Поиск авторов по алфавиту

Жан Даниелю

 

Paris

Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

 

 

 

ЖАН ДАНИЕЛЮ

ЖАН Даниелю — богослов, специалист в области патристики, духовный учитель, иезуит, епископ и кардинал. Родился 14 мая 1905 г. в Нейи (неподалеку от Парижа). Умер 20 мая 1974 г. в Париже.

Его отец Шарль Даниелю, выходец из Дуарнене (Бретань), был депутатом и министром в эпоху Третьей республики. Жан Даниелю унаследовал от отца глубокую любовь к Бретани и никогда не затухавший интерес к политике. Его мать Мадлен Кламорган, женщина глубочайшей религиозной и интеллектуальной жизни, была в духовном послушании у знаменитых иезуитов Л. де Гранмезона и Ж. Лебретона. Она получила высшее философское образование. По своему призванию она была педагогом, и в эпоху, когда антиклерикальное законодательство в корне расшатало католическую систему образования, основала католический педагогический институт и несколько католических средних школ для девушек. От матери Жан Даниелю унаследовал замечательный педагогический дар. Своему сыну Мадлен Кламорган дала глубоко продуманное христианское воспитание, в основе которого лежало духовное учение Игнатия Лойолы.

Сначала Жан учился в иезуитском колледже (средняя школа) на острове Джерси, а затем в колледже святого Креста в Нейи. Здесь он получил высшее филологическое образование и в 1927 г. выдержал конкурс на должность преподавателя французского языка и литературы.

В эти годы он активно участвовал в парижской литературной жизни (именно он перевел на латинский либретто «Царя Эдина», которое Жан Кокто написал для Игоря Стравинского). В то же время Жан Даниелю приобщился к политической жизни, став личным

7

 

 

секретарем своего отца (1927-1928). Некоторое время он посещал кружок, который вел в Медоне Ж. Маритен. Однако всему этому он отдавался как любитель.

В 1928 г., отвечая призванию, которое он почувствовал еще в детстве, он становится членом весьма современной по духу религиозной общины, основанной кардиналом Феррари, — мы имеем в виду Общество святого Павла. Сразу же ему было поручено руководство Домом молодежи (студенческое общежитие в Латинском квартале Парижа). Здесь Жан подружился с Е. Мунье, будущим основателем журнала «Эспри» («Esprit»). Очень быстро Даниелю почувствовал, что пошел не по тому пути, и 20 июля 1929 г., в Лавале, он становится новоначальным послушником Братства Иисуса (Ордена иезуитов). 21 ноября 1931 г. он произносит свои первые обеты. Затем он уезжает на Джерси, где изучает философию (1931-1934), далее преподает в выпускном классе колледжа святого Иосифа в Пуатье (1934-1936) и наконец проводит три года в иезуитской семинарии в Лионе (Фурвьер), где изучает богословие (1936-1939). В это время здесь жили его старший собрат Анри де Любак и его ровесник Ганс-Урс фон Бальтазар. Они помогли ему сделать первые шаги в патрологии.

24 августа 1938 г. Жан Даниелю становится священником. Призванный в армию, он в 1939-1940 гг. служил в авиации. Третий год своего послушничества он завершил в Монгре (1940-1941). 2 февраля 1946 г., в Париже, Жан Даниелю произнес свои окончательные обеты.

О глубине его духовной подготовки свидетельствуют дневниковые записи, сделанные им в это время. В 1941 г. он начал работать в Париже. Здесь он провел всю свою жизнь, напряженно трудясь. Преподаватель, ученый с международной репутацией, он занимался священнической работой среди студентов, нес слово Божье в интеллектуальные круги, где его принимали как «своего». В это же время он начал помогать самым разным людям, всем тем, кто прибегал к его совету; и наконец в эпоху кризиса, который потряс Церковь по окончании Второго Ватиканского Собора, он выступил на защиту христианской веры.

Уже в 1942 г. Жан Даниелю опубликовал труд под названием "Знамение Храма, или присутствие Бога». Сам он постоянно говорил, что в этой небольшой книге содержится in nuce все его мировоззрение, вся его мысль. Действительно, в этой книге отразились черты, характерные для личности автора: любовь к созерцанию, к богословию символов, к экзегетическим методам Отцов Церкви, а также стремление простым и наглядным способом донести до широкой публики все богатство своего духовного опыта и своих научных трудов. Эллинист и человек насыщенной духовной жизни, Жан Даниелю избрал темой своей докторской диссертации учение Григория Нисского.

8

 

 

Он защитил диссертацию по этой теме сначала в Католическом институте в Париже (1943), а затем в Сорбонне (1944). В качестве дополнительной научной работы (как требовалось тогда в Сорбонне) он представил французский перевод «Жизни Моисея» Григория Нисского. Эта работа стала первым томом серии «Христианские источники» (1944) - собрания патриотических текстов, снабженных переводом на французский язык, введением и комментариями; идея этого издания принадлежит иезуитам из Лиона. Своим быстрым развертыванием и высоким научным уровнем это издание во многом обязано личным усилиям Жана Даниелю, который вместе с Анри де Любаком осуществлял руководство им.

В 1943 г. Ж. Даниелю становится главным редактором очень широкого по профилю журнала  «Этюд» («Etudes»)*. В это же время он заменил Ж. Лебретона на кафедре истории раннего христианства богословского факультета Католического института в Париже, а в 1961 г. стал деканом этого факультета. Он проработал в Католическом институте вплоть до 1969 г. и вместе со своим другом, известным историком культуры Анри Мару, в течение многих лет преподававшем в Сорбонне историю раннего христианства, воспитал несколько поколений молодых французских (и не только французских) клириков. Подобно Мару, Даниелю считался бесспорным «лидером» в области патрологических исследований.

Своими обширными трудами Даниелю оказал решающее влияние на ход исследований во многих, тогда еще совершенно новых областях. Вместе с В. Фолькером и Г.-У. фон Бальтазаром Даниелю стал одним из инициаторов «возвращения» к Григорию Нисскому. Помимо своей докторской работы «Платонизм и мистическое богословие. Духовное учение Григория Нисского» (1944), он посвятил этому Отцу Церкви множество статей - наиболее важные из них были помещены в сборнике «Бытие и время у Григория Нисского» (1970).

Склонный к созерцанию, Даниелю изучал прежде всего мистические тексты Григория Нисского, его духовную экзегезу. В 1967 г. он опубликовал антологию мистических творений Григория Нисского «Голубица и тьма». Интеллектуально чуткий к проблемам нехристианской культуры, Даниелю особенно тщательно изучал творческий метод Григория Нисского, христианизировавшего философские понятия своего времени. Совместно с де Любаком Даниелю как бы заново открыл святоотеческую экзегезу. Подобно богослужению, с которым она тесно связана, экзегеза раскрывает символику

*) Журнал основан И. С. Гагариным. (Прим, ред.)

9 

 

 

Писания и тем духовно насыщает верующих. Особенно глубоко Даниелю раскрыл понятие типологии; это понятие неким особым образом сопрягает христианский символизм и историю: история спасения — это история периодического вмешательства Бога в земную жизнь. Таким образом, события Ветхого Завета возвещают события Нового Завета, которые в свою очередь раскрываются в истории Церкви, в чьей тайнодейственной и мистической жизни христиане предвосхищают полноту эсхатологического завершения времен. («Sacramentum futuri. Происхождение библейской типологии» /1950/. "Библия и богослужение: библейское богословие таинств и праздников по учению Отцов Церкви» /1951/.) Фундаментальный труд Даниелю «История христианских учений до Никейского Собора» (1. «Богословие иудеохристианства» /1950/, 2. "Евангельская весть и эллинская культура II и III века» /1960/, 3. «Происхождение латинского христианства» /1978/) - не просто традиционное изложение истории догматики, но скорее очерк христианской культуры, которая созидалась, многое заимствуя из окружающих нехристианских культур. Эти заимствованные элементы, так сказать, испытывались на прочность, очищались и усваивались, невзирая на то, что при этом возникали побочные явления — ереси. Даниелю собрал воедино многие древнейшие христианские тексты и документы, которые на первый взгляд кажутся ошеломляющими. Но, как всегда, опираясь на конкретные данные той или иной исторической эпохи, он предоставляет в наше распоряжение великолепный ключ и показывает, что истинная вера выражалась тогда в рамках семитической мысли. Даниелю стал одним из самых блестящих специалистов в области этого заново открытого «иудеохристианства». В монографиях, посвященных двум александрийцам Оригену (1948) и Филону Александрийскому (1958), а также в первой части первого тома «Новой истории Церкви» (1963) в очередной раз отразилось неизменное внимание Даниелю к культурным особенностям той или иной исторической эпохи, к специфике веры, которая может воплощаться по-разному. Как критик Даниелю также внес значительный вклад в науку своего времени. В этом направлении он плодотворно работал в журнале "История происхождения христианства» («Bulletin d’histoire des origines chrétiennes»), a начиная c 1946 г., на протяжении четверти века, в "Религиозных исследованиях» ("Recherches de science religieuse»). В статьях, опубликованных в этих журналах, отразилась безграничная любознательность, доброжелательство и проницательность Даниелю.

По профессии Жан Даниелю был историком древней Церкви. Однако полученное в семье воспитание, темперамент и энергия, направляемая в русло апостолической деятельности, — все это заставляло его активно участвовать в жизни своего времени, интересоваться

10

 

 

разными направлениями мысли, встречаться с самыми разными людьми. Таким образом, Жан Даниелю был одним из главных вдохновителей журнала «Бог живой. Религиозныеифилософскиегоризонты» («Dieu vivant. Perspectives religieuses et philosophiques» /1945-1955/). В этом журнале велся весьма открытый и доброжелательный диалог между мыслителями разных конфессий и разных философских школ. Кардинал Даниелю придавал большое значение экуменизму. На этой ниве он много потрудился. Его собственные патриотические изыскания послужили ему здесь хорошей основой. У Даниелю завязались прочные дружеские связи и с православными, и с протестантами, и с англиканами, и с иудеями. Вся его деятельность носила вселенский характер. Жан Даниелю был одним из основателей и духовных руководителей кружка святого Иоанна Крестителя; этот кружок представлял собой группу молодежи с миссионерскими устремлениями. Там по-настоящему глубоко изучалась проблема духовного завершения, созревания нехристианских культур. По мысли устроителей кружка, христианизация — это не вырывание обращенного из его культуры, из его естественного окружения; наоборот, христианизироваться должны сами культуры, как это происходило с культурой семитской (иудеохристианство) и греко-римской.

Развивая свой богословский поиск, Даниелю пытался прийти к синтезу, и прежде всего выявить правильное духовное отношение к разным нехристианским культурам и цивилизациям (это имело для него первенствующее значение) : непрестанная молитва о наступлении Царствия Божьего, молитва за и вместо нехристиан, сознательное, связанное с крестными муками выполнение разнородных требований, созерцание Троицы и служение язычникам; следование в этом Самому Христу, посланнику Отца, Христу, жившему в томительном напряжении, — Божественная жизнь и принятая на себя грешная человеческая природа, которую Он пришел спасти. Деятельность кружка святого Иоанна Крестителя в основном отразилась в книгах Даниелю «Тайна спасения народов» (1945), «Тайна ожидания» (1948), «Размышления о тайне истории» (1953), «Святые язычники Ветхого Завета» (1956), «Иоанн Креститель, свидетель Агнца» (1964), «Церковь апостолов» (1970). Также для членов кружка святого Иоанна Крестителя, среди которых Даниелю проводил богословскую и духовную воспитательную работу, были созданы книги «В начале» (1963), «Евангелия детства» (1967), «Воскресение» (1969). Они написаны в жанре популярной экзегетики. Два духовных собеседовании из числа тех, что Даниелю время от времени проводил в кружке, легли в основу книг «Троица и тайна существования» (1968) и «Созерцание и возрастание Церкви» (1977). Эти книги дают представление о Даниелю — духовном учителе. 

11

 

 

Отец Жан вел священническую работу среди студентов-католиков Сорбонны, и особенно (начиная с 1941 г.) среди студенток Высшей педагогической школы в Севре. В этой области влияние Даниелю оказалось весьма значительным и продолжительным. Косвенным результатом этой работы стали книги «Бог и мы» (1956) и «В поисках за Христом» (1960).

До конца жизни Даниелю сохранял живую связь с молодежью, старался непосредственно ответить на все ее запросы, которые чувствовал очень тонко. Настоящий оратор, он поистине умел воздействовать на слушателей своим проникновенным, исполненным сердечной теплоты словом. И уже очень быстро его стали приглашать на разные выступления, так что ему все чаще и чаще приходилось выступать перед самой разной публикой (приходы, различные католические группы и профессиональные клубы), публиковать статьи в прессе, выступать по радио и телевидению. Многие по достоинству оценивали непосредственный живой стиль его выступлений, где всегда ярко проявлялась присущая ему вера, умение войти в прямой контакт с аудиторией, его простота и сердечность. Чуждый всякому интеллектуальному снобизму, проникнутый великим пасторским рвением, он никогда не отказывался выступать и выступал повсюду, сознательно жертвуя временем, столь необходимым ему для продолжения научной работы.

С большой проницательностью он почувствовал наступление кризиса веры, который стал все сильнее проявляться в Церкви, и заговорил об опасности в книге «Смущающая истина» (1961). Он не потерял своей веры в сверхъестественное, но, начиная с этого времени, стал прилагать усилия, чтобы обнажить, выявить интеллектуальное «двурушничество» эпохи, указать на его неизбежные последствия: отказ от реальности, разобщение между религией и верой, потеря чувства священного... В 1962 г. Иоанн XXIII призвал его в качестве эксперта на Второй Ватиканский Собор. Здесь он много потрудился над конституцией «Радость и надежда». В 1969 г. Павел VI назначил его кардиналом. 21 апреля того же года Жан Даниелю был хиротонисован во епископы, а 28 апреля в Ватиканской консистории был торжественно утвержден в звании кардинала-диакона. В это время он слагает с себя обязанности профессора и декана, однако нового назначения не получает.

Он продолжает свою научную деятельность, но вместе с тем, в полной мере сознавая всю весомость своего епископского служения и кардинальского достоинства, все чаще и чаще выступает как в рамках Французской епископской конференции, так и перед широкой публикой, призывая всех к верности Евангелию, к борьбе с угрожающим Церкви духом секуляризации, к верности Второму Ватиканскому Собору, который на практике зачастую предавали. Эта борьба, где

12

 

 

проявилась вся его бескомпромиссность, любовь к истине и настоящий талант полемиста, восстановила против него наиболее влиятельную часть французской католической интеллигенции и клира. Того, кто раньше считался символом всего передового, теперь упрекают за измену, за переход в лагерь реакции. (Здесь стоит напомнить, что программная статья Даниелю "Современные направления религиозной мысли», опубликованная в 1946 г. в журнале «Этюд», вызвала недовольство в Риме и нападки так называемых «интегристов» на «новое богословие». Это стало началом ограничительных мер, которым подверглись наиболее влиятельные иезуиты.) Даниелю не соглашался с упреками, говоря, что, как и раньше, он защищается от давления разных школ и мод и старается сохранить верность Евангелию. Все же он тяжело переживал эту враждебность по отношению к себе, но, невзирая на нее, стойко нес бремя непопулярности, убежденный, что самое главное - это служение Церкви и ближнему.

В эпоху этой борьбы он написал следующие книги: «Молитва как политическая проблема» (1965), «Будущее религии» (1968), «Христианство религия для масс или для элиты?» (1968), «Тесты» (1968), «Непреходящая вера и сегодняшний человек» (1968), «Новые тесты» (1970), «Культура, преданная своими» (1972).

До конца жизни Жан Даниелю направлял всю свою неуемную энергию на служение Церкви и ближнему, — служение, которое он осуществлял, не имея помощников, не занимая официальной церковной должности. Смерть настигла его внезапно, когда он находился еще в полном расцвете сил.

Он умер, выполняя свой священнический долг. И в самой смерти Жана Даниелю осуществилось его давнишнее желание - умереть, подобно Христу, в презрении, оклеветанным. Об этом желании свидетельствуют строки его «Духовного дневника».

 13

 


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.