Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Святитель Николай — правило веры

Весенний праздник в честь святителя и чудотворца Николая установлен в память о перенесении его мощей из малоазийского города Мир Ликийских в итальянский город Бари. Это произошло тогда, когда велика была угроза уничтожения святынь в Малой Азии. История, связанная с перенесением мощей, до конца не ясна. Проводятся исследования этого события, о нем пишут целые книги. Некоторые даже считают, что перенесение мощей произошло при непосредственном участии русского государства. Существует много гипотез в отношении причин переноса мощей, но совершенно очевидно, что если бы они оставались в Малой Азии (а в то время там было неспокойно, христиане потеряли всякую власть и всякий контроль над политической ситуацией), то за целостность святых мощей никто не поручился бы.

Церковное празднество в память этого события, произошедшего 9 мая 1087 года, было установлено в России буквально тотчас, при митрополите Киевском Иоанне II, то есть не позднее 1089 года, и в месяцеслов внесено, по мнению авторитетного историка Н. М. Карамзина, в 1091 году епископом Переяславским Ефремом1. Это тем более поразительно, что в эти

________________

1 Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей.

119

 

 

годы праздник перенесения мощей святителя Николая праздновался, по-видимому, только в городе Бари.

Сохранились свидетельства иностранцев о необыкновенном почитании этого праздника на Руси. Мартин Бер в начале XVII века писал: «После Николина дня важнейшим праздником у русских считается Вербное Воскресение». Де Ту в это же время писал: «Праздник весеннего Николы суеверные москвичи предпочитают самой Пасхе»1. Архиепископ Феофан Прокопович в XVIII веке считал нужным поучать верующих, чтобы они не ставили праздник святителя Николая выше Господских праздников. По свидетельству Павла Алеппского, «праздник зимнего Николая в декабре русские праздновали три дня, из любви к нему»2. Следует отметить, что кроме особых праздников в мае и декабре память святителя Николая празднуется в России, согласно церковному Уставу, еженедельно, каждый четверг.

Существует трогательная народная легенда, объясняющая, почему память Николая празднуется дважды в году. Однажды двое святых в белых одеждах шли по земле и вдруг увидели крестьянина, который безуспешно пытался вытащить застрявшую в грязи повозку. Один из святых сжалился над ним и помог вытащить повозку из грязи. Потом предстали святые пред Господом. Господь спросил одного из святых: «Почему твоя белая риза запачкана?» «Потому, — ответил святой, — что я помог крестьяни-

________________

1 Устрялов Н. Сказания современников о самозванце.

2 Павел Алеппский, архид. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в XVII веке.

120

 

 

ну». «За это твоя память будет праздноваться дважды в году», — сказал Господь. Память же другого святого Господь определил праздновать 29 февраля, то есть один раз в четыре года.

Эта легенда ясно показывает исполненное любви отношение простого народа к святителю Николаю. Народ полюбил его как защитника бедных, неправедно осужденных, находящихся в бедах и скорбях, как покровителя путешественников и моряков, земледельцев и ремесленников, — одним словом, как доброго пастыря, помогающего всем во всём. Почитание святителя Николая в России совершенно особенное. Он является самым почитаемым святым русского православного народа, и нет в России ни одной православной семьи, в которой не было бы иконы святителя Николая. Вот какую оценку этому явлению дал русский богослов, священник Павел Флоренский: «Для русского сознания типом святого по преимуществу был всегда Николай Чудотворец: в нем именно, а не в ком-либо другом народ видел наиболее характерное осуществление церковного блюстителя страны, епископство в каком-то преимущественном смысле. Повторяю, образ Николая Чудотворца издавна установился не как образ одного из многих святых, но как тип святого, как представителя человеческой святости»1.

И сегодня тысячи и тысячи паломников из России посещают град Барский для того, чтобы поклониться святым мощам святителя Николая, которые источают драгоценное ароматное миро. Состав этой

__________________

1 Флоренский П., свящ. Моленные иконы Преподобного Сергия. V.

121

 

 

дивной, целебной и ароматной влаги не может быть раскрыт никакими научными способами и средствами. Раз в году святое миро собирается с мощей святителя Николая, затем разбавляется водой и в маленьких сосудиках распространяется среди верующих людей.

Святитель Николай, прославившийся еще при жизни как чудотворец, и после смерти творит чудеса. Чудо — это не фокус, не явление, опровергающее законы бытия. Но нередко для того, чтобы совершилось чудо, действие физических законов приостанавливается силой Божественной благодати. По молитвам святителя Николая это происходит очень часто. И именно потому в нашей стране так почитается этот угодник Божий, что, обращая к нему свои молитвы, мы в ответ получаем просимое — иногда совершенно неожиданно, необъяснимым образом, что не может быть оправдано ни обстоятельствами, ни логикой жизни, ни самими законами бытия. И тогда мы свидетельствуем, что в нашей жизни произошло чудо.

Человеческий облик святителя прекрасно отражен в тексте богослужебного тропаря: «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина…» Кстати, в таком же порядке перечисляются добродетели веры, кротости и воздержания в известных словах апостола Павла о плодах Святого Духа в Послании к Галатам (см. Гал. 5, 22–23). По-видимому, авторы тропаря хотели подчеркнуть не только то, что эти добродетели были особо свойственны святителю Николаю, но и то, что, в соответствии со словами апостола Павла, святитель был преисполнен плодов

122

 

 

Святого Духа. В древнем похвальном слове Николаю чудотворцу, написанном автором «Великого покаянного канона» святителем Андреем, архиепископом Критским, на рубеже VIII века, говорится: «Мы именуем тебя столпом и утверждением Церкви, светилом мира. Никакая добродетель не была чуждой тебе, превосходнейший из пастырей, Николай. Ибо все преславные добродетели ты вложил в душу свою, как влагают золото и драгоценные камни в сокровищницу, за что едва ли не все, живущие под солнцем, прославляют тебя».

Почему мы называем святителя Николая правилом веры? Правило — это некая норма. И чтобы понять, почему святитель Николай олицетворяет собой норму веры, нужно обратить внимание на следующее.

Каждый человек обладает религиозным чувством. Оно соприродно человеку, то есть является частью его природы подобно нравственному чувству, которое также есть часть человеческой природы. Но тогда возникает вопрос: а почему же так много людей неверующих? Ответ заключается в следующем: не каждый человек способен реализовать свое религиозное чувство посредством религиозной веры. Причинами этого могут быть воспитание, окружающая среда, идеологические факторы, мода или просто неспособность человека пойти против течения, обычаев, предрассудков. И такие люди, обладая религиозным чувством, начинают его реализовывать вне всякой веры. Это проявляется в поклонении кумирам, будь то политические деятели, или звезды музыкального мира, или еще какие-то властители душ. Посмотрите на эти огромные, собирающие десятки тысяч людей так называемые музыкальные

123

 

 

концерты, которые вводят людей в состояние дикого животного экстаза. Это и есть проявление того самого религиозного чувства, потому что эти люди боготворят источник своего настроения, своего экстаза — ту или иную личность.

Мы знаем, что и в древности религиозное чувство, бывало, проявлялось вне религиозной веры посредством поклонения различным истуканам, рукотворным богам. Люди сами создавали себе бога, называли его таковым и поклонялись ему, расточая свое религиозное чувство.

Религиозность, так же как и нравственность, может быть заглушена или даже полностью подавлена в человеке. Все мы встречали людей с сожженной совестью, с разрушенной нравственной основой. Точно так же есть и люди с полностью разрушенным религиозным чувством, но не потому, что они не имели его от рождения, а потому что сами, рукотворно, сознательно или несознательно уничтожили в себе это чувство.

Мы называем святителя Николая правилом веры, потому что он действительно отображал в себе некую норму веры — норму, определенную не людьми, а Самим Богом. Бог через Сына Своего Господа Иисуса Христа передал норму веры апостолам, Своим ближайшим ученикам, а те, в свою очередь, — своим ученикам, которых позже стали называть епископами и которые преемственно передавали эту норму веры из поколения в поколение. Именно эту веру мы и называем православной.

Именно ее отстояли на Вселенских Соборах, участником первого из которых был святитель Николай. Несмотря на огромное сопротивление тех, кто желал

124

 

 

разрушить всякую правую веру, она выжила, пройдя через горнило испытаний, через страшные гонения, через попытки полного уничтожения верующих людей. История Церкви, которая является хранительницей нормы веры на протяжении двух тысяч лет, полна страданий и боли. Но разве само существование Церкви, разве тот факт, что мы сегодня, в XXI веке, собираемся в храмах, чтобы прославить «правило веры и образ кротости» святителя Николая, не является свидетельством чуда?! И разве возрождение того, что было полностью уничтожено и растоптано в богоборческие годы, не является чудом веры?!

Православная Церковь бережно хранит правило веры. Человек — свободное существо, и свое религиозное чувство он может проявлять и, действительно, проявляет по-разному. Но очень важно, чтобы проявление этого чувства давало человеку возможность спасти себя. Спастись — означает быть с Богом, вне зависимости от того, здоровый ты или больной, богатый или бедный, знают тебя люди или ты совсем безвестный человек, жил ты тысячу лет тому назад, живешь ты сейчас или будешь жить через века в будущем. Носители православной веры, правой веры, нормы веры имеют возможность, развивая свое религиозное чувство и реализуя его через веру истинную, достигать Бога, чувствовать Его присутствие, наслаждаться Его благодатью, которая творит чудеса.

Вот почему важно, чтобы свобода, дарованная Господом человеку, не направляла его религиозное чувство в опасное ложное русло, двигаясь по которому человек устремляется не к спасению, а к погибели.

125

 

 

Мы молимся святителю и чудотворцу Николаю, правилу веры, о том, чтобы по его молитвам Господь не переставал приклонять милость к нам, чадам исторической Руси — России, Украины, Белоруссии, других стран, которые связаны с Киевской купелью Крещения; чтобы Господь укреплял народ наш в истинной вере, в готовности, если нужно, эту веру защищать, чтобы, сохраняя ее, сохранять саму возможность жить с Богом.

Верим, что святитель и чудотворец Николай, столь сильный своим предстательством пред Господом, поможет нам, слабым, недостойным людям, сохраняя свое религиозное чувство, реализовывать его в правой вере, в той самой вере, образом которой он был.

Молитвами святителя и чудотворца Николая да хранит Господь землю нашу и всех, кто с верой прибегает к его великому имени.

126

 


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.