Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Великомученик Георгий Победоносец. Когда Бог приклоняет милость Свою

ВЕЛИКОМУЧЕНИК ГЕОРГИИ ПОБЕДОНОСЕЦ

 

День памяти святого великомученика и Победоносца Георгия — это совершенно особый день в нашем церковном календаре. Этот дивный угодник Божий во времена языческих гонений в Римской империи отдал свою жизнь в мучениях за верность Господу. И Господь дал ему огромную силу, ибо за верность и веру Бог дает людям силу.

Как замечательно мы называем этого святого: не просто великомученик, но Победоносец, то есть тот, кто приносит победу. Мы называем его так не только потому, что он одержал победу над злом, над своими мучителями в начале IV века, будучи мучим по приказу императора Диоклетиана, последнего римского императора, который гнал христиан, но еще и потому, что с его именем связываются многие иные победы. И замечательно, что на гербе России и ее столицы помещено его изображение, ведь святой Георгий издавна являлся покровителем града Москвы и всей нашей страны.

Совершенно не случайно, что символами побед в войнах стали мученики: не только святой Георгий, но и святой великомученик Феодор Стратилат и многие другие. Потому что от воина требуется то же самое, что и от мученика, — вера и верность. Вера в Бога и вера в то, что воин делает правое дело; эти вера и убежденность в правоте своего дела должны сопровождаться верностью даже до смерти (Откр. 12, 11).

И так же совершенно не случайно Великая Отечественная война закончилась в день святого великомученика Георгия Победоносца. Мы празднуем День Победы в годовщину подписания капитуляции, которая состоялась в Берлине 8 мая (ввиду

320

 

 

разницы во времени в Москве к моменту капитуляции было уже за полночь, а потому праздник Победы отмечается 9 мая). Но война кончилась 6 мая. Именно в тот день прозвучал последний выстрел войны. Ни 7, ни 8 мая никаких выстрелов уже не было — ждали только подписания капитуляции, и потому в церковном сознании именно с днем святого Георгия Победоносца мы связываем исторический День Победы.

И это символично, потому что, несомненно, Георгий Победоносец оставался покровителем и воинства нашего, и народа нашего, вступившего в неравную, смертельную схватку с самым опасным врагом.

Несомненно, по Божиему усмотрению день 6 мая в 1945 году совпал также и с праздником Пасхи.

Это не простые совпадения или стечение обстоятельств. Война началась в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших. Те, кто задумал вступить 22 июня 1941 года на нашу священную землю, не знали нашего церковного календаря. В день, когда весь наш верующий народ обращался к Богу, прося милости у святых угодников Божиих, в земле нашей просиявших, именно в этот день как великое кощунство, как издевательство над духовной жизнью людей посыпались бомбы на головы нашего народа.

И наверное, как всегда, были люди, которые говорили: «Как же так? В такой святой день!.. А где же святые угодники? Почему они не защитили нашу землю?» Так мы обычно реагируем на то, чего не можем понять. Многого в жизни своей мы не можем разглядеть и понять, и, когда что-то происходит не в соответствии с нашими представлениями, мы обращаемся к Богу: «Господи, где же Ты?» Кто-то обращается с недоумением, кто-то с ропотом, а кое-кто и с издевкой: «Ну и где же Ты?»

Окончание войны в день святого великомученика Георгия Победоносца было ответом тем, кто недоумевал, почему 22 июня, в воскресенье, на нас напал враг. Враг бросал вызов

322

 

 

не только государству, в то время — Советскому Союзу. Ведь когда речь идет о жизни миллионов людей, то имеется в виду нечто гораздо большее, чем просто государство. Речь идет о том, что является колоссальной ценностью в глазах Божиих, — о жизни народа, о вере, святости, чистоте, о том, с чем мы предстанем пред лицем Божиим. Всему этому был брошен страшный вызов, и мы знаем, как дорого стоила нам Победа!

За этой Победой — неисчислимые беды и страдания наших людей. За всю историю человечества не было таких страданий. С каким страшным злом столкнулся тогда весь наш народ! Какие страшные потери были понесены! Сколько скорби, боли, страхов, не говоря уже о смерти и увечьях, стало платой за Великую Победу! Ни один народ не положил на алтарь победы 27 миллионов жизней.

И сегодня эти 27 миллионов жизней вопиют к Небесам, когда кто-то пытается украсть у них подвиг и Победу. Мы никогда не забудем, что именно наш народ сломал хребет страшному врагу, перед которым отступила вся Западная Европа. Но это произошло не только благодаря человеческим усилиям.

Для нас, православных людей, наших родителей и дедов сам факт совпадения событий — победы в войне, празднования Пасхи и дня памяти Георгия Победоносца — стал знамением Божиим. То, что произошло во время этой страшной войны, во многом являет нам тайну Божественного милосердия.

С одной стороны, наш народ так пострадал, как никогда не страдал в своей истории. С другой стороны, Победа в Великой Отечественной войне — это Божие чудо. Церковь, которая взирает на историю человечества сквозь призму религиозного восприятия жизни, свидетельствует о том, что это была несомненная милость Господня. Достаточно представить, что буквально в нескольких километрах от столицы находился враг, но не сумел войти в Москву. Тот самый враг, который покорил всю Европу, который был прекрасно вооружен и обучен!

323

 

 

С человеческой точки зрения невозможно до конца объяснить это.

Многие специалисты в области военного дела говорили, что враг был настолько хорошо организован, настолько хорошо вооружен и настолько превосходил нас по всем параметрам, что победа наша выглядит именно как чудо. Да, действительно, иметь врага на подступах к Москве, в получасе езды на танке до Кремля, истекать кровью, потерять к этому моменту уже миллионы своих граждан и защитить столицу, а потом начать наступление и победить врага — все это невозможно воспринимать лишь только как способность полководцев и доблесть людей. В этом незримо присутствует рука Божия.

Но чудеса никогда не совершаются на ровном месте. Народ наш искупил грех богоотступничества, разрушения святынь, поругания всего святого и великого своей кровью. Никогда бы этого чуда не произошло, если бы миллионы человеческих жизней не были отданы за победу, если бы весь наш народ не напрягся, отдавая последние силы для того, чтобы одолеть врага. Господь, приняв эту жертву искупления, не допустил погибели нашей страны. И мы по милости Божией победили!

Верим, что победа в Великой Отечественной войне произошла и по молитвам святого великомученика Георгия Победоносца о тяжко страдавшем народе нашем, прошедшем в течение первой половины XX века страшными дорогами кровопролития, гражданских конфликтов, революций и войн. Народ, который так бережно хранил веру, казалось бы, эту веру полностью утратил, и нужно было грянуть страшным громовым ударам войны, чтобы вера православная во мгновение ока воскресла в сердцах людей.

В русской иконописной традиции Георгий Победоносец изображается на коне, часто белом, с копьем, поражающим дракона. Дракон — это символ зла. Очень значима философия этого изображения. Зло — это диавол. Казалось бы, при

324

 

 

чем здесь копье, конь и воин? Разве диавола можно победить копьем, сидя на лошади в доспехах? Но такая символика не случайна. Нужны и копье, и конь, и латы, нужен и человек, чтобы зло было побеждено.

Вот так и в Великой Отечественной войне, несомненно, присутствовала сила Божия. Господь дал нам чудо святого великомученика Георгия, но это чудо совершалось через людей, воинов, которые насмерть стояли, чтобы защитить Отечество, которые не щадили своих жизней, поднимались в атаку под шквалом огня. Сколько их, безымянных, лежит в земле нашей и за рубежами Отечества! Они и были тем «копьем» святого великомученика Георгия. И «латы» были, которые ковались в то время в тылу нашими матерями и бабушками, детьми нашими. Весь народ напрягся и отдавал свои силы для того, чтобы защитить страну. И «конь» нужен был. Нужно было растить хлеб, выращивать животных, которые необходимы были для питания и поддержания жизни. Нужно было поддерживать жизнь народа. И тот труд на полях нашего Отечества был тоже ратным трудом.

Но, наверное, никогда латы, копье, конь, и даже Георгий, если бы он не был святым угодником, горячо молившимся Господу, не победили бы дракона. Так и мы не победили бы в войне, если бы все эти колоссальные усилия и напряжение людей не сочетались с горячей молитвой и горячей верой. Очевидцы говорили: во время войны не было неверующих людей. Множество солдат шли в бой с именем Божиим. Только одни умели креститься, а другие не умели, но все поднимались в атаку с одним воздыханием: спаси и помоги, Господи! А скольким воинам их матери, жены и сестры бережно зашивали в гимнастерки молитвословие 90-го псалма! Наш народ побеждал с молитвой, с верой. И эти молитвы были услышаны Господом, и Георгий Победоносец на своем белом коне вместе с нашим воинством невидимо вошел в побежденный Берлин.

325

 

 

В 2010 году я благословил, чтобы каждый год в День Победы во всех храмах Русской Церкви торжественно совершался молебен в память об избавлении нашей страны от страшного, смертельного врага, от опасности, подобной которой не знало наше Отечество за всю свою историю. Работая над текстом молитвы для этого молебна, я положил в ее основу молитву святителя Московского Филарета (Дроздова). Святитель составил эту молитву в связи с победой над Наполеоном, но он полагал полезным читать ее всякий раз, когда страна наша праздновала победу в любых войнах. Конечно, молитва святителя Филарета не везде буквально соответствовала нашей Победе и нашему времени, поэтому пришлось кое-что редактировать. Но, работая над текстом, я проникся смыслом молитвы, написанной святителем. Казалось бы, православная Россия и нашествие Наполеона — как должно было все это преломляться в сознании тогдашних людей? Как некая напасть? Как диавольское искушение? Как происки врага? Как хитросплетения политики?.. Но в сознании святителя Филарета и всей Церкви, которая потом молилась словами его молитвы, эта напасть воспринималась как наказание за грех.

Стоя на Поклонной горе, Наполеон не дождался ключей от Москвы, от сердца Руси. Для нас этот эпизод — далекая, почти легендарная история, известная по картинам художников, которые изображали этот сюжет. Богу было угодно, чтобы именно на том историческом месте, на Поклонной горе, был воздвигнут монумент героям — защитникам нашего Отечества в Великую Отечественную войну, и частью этого монумента является храм во имя святого великомученика и Победоносца Георгия.

Каждый год в день празднования памяти святого Георгия я совершаю богослужение в этом храме на Поклонной горе. Однажды на проповеди я сказал, что Великая Отечественная война тоже была наказанием за наш грех, как и война 1812 года. После этого я был поражен реакцией светской

326

 

 

прессы, которая удивилась и даже обиделась. Не надо обижаться — грешить не надо. Ни один грех не проходит мимо Бога. Все, что мы совершаем в своей личной, общественной, государственной жизни, — все это заносится в Божественную книгу жизни. Господь по милости Своей, не желая наших вечных мук, проводит нас через временные испытания, и мы должны воспринимать их как дар Божественной справедливости и Божественной любви — не роптать, но призывать имя Божие, в покаянии и вере склоняя пред Ним свою главу.

А что же в ответ? В ответ Господь совершает чудеса — как Он совершил чудо избавления Москвы в 1941 году, как Он совершил чудо спасения страны нашей и всей Европы. И знамением этого чуда явилось окончание военных действий в день праздника святого великомученика и Победоносца Георгия по нашему церковному юлианскому календарю. Это также было знаком того, что у страны и народа нашего в той великой священной войне была особая роль.

Как святой Георгий победил змия, которого никто не мог победить, так и народ наш победил врага, которого никто не мог победить. Как, несомненно, святой Георгий был слабее змия, так и наша армия вначале была слабее армии врага. Но победа, если Бог приклоняет милость Свою, не там, где сила, а там, где правда, как замечательно сказал об этом святой благоверный великий князь Александр Невский: «Не в силе Бог, а в правде».

Эти слова мы должны очень хорошо помнить и никогда не опираться на силу и не творить злых дел. Какими бы мощными ни казались люди, делающие злое, их усилия всегда будут посрамлены, а человек, совершающий злое, будет наказан, потому что Бог присутствует в мире сем не только Своей любовью, поддерживая все творение, но и Своей справедливостью, творя Свой суд над людьми в каждый день человеческой истории.

327

 

 

Вся человеческая история — это свидетельство о справедливом Божием суде. Именно такая точка зрения на историю и подобает верующему человеку, который должен быть способен видеть руку Божию во всем совершающемся. Вот этой рукой Божией и был посрамлен страшный, превосходивший нас по силе противник, и, подобно змию, поверженному копием святого Георгия, этот враг был уничтожен. На историческом параде Победы на Красной площади были повержены знамена, под которыми топтали русскую землю иноземные захватчики.

Святой великомученик Георгий является символом — видимым, зримым, человеческим символом борьбы людей, одухотворенных благодатью Божией, со злом.

Как свидетельствует христианское предание, падшего денницу, диавола, низверг Архангел Михаил, отлучив его от всякой возможности общения с Богом и с другими ангелами. Там, где-то вне человеческой истории, совершилась эта первая победа над злом. Но победа над злом постоянно совершается и в течение всего исторического процесса, потому что так или иначе зло бросает вызов Богу и определенному Им закону жизни. Святой Георгий Победоносец победил страшного дракона, олицетворявшего зло, — то самое зло, с которым боролся и Архангел Михаил. Но здесь присутствовал уже некий физический образ, то было зло, включенное в человеческое бытие, в человеческую историю, в человеческую жизнь.

Великая Отечественная война была войной со злом, так же включенным в человеческую жизнь, так же захватившим умы и сердца людей, так же приведшим к жертвам и трагедиям. И то, что народ наш горячо молился святому великомученику Георгию, было не случайно.

Георгий Победоносец не только символ победы добра над злом, — это и символ заступничества за всех тех людей, которые сражаются за правду. Он не просто на стороне верующих или неверующих, он на стороне тех, кто борется за правду.

328

 

 

Люди постоянно вовлекаются в эту таинственную борьбу добра со злом. Одни из них встают на ту сторону, которую выбрал Архангел Михаил, другие, убоявшись силы зла, мечутся, пытаясь найти компромисс. Сам по себе компромисс — дело хорошее, но невозможен компромисс между белым и черным, между добром и злом. Компромисса можно достигнуть лишь в рамках неких общих ценностей.

Вот почему, когда на наше Отечество напал страшный враг, не было никаких разговоров о компромиссах. Казалось бы, позиция нашей страны была с точки зрения ее объективных возможностей неразумной: враг стоит у стен столицы; его сила превышает возможности нашей тогдашней армии; он лучше вооружен; у полководцев, приведших сюда те страшные полчища, огромный опыт ведения войн, наличие современного оружия, железная дисциплина — все то, чего не хватало нашей армии.

Может быть, тогда было время для компромиссов? Может быть, надо было, спасая хотя бы что-то или, как говорят, из двух зол выбирая меньшее, идти с белым флагом навстречу врагу и договариваться? Никому, кроме предателей, это и в голову не приходило. Весь народ встал на защиту Москвы, ничто не могло его остановить. Даже в самый страшный момент войны наш народ не пошел на компромисс со злом.

Компромисс со злом есть компромисс с диаволом, а значит, поражение того, кто идет на этот компромисс. И несомненно, силой Божией, как и героизмом наших людей, героизмом ни с чем не сравнимым, враг был отброшен от стен Москвы, а затем, словно во свидетельство заступничества великомученика Георгия, последний залп раздался уже далеко за пределами нашего Отечества — в логове врага, в день, когда Церковь чествует этого святого.

Гвардейские ленты в Советской армии — это ленты ордена святого Георгия Победоносца. И это не случайно. В сознании

329

 

 

людей глубоко утвердился тот факт, что великомученик Георгий есть победитель зла в человеческой истории.

Военачальники, полководцы, наши солдаты также были непосредственными участниками той битвы со злом. Постоянно проходящая в глубине человеческих сердец брань со злом выплескивается и вовне, персонифицируется в конкретных человеческих личностях, выражается в совершенно конкретных человеческих деяниях, исторических событиях. Но мы знаем, что причина зла — вне этого видимого мира, она там, где была битва Архангела Михаила с падшим денницей.

И Великая Отечественная война является ярчайшим примером материализации той злой силы, которая, облекшись в силу человеческую, несла в себе смерть и разрушение для всего мира. Именно поэтому участие христианина в борьбе со злом даже тогда, когда зло материализовано, когда оно принимает конкретные формы, даже когда сама борьба принимает конкретные видимые формы, является делом богоугодным.

Всякий раз, когда мы выступаем на стороне правды, веры, мира, любви, чистоты, когда мы утверждаем Божии заповеди как основополагающий нравственный закон жизни современного человека, мы осуществляем волю Божию. Как люди несовершенные, мы не можем ее реализовывать вполне, делаем ошибки; иногда, может быть, не хватает остроты ума и духовного зрения, чтобы избежать каких-то неправедных действий. И тем не менее, когда мы утверждаем великие Божественные истины, положенные в основу человеческого бытия, мы уже вступаем в невидимую брань с теми, кто был низвергнут Архангелом Михаилом.

Вот почему наши герои, которых мы прославляем в День Победы, не просто защитили Родину — они были на стороне правды и добра, против лжи и зла. И последующее развитие истории доказало это.

330

 

 

День Победы должен всегда сопровождаться молитвенной памятью о тех, кто душу свою положил за нашу страну. Мы всегда должны помнить имена погибших и всех тех, кто скончался в тяжких обстоятельствах военного времени, и никогда не переставать молиться за них, памятуя о том, что тот, кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13), предстоит Господу. Верим, что и герои наши имеют ныне возможность молиться за землю Русскую, за Святую Русь вместе со святыми угодниками, прославленными Церковью.

Одновременно мы должны делать разумные выводы из исторических событий. Никогда нельзя поверхностно оценивать то, что произошло в прошлом. Нужно всегда стремиться видеть руку Божию и в хорошем, и в плохом, помня, что суд Божий совершается над нами в каждый момент времени. Дай Бог, чтобы такая острота духовного зрения не притуплялась в нашем народе, чтобы мы сторонились греха, зла, неправды и помнили: какой бы силой ни поддерживались это зло и этот грех, будь то сила экономической власти, сила средств массовой информации, сила иных средств, убеждающих человека, — все это ничто пред лицем Божиим, подобно тому как под копием святого Георгия в ничто обратился дракон, символизирующий злую силу, бросившую вызов людям.

Чему учит нас образ святого великомученика Георгия Победоносца? Чему учит нас страшный опыт Великой Отечественной войны? Тому, что, если мы хотим одерживать победы, мы должны сочетать свои усилия, максимальные усилия, свою работу, свое образование, свою организацию, свои финансы — все то, что обеспечивает материальное могущество и процветание человека, — с горячей верой и молитвой. Вот тогда Господь приклонит Свою милость ко всем нам. Тогда чудо святого великомученика Георгия явлено будет не только на полях сражений, но и в нынешних наших мирных «битвах» за будущее России.

331

 

 

Нам еще многое предстоит сделать и в экономической, и в военной, и в социальной областях, в науке, в образовании. Но все это будет действительно работать на благо человека и обеспечивать благополучие и счастье людей, если мы будем сопровождать это верой, молитвой, добрыми делами и стремлением жить по закону Божию. Если Россия будет сочетать Божественное и человеческое, ей не будет равных. Когда я говорю о России, я имею в виду всю историческую Россию, все духовное пространство, которое объемлет сегодня Русская Православная Церковь, весь наш благочестивый православный народ.

Да поможет нам Господь устроять свою жизнь по Божией правде, не стесняясь ни кривотолков, ни усмешек в наш адрес, ни поверхностной оценки нашей национальной жизни с высоты иностранного опыта. Со смирением, твердостью и глубокими христианскими убеждениями мы должны устроять наше Отечество, стараться развивать все стороны народной жизни — и экономику, и политическую систему, заботиться о социальном, материальном благополучии людей, но прежде всего с религиозной точки зрения оценивать все то, что происходит с родом человеческим и с каждым из нас. И если приоритетом у нас будет духовная жизнь, то все у нас получится: Господь оградит нас от ошибок, а кого-то, может быть, и от преступлений, даст внутреннюю радость, покой, мир, удовлетворение уже от одного того, что мы будем совершать дело Божие.

Сердце радуется тому, что сегодня на просторах исторической Руси происходит возрождение веры. И как бы ни злобствовали те, кому это возрождение неприятно, оно совершается не потому, что кто-то приказал народу возродиться в вере, не потому, что кто-то перстом с высоты указал, кому и куда идти, а потому, что наш народ, пережив все эти муки и страдания, понял, как, может быть, ни один другой народ, великую истину: жить нужно с Богом и по Божиему закону.

332

 

 

И сегодня наша молитва именно об этом: чтобы крепка была вера нашего народа; чтобы мы могли справляться с нашими жизненными трудностями так же, как наши предки справились со смертельной опасностью; чтобы Господь даровал нам частицу той верности и веры, которую имел святой великомученик Георгий Победоносец, ставший символом Победы — той Победы, что совершилась по Божией воле.

Только так мы воспринимаем нашу Победу! В ответ на наши неимоверные усилия, в ответ на высочайший героизм народа, в ответ на напряжение всех сил Господь даровал Победу — из Его спасающей десницы мы получили избавление. И если мы забудем о духовном и религиозном измерении этого события, то это будет кощунством по отношению к Богу.

Верим, что Господь не оставит Отечество наше, Церковь и всех тех, кто, подобно Георгию Победоносцу, готов пресекать зло в нашей жизни, кто с именем Божиим связывает свою собственную жизнь и оценку всех исторических событий.

Мы молимся великомученику Георгию, чтобы и он не оставил воинства нашего и народа, чтобы мы восходили от силы в силу (Пс. 83, 8), прежде всего укрепляя свой дух и возрастая в вере, а вместе с этим укреплялись бы и материально, потому что в нынешнем мире нужно быть и материально сильными, и сильными в военном смысле, чтобы защитить свою свободу и свою независимость.

Но сугубые молитвы мы возносим о том, чтобы Господь дал нам силы всегда оставаться на стороне правды Божией. Тогда с нами будут и святой Георгий Победоносец, и все святые угодники Божии. Тогда Россия будет непобедимой. А если изменим Божией правде, то напрасны будут наши молитвы, и Небеса будут закрыты, и угодники Божии не будут слышать нас.

333


Страница сгенерирована за 0.49 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.