Поиск авторов по алфавиту

Казем-Бек А. Второй Ватиканский Собор

СОСТАВЛЕНИЕ СОБОРОМ И ПАПОЙ НОВЫХ СОБОРНЫХ КОМИССИЙ

День 13 октября был все же критическим в истории П Ватиканского собора. "Блок" Северной и Центральной Европы наметился, каковы бы ни были намерения составивших его руководящих фигур и других участников. А одной коалиции могла бы при известном обороте дела быть противопоставлена другая. Насколько положение выглядело серьезным с точки зрения верхов Римской Церкви, судить из Москвы трудно. Можно только предположить, чтоза эволюцией событий в часы, последовавшие за быстрым окончанием первой генеральной ассамблеи, следили пристально. Во всяком случае папа принял всех десятерых членов председательского совета в аудиенции, продолжавшейся более трех часов.

Предложение предсоборных комиссий продлить в некотором роде их существование путем превращения отобранных ими из своей собственной среды, из своего же состава 160 человек "официальных кандидатов" в соборные комиссии натолкнулось на возражения французского и немецкого епископатов. Возражения эти были направлены в первую очередь против курии. Это был сразу же конфликт с курией. Но возражалось и против преобладания в предложенных списках чрезмерного числа итальянских кандидатов.

А это было воспринято многими итальянскими епископами как выступление против итальянского влияния в Римской Церкви. Так оно в действительности и было: в глазах католиков-неитальянцев пресловутая "италианита" Ватикана - одна из главных причин узости и "провинциализма" курии перед лицом роста всемирного характера их Церкви (мы тут намеренно избегаем терминов "вселенский" и "экуменический", хотя они очень часто употребляются в полемике против курии). Конфликт с курией мог перерости в конфликт с итальянским епископатом.

Опасность для судеб П Ватиканского собора заключалась в возможности создания итальянского "блока" в союзе с курией. Среди темпераментных итальянцев болезненно воспринимается все, что кажется направленным против национального престижа Италии. Курия ведь находилась на территории Италии и вовлекала в себя преимущественно итальянцев. Так длилось веками и за последние три-четыре столетия утвердился обычай, что и папа не может, принадлежать к другой национальности. Так же возникла и бывшая обязательной пропорция кардиналов итальянцев к кардиналам других национальностей (3: 4).

Лиенар и Фрингс выражали неудовольствие европейского епископата не только фактом, что списки комиссии были заранее составлены в курии, но и тем, что в них наблюдалось преобладание итальянских имен. Так что "итальянское засилие" на самом деле вызвало протест отцов собора. Опасения и обида итальянцев не были бы, следовательно, лишены оснований.

Влиятельные куриальные итальянцы при иной обстановке могли бы с решающим успехом использовать эти обстоятельства. Но в настоящее время им это не удалось по ряду причин, которые не следует опускать в нашем изложении. Во-первых, папа сам итальянец и пользуется большим личным влиянием на своих собратьев итальянских епископов. За четыре года он успел приучить их к необходимости "интернационализации" учреждений Ватикана и к своей решимости осуществить нужные для этого мероприятия.

Во-вторых, "антикуриальные" настроения привились и самым влиятельным из итальянских епископов (к числу которых относился ставший папой патриарх Венецианский кардинал Ронкалли), как авторитетнейший в настоящее время из кардиналов архиепископ Миланский Монтини или как единомышленник Лиенара "красный" кардинал Италии архиепископ Болонский Леркаро и, наконец, как преемник папы в Венеции умеренный и любезный кардинал Урбани.

В-третьих, в рядовом епископате Италии немало весьма разумных и здраво мыслящих людей, которые отчетливо понимают задачи, поставленные перед Римской Церковью. Всех итальянских епископов на соборе около 340 человек. Большая численность итальянского епископата - явление историко-географическое. Этой численностью объясняется и преобладание итальянцев в центральных учреждениях Римской Церкви. Но именно она и источник неудовольствия иерархов других национальностей. Насколько папа понимает это, видно из того факта, что за дни, предшествовавшие открытию собора, он неоднократно обращался к группам епископов, которых встречал в разных залах Ватикана, с тем же вопросом: "Сколько среди вас итальянцев?" и высказывал веселое удовлетворение, когда итальянцев оказывалось не больше десяти процентов. Он прекрасно знал, что об этом будут писать в газетах и поступал так в уверенности, что итальянцы поймут его побуждения и заботы и разделят их с ним.

Короче говоря, успех иницитивы Лиенара-Фрингса во многом зависел от сознательности и уступчивости итальянцев, у которых, как мы видели выше, в предсоборных комиссиях из общего числа 728 членов было 153 соотечественника. В Риме, всегда падком на слухи и сплетни (нередко связанные с Ватиканом), уже подсчитывали, что получится, если к 340 итальянцев присоединяться 230 американцев из США, и если их поддержит сотня испанцев, и т.д. Корифеи курии, по-видимому, рассчитывали на поддержку ее кандидатур итальянцами, американцами, большой частью испанцев и даже англичанами.

На деле оказалось, что главную роль в разрешении кризисас выборами комиссий сыграли национальные конференции епископов. Как и предложил Лиенар, эти конференции собрались сразу и заседали ежедневно, некоторые даже по нескольку раз в день. Почти у каждой национальности в Риме есть свой центр - храм, представительство, духовная академия, различные обители. По всему городу происходили собрания епископов разных национальностей, которые, если бы речь шла о парламенте, можно было бы сравнить с кулуарными заседаниями партийных фракций. Эти сравнения и делались, но ответственные руководители епископских собраний, конечно, возражали против подобных аналогий.

Линия поведения итальянских епископов была решена на собрании всего епископата в зале Домус Мариэ 14 октября под председательством архиепископа Генуэзского кардинала Сири (постоянного председателя национальных конференций итальянских епископов). Сири сам выдвинул сначала идею "итальянского списка", по которой от четырех до пяти итальянцев следовало провести в каждую из десяти комиссий. Именно Сири и высказал при этом надежду на поддержку американского епископата в целом. Таким образом, по мысли Сири, общее число итальянцев в комиссиях должно было быть около 50.

Кардинал Урбани, патриарх Венецианский, предложил установить пропорциональное участие епископов разных национальностей в соборных комиссиях (это, по сравнению с планом Сири, сокращало бы более чем вдвое число итальянцев). Но кардинал Монтини отверг всякую возможность "паттеджиаменти", то есть сделок, обратив внимание своих итальянских собратьев, что они имеют дело с церковным собором, а не с политическим конгрессом. Он настаивал на том, чтобы спискам был придан подлинно "экуменический" характер и чтобы выработанный итальянцами список был согласован со списками других епископских конференций.

Монтини также рекомендовал наметить кандидатов по признаку компетенции в области вопросов, подлежащих ведению комиссий. Председательствующий Сири присоединился к предложению Монтини, которое и было принято единогласно. Относительно влияния Монтини появился новый и показательный анекдот, который мы тут приведем. В Риме говорят, что на 1 Ватиканском соборе верх взяли "ультрамонтаны", а на П Ватиканском - "ультрамонтини". Этот анекдот возник, как уверяют, из-за того, что по Риму распространился слух, что свою вступительную речь на соборе папа сочинял в сотрудничестве с Монтини.

Монсиньору Кастелли, секретарю итальянской епископской конференции, было поручено войти в контакт с прочими епископскими совещаниями для ознакомления их с итальянским списком кандидатов.

К французам, собиравшимся в институте св. Людовика Французского, присоединились бельгийцы и канадцы. Немцы собирались с австрийцами и швейцарцами в Санта Мария делль'Анима. Так начали составляться три списка: итальянский, французский и немецкий. По инициативе кардинала Фрингса, возник "общеевропейский" список, по своему характеру "всемирный". Связь между конференциями не переставала поддерживаться полномочными делегатами. Многие конференции укрупнялись: например, голландцы и испанцы собрались вместе после первоначальных отдельных совещаний. В испанской епископской группе образовалось две подгруппы - басков и каталонцев, отстаивавших самые "передовые" кандидатуры. Испанцы вызвали некоторое одобрительное удивление, выступив с заметно "международным" списком.

Большой численный вес на этом соборе у епископата Латинской Америки, который помимо своей численности имеет (с 1955 г.) и свою континентальную организацию: Епископский латиноамериканский совет, председателем которого в настоящее время состоит архиепископ Мехиканский Миранда-и-Гомес, а вице-председателями епископ Талькский (Чили) Ларрен и викарный епископ Рио-де-Жанейро (Бразилия) Пессоа-Камара. Генеральный секретариат совета находится в столице Колумбии Боготе. В Латинской Америке (Южной и Центральной) - 600 епископов (из них около 200 в одной Бразилии).

Когда бразильская епископская конференция объявила, что она не будет составлять своего списка (видимо из-за малого знакомства ее рядовых членов с католическим епископатом других континентов) и присоединится к главному европейскому списку, всем стало ясно, что вопрос о выборах соборных комиссий большинством всех отцов благоприятно разрешен. Тем более, что североамериканские епископы, известные своим практицизмом и им даже щеголяющие, поспешили последовать примеру Бразилии. Это уже означало передвижение без малого пятисот голосов в сторону "единства выборов". У старых куриальных епископов не оставалось никаких шансов.

В дни выборов комиссий в Риме оформилось новое соединение католических епископов: африканское. Африка насчитывает около 250 епископов Римской Церкви, из которых 40 приходится на Конго и 23 на Южноафриканский Союз. Надо сказать, что большинство этих епископов еще не туземцы: на соборе присутствует 73 епископа-негра. Одним из побочных результатов епископских конференций было сближение между африканскими епископами из разных частей и стран "черного материка", которые нашли себе руководителя и глашатая в лице первого "черного" кардинала Ругамбвы, архиепископа Букобского (Танганьика). Африканский епископат намечает проведение периодических всеафриканских епископских конференций.

Африканская конференция также составила свой список рекомендаций, сделав упор на состав комиссий по миссионерству и по епископату и епархии. В африканский список вошли преимущественно туземцы. Корреспонденты газет отмечают взаимное дружелюбие "черных отцов" из разных концов Африки. Десятки темнокожих епископов в фиолетовых рясах громко хохочут, обнажая ослепительно белые зубы, посередине площади св. Петра, ударяя друг друга с размаху ладонями по спине. Зрелище непривычное даже для "вечного города".

Списки, предложенные отцам собора, были "согласованы между разными национальными группами, но не унифицированы, поэтому было роздано несколько списков, схожих, но не идентичных. В начале списков проставлялись имена лиц, на которых были согласны все. В большинстве случаев это были весьма уважаемые и известные большинству (по прошлому, по репутации или взаимным рекомендациям). Ниже ставились имена, на которых сосредоточивались предпочтения той или иной группы, предлагавшей список. И в большинстве списков ряд мест (иногда даже до половины) был оставлен пустым, чтобы дать возможность каждому отцу самому предложить своих личных кандидатов. От такой системы выборы оказались более продолжительной процедурой, чем было задумано перед созывом собора. Конечно, самой длительной стороной дела были обсуждения кандидатов по национальным группам. Ко второй генеральной ассамблее 16 октября поэтому мало кто был готов голосовать. Многие отцы впервые могли сравнить все списки, так как некоторые из них вручались им только у входа в собор.

"Главным" списком считался "общеевропейский", первоначально намеченный немецкими, австрийскими и швейцарскими епископами. Из других "больших" списков были итальянский (в котором оставалось 28 итальянских имен, но выбранными в конечном итоге оказалось 20, между прочим, итальянские имена, предложенные в первоначальных списках предсоборных комиссий, были заменены другими итальянскими же) и французский. На быстроту изменений и дополнений, какие претерпевали списки кандидатов в целях приближения к единообразию финального списка, указывает тот факт, что, ознакомившись с африканским списком, французы в последнюю минуту вычеркнули несколько своих имен, чтобы помочь пройти африканцам. Небольшой отдельный "восточный" список (составленный, по-видимому, мельхитской группой во главе с патриархом Максимом 1У) предлагал имена 18 кандидатов на 16 мест в комиссии по восточным церквам и лишь сем имен для всех остальных комиссий. Был и отдельный "монашеский" список, в котором были заполнены все места в комиссии по делам монашествующих. Любопытно, что составили свой список и канадцы.

Поскольку сразу стало ясно, что на ассамблее 16 октября выборы проведены не будут (и, в самом деле, было подано ничтожное меньшинство заполненных отцами бюллетеней), самый активный, можно сказать - неугомонный поборник интересов курии, кардинал Оттавиани, попытался спасти, что возможно, из кандидатур, подготовленных к собору предсоборными органами. Он попросил слова и на превосходном, нюансированном и изысканном латинском языке (понятом далеко не всеми отцами) предложил, во изменение регламента (распорядка) собора, признать действительным приголосовании не абсолютное большинство (двух третей), а относительное. Оттавиани и его единомышленники еще не отдавали себе отчета в соотношении сил и в настроениях большинства отцов. Они рассчитывали, что если будет допущено избрание в комиссии кандидатов по простому большинству поданных за них голосов, сторонники линии курии могут еще пройти в комиссии. Аргументировал свое предложение Оттавиани ускорением процедуры, зная, что многие отцы стоят за быстрые темпы собора вообще.

Отпор Оттавиани был дан другим куриальным кардиналом Роберти (производства 1958 г.). Роберти до собора был председателем подкомиссии по регламенту (филиала центральной комиссии). Он выступил с формальным возражением, подчеркнув, что собор не правомочен изменять своего регламента без одобрения папы. В том же духе высказался и другой кардинал - близкий к Оттавиани по взглядам, член председательского совета Руффини. Решено было передать вопрос на усмотрение папы.

В течение последующих дней отцы собора продолжали сдавать свои избирательные бюллетени в одном из самых обширных залов апостолического дворца в Ватикане. Подсчет голосов не мог производиться электронным путем из-за большого числа имен (в общей сложности около 400 тысяч). Подсчетом были заняты десятки специалистов. 19 октября подсчет избранных в семь комиссий был закончен. В тот же день папа назначил дополнительных 9 членов литургической комиссии, в окончательном оформлении которой срочность была особенно велика, так как "схема" по литургии и богослужению должна была рассматриваться собором первой.

Председатель литургической комиссии, назначенный папой до собора (напоминаем: как и все председатели соборных комиссий) - кардинал Ларраонз (испанец). Собором избран в эту комиссию кардинал Леркаро, архиепископ Болонский, о котором нам уже приходилось упоминать. Папой назначены в комиссию еще три куриальных кардинала: папский датарий (начальник папской канцелярии) Джиоббе (итальянец), Жюллиен (француз) и Альбареда (испанец). Все четыре назначенных папой кардинала (включая Ларраону) его собственного производства в кардинальское достоинство.

Из остальных 15 членов комиссии по выборам отметим епископа Линцского Цаунера (австрийца), одного из виднейших литургистов Римской Церкви, избранного самым значительным числом голосов, до сих пор собранных каким-либо кандидатом на нынешнем соборе - более двух тысяч. Отметим еще среди избранных в литургическую комиссию титулярного епископа Аттаназского Малула, негра, викария Леопольдвильской епархии. Заметим, что все члены комиссии по выборам - в архиерейском сане. Из назначенных папой - два монаха, настоятели кларетинского и бенедиктинского монастырей.

Списки членов комиссий по выборам собора и дополненных по папскому назначению прилагаются отдельно. К характеристикам всего состава отдельных комиссий, так же как и примечательных лиц, состоящих в них, мы вернемся в следующем очерке (при рассмотрении прений по обсуждаемым соборными отцами "схемам". Пока мы ограничимся рассмотрением состава комиссий по национальностям. Всего членов комиссий - 250. Разные части света представлены в комиссиях следующим образом: Европа - 132 члена, Америка (в целом) - 66, Азия - 36, Африка - 13, Австралия - 3. По европейским странам получился такой результат: Италия-избранных 20, назначенных папой 24, всего 44, Франция - избранных 16, назначенных 4, всего 20, Испания - избранных 10, назначенных 8, всего 18, Германия - избранных II, назначенных 1, всего 12, Бельгия - избранных 4, назначенных 1, всего 5; Польша - избранных 3, назначенных 2, всего 5, Нидерланды - избранных 3, назначенных 1, всего 4; Югославия - избранных 3, назначенных 1, всего 4, Швейцария - избранных 1, назначен- ных 3, всего 4, Великобритания - избранных 4, назначенных О, всего 4, Австрия - избранных 3, назначенных 0, всего 3; Ирландия - избранных 2, назначенных 1, всего 3, Португалия - избранных 1, назначенных 1, всего 2, Люксембург - избранных 1, назначенных 0, всего 1; Греция - избранных 0, назначенных 1, всего 1, Литва - избранных 0, назначенных 1, всего 1, Чехословакия - избранных 0, назначенных 1, всего 1.

По странам Америки: США - избранных 19, назначенных 3, всего 22, Канада - избранных 8, назначенных 2, всего 10, Бразилия - избранных 7, назначенных 1, всего 8; Аргентина - избранных 4, назначенных 0, всего 4, Мексика - избранных 3, назначенных 1, всего 4; Чили - избранных 3, назначенных 1, всего 4, Парагвай - избранных 2, назначенных 0, всего 2, Колумбия - избранных 1, назначенных 1, всего 2; Боливия - избранных 1, назначенных 1, всего 2, Эквадор, Гватемала, Панама, Перу. Уругвай, Венесуэла - по одному избранному, Куба и Доминиканская республика - по одному назначенному.

По странам Азии: Индия - избранных 6, назначенных 2, всего 8, Япония - избранных 2, назначенных 2, всего 4, Сирия - избранных 2, назначенных 2, всего 4, Ливан - избранных 0, назначенных 4, всего 4, Тайвань - избранных 2, назначенных 1, всего 3,. Филиппины - избранных 2, назначенных 0, всего 2, Индонезия - избранных 1, назначевных 1, всего 2, Вьетнам - избранных 0, назначенных 2, всего 2, Бирма, Цейлон, Ирак, Пакистан, Иордания, Таиланд, Малакка - по одному назначенному.

По странам Африки: Конго - избранных 2, назначенных 1, всего 3, Танганьика - избранных 2, назначенных 0, всего 2, Мадагаскар - избранных 0, назначенных 2, всего 2; Камерун, Южная Африка и Тунис - по одному избранному, Египет, Эфиопия и Берег Слоновой Кости - по одному назначенному. Австралия - избранных 2, назначенных 1, всего 3.

По поводу большого числа назначенных папой итальянцев следует сказать, пока совсем кратко, что из этих 24 половина (12 человек) - эксперты, работающие при конгрегациях, которые, по-видимому, признаны полезными сотрудниками специалистами в соответствующих комиссиях. Двое из назначенных - кардиналы (Джиоббе, уже упомянутый выше, и Кастальдо, архиепископ Неаполитанский). Остальные 10 человек - архиепископы и епископы с разных кафедр Италии, тоже считающиеся специалистами. Общий же вывод может быть сделан такой: папа хотел "утешить" своих соотечественников, понесших довольно тяжелое поражение, и из них привлек наиболее подходящих и наименее строптивых. Впрочем, к этому вопросу придется еще вернуться.

Первый этап собора окончен. Этап этот не был предусмотрен предсоборными комиссиями. Курия желала бы, конечно, избежать такого этапа, но для этого надо было бы избежать созыва собора. А это оказалось не под силу куриальным ведомствам. В этом отношении взяло верх решение папы. Можно ли было предотвратить проявление такой самостоятельности соборных отцов? Вряд ли. Во всяком случае не при наличии такого папы, как Иоанн XXIII. Пока можно бы сделать несколько предварительных общих выводов.

Первый вывод: теперь уже совершенно ясно, что большинство собора удовлетворено собственной решительностью, достигнутым результатом и исходом выборов. Второй вывод: с самого начала собора определилось большинство, неблагоприятное для положения, которое римская курия занимает в Католической Церкви. Третий вывод: то же большинство собора (или даже еще более значительное) оказывается единомышленным с Иоанном XXIII, который, в свою очередь, испытывая понятное удовлетворение, старается выполнять свою роль кормчего, чтобы церковный корабль не давал опасного крена, и стремится быть арбитром постоянно изменяющегося положения, избегая "острых углов" и "подводных камней".

О том, что п о к а папе Иоанну удалось, так сказать, разыграть свои козыри и все привести к одному, своему знаменателю, можно судить по оценке, данной первому этапу собора газетой "Унита" (центральным и официальным органом Итальянской коммунистической партии) в номере от 21 минувшего октября, цитатой из которой мы и закончим настоящий очерк. Под заголовком "Собор делает своей установку Иоанна XXIII" газета напечатала следующее:

"Одобрение "Послания всему человечеству" - тяжкое поражение, понесенное ватиканской курией, которая все время упорно противилась почину, положенному французским епископатом, даже когда она из-за этого оказалась против представителей многих других наций. Тяжкое поражение, но не единственное, обнаружившееся за сегодняшний день. Действительно, на открытом заседании сегодня утром не прибегли к новому голосованию для избрания десяти комиссий собора, как пытались представить дело вчера из заинтересованных в этом источников. Сперва генеральный секретарь собора монсиньор Феличи уведомил отцов собора, что "по просьбе председательского совета и учитывая значительное количество голосов, поданных даже и за тех кандидатов, которые не собрали требуемого абсолютного большинства, а также выраженное пожелание, чтобы деяния собора протекали с должной быстротой. Святейший Отец благоволил разрешить отклониться от нормы, предусмотренной статьей 39 регламента. В силу этого считаются избранными первые 16 отцов, за которых подано наибольшее число голосов в каждую из комиссий".

"Поэтому был зачитан список избранных, но только в семь комиссий: в остальные три официально отмечается, что выборы еще не закончены. Итальянских епископов, одобренных собором, оказалось только пятнадцать, причем из них нет ни одного, за несенного в первоначальные списки. Остальные все принадлежат к разным национальностям, в частности - французы, немцы, австрийцы, африканцы, югославы, поляки, американцы, южноамериканцы и испанцы. Авторитетный наблюдатель имел возможность сделать такой комментарий: "К счастью, универсальность П Ватиканского собора оказалась под хорошей защитой!"

"Значит, маневр кардинала Оттавиани вышел обоюдоострым. Секретарь Санктум Официум предложил выборы с относительным большинством в попытке провести в десять комиссий собора как можно большее число кандидатов-итальянцев или хотя бы благоприятствующих консервативным течениям римской курии: вместо этого, как мы видели, он достиг обратного результата. Мы понимаем, что кардинал прибег к пресловутому изменению регламента собора, чтобы реагировать против инициативы епископата центральной Европы, во главе с французами и немцами, направленной к противопоставлению согласованных списков заренее составленнымили, попросту говоря, навязанным спискам. Он надеялся, что, подменив абсолютное большинство большинством относительным, можно будет легко обеспечить выигрыш дела итало-американским блоком. Так был достигнут компромисс при согласии папы. Было представлено два списка: сначала итальянцы хотели провести в комиссии пятьдесят своих епископов, потом снизили их число до 28".

"К выборам, как известно, приступили в прошлый вторник. Голосование (или по крайней мере часть его) было закончено вчера вечером: оно показало, что мировой епископат придержи вается ориентации, совершенно противоположной мышлению и целям ватиканской иерархии. В итоге Оттавиани понял, что он движется в безвыходный тупик, и он поспешил изъявить покорность папе в торжественной форме ("Я - с Петром и под властью Петра"). Этим жестом он, быть может, надеялся, что его предложение изменить регламент собора будет считаться недействительным. Но так не вышло. Иоанн XXIII ознакомился с результатами выборов и утвердил их: и игра была кончена".


Страница сгенерирована за 0.07 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.