень, Боже в помощь мою. Два посл. стиха 85 пс. Слава. Длинная песнь, испрашивающая у Бога благоприятной ночи. Поучение. Молитва. Господь просвещение мое. В посты — особый гимн. Поучение. Молитва. — Служба пред сном: Пс. 42, 3—5 (Посли свет Твой и истину Твою...) Слава с несколькими стихами. Из 118 псалма несколько его отделов. Пс. 35, 1—4 (Яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет...). Из песни Аввакума 3,18—19 (Аз же о Господе возрадуюся...). Псалмы: Господи, кто обитает, К Тебе возведох очи мои, Боже во имя Твое спаси мя. Начало песни 3 отроков до Благословите воды. Пс. 150. Ныне отпущаеши. Пс. 137, 7—8 («Аще пойду посреде скорби...»). Пс. 141, 6—8 («Воззвах к Тебе Госпо­ди...»). Величит. 2 последних стиха 85 псалма. Молитва. Пс. Внегда призвати. Гимн. Евангелие. Молитва. Главная особенность армянского богослужения, таким образом, что Псалтирь здесь прочитывается вся на службах каждых суток.

Богослужение коптов и абиссин
Суточное богослужение коптов (монофизитов) состоит из утрени, часов 3, 6, и 9, повечерия, вечерни и полунощницы. Службы начинаются: Во имя Отца... Слава Отцу, Отче наш и стихом «Благодарим Благодетеля Милостивого» и состоят каждая из начального ряда псалмов, Евангелия, тропарей и молитв, с некоторыми прибавками к этому составу для более важных служб. Утреня имеет 19 псалмов: 1-6,8,11,12,14,15,18,24, 26, 62,66,69, 112,142, Еванг. Ин. 1,1—16, песнь, похожую на наше славословие, Символ веры, ряд кратких молитвенных возгласов и 2 молитвы. Вечерня имеет 10 псалмов: 129,130,131,136,137,140,141,145,146,147, Еванг. Лк. 2,25-30 (о сретении Господнем с песнью Симеона Богоприимца), Трисвятое, Верую, Отче наш и 2 молитвы. Полунощница — 7 псалмов: 3, 6, 69, 85, 116, 117,118, Еванг. Мф. 25 — притча о 10 девах, тропари: Се Жених, День он, Тебе необоримую стену, Трисвятое, Еванг. Лк. 7,36, и д. — о немилосердном заимодавце, 3 тропаря, встречающиеся и у нас в качестве покаянных седальнов, Еванг. Лк. 12,32 и далее об ожидании Второго Пришествия, покаянные тропари, похвальные стихи Пресв. Богородице «Радуйся» (похожие на наш акафист) и длинную молитву. Наоборот, повечерие (совершаемое до вечерни) состоит только из псалмов и Евангелия. На часах почти все наши тропари и большей частью, как и на повечерии, 12 псалмов (на 9 часе — II). Следовательно, для большинства служб принята система 12-псалмия, — как мы видели, отличительная особенность древнеегипетского иноческого богослужения. — По вероучению и церковному устройству к коптам очень близки абиссинские христиане, тоже монофизиты. Богослужение тех и других несколько разнится. Но богослужение абиссин и теперешнее, а особенно древнее, имело несколько типов, полное представление о которых еще недоступно для европейской науки — вследствие того, что в Абиссинии богослужебные книги рукописные, и только некоторые из них изданы в последнее время. Между прочим издан и Часослов Абиссинской Церкви, но в том виде, какой он получил к XIV в. под коптским и греческим влиянием. Службы в нем очень близки к коптским, но обширнее их и по местам более коптских приближаются к нашим. Важнейшие отличия от коптского Часослова, что взамен утрени две службы: «молитва (служба) в 3-й час ночи» и «молитва при пении петуха», 1-й час значительно отличается от других и близок к последней части нашей утрени; повечерие после вечерни, как и у нас. Кроме этого Часослова, в Абиссинии и ныне употребляются Часословы других типов, должно быть, более древние. Один из этих Часословов, ныне употребляемый в одном только абиссинском монастыре, дает службы, состоящие всецело из стихотворных песен в честь Св. Троицы, Богородицы и различных ликов святых (на вечерне восхваляются преподобные, на 1-м часе апостолы и т. п.) и множества библейских и назидательных чтений, но совершенно не имеющие псалмов; в другом, употребляющемся в некоторых монастырях, службы состоят из псалмов, молитв священника и библейских чтений. Надо заметить, что абиссинцы вообще довольно свободно относятся к чину богослужения и, соблюдая общий строй (схему) его, наполняют его песнями из разных сборников их и импровизированными; поэтому песнопения на их службах занимают подавляющее положение. Существуют громаднейшие сборники этих песней: Дегва, Псалтирь Христа, Псалтирь Пресв. Девы; песни большей частью в стихах, одни из них похожи на наши акафисты — представляют ряд величаний, иногда обращенных к разным частям тела святого и начинающихся словом «мир» («Мир главе твоей, которая...», «Мир рукам твоим...») или «радуйся». Это так наз. «подобия» (портреты); кроме того, различаются еще антифоны — припевы к псалмам и библ. песням, «вазема» — вроде наших стихир. Наибольшую печать древности из абиссинских богослужебных чинов носит всенощное бдение, изло­женное в книге «Меераф» — «главы» (т. е. устав) и «Дегва». Состав его: пс. 22 «Господня земля», озаглавленный у абиссин, как и 103 пс, «красота творения», пс. 92 «Господь воцарися» и 140 с «вазема» (стихирами). Псалмы разделяются ектениями; а затем очередной отдел Псалтири (она делится на 10 декад), вечерняя молитва священника, паремии из апост. посланий, прокимен и Евангелие. Утренние молитвы священника, молитва «Спаси Боже люди Твоя»; утренняя лития (ектенийные прошения); четырепсалмие: пс. 62, 91, 5, 64; рядовой отдел Псалтири; пс. 50; библейские песни с припевами из Ваземы — именно: молитва Манассии, песни прор. Аввакума, 3 отроков и Захарии; хвалитные псалмы с припевами; сенкесарь (синаксарь); Богородичны; Евангелие; чтение «знамений Марии» (чудес ее); Песнь песней (в посту); импровизированные или из сборника припевы (маввадес) на воскр. день (славословие великое на 1-м часе).

Маронитское богослужение
Марониты (монофелиты) имеют 7 суточных служб: полунощницу, утреню, 3, 6 и 9 ч., вечерню и повечерие. Псалтири всей не выпевают (как и копты) ни в сутки, ни в неделю, а только некоторые псалмы; на полунощнице — пс. 133 и 116; на утрене — 62,14, 50 и 116; на 3 и 9 часе — 50 пс; на вечерне 50, 140, 141 и из пс. 118 ст. 105—112 («светильник ногама моима закон Твой...»); на повечерии — пс. 50,14 и 116. В начале и конце каждой службы: Трисвятое, Отче наш, (Богородице Дево) радуйся, Верую и одна молитва; по обычном начале исполняются попеременно гимн с псалмом или библ. песнью или каким-либо молитвенным призыванием, так что за частью гимна следует часть псалма или песни и т. д., в заключение весь гимн; а далее чередуются друг с другом молитвы, библ. песни, псалмы и гимны, так что за молитвою следует песнь, за нею гимн или псалом и т. п. Полунощница заключает 16 молитв, 11 песен, 6 гимнов, 2 псалма, 1 респонсорий и другие молитвенные возгласы. Утреня имеет 11 молитв, 7 гимнов, 7 песен, 4 псалма и 1 респонсорий; 3, 6 и 9 часы — 5 молитв, 3 или 2 песни и 1 псалом (его не имеет 6 час.) Вечерня имеет 7 молитв, 2 гимна, 4 песни, 4 псалма и 1 респонсорий. Повечерие — 5 молитв, 3 псалма, 2 гимна и 2 песни.

Богослужение Западной Церкви
По другому пути пошло развитие западного богослужения, хотя иногда оно представляло значительное совпадение с восточным. На суточных службах здесь скоро исчезли постоянные, приспособленные к времени суток псалмы, и остались краткие отрывки из них в виде антифонов и респонсориев, которые благодаря торжественному способу их исполнения (сложным напевам и особому чередованию совершителей богослужения при их пении) заняли самое заметное место в богослужении; антифоны сопровождали пение псалмов, респонсорий — чтения. Самые же псалмы, как и чтения на службах, подбирались не приспособительно к моменту (к часу службы, к воспоминаемому событию), а были чередные: Псалтирь на службах выпевалась вся по порядку, как и читаемые за богослужением книги читались к ряду; вследствие этого все дело при богослужении было в количестве псалмов и антифонов, чтений и респонсориев; этим количеством измерялась торжественность службы. Лишь для некоторых служб, именно для последней части утрени, 1-го часа и повечерия были постоянные и приспособленные к ним псалмы; и лишь одним каким-либо чтением выражалось отношение службы к празднуемому событию (например, в воскресенье одно из чтений было Евангелие о воскресении). Таким образом, только антифоны и респонсории имели отношение к моменту службы. Но едва не самым главным отличием западного богослужения от восточного и в эту эпоху, и в по­следующую (как отчасти и в предшествующую) было чрезвычайно ограниченное употребление песен христианского составления, гимнов. Здесь по местам было даже течение в пользу совершенного исключения гимнов из состава богослужения. Собор Bracarensis (в Испании) 2-й 563 г. требует: «чтобы кроме псалмов и канонических писаний Ветхого и Нового Завета никакое поэтическое произведение (nihil poetice compositum) не пелось в церкви, как и повелевают св. каноны» (пр. 12). Но Турский 2 Собор (в Италии) 567 г. постановляет: «хотя в каноне мы имеем только Амвросиевы гимны, однако так как некоторые из остальных по форме достойны пения, то мы охотно соглашаемся и на принятие кроме них тех, имена авторов которых означены на полях» (пр. 23). 1-й Толедский Собор 633 г. (прав. 13) обстоятельно и настойчиво доказывает законность гимнов в богослужении против отрицающих это. В Лионской Церкви гимны поются только на повечерии; то же и в Вьенской, только на повечерии поются гимны, разные в различные праздники.

Соборно-приходское западное богослужение VI—VIII вв.
Как и на Востоке, все дело разработки богослужения взяло на себя монашество; поэтому о соборно-приходском богослужении очень скудные сведения. Суточные службы были те же, что на Востоке; но полунощница и утреня составляли одну службу, называвшуюся часто, за начало ее в глубокую ночь, vigilia (бдение); соответственно частям ночи она делилась на несколько, большей частью на три, nocturni, за которыми следовала утреня в собственном смысле, называвшаяся matutinum или ad Laudes. Часы не везде совершались, так что со стороны Цезария, еп. Арльского (в Галлии,  542 г.), потребовалось особое распоряжение, чтобы клирики, кроме утрени и вечерни, совершали в Арльском соборе св. Стефана и 3, 6, 9 часы с их гимнами. О порядке и чине приходских служб сохранились следующие из­вестия. Ночную службу, или утреню, по крайней мере по местам, постепенно стали начинать все позже. Тогда как Григорий Турский (VI в.) говорит о своих современниках, что они «в полночь встают для совершения благодарений Господу», в VIII в. Grodegangus, ep. Metensis, в своих правилах для каноников позволяет «в зимнее время, т. е. от ноябрьских календ до Пасхи, вставать в 8 ч. (= 2 ч.) ночи, чтобы поспать немного и после полуночи, и быть бодрее к бдению», a Amalarius (IX в.), объясняя псалмические стихи на ночных бдениях, предшествующие чтениям, говорит "второй стих: «полунощи востах»; он показывает, в какой час ночи нужно вставать; но так какмы пренебрегаем временем, в которое обыкновенно вставали отцы наши, то мы не смеем лгать и заменяем этот стих другим: «яко Ты еси просвещаяй светильник мой»". На состав ночной службы есть указание в актах Галльского Собора 499 г. против ариан в присутствии Гундобальда, царя Бургундского. Когда епископы в день св. Юста совершали вигилию на его гробе, «случилось, что когда чтец ночью по обыкновению начал чтение от Моисея, он попал на слова: «Аз же ожесточу сердце его»; затем, когда после пения псалмов он читал из пророков, встретились слова Господни к Исаии: «иди и рцы людем сим: слухом услышите...». Когда опять были пропеты псалмы, и он (чтец) читал из Евангелия, то попал на слова, которыми Спаситель обличает неверие иудеев: «горе тебе Хоразине...». Когда же, наконец, было чтение из Апостола, были произнесены следующие слова: «или о богатстве благости Его...». Это было замечено всеми епископами, и все признали, что эти чтения пришлись по воле Божией, чтобы известно было, что сердце царя ожесточено». О числе псалмов на ночной службе, которое не указано в этом известии, говорит 2 Турский (в Галлии) Собор 567 г.: «на утрене в праздничные дни 6 антифонов пусть раскрываются (explicentur) каждый двумя псалмами; во весь август пусть будут ускоренные утрени (manicationes, от mane), потому что тогда бывают праздники и миссы святых; в сентябре 7 антифонов с двумя псалмами каждый; в октябре 8 с 3 пс; в ноябре 9 с 3; в декабре 10 с 3; в январе и феврале столько же до Пасхи (следовательно, наибольшее количество псалмов на утрене было 30, а наименьшее — 12); кто же скажет менее 12 псалмов, пусть постится до вечера, ест хлеб с водою и пусть не будет ему какого-либо другого подкрепления в тот день; а кто пренебрежет сделать это последнее, пусть всю неделю ест хлеб с водою и постится каждый день до вечера» (пр. 18). На ночной службе особое, самостоятельное положение занимала последняя ее часть, падавшая на рассвет (ad Laudes); она совершалась с особою торжественностью. Григорий Турский рассказывает о Галле Арвернском (Клермонском), что, хотя в других местах на рассвете пели только Благословение (Benedictio — песнь 3-х отроков и Захарии, начинающиеся глаголом «благословлять» и положенные теперь на последней части католической утрени), он заканчивал утреню, пропевши 50 пс, Благословение и исполнивши аллилуиарий с главкою (allelujatico cum capitello — малый отрывок из Ветхого или Нового Завета) (все это положено и ныне на ad Laudes). — О службе 1-го часа в Западной Церкви этой эпохи известно, что на нем было исповедание грехов: "пред 50 пс, — говорит о 1 часе Grodegangus, ep. Metensis VIII в., — пусть дают исповедание друг другу, говоря: «Исповедаюсь Господу и тебе, брат, в том, что согрешил мыс­лию, словом и делом; посему умоляю тебя, молись за меня»; и тот отвечает: «Да помилует тебя Всемогущий Бог и простит тебе все грехи твои, избавит тебя от всякого зла, соблюдет во всяком благе и приведет к вечной жизни»" (подобное исповедание есть в другой формуле и ныне на римско-католическом 1-м часе; ср. у нас прощение в конце повечерия и полунощницы). После 1-го часа в некоторых церквах была особая служба — officium capituli, состоявшая из чтения какого-либо канонического или пастырского правила (ср. у нас оглашение Студитово на 1-м часе) и мартиролога, за которым следовал стих: «Честна пред Господем смерть преподобных его» (ср. у нас прокимен); в воскресенья, среды, пятницы и дни святых первое чтение заменялось гомилией. Из других служб есть упоминание о 6-м часе и вечерне. Упомянутый Турский Собор говорит: «Отеческие постановления повелевают, чтобы в 6-й час говорились 6 псалмов с аллилуиа, а в 12 час 12 псалмов тоже с аллилуиа» (пр. 18). Под 12-м часом разумеется, должно быть, вечерня, так как повечерие могло появиться только после вечерни. Собор Еме-ритский (Emeritensis) в Испании 606 г. требует, чтобы «как в других церквах на праздничные дни в вечернее время после принесения света (post lumen oblatum) говорится vespertinum (вечернее) ранее, чем sonum (звук), так пусть соблюдается это и нами в наших церквах» (пр. 2). Встречающиеся здесь непонятные термины хорошо объясняются чином вечерни в моза-рабском (испанском) бревиарии: "Праздничный ли день, или обыкновенный, всегда часы (счет церковного времени) начинаются с вечерни накануне, и начало делается чрез призывание Иисуса Христа с предшествующею молитвою Господнею, — чрез произнесение тихим голосом: «Kyrie eleyson, Christe eleyson, Kyrie eleyson. Отче наш». И высоким голосом: «Во имя Господа Иисуса Христа свет с вами», т. е. свет принесен. Окружающие отвечают: «Богу благодарение». И пресвитер говорит: «Господь да будет всегда с вами». Ответ: «И со духом твоим». И чин вечерни, праздник или нет, идет следующим образом: сначала говорится псалом, т. е. vespertinum (вечернее); по окончании его пресвитер говорит: Господь с вами. Ответ: И со духом твоим. Тотчас говорится sonus, если праздник, затем, что день будничный не имеет sonus'a, за исключением воскресенья, когда он говорится ради торжества. Таково правило. A sonus это есть: «Приидите возрадуемся Господеви...»". По воскресеньям служба была торжественнее: по древнему чину церквей Cameracensis и Atrebatensis воскресная вигилия должна начинаться ранее полуночи, благовест к ней во все signa, церковь должна обильно освещаться, чтения и респонсории должны исполняться протяжно (trac-tim), девятое чтение бывает евангельское из отеческих гомилий и читается диаконом, пресвитером или епископом все, если не помешает рассвет; в начале каждой из трех ноктурн бывает каждение из 2 кадил, которые на первой ноктурне приносятся к алтарю, на второй — в хор, на третьей — к народу; утренняя часть вигилии поется еще медленнее и выше, чем ноктурны.

Антифоны, респонсории и коллекты
Для полного представления о западном соборно-приходском богослужении VI—VIII в. нужно сделать еще несколько замечаний относительно способа исполнения антифонов и респонсориев, занимающих в нем столь важное положение, а также о чине окончания богослужения, так как этому окончанию богослужения здесь придавалось еще большее значение, чем на Востоке. В рассматриваемую эпоху за термином антифон уже вполне установился тот смысл, который он имеет в нынешнем римско-католическом богослужении, т. е. смысл краткого стишка пред псалмом или рядом псалмов или после него, — стишка большей частью из этого же псалма, выражающего его основную мысль или же приспособляющего псалом к празднику. Но ныне антифон поется только раз до или после псалма. А в рассматриваемый период антифоны пелись иногда с каждым стихом псалма. Так, каноники церкви св. Мартина Турского, по свидетельству Иоанна монаха в жизни св. Одона (абб. Клюнийский,  943 г.), желая продолжить службу до рассвета, пели по дважды антифоны при каждом стихе псалма. Это же видно из того, что в важнейшие праздники на утрене (in Laudibus) в конце песни Захарии и на вечерне в конце песни Богородицы антифон повторен трижды: один раз пред «Слава Отцу...», другой раз при «Всегда и ныне...» (Sicut erat), и третий раз при целом заключительном стихе (такое пение антифона называлось triumphare — ter fari, «трегубить»). В одном рукописном Антифонарии XI в. к каждому стиху песни Богородицы положен в качестве антифона стих из Евангелия Матфея о воскресении Христовом. Начинали (impositio) пение антифона по знаку архидиакона особенно искусные певцы, имевшие сан иподиакона, которых в Римской церкви было 7; причем первый антифон начинал первенствующий из этих иподиаконов (primiceriiis), второй — вторствующий (secundicerius) и т. д.; только на Пасху антифон к Евангелию начинал диакон. (Ср. ниже песненное последование и выше отзыв аввы Нила Синайского о соборном богослужении). Респонсорием назывался большей частью стих к чтению (ср. прокимен), и именно после чтения. Это стих большей частью из псалма, выражающий основную мысль чтения; ныне респонсорием называется собственно вторая половина такого стиха, составляющая ответ хора на поемую певцом или священником его первую половину, называемую стихом — versus, versiculum. Amalarius (IX в.) отмечает ту разницу в пении респонсория между Римской и Галльской Церквами, что римляне по окончании стиха «начинают респонсории с начала», т. е. на пение стиха отвечают повторением этого же целого стиха (как у нас пение прокимна во второй раз), в Галлии же «из конечного стиха делают респонсорий посредством двух частей его, составляя из них одно тело» (как у нас пение прокимна в 3-й раз), почему для респонсория приходится выбирать такой стих, обе части которого имели бы свой смысл, а соединение их давало бы новую мысль. Пелся респонсорий на особом месте храма или среди хора, но не на амвоне. Стих, предшествующий респонсорию, пелся всегда тише последнего (ср. у нас чтение стиха к прокимну) из опасения, что не достанет голоса для респонсория: «в повторении же респонсория поднимают голос уверенно, уже не боясь стиха». По 16 правилу 4 Толедского Собора 633 г., «некоторые в конце респонсория не говорят Слава (Отцу...) на том основании, что это иногда звучит неподходяще; но пусть будет такая разница, что на радостных респонсориях следовала бы Слава, а на печальных повторялось бы начало» (ср. у нас аллилуиа вечерни: «и во веки веков» без Славы). В арабской редакции постановлений Никейского Собора требуется петь респонсорий на память, а не по книге (ср. у нас канонарх). — Весьма важную часть утрени и вечерни составляло их заключение, последняя, отпустительная молитва, называемая collecta. Она произносилась высшим из присутствовавших за богослужением священнослужителей. Собор Барцелонский (Barcilonensis) 540 г. запрещает «пресвитерам в присутствии епископа заключать (non colligant) молитвы» (пр. 5). Это за­ключение было всегда одинаково для разных служб, и Агрестий обвинял аббата Колумбана на Соборе Matisconensi (в Галлии) 585 г. за то, что тот завел разные коллекты для различных служб. В Латеранском соборе коллектой служила молитва Господня (ср. у нас в конце вечерни и в конце часов по Часословам VIII — IX в.), но это было особенностью и как бы привилегией одной этой церкви, в чем видели указание на первенство и достоинство Римской Церкви. По словам испанского аббата Беата (VII в.), "по окончании службы нельзя выходить из церкви, прежде чем скажут: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа пойдем с миром»".

Стр. 1    Стр. 2    Стр. 3


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.