Поиск авторов по алфавиту

Автор:Добротолюбие

Добротолюбие Том 3

Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие  3 

Блаженный Диадох, епископ Фотики в Епире Иллирийском.

Краткое сведение о нем  5 

Блаженного Диадоха указание последних пределов или верха совершенства главнейших добродетелей 7 

Того же блаж. Диадоxа подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного  8 

  1. О трех добродетелях, которые, как вожди, должны предшествовать духовному созерцанию ума

  2. Когда и как человек делается добрым

  3. Когда и как зачинается грех

  4. Когда и как достигаем мы того, чтоб быть по подобию Божию

  5. Как сделать, чтобы воля только на добро была всегда готова

  6. Что есть свет истинного видения, и что производит в уме пользование сим светом

  7. О том, что производит духовное слово, – и о том, что движение любви беседу о Боге делает легкой и обильной

  8. Когда подобает приступать к беседе о божественных вещах

  9. О даре ведения и даре премудрости, как каждый из них просвещает, и как приобретается

  10. Когда душа в борьбе, молчать должно; а когда успокоится, тогда простирать беседу, обуздывая однако же ум смиренномудрием

  11. Слово духовное не ведет к тщеславию, а слово мирской мудрости – ведет. Отчего – то и другое?

  12. О самолюбии и боголюбии, – и что свойственно себялюбивому и боголюбивому

  13. Когда и отчего бывает, что иной кажется себе не любящим Бога, как бы желал, в то время как очень сильно любит Его

  14. О том, кто в чувстве сердца любит Бога, и как он, совершенно отрешаясь от любви к себе, приходит в восхищенную любовь к Богу

  15. Когда начинает кто любить ближнего, и почему любовь плотская скоро истощается, а любовь духовная – никогда

  16. О любви к Богу в чувстве сердца, как она приобретается; также о совершенной любви, чуждой очистительного страха Божия, и о другой любви несовершенной, соединенной, с очистительным страхом

  17. Как душа больная начинает исцеляться действием страха Божия, и как мало-помалу доводится до совершенного здравия любовью

  18. Душа, попечениями мирскими опутанная, не может любить Бога и даже правильно судить о своем положении

  19. Что свойственно чистой душе

  20. Необходимо с верою соединять дела, и с делами веру

  21. Какова вера без дел, и какова, любовью действующая

  22. Не следует любопытно исследовать глубину веры

  23. Когда душа не может чувством сердца или вкусом ощущать вони благ небесных, хотя бы и сильно того желала

  24. О двояком чувстве телесном и духовном, и как надлежит возбуждать духовное чувство ко вкушению небесного

  25. Чувство душевное в действовании своем было едино в состоянии невинности; грехопадением оно раздвоилось, а благодать Святого Духа опять возводит его в простоту единства

  26. Надобно блюсти ум несмущенным, чтоб различать верно помыслы, от Бога ли они или от дьявола

  27. Почему мало вполне знающих падения свои, и что нужно для достижения сего

  28. Как Святой Дух очищает душу, и что должны мы делать для сего

  29. О единости чувства душевного прежде греха и разделении его по причине греха, – и о том, когда желание неразумное соединяется и бывает согласно с разумным

  30. Когда и как чувством ума различаются истинные утешения от ложных

  31. О ложном утешении сатаны, напускаемом во время упокоения сном, и как ум рассеивает его теплым призыванием имени Иисуса и самого сатану обращает в бегство

  32. О добром утешении души, в бодрственном ли состоянии или во время успокоения сном бывающем, и как сатана покушается во время сна прельстить душу ложным утешением

  33. Как радость о Духе Святом распознается от лживой бесовской, и когда дьявол приступает к обольщению лживым утешением

  34. О двоякой любви – естественной и духовной (благодатной) и об отличиях каждой

  35. О благодати Божией, как она одна умиряет волненные движения души

  36. Как и когда душа может ощутить славу Божию; и о лживости дьявола, показывающего иногда свет, или нечто похожее на свет

  37. О снах, Богом посылаемых, и дьяволом навеваемых и о разности их

  38. О добродетели неверования никаким снам

  39. Пример в доказательство того, что Бог никому не ставит в вину неверия посылаемым от Него снам

  40. О видении душой духовного в себе света, о светах вражеских и о том, как сделать, чтоб, живя в мире быть чужду мира

  41. О послушании, – что оно есть величайшая из добродетелей, есть дверь любви и предводительница всех добродетелей

  42. О том, что воздержание должно держать во всем, чтоб не одни телесные стяжать добродтели, но и те, кои очищают внутреннего человека

  43. О пользе и образе хранения воздержания в пище

  44. Как сделать, чтоб легко было отказываться от сласти яств и других удовольствий

  45. Об изгнании излишнего воздержания, чтоб тело оставалось крепким для подвигов духовных

  46. Об умалении обычной строгости воздержания по случаю прихода братий или других странников

  47. О посте и других телесных добродетелях, – что они одни без сердечного благонастроения не имеют цены пред Богом

  48. О пользе умеренности в питии для духовного в душе плодоношения

  49. О неумеренности в питии, как она вызывает срамные похотения

  50. Об избегании употребления раздражающих аппетит напитков, искусственно приготовляемых

  51. Чему хотел научить Господь, прияв на Кресте оцта из губки, надетой на трость

  52. Духовным не следует ходить в баню; и почему

  53. Почему в киновиях надо приглашать врача для излечения болезни; и что в таких случаях должно делать живущим уединенно в пустыни

  54. Что показывает малодушие в болезнях, и что благодушие

  55. Что потребно, чтобы душа не услаждалась благами сего мира, а паче желала разрешиться от тела

  56. Как не мирное пользование телесными чувствами затрудняет памятование о Боге и заповедях Его, и как избегнуть сего зла

  57. Как бывает, что ходящий духом не ведает вожделений плотских, и дьявол тщетно искушает его чистоту

  58. Об унынии, нападающем иногда по отгнании похотений плотских, – каково оно и как его прогонять

  59. Коль велика помощь в духовном подвиге от непрестанного теплого поминания имени Иисусова во глубине сердца

  60. О двоякой радости, – начальной и совершенной, и о слезах средних между ними

  61. О забвении Бога и восстановлении памятования о Нем, о причинах первого, и средствах ко второму, и о высшем его проявлении

  62. О гневе, – когда и как можно допускать его

  63. Совершенному в духовной жизни не подобает судиться

  64. Лучше, предав терпимую неправду Суду Божию, внимать молитве и хранению сердца, чем судиться

  65. Продай все и раздай бедным; к сему паче всего располагает смирение

  66. Все раздать – путь к смирению

  67. О даре богословствования, – сколько и какие блага от него происходят

  68. Почему ум наш не так скор на молитву, как на богословское созерцание: и сколь необходима молитва для преуспеяния в таком созерцании

  69. Благодать вначале ощутительнейше действует на душу, а потом сокращает свое действие и даже совсем сокрывает. Как это благотворно для души

  70. Коль душевредно многословие и благотворно молчание

  71. Как подобает боголюбивой душе управлять чувством правды

  72. Ум богослов и ум – знатель

  73. О молитве гласной и в одном сердце творимой

  74. О естественном и благодатном Боголюбии

  75. О светоносном воздействие на душу благодати, – и об омрачении ее под действием темных сил

  76. Как действует в душе Дух истины и дух прелести прежде крещения и по крещении

  77. Образ действия благодати Божией в душе

  78. Чрез крещение Святой Дух вселяется в сердце, а дух злой извергается; но этим не в конец пресекаются покушения на грех

  79. Благодать действует чрез чувство ума, а сатана чрез плотские чувства и влечения

  80. Против тех, кои говорят, что благодать и грех вместе обитают в сердце крещенных

  81. Два рода злых духов: тончайшие, на душу воюющие, и грубейшие, на тело паче действующие

  82. В сердце тех, кои во благодати суть, не может быть дьявол; воюет же он против них посредством тела

  83. Как и помыслы, сатаною всеваемые, почитаются исходящими из сердца

  84. Пример из Писания в объяснении, что благодать и дьявол не могут вместе пребывать в сердце

  85. Доказательство того же из опытов духовной жизни, или того, как благодать и грех действуют в преуспевающем

  86. Попущение Божие обучительное, и Божие отвращение наказательное

  87. О действиях на душу попущения Божия обучительного и оставления Божия наказательного; и о том, как надо действовать при том и другом

  88. Примером объясняется, от чего помышляют доброе и худое при благодати. И кто сподобляется помышлять об одном духовном

  89. Чрез крещение благодать восстановляет образ Божий, подобие же Божие она потом живописует вместе с трудами человека в стяжании добродетелей, верх коих любовь – высшая черта богоподобия

  90. Сначала дается вполне вкусить утешения благодатные, а потом они скрываются; первое, чтоб поддерживать ревность к подвигам, а второе, чтобы подвизающийся смирялся. Полное проявление благодати в любви... и как это бывает

  91. О действе благодатной любви к Богу

  92. Сколь необходимо для успеха в богословствовании восстановлять нарушающийся с другими мир

  93. Путь добродетели сначала бывает труден и горек, а потом удобным и приятным делается

  94. Внешние и внутренние искушения делают подвизающихся способными отпечатлеть в себе божеские красоты

  95. О двояком смирении, – смирении средних и смирении совершенных

  96. О хранении себя от пустых худых помыслов и речей

  97. Непрестанная память о Господе и молитва не престающая с блюдением ума – единое средство к очищению сердца

  98. В чем состоит бесстрастие, или чистота сердца?

  99. О двух бесах, дольше всех борющих – бес чрезмерной ревности и похоти плотской. И как бороться против них

  100. Должно исповедать Богу и все невольные и неведомые грехи: иначе в час смерти тяжело будет

Преподобный отец наш Иоанн Карпафский.

Краткое сведение о нем 75

Преп. отца нашего Иоанна Карпафскаго к монахам, находящимся в Индии, писавшим к нему, сто увещательных глав 76

Блаженный Авва Зосима Палестинский.

Краткое сведение о нем 103

Блаженного Аввы Зосимы собеседования 105

Святой Максим исповедник

Краткое сведение о нем 131

1. Слово подвижническое, в вопросах ученика и ответах старца 134

2. Четыре сотни глав о любви 

Предисловие к Элпидию 163

Первая сотница о любви 164

Вторая сотница о любви 177

Третья сотница о любви 196

Четвертая сотница о любви 214

3. Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия 229

Блаженный Авва Фалассий.

Краткое сведение о нем 289

Аввы Фалассия о любви, воздержании и духовной жизни к пресвитеру Павлу: 

Cотня первая 290

Сотня вторая 296

Сотня третья 303

Молитва 309

Сотня четвертая 310

Св. Феодор епископ Едесский.

Краткое сведение о нем 318

Преп. отца нашего Феодора Едесского сто душеполезнейших глав 319

Преподобный Феодор.

Предисловие к умозрительному слову 346

Преп. отца нашего Феодора слово умозрительное 347

Преподобный отец св. Авва Филимон.

Краткое сведение о нем 359

Многополезное сказание об Авве Филимоне 360

Преподобный отец Феогност

Краткое сведение о нем 376

Преп. отца нашего Феогноста о жизни деятельной и созерцательной, и о священстве главы 377

Преподобный Филофей Синайский.

Краткое сведение о нем 400

Преп. отца нашего Филофея Синайского 40 глав о трезвении 401

Илия, пресвитер и Екдик.

Краткое сведение о нем 421

Цветособрание, излюбомудрствованное Илией, малейшим пресвитером и Екдиком 422 


Страница сгенерирована за 0.15 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.