Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских. Правило веры и образ кротости

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ АРХИЕПИСКОП МИР ЛИКИЙСКИХ

 

Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, наш народ почитает особо. Он жил в конце III — начале IV века в Малой Азии, в Византии; нас отделяет от него почти 1700 лет. Но в течение всех этих веков его память бережно сохраняется в Церкви. А почитание святого Николая в России и на всем пространстве исторической Руси столь велико, что почти в каждом доме православных людей есть икона чудотворца Николая, стоящая рядом с изображениями Спасителя и Богоматери. Множество русских православных людей в купели Крещения обретают его имя. Наверное, нигде в мире нет такого количества храмов и обителей, посвященных святителю Николаю, как в России. День его памяти — и по отправлению уставных богослужений, и по количеству людей, приходящих в храмы, — приближается к двунадесятому празднику.

Народ наш своим простым, открытым для Бога сердцем так воспринял образ чудотворца Николая, его личность, его житие, что молитвенный опыт общения со святым угодником Божиим стал очень важной составляющей не только нашей религиозной, духовной жизни, но и нашей национальной культуры. Преломляя житие святителя Николая через призму своего мироощущения и своей истории, русский народ откликнулся на его дивный образ горячей любовью и искренним почитанием.

Почему так? Почему именно святителя Николая мы почитаем так глубоко? Почему мы помним об этом человеке, который жил так давно и не в России? Почему мы считаем его русским святым?

42

 

 

Да потому что у нас есть реальная живая связь со святителем Николаем, и это самое главное. Он прожил удивительную жизнь, стяжал огромную силу духа и приблизился к Богу настолько, что Господь сообщил ему особую силу — силу совершать чудеса. Поэтому народ наш притекает к этому великому угоднику Божию с горячей верой и надеждой на его предстательство пред лицем Всевышнего и не посрамляется в своей вере, ибо святитель слышит наши молитвы, наши воздыхания и отвечает на них.

Изучая историю, мы узнаем о каких-то исторических событиях, но впоследствии редко о них вспоминаем; очень часто мы и вовсе забываем то, чему были научены в школе или в вузе. Это мертвая память — она не живет, она не приводит в действие душевные силы, не влияет постоянно на разум человека. Как много героев, выдающихся философов, мыслителей запечатлены на страницах истории. Но разве хоть с кем-то из них сохраняется живая связь людей XXI века? Ни с кем и никогда. Ни с императорами, ни с полководцами, ни с завоевателями, ни с философами, ни с великими строителями — ни с кем! Помним — но связи никакой нет. Это как будто другой мир, другой исторический пласт, отделенный от нас бездной веков.

А в Церкви история не умирает. Память Церкви — ее Предание. И это живая память; она поддерживается искренней молитвой, которую человек возносит к тем, о ком он помнит, — к святым Божиим угодникам. Мы чувствуем их силу, их присутствие в Церкви. Поэтому-то мы и молимся им, поэтому в честь архиепископа, жившего в IV веке в Византии, строим храмы и во множестве собираемся в день его памяти. Мы делаем это не потому, что он великий, и даже не потому, что он когда-то давно совершил чудеса, а потому, что он и сегодня совершает для нас чудеса.

Наша память о святителе Николае настолько живая, что мы подчас обращаемся к нему каждый день, просим его в чем-то

43

 

 

помочь. Но особенно мы молитвенно прибегаем к этому святому во время тяжелых испытаний, скорбей. Николай Чудотворец помогает несчастным людям, оклеветанным, несправедливо осужденным, подвергающимся гнету тех, кто, осуществляя властные полномочия, не соединяет их с нравственным чувством и тем самым причиняет людям страдания. Он помогает путешественникам. Он исцеляет недужных больных. К нему как к своему ходатаю и покровителю обращаются те, кто пребывает в заключении, в узах. Другими словами, это святой, который помогает людям в экстремальных ситуациях. Вот почему имя чудотворца Николая всегда было таким почитаемым среди наших воинов, особенно среди моряков, среди путешественников, а также среди тех, кто жизнь свою связывает со многими рисками.

Но ведь и другие святые тоже творили немалые чудеса. Если прочитать житие святителя Николая, то можно увидеть, что оно мало чем отличается от житий других угодников. Конечно, он совершил замечательные и великие деяния. Но если спросить обычного человека о жизни святителя Николая, то в лучшем случае он расскажет всего о трех его чудесах.

Николай Чудотворец избавил трех девиц от поношения, потому что их отец по бедности и по неразумию был готов продать дочерей для всякого непотребства. Святитель дал отцу деньги и тем самым спас трех благочестивых, красивых и юных девушек. Широко известно и другое событие. Когда архиепископ Николай направился в паломничество в Палестину, на Средиземном море разыгралась ужасная буря, не было никакой надежды на спасение. По молитвам святителя буря утихла, но один из матросов сорвался с мачты и упал. И все решили, что он умер. Бог знает, что с ним реально произошло. Он лежал на палубе как мертвый. Святитель Николай простерся над ним, и по молитвам его этот несчастный встал и был совершенно здоров. И третье событие из жизни святого,

44

 

 

известное всем, — когда правитель города Миры Ликийские решил казнить троих людей. Ему казалось, что они виновны, на самом же деле они были невиновны, и святитель Николай в последний момент остановил руку палача.

Эти деяния, конечно, глубоко запечатлелись в сознании верующего народа.

Многие знают также о том, что святитель Николай был участником Первого Вселенского Собора, где он резко выступил против еретика Ария. В великом гневе на то кощунство, которое произнес Арий, приравнивая Сына Божия к твари, архиепископ Николай нанес ему удар по лицу и был порицаем за это со стороны собратьев архиереев. Но, как известно, Собор осудил Ария, и Церковь была спасена от той ереси, которая, будучи включена в церковную жизнь, разрушила бы христианство.

До конца не ясна история, связанная с перенесением мощей святителя Николая. Существует много гипотез. Некоторые даже считают, что перенос мощей произошел при непосредственном участии Русского государства. Но совершенно очевидно, что мощи были перенесены из Мир Ликийских в город Бари, в Италию, по воле Божией. Если бы они оставались в Малой Азии, это могло обернуться неблагоприятными последствиями для их целостности. Хотя жившие тогда в Малой Азии христиане восприняли перенос мощей святителя Николая как катастрофу, в этом было несомненное Божие Провидение, потому что очень скоро те земли были опустошены завоевателями-иноверцами, храмы — разрушены, святыни — осквернены или уничтожены.

Сегодня тысячи паломников из России посещают град Барский, чтобы поклониться честным мощам святителя Николая, которые источают драгоценное миро. Раз в год святое миро собирается, разбавляется водой и затем в маленьких сосудиках распространяется среди верующих.

45

 

 

На протяжении уже почти 1700 лет святитель Николай своими мироточивыми мощами свидетельствует миру о присутствии в человеческой истории Божественной благодати.

Самым чутким «приемником», который воспринимает Божию благодать, является человеческое сердце. Но у кого- то сердце может быть недостаточно «настроено», чтобы принимать эту благодатную «волну», исходящую от Бога. Только чистые сердцем... Бога узрят (Мф. 5,8). Люди же, оскверняющие свою жизнь грехами, имеют сердце, невосприимчивое к действию Божественной благодати. Таким нужны доказательства — доказательства бытия Божия, доказательства присутствия силы Божией в мире. И Господь снисходит к нашей немощи и дарует нам чудотворные иконы, мироточивые мощи, которые становятся видимыми знаками Его присутствия.

Чудо — это не фокус и даже не действие, противоречащее законам бытия. Но нередко, чтобы совершилось чудо, законы природы приостанавливаются силой Божественной благодати. И по молитвам святителя Николая это происходит очень часто, иногда совершенно неожиданно, не объяснимо ни обстоятельствами, ни логикой жизни, ни самими законами бытия. И тогда мы свидетельствуем, что в нашей жизни произошло чудо...

Чем же велик святитель Николай? Что лежало в основе его святой жизни?

Все мы хорошо знаем тропарь святителя: в нем он называется «правилом веры и образом кротости». Лучше сказать невозможно — весь смысл жизни святителя был в том, что он явил себя правилом веры и был образом кротости.

Кротость — это христианская добродетель, которая с трудом понимается современным человеком. Ведь мировоззрение во многом формируется окружающей человека средой — теми стандартами мысли, идеалами, стереотипами, которые присутствуют в общественном сознании. Но в современном общественном сознании фактически отсутствует

46

 

 

такое понятие, как кротость, и мировоззрение, формируемое повседневной жизнью, у нас как бы исключает это понятие.

Современный человек считает добродетелью силу, а кротость воспринимает как некий синоним слабости. Какая же добродетель в слабости? Сегодня многие считают, что в основе успеха (а успех является целью жизни большинства людей) лежит непременно борьба. Мир живет по законам соревновательности, конкуренции. Если бы в этой соревновательности каждый стремился проявить себя с лучшей стороны, не обижая другого, то это было бы оправданно, объяснимо и, может быть, даже полезно. Но чаще всего соревновательность, в которую мы вступаем, сопровождается конфликтами, стремлением ослабить другого человека, победить его и на фоне его поражения обеспечить собственную победу. Какая уж тут кротость!

Кротость есть не что иное, как проявление внутреннего смирения. Внешне это выражается в том, что человек не раздражителен, не гневлив, не злобен. Однако можно себя удерживать от раздражения, сдерживать чувство гнева, контролируя свои действия и эмоции волевыми усилиями, — и все же это не будет кротостью.

Жизнь святителя Николая помогает нам понять, что такое кротость. В своем житии архиепископ Николай вовсе не предстает человеком слабым — кротким в вульгарном, нехристианском понимании этого слова. Он предстает как мужественный борец за православную веру, защищая которую он даже применил физическую силу к еретику Арию; он остановил меч палача, который был поднят, чтобы усечь голову невинного человека; он заступался за людей, обращаясь к самому императору, то есть он был человеком мужественным и сильным. Но мы называем его образом кротости.

Как же может сочетаться сила с кротостью? А сочетаться она может очень прямым и правильным образом, потому что

47

 

 

кротость — это и есть сила. Это способность свою человеческую силу не употреблять во зло. Даже самый могучий богатырь может быть кротким человеком. Кроткий — это тот, кто сознает свои грехи пред Богом, кто никогда не кичится своей силой перед ближним, кто считает свою силу слабостью пред Богом и кто только в Боге видит подлинную силу. Такой человек всегда духовно красив и подлинно силен. Он всегда является помощником слабому, он употребляет свои силы и возможности только во благо.

Образ святителя Николая помогает нам понять, что кротость есть внутренняя сила человека, способность разумом и волей контролировать свои чувства и свои поступки, всегда реалистично оценивать свои возможности и со смирением воспринимать себя пред лицем Божиим. Такая кротость есть красота, проявляющаяся в человеческих отношениях.

Кротость — это, если хотите, особая философия жизни, правильная философия, правильная картина бытия, когда человек вписывается в эту картину наилучшим образом. Это особое отношение к Богу, к окружающим людям и к самому себе. В смирении человек как бы уступает свое — центральное — место Богу; в смирении он обнаруживает свои лучшие качества; в смирении он устанавливает особые отношения с другими людьми, так что эти отношения никоим образом не разрушают другой личности, не наносят ей ущерба.

Построение таких отношений с людьми дает сердцу радость и мир, покой и тишину. Совесть смиренного человека чиста: никого не обидел, никого не обманул. И как же сладка победа такого человека, какими замечательными кажутся достижения, когда они осуществляются без всякого урона для других! Действительно, нужно иметь огромную силу, чтобы так прожить жизнь.

Прославляя святителя Николая, мы просим его дать нам этот дух кротости, эту внутреннюю силу, которая помогала бы

48

 

 

нам становиться непобедимыми перед лицом врага, перед лицом греха, быть твердыми в проявлении своих сильных и красивых человеческих чувств, в проявлении своей воли, направленной во благо, и быть кроткими и смиренными пред Богом.

Если в основе поступков каждого человека лежит его мировоззрение, то кротость также основывается на определенном мировоззрении — христианском взгляде на жизнь, который формируется христианской верой. Мы говорим, что святитель Николай есть «образ кротости», потому что он был «правилом веры». Если жизнь свою основать на вере, тогда внутреннее смирение, кротость станет естественным проявлением этой веры.

«Правило веры» — именно с этих слов начинается тропарь всем святителям, то есть святым, которые пребывали в епископском сане. Но к святителю Николаю эти слова относятся особо.

Правило — это некая норма, которую устанавливает для нас Господь в виде заповедей. Какие ясные заповеди Он дал нам в Нагорной проповеди! Если жить по этим заповедям, сохранять правильную веру, не подвергать ее искажениям, не вносить в нее комментарии и поправки, проистекающие от человеческого мудрования; если не вносить в нее ошибок, проистекающих от человеческой греховности, а сохранять ее в чистоте, тогда и будем мы иметь прочную мировоззренческую основу для построения счастливой, мирной, спокойной жизни, в которой достижение успеха совсем не означает непременного конфликта с окружающими.

Святитель Николай жил этой верой. Но получилось так, что эта чистая и святая вера, имеющая источником Божественное откровение, то есть Самого Бога, с глубокой древности подвергалась попыткам ее изменить, разрушить или привнести в нее греховное человеческое измерение. Вся история

49

 

 

Церкви — это история борьбы за чистоту веры, и святитель Николай был активным борцом за сохранение Православия.

Он жил в трудное время. С одной стороны, Церковь в Римской империи была легализована, гонения прекратились, но с другой — огромное количество язычников, которые еще вчера с недоумением или с презрением относились к христианству, оказались в ситуации, когда быть христианином стало по меньшей мере безопасно, а иногда и выгодно. Тогда многие устремились в Церковь — и не просто устремились, но попытались навязать ей законы земной жизни, пытаясь делать карьеру в Церкви, перенося в ее внутреннюю, духовную жизнь стихии мира сего.

В это время в Церкви начинаются внутренние брожения. Те, кто пришел извне, привнесли в Церковь не только свой образ жизни, но и свое мировоззрение, свои знания, которые к тому времени были выработаны классической языческой школой. Их образование было далеко от христианства, и, желая соединить свое языческое мудрование с основами христианской веры, многие стали привносить в эту веру то, в чем были сами воспитаны. Не имея духовного опыта, внутренней силы духа, опыта молитвы и смирения, они привносили в Церковь свое мнение, свои убеждения, которые нередко входили в противоречие с апостольской проповедью. В результате Церковь столкнулась с таким явлением, как ересь.

По милости Божией именно в эту эпоху начинаются Вселенские Соборы, которые были призваны защитить Церковь от лжеучений, сохранить неповрежденной ту веру, которой апостолы были научены от Самого Христа Спасителя и которую они передали последующим поколениям епископов и всему народу Божиему. В это же сложное время Господь воздвизает и великого Своего угодника, молитвенника, духовную опору для многих — епископа Мир Ликийских Николая, ставшего чудотворцем и всемирным светильником веры.

50

 

 

Непросто было святителю Николаю отстаивать Православие. Но вместе со своими собратьями по епископату в 325 году в Никее — малоазийском городе, куда съехались епископы со всего мира на Первый Вселенский Собор, — он защитил православную веру от ереси пресвитера Ария, который пытался внести в православную веру свое человеческое философское мудрование. Тем самым святитель Николай явил пример того, как нужно беречь сокровище веры, чтобы оно могло быть положено в основу нашей жизни.

Лжеучение Ария, опираясь на античную логику, пыталось низвергнуть самое основополагающее, что есть в христианстве. Арий учил, что Христос — не Сын Божий, что Он не единосущен Отцу, что Он не Бог, а лишь некое высшее творение. Эта ересь была направлена на то, чтобы разрушить саму основу христианской веры. Но если Христос — творение, разве могло бы Его смертью и Его Воскресением осуществиться спасение?

Чтобы жизнь человека формировалась на основе веры, эта вера должна быть чистой, незамутненной, не помраченной человеческим мудрованием. Сложность заключается в том, что человек воспринимает веру разумом, а разум формируется под влиянием окружающей среды. И каждое последующее поколение людей воспринимает веру — ту самую, единственную, святую, чистую, — через призму своих взглядов и убеждений. В этом нет ничего дурного — так устроен человек: люди XXI века не могут мыслить так, как мыслили люди III или IV века. Но, воспринимая современным разумом, сквозь призму современных знаний свою веру, мы не должны ее разрушать, привнося в нее свое греховное мудрование.

Многое претерпел святитель Николай, защищая православную веру. Не случайно в день его памяти, как и в дни памяти большинства святителей, читается Евангелие от Луки, в котором содержатся четыре из девяти заповедей блаженства.

51

 

 

Все эти заповеди связаны со скорбью, со слезами, с голодом, нищетой, гонениями, что обобщается в последней из них: Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Радуйтесь и веселитесь тогда, ибо велика вам награда на небесах (Лк. 6, 22-23). Эти слова Спасителя означают, что Благая весть о Нем, истина о Боге, проповедь Церкви никогда, ни в одну эпоху, не будет легкой для восприятия людьми. Ведь для того, чтобы принять Божию истину, это величайшее Небесное откровение, нужно отказаться от самого себя, переменить образ жизни и образ мысли по заповедям Божиим, а это очень трудно.

Но ведь слово Божие разит, как обоюдоострый меч (см.: Евр. 4, 12). Нельзя сделать вид, что его не существует, — слово Божие есть постоянный вызов человеческому уму и человеческой совести. Именно поэтому те, кто не способен принять это слово, те, кого оно больно обжигает, отказываются его принять. И тогда они поносят тех, кто провозглашает слово Божие. Такова в первую очередь участь преемников апостолов — епископов Церкви, на которых лежит вся ответственность за сохранение веры в народе, за научение каждого последующего поколения людей истинам, которые открыл нам Бог через Сына Своего. Именно поэтому в день памяти святителя Николая, как и в дни памяти каждого из святителей, в храмах читается этот отрывок из Евангелия от Луки.

Нередко, сталкиваясь с человеческой злобой, с неправдой, с кощунством, мы глубоко переживаем это лично. Но для архиереев Божиих это утешение, ибо слова Господни свидетельствуют о том, что брань между светом и тьмой, между Богом и диаволом, между правдой и ложью не закончится, пока не приидут новое небо и новая земля (см.: Откр. 21, 1). И одновременно это слова утешения для каждого верующего человека, ведь евангельское слово обращено не только

52

 

 

к архиереям, но ко всему народу Божиему. Это значит, что каждый верующий, если он осознанно воспринимает свою веру, если он стремится жить по законам этой веры, тем более если он проповедует правду Божию, становится неприемлемым для тех, кто оскорбляет эту правду. В истории было всякое — и клеветали, и поносили, и даже убивали лишь за христианские убеждения...

Сегодня мы живем в то время, когда свидетельство о Христе особенно востребовано людьми. Многие понимают, в каком тупике оказывается человечество, весь человеческий род, и жаждут услышать это свидетельство, принесенное в мир Господом нашим и Спасителем. Но всегда были, есть и будут люди, которые не только не примут этого свидетельства, но и обрушат свой гнев и злобу на тех, кто проповедует Христа. Церковь Божия, пребывающая в человеческой истории, именуется Церковью воинствующей, потому что она борется за то, чтобы мир Божий восторжествовал в роде человеческом. Она борется не с оружием в руках — она борется, одухотворяемая и вдохновляемая словом Божиим.

К этой борьбе причастны не только архиереи и священнослужители, но и весь народ Божий. Поэтому все мы — и священнослужители, и миряне — причастны и делу святителя Николая, причастны тому, к чему призвал всех нас Господь. Это наш долг — проповедовать Христа распятого (1 Кор. 1, 23) и воскресшего, утверждать в мире мир Христов.

Чтобы еще лучше понять, почему мы называем святителя Николая правилом, то есть нормой веры, нужно обратить внимание вот на что.

Каждый человек обладает религиозным чувством. Это чувство соприродно человеку, то есть является частью его природы, подобно тому как и нравственное чувство является частью нашей природы. Нет человека без нравственного чувства, нет и без религиозного чувства.

53

 

 

Но тогда возникает вопрос: почему же так много неверующих, если религиозное чувство соприродно человеку? Ответ заключается в следующем: не каждый человек реализует свое религиозное чувство посредством религиозной веры. Происходит это по многим причинам: в силу воспитания, окружающей среды, идеологических факторов, моды или просто неспособности иногда пойти против течения, обычаев, предрассудков. И такие люди, теряя или не умея обрести религиозную веру, но сохраняя религиозное чувство, начинают реализовывать его вне религии.

Мы знаем, во что это выливается, — в поклонение кумирам, будь то политические деятели, или «звезды» музыкального мира, или еще какие-то властители душ. Люди впадают в экстаз, поклоняясь кумирам. Посмотрите на огромные, собирающие десятки тысяч зрителей так называемые музыкальные концерты, которые вводят людей в состояние дикого животного экстаза. Это и есть проявление религиозного чувства, потому что люди, достигшие экстаза, боготворят источник своего настроения: того или иного актера, ту или иную «звезду».

Мы знаем, что и в древности религиозное чувство реализовывалось посредством поклонения истуканам, рукотворным богам. Сами люди создавали «бога», называли его «богом» и поклонялись ему.

Религиозное чувство может быть заглушено в человеке или разрушено, так же как и нравственное чувство. Мы ведь знаем людей с прожженной совестью, нравственная основа которых разрушена. Вот так же могут быть и люди с полностью разрушенным религиозным чувством, но не потому, что они не имели его от рождения, а потому, что сознательно или несознательно сами разрушили в себе это чувство.

Именно потому мы называем святителя Николая правилом веры, что он действительно имел в себе некую норму религиозности — норму веры, определенную не людьми, а Самим

54

 

 

Богом, преемственно передававшуюся из поколения в поколение.

Эту веру мы и называем православной. Православная Церковь хранит ее, несмотря на огромное сопротивление тех, кто желал разрушить правую веру. Она прошла через горнило испытаний, через страшные гонения, через попытки полного уничтожения верующих. Церковь, которой была вручена эта норма веры, как ни одна другая организация в мире, страдала на протяжении двух тысяч лет. И само существование Церкви — то, что мы сегодня, в XXI веке, собираемся в храмах и прославляем Бога и Его святых, — разве не является свидетельством чуда? Это ведь тоже происходит вопреки всяким законам логики, вопреки тому, что может вместить человеческий разум и человеческая психика, — когда возрождается то, что было уничтожено и растоптано. Разве в этом возрождении нет чуда веры?!

Человек — свободное существо, и свое религиозное чувство он может проявлять — и действительно проявляет — по-разному. Но очень важно, чтобы проявление его давало человеку возможность спасти себя. Спастись — это означает быть с Богом вне зависимости от того, здоровый ты или больной, богатый или бедный, знают тебя люди или ты совсем безвестный человек, жил ты тысячу лет назад, живешь сейчас или будешь жить через века в будущем. Носители православной веры, нормы веры имеют возможность, развивая свое религиозное чувство, достигать Бога, чувствовать Его присутствие, наслаждаться Его благодатью, которая творит чудеса.

Вот почему важно, чтобы наша свобода, которую Господь дал каждому, не направляла религиозное чувство в опасные ложные русла, двигаясь по которым человек устремляется не к спасению, а к погибели.

Всему этому и учит нас святитель Николай, как и сонм других святых угодников. Для нас все это очень актуально, потому

55

 

 

что в наше время, время суетное, многие люди не способны в чистой вере — в этом дивном источнике Божественной мудрости — видеть основание своей жизни, норму своего бытия...

Вся сила религиозного опыта человека заключена в живой памяти о Божиих угодниках, в тесной духовной, молитвенной связи между нами и святыми. Именно потому, что Небеса отвечают нам и мы чувствуем присутствие святых в нашей жизни, мы и обращаем к ним свою молитву.

Через наши молитвы к святым и их ответ на наши просьбы соединяются времена. А почему? Потому что Церковь соединена с вечностью. И святитель Николай, и другие угодники, которым мы молимся, предстоят Богу. Но они же — члены нашей Церкви — той, невидимой, на Небесах торжествующей, и они вместе с нами, в одной с нами общине. И когда мы молимся в храме, мы должны понимать, что вместе с нами молится бесконечное число святых подвижников, угодников Божиих и просто верующих, оправданных Богом людей, которые там, на Небе, но одновременно и здесь, вместе с нами. У нас нет разделения на Церковь земную и Церковь Небесную. Есть только одна Церковь Господа и Бога, которую Он стяжал Кровию Своею (Деян. 20, 28).

Наверное, в этом великая сила Церкви. Именно поэтому ничто и никогда не может ее разрушить — ни гонения римских императоров, ни нашествия иноверцев, ни попытки спровоцировать ересь и расколы внутри Церкви, ни какие-то притеснения, гонения, вплоть до кровавых и самых страшных, через которые народ наш прошел в XX веке, — ничто не может уничтожить Церковь. Потому что Сам Господь сказал: Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18). А как же они могут одолеть, когда вместе с нами святитель Николай, святые угодники Божии, Пречистая Матерь и Сам Господь? Что это означает для нас? Это означает то, что пребывать в Церкви, молиться, принимать Святые Христовы

56

 

 

Таины — значит прикасаться к вечности, к тому миру, в который мы когда-нибудь войдем, которого мы пока не видим, но который так же реален и, может быть, даже более реален, чем этот наш физический мир. Мы в Церкви прикасаемся к Самому Богу, входим в реальное соприкосновение с Ним своими молитвами и в ответ на них получаем Его Божественный дар — благодать.

Мы молимся чудотворцу Николаю, веря и точно зная на историческом опыте нашей страны, что он многое может совершить по нашим немощным молитвам. Предстательством святителя Николая да ниспошлет всем нам Господь неоскудевающую помощь в духовно-нравственном возрастании, дабы, восходя от силы в силу, мы совершали течение нашей жизни благочестиво, мирно и богобоязненно, стремясь руководствоваться во всем евангельскими заповедями и высокими идеалами. Молитвами чудотворца Николая да укрепится народ наш в истинной вере, в способности, если нужно, эту веру защищать, идти против течения, чтобы сохранять саму возможность жить с Богом.

57

 

 

 


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.