Поиск авторов по алфавиту

Поучение в неделю 23‑ю по Пятидесятнице (Лк. 8. 26—39). О гадаринском бесноватом

152

Поучение
в неделю 23‑ю по Пятидесятнице (Лк. 8. 26—39)

О гадаринском бесноватом [[На ту же тему о гадаринском бесноватом поучение неделю пятую по Пятидесятнице.]]

Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого (Мф. 6. 13).

Господь — наша защита

Сегодня, благочестивые слушатели, мы слышали Евангельское повествование об исцелении гадаринского бесноватого.

Всегда мы испытываем некоторый страх и ужас при слушании или чтении об этом исцелении. Нас ужасает сила власти бесовской над человеком. Что сделала, во что превратила эта сила человека? Всегда, ночью и днем, в горах и гробах кричал он и бился о камни (Мк. 5. 5).

На нем не было одежды (Лк. 8. 27). Его одичалый вид, его свирепость (Мф. 8. 28), его крики наводили ужас на окрестных жителей. Они многократно

 

 

153

(Мк. 5. 4) хотели помочь ему. Но никакие цепи и уды не могли сберечь и укротить припадков ярости и злобы. Бесы лишали его человеческого разума и воли и, целиком овладевши им, сделали жертвой своей жестокости и лютой ненависти. Это был уже не человек, а воплощенный жестокий бес.

И когда появился здесь Христос, то не человек, а именно бес (легион бесов) стал объясняться с Ним. Еще издали, увидев Христа, он стал мучиться (Мк. 5. 7), не словам святителя Иоанна Златоуста, «от одного только присутствия Христова». Подбежав и поклонившись Ему (Мк. 5. 6), стал громко кричать: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего! Умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк. 8. 28). Бес мучился и от сознания, что Христос удалит его из человека (28), и, главнее, что Он может отправить его прежде времени (Мф. 8. 29) в бездну адскую (Лк. 8. 13). И вот бес взмолился, чтобы Христос не удалял их из страны той (Мк. 5. 10) и позволил войти в стадо свиное (Лк. 8. 32). Природа бесовской свойственно губить все живое и неудивительно, что, войдя а свиней, они устремили их в море и утопили. Тем самым бесовский легион достиг двух целей: и стадо погубил, и владельцем свиней восстановил против Христа.

Что же Христос? Как Он мог позволить совершиться этому, как мог позволить уничтожить столько (две тысячи) свиней? Он позволил совершиться этому потому, что хотел показать народу, что душа человеческая. т. е. душа бесноватого, стоит неизмеримо дороже свиней, ибо весь мир не стоить ее (Мф. 16. 26),

 

 

154

и никакой выкуп, никакие сокровища и стада животных не заменят ее (стоимости). Христос хотел также показать, что бесы давно уничтожили бы весь род человеческий, если бы не было о каждом человеке особого попечения Божия (Мф. 10. 30), как это оказалось и в данной случае.

Чудом исцеления бесноватого Христос хотел показать и «всемогущество Божие», как говорит святитель Иоанн Златоуст.

Христос, наконец, позволил совершиться этому уничтожению свиней и до особым промыслительным целям в отношении самого гадаринского языческого народа, чуждого понятия о Едином Истинном Боге. Этот осуетившийся в мирских заботах народ можно было всколыхнуть, заставить задуматься о Боге, только ужасом и великим страхом его перед каким — либо чудесным событием. Такими событиями и являлось два чуда: исцеление бесноватого и поголовная гибель свиного стада, без всякой видимой причины с крутизны бросившегося в море (озеро).

Об этом двойном потрясении народа и повествует Евангелие, говоря, что народ ужаснулся, увидев человека, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме (Лк. 8. 36) и что объят был великим страхом (37 ст.) в связи с этим и в связи с лишением стада.

Суеверный и невежественный народ ответил на эти чудеса непосредственно и сразу: он решил, не разбираясь в смысле событий, избавиться от их виновника — Христа Чудотворца. И вот он просит Христа удалиться. Не поняв Христа и боясь Его, сам народ был не в силах тут же и тотчас же оценить события по их

 

 

155

достоинству, т. е. по их глубокому, духовному смыслу. Нужно было время и нужна была помощь в этом со стороны кого-то другого им близкого и помощь не там, где события разыгрались, а там, где народ постоянно жил и где спокойнее и благоразумнее мог отнестись к этим событиям.

Но кто же другой и близкий мог оказать ему помощь, как не тот, кто сам был центром обоих событий, кто, получив исцеление от Христа, воспринял и на себе ощутил Его благодатную Божественную силу? Правда, сам он (исцеленный) никак не хотел расставаться ее Христом. Он просил у Христа позволения быть о Ним (Мк. 5. 18). Но Христос сказал ему: Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус (Лк. 8. 39) и как помиловал его (Мк. 5. 19).

Таким образом, братие и сестры, на дело духовного просвещения гадаринского народа был поставлен сын этого народа. Тот, кто ранее наводил ужас на свой народ, оставлен был быть его наставником. Кто оглашал окрестности диким криком, оставлен быть его просветителем. Кто головой бился о камни, направлен был стучаться и биться о каменные сердца своего народа. Кто был в узах цепей, призван быть апостолом духовной свободы и раскрепощения духа народа для жизни в Боге. Дивны деда Твоя, Господи! Какая перемена произошла в человеке! Могла ли произойти такая перемена без помощи Божией?

 

 

156

И как убедительна и спасительна должна была быть для гадаринского народа проповедь о Боге этого исцеленного Христом гадаринца, когда он, этот народ, пришел в себя и дал, наконец, отчет себе в смысле происшедших событий.

Братие и сестры! Страшное бедствие несет человеку вражья сила, если она целиком владеет им, как это мы видим на гадаринском бесноватом. Но она вредит человеку и тогда, когда воздействует на него искушениями и соблазнами. Недаром в молитве Господней мы молимся: И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого (Мф. 6. 13). Соблазны и искушения проникают в нам через глаза, уши, обоняние, осязание, через помыслы (воображение) и другими путями. И всегда их стремится усилить лукавый, чтобы отвести, оттянуть нас от Бога. Как часто слышатся жалобы: «помыслы греховные одолевают», «грех владеет иной», «не знаю, как и бороться с охватившими меня непристойными мыслями и соблазнами». В борьбе со всем этим помочь может только Спаситель и Его Крест. При всяких соблазнах, искушениях, сомнениях, наваждениях, расслаблении тела и души, при всякой одержимости злой силой будем молиться: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его», «Силою Честнаго и Животворящего Креста избавь меня, Боже, от искушений и соблазнов вражьей силы». Пред силою Креста и силою имени Божия не может устоять никакая сила. И этой силой наделяет нас Господь, если мы с глубокой верой и любовью молитвенно обращаемся к Нему за помощью.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных! Не введи нам, Отец наш Небесный, во искушение, и избавь от лукавого. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.