Поиск авторов по алфавиту

Казем-Бек А. Второй Ватиканский Собор

СОСТАВ РУКОВОДЯЩИХ ОРГАНОВ СОБОРА

Вопросу о комиссиях и о той лихорадочной атмосфере, при которой они были образованы в своем окончательном виде, следует предпослать несколько слов о структуре самого собора.

Последний имеет три облика или три формы. Его можно подразделить на три иерархических уровня. Это его горизонтальное, так сказать, сечение.

На высшем уровне окажутся открытые заседания, которые в латинской терминологии распорядка (или устава) собора названы "сессионес публике" (публичные сессии). На этих заседаниях в присутствии папы происходит окончательное голосование по предметам и текстам, уже обсужденным сначала комиссиями, затем общими ассамблеями собора. После голосования папа высказывает на этих заседаниях свое одобрение принятого постановления (в теории возможно и неодобрение папы), после чего уже соборные решения принимают форму соборных "декретов" (правил) и "канонов", подлежащих обнародованию. На открытых же заседаниях имеют место обращения папы к отцам собора (в случаях, когда ому необходимо обратиться к ним лично).

На втором уровне находятся генеральные ассамблеи то есть пленарные заседания, по латыни определяемые как "конгрегационес генералес". На них папа не присутствует, поручая председательствование одному из кардиналов. 6 сентября был опубликован список десяти кардиналов, назначенных папой в состав председательствующего совета. Состав этого совета председателей будет рассмотрен ниже. Входящие в него кардиналы председательствуют поочередно - один на каждой из генеральных ассамблей. На генеральных ассамблеях могут выступать все отцы собора в порядке записи: тут ведутся прения и дебаты. К происходящему на генеральных ассамблеях мы еще вернемся.

А сейчас надо коснуться и соборных комиссий. Они составляют как бы третий и низший уровень собора, но от них зависит в большой степени судьба обсуждаемых вопросов. Комиссии на своем уровне представляют собой уже вертикальное сечение собора, занимаясь подобно всем комиссиям конгрессов, парламентов и съездов отдельными специальными предметами. Открытые заседания и генеральные ассамблеи происходят в соборе св. Петра, а комиссии заседают в отдельных, отведенных для них помещениях.

Всего соборных комиссий - десять. Пока мы не будем перечислять их по двум причинам: список их был дан в нашем первом очерке - об открытии П Ватиканского собора (на стр. 26) и, кроме того, нам придется говорить о каждой из этих десяти комиссий ниже при рассмотрении их состава. Ограничимся пока указанием на то, что по плану подготовки собора предполагалось, что в каждой из комиссий будет 16 членов, избранных из своей среды отцами собора, и еще 8, назначенных папой, то есть всего 24 члена. Но уже по избрании комиссий собором папа решил довести число назначаемых им до девяти, так что комиссии состоят в настоящее время из 25 человек.

Комиссии рассматривают, каждая в своей области и компетенции, предложения и поправки, внесенные отцами при обсуждении подготовленных для собора 70 "схем" ("схемами" на соборах Римской Церкви называют изложение предложенных отцам тем, подлежащих их обсуждению и решению; о "схемах" также придется далее говорить подробнее). Комиссии большинством двух третей голосов выносят решения по вопросам, которые они передают обратно в генеральную ассамблею. Последняя может согласиться или не согласиться с решениями комиссии. В случае невозможности достигнуть большинства в комиссии, весь спорный вопрос предоставляется на рассмотрение генеральной ассамблеи. Про соборные комиссии говорится, что их назначение в том, чтобы "разжевывать" пищу, предлагаемую собору.

Следует упомянуть и еще об одном соборном учреждении, являющемся нововведением папы Иоанна. Для предварительного рассмотрения новых вопросов и тем, не вошедших в подготовленные "схемы", могущих быть выдвинутыми отцами собора, а также для согласования вопросов, относящихся к компетенции нескольких комиссий (в особенности спорных вопросов), образован "секретариат собора по чрезвычайным вопросам", первоначально в составе семи кардиналов: председателя секретариата Чиконьяни (государственного секретаря Ватикана), архиепископа Миланского Монтини, архиепископа Генуэзского Сири; секретаря консисториальной конгрегации курии Конфалоньери (выделяющегося среди куриальных кардиналов скромной и даже убогой простотой своего быта); архиепископа Чикагского Мейера, стоящего во главе крупнейшей епархии США и одной из крупнейших в мире, архиепископа Мюнхенского Депфнера, младшего из кардиналов (49 лот), архиепископа Малинского Сюнанса.

Уже по открытии собора и после инцидента, вызванного речью папы перед прибывшими на собор польскими епископами, в состав этого секретариата был назначен восьмым его членом кардинал-примас Польши, архиепископ Гнезненский и Варшавский Вышинский. Секретариат по чрезвычайным вопросам входит с докладом непосредственно к папе. Его характерной особенностью является молодой возраст входящих в него кардиналов: в среднем ниже 60 лет. Один председатель его, Чиконьяни, в возрасте 79 лот.

Возвращаемся теперь к составу совета председателей собора. Старшинство членов совета определяется старшинством их по возведению в кардинальское достоинство с одним исключением. Это исключение составляет Тиссеран - кардинал с 1936 года (и тем самым по старшинству младше Лиенара - кардинала с 1930 г.). Но Тиссеран старший из кардиналов-епископов (напомним, что число "кардиналов-епископов" - семь, по числу пригородных римских епархий; большинство кардиналов, будучи по сану епископами, числятся по священной коллегии "кардиналамисвященниками", то есть настоятелями храмов в городе Риме; до недавнего времени не имели епископского сана лишь "кардиналы-диаконы", число которых никогда не превышало четырнадцати, но одним из многих нововведений Иоанна XXIII было решение, принятое совсем недавно, что впредь и кардиналы-диаконы будут хиротонисаться в сан архиереев).

Итак, кардинал Ежен (Евгений) Тиссеран, как старший из кардиналов-епископов - декан священной коллегии. Он - "первоприсутствующий" в совете председателей и председательствовал на первой генеральной ассамблее П Ватиканского собора 13 октября (на которой и было принято решение составить новые списки соборных комиссий). За Тиссераном следуют по старшинству "кардиналы-священники": епископ Лильский Ашилль Лиенар (кардинал с 1930 г.); патриарх Сиро-Антиохийский Игнатий-Гавриил Таппуни (кардинал с 1935 г.); архиепископ Сиднейский Норман Томас Гильрой (кардинал с 1946 г.); архиепископ Кельнский Иозеф Фрингс (кардинал с 1946 г.), примас Испании, архиепископ Толедский Энрике Пла-и-Дениель (кардинал с 1946 г.); архиепископ Нью-Йоркский Франсис Спеллман (кардинал с 1946 г.); архиепископ Палермский Эрнесто Руффини (кардинал с 1946 г.); архиепископ Буэнос-Айрский Антонио Каджиано (кардинал с 1946 г.) и архиепископ Утрехтский Бернард-Ян Альфринк (кардинал с 196О г.).

Эти десять кардиналов, вошедших в совет председателей собора, представляют разные оттенки католического "спектра". Трое первых - производства еще Пия XI, следующие шестеро - Пия XII и последний - Иоанна XXIII. По национальностям-два француза и по одному итальянцу, немцу, испанцу, голландцу, североамериканцу, южноамериканцу, австралийцу и "восточному". Но и в этом национальном признаке есть некоторые оттенки: Тиссеран, хотя и француз, но половину своей жизни провел в учреждениях курии и отчасти на Востоке (теперь он как будто единомышленен с Лиенаром, другим французом, во многих основных вопросах). Сам Лиенар, Фрингс, Пла-и-Дениель, Альфринк и Руффини вполне полноценно представляют свои национальности. Что касается Каджиано, то, хотя и почитаемый у себя на родине аргентинец, - сын итальянских иммигрантов (значит первого аргентинского поколения), в таком же положении австралиец Гильрой - он сын ирландских переселенцев. У типично-неприятного американца Спеллмана происхождение тоже ирландское. Впрочем "чистых" американцев почти не существует еще, как и "чистых" австралийцев. Что касается Таппуни, он происходит из старинной сирийской христианской семьи, но родился в Ираке и подвергался в период до первой мировой войны и в последующие военные годы жестоким преследованиям со стороны турок, его едва не казнивших.

Папа Иоанн в политическом отношении довольно хитро "сбалансировал" свой председательский совет. В нем можно найти двух отъявленных реакционеров: Спеллмана и Руффини. Можно думать, что Гильрой кое в чем - с ними. Но в совете сразу образовался "прогрессивный блок" из Лиенара, Фрингса и Альфринка, действующих пока с полным единодушием. И к этому блоку в большинстве случаев примыкают Каджиано и Пла-и-Дениель. Таппуни следует за Тиссераном, "первоприсутствующим" среди председателей собора. Тиссеран же в общем "держит руку" французского епископата, как, впрочем, и сам Таппуни.

У "прогрессистов", поддерживающих папу, в председательском совете большинство, для "невооруженного глаза" не всегда приметное, но иной раз очевидное для всех. В день принятия решения об обращении собора к человечеству, которое немогло устраивать ни Руффини, ни особенно Спеллмана, когда вопрос был поставлен на голосование, все члены председательского совета встали вместе первыми (вставание с места означаетподачу голоса при голосовании). Реакционное меньшинство уже не раз пассовало перед решениями большинства совета.

Быть может следует "представить" членов председательского совета несколько подробнее, так как роль их (не только индивидуальная, но и коллективная) весьма значительна. От них, в конечном счете, зависят многие решения. Они находятся в постоянном контакте с папой. После заседания 13 октября, длившегося всего четверть часа, члены председательского совета провели более трех часов в кабинете папы Иоанна.

Вся дисциплинарная власть на соборе находится в руках председательствующего кардинала и генерального секретаря собора архиепископа Феличе. Хотя это обстоятельство, при поверхностном взгляде на дело, не может казаться подлинным мерилом влияния и значения совета, поскольку поведение соборных отцов внешне отличается как раз недостаточным соблюдением дисциплины.

Примером этого может служить хотя бы тот факт, что после оглушительных аплодисментов, которыми сопровождались первые выступления Лиенара и Фрингса по вопросу о составлении новых списков членов комиссий, монсиньор Феличе на следующем собрании попросил отцов соблюдать правило: воздерживаться от рукоплесканий. Просьбу эту впоследствии пришлось повторять неоднократно и столь же тщетно: отцы не соблюдали правила, несмотря ни на какие напоминания. Они продолжали разражаться аплодисментами, когда хотели что-либо одобрить. И агрессивно рукоплескали, когда кто-нибудь им неугодный терпел "аварию" (например, когда самого кардинала Оттавиани по прошествии 15 минут лишил права продолжать свое выступление председательствовавший кардинал Альфринк). Правило говорить не дольше, чем 10 минут, мало кто соблюдает и далеко не всех обрезают председательствующие.

Однако необходимо соблюдать порядок и в настоящем очерке. Говоря о происходящем на соборе в Риме, трудно, как говорится, не растекаться мыслию по древу: слишком многое хотелось бы осветить, что мало известно или непонятно у нас. Тем более, что речь вести приходится о вещах, для многих совсем неожиданных или, если сказать точнее, многими не ожидавшихся. Так вот получается и в этом месте нашего изложения. Надо ведь описывать достаточно распущенное поведение не предоставленных самим себе шалунов-школьников, а... собранных вкупе католических епископов всего мира. То есть - людей весьма зрелого возраста и большого жизненного опыта, оснащенных многими познаниями и слывущих персонами сдержанными, строгими и чопорными, даже нередко надменными. Казалось бы, собрание, состоящее из таких лиц, нет ни нужды, ни даже возможности призывать к порядку. А между тем выходит, что составленный из них собор всей Римской Церкви в некоторых своих проявлениях не так уж далек от атмосферы студенческих сходок или предвыборных митингов. Как тут не высказать соображения, что несмотря на усилия ученых - Лебонов и Трошиных механизм психологии толпы еще далеко не достаточно изучен...

О первоприсутствующем в председательском совете собора кардинале Тиссеране можно бы сказать многое. Но мы ограничимся немногим, так как биографии отдельных личностей не входят в задачу настоящего очерка. Тиссерану 78 лет и он обрел с лотами некое "олимпийское" спокойствие. Он - епископ Остийский и Порто-Санта-Руфинский, совмещая таким образом окормление двух из семи пригородных римских епархий. Будучи старшим кардиналом-епископом и в силу этого деканом священной коллегии, Тиссеран состоит также префектом церемониальной конгрегации, ведающей протокольной частью Ватикана. С 1936 года по 1959 он был также секретарем конгрегации Восточной Церкви (префектом которой является сам папа). Но, став папой, Иоанн XXIII быстро стал искоренять в курии совместительство крупных постов. И Тиссеран оставил конгрегацию Восточной Церкви, чтобы сохранить префектуру в церемониальной. Ему был придан еще пост "библиотекаря святой Римской Церкви" - по традиции почетный и по существу важный (поскольку в ведении библиотекаря находятся знаменитые архивы и секретные фонды Ватикана, у которых веками держится такая репутация, что, будь они целиком открыты для публичного обозрения и исследования, историю Европы пришлось бы писать заново).

Тиссеран - один из самых ученых иерархов римской Церкви, без чего он не был бы назначен ее "библиотекарем". У него целая коллекция дипломов по восточным и древним языкам: древне-еврейскому, древнесирийскому, древнеегипетскому, ассирийскому, арабскому, коптскому, эфиопскому и армянскому. У него также диплом по палеографии. Сам он автор многих трудов по библиологии и патрологии, по истории несторианского и сиро-малабарского христианства. В прошлом году он избран во Французскую Академию на кресло, освободившееся со смертью герцога де-Брогли. От политики вообще и от политики церковной, в частности, Тиссеран с возрастом отошел.

Прежде чем говорить о других членах председательского совета П Ватиканского собора, следует отметить, что все члены этого совета, за исключением кардинала Лиенара, состоят членами конгрегации Восточной Церкви.

Что касается Лиенара, то и он - ученый с большой эрудицией. Он доктор богословия и литературы со специализацией по книгам Священного Писания. Он не оставляет научно-исследовательской работы и участвует со свойственной ему кипучей активностью в целом ряде культурных и академических начинаний в области общественных наук, несмотря на свой возраст (78 лет) и загруженность работой на многих постах, которые он совмещает. В молодые годы Лиенар был профессором Ветхого и Нового Заветов в "великих семинариях" (духовных академиях) в Туркуене и Лилле, на севере Франции.

Но Лиенар всегда был главным образом боевым пастырем и бесстрашным иерархом-трибуном. Он до сих пор полон неукротимой энергии и отличается смелостью и работоспособностью. Епископом он стал довольно рано - 44 лет, но через два года после этого уже стал кардиналом. Он был вообще любимцем папы Ратти (Пия XI). На епископской кафедре он сразу скрестил оружие с магнатами французской металлургии, отстаивая признание прав рабочих на коллективные договоры и синдикатизацию в профсоюзах, за что быстро снискал себе кличку "красного епископа".

Кличка эта закрепилась за Лиенаром и в Бельгии, когда он вступился и за права шахтеров соседнего бельгийского Боринажа. Во время немецкой оккупации Лиенар с личным риском вел яростную борьбу против насильственного увоза французских рабочих в Германию. Вместе со своим лионским собратом кардиналом Жерлиэ Лиенар укрывая евреев во французских монастырях, а после войны поддерживал так называемое "парижское движение", то есть "рабочих священников". Во время алжирской войны он оказывал поддержку и покровительство своему духовенству, выступавшему и в Алжире и во Франции за прекращение зверств, чинившихся французскими властями и оасовцами над алжирским населением, и требовавшим окончания войны. Оасовские террористы занесли Лиенара в свой "черный список".

В своей церковной и общественной деятельности Лиенар после смерти Пия XI наталкивался на беспрестанно нагромождавшиеся на пути его препятствия и из года в год возраставшее противодействие римской курии и самого Пия XII. На Конклаве 1958 г. роль его в избрании папы Ронкалли была особенно активной. Он был душой французского блока. Вспоминая обо всем этом в весьма интересной и документированной статье, миланский журнал "Еуропео" отмечает возникшее еще на конклаве сотрудничество архиепископа Кельнского Фрингса с французскими кардиналами и говорит, что на нынешнем соборе самой прочно спаянной группой оказалась коалиция французского, немецкого, австрийского и голландского епископата, которую журнал называет "северным европейским союзом". Можно сказать, что Лиенар - полярный антипод Оттавиани.

Тот же журнал "Еуропео" приводит восклицание перепуганного дерзновенным выступлением кардиналов Лиенара и Фрингса на первой генеральной ассамблее 12 октября римского монсиньора: "Это же протестанты и они сами того не ведают!" Покачивая головой, монсиньор добавил: "Да оградит нас Бог от их заблуждений". Но ведь трое таких "протестантов", притом самых решительных, восседают за столом президиума собора, задавая тон собору. Лиенар, Фрингс и Альфринк оказались тройкой, запряженной в свою колесницу самим отечески улыбающимся папой Иоанном.

О Фрингсе можно сказать, что этот 75-летний кардинал - сухопарый, но жизнерадостный старик с обтянутым кожей лицом и любопытным взглядом прищуренных глаз за поблескивающими стеклами очков в золотой оправе - многому научился. Он - уроженец Кельна, пережил его разрушение и принимал затем деятельное, а в некоторых отношениях и руководящее участие в его восстановлении. Он признает в речах и лекциях, с которыми выступает постояние, что после опыта двух мировых войн он уже по-иному смотрит на жизнь. Надо сказать, что католики Кельна и Рейнланда всегда были оппозиционнее к Гитлеру, нежели католики Баварии и Вюртемберга. Надо отметить, что, когда Фрингс был возведен на Кельнскую архиерейскую кафедру (в 1924 г.), гитлеровские власти воспретили газетам сообщать об этом назначении. Фрингс призывает своих соотечественников к покаянию для очищения народной совести после разгула гитлеризма и к исканию справедливости вместо преклонения перед силой.

Как и архиепископу Утрехтскому Альфринку, Фрингсу приходится иметь дело со смешанным в религиозном отношении населением. И у них обоих выработался "экуменический" подход к другим исповеданиям. Едучи в Рим, перед открытием собора, кардиналы Фрингс, Депфнер и Альфринк встретились с архиепископом Венским кардиналом Кенигом в Милане, где вместе провели несколько дней с одним из самых вероятных (пока) кандидатов на преемство Иоанна XXIII - архиепископом Миланским кардиналом Монтини. Это, мало освещенное печатью, совещание должно привлечь к себе хотя бы ретроспективно внимание теперь, когда единомыслие Фрингса, Альфринка и Лиенара сыграло столь значительную уже роль в судьбах самого собора.

Про Альфринка можно сказать, что он возгавляет самую независимую и "фрондирующую" часть Римской Церкви - нидерландскую. Вероятно, ни в одной стране католики не высказывались столь свободно и решительно в критике римской курии, как в Голландии. Возведение Альфринка в кардинальское достоинство в 1960г.-личное решение папы Иоанна. Заслуживает внимания, что окружное послание голландского епископата во главе с Альфринком о предстоящем соборе натолкнулось на такую суровую оценку в кругах раздраженной курии, что итальянский перевод этого послания был ею изъят из обращения и продажи в Италии.

Пла-и-Дениель, архиепископ Толедский и примас Испании, в весьма преклонных летах: в декабре ему будет 87 лет. Он - основатель ряда высших и средних учебных заведений и множества католических организаций, в частности "Католического действия" в Испании, из-за которых у него застарелые трения с правительством Франке. Кроме того, он всегда ратовал за свободу печати, не стесняясь открыто осуждать правительственную политику. В результате считается теперь одним из наиболее оппозиционно настроенных членов испанского епископата. Это обстоятельство вряд ли располагает его к чрезмерному сближению со Спеллманом и Руффини в председательском совете собора.

Про Каджиано известно, что он - фактический основатель "Католического действия" и других общественных организаций в Аргентине, что он принадлежал к "социальному" крылу католического епископата Латинской Америки. На конференциях он примыкал к "левым" чилийцам и вообще считался почитателем и последователем престарелого чилийского кардинала Родригеса (умершего в 1958 г.), который в более ранние свои годы гордился прозвищем "епископа шахтеров". Французский журнал "Энформасион католик интернасиональ" пишет про Каджиано, что "с перонистского периода он сохраняет большую чуткость к социальным проблемам, в особенности к положению рабочего класса". Из этих немногих биографических черт позволительно все же предполагать, что Каджиано в председательском совете собора скорее по пути с Лиенаром, чем со Спеллманом.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.