Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Руки и уста, приемлющие дар Божий

В Евангелии повествуется об изгнании Христом Спасителем нечистого духа из молодого человека, который через воздействие этого духа потерял дар речи и был подвержен припадкам: дух бросал несчастного на землю, тот бился в конвульсиях, испускал пену, и нередко это безумство приводило его на грань смерти. Убитый горем отец юноши обращался за помощью к апостолам, ученикам Господа, но они не смогли ему помочь. Тогда он пришел к Спасителю, и Иисус Христос сказал ему: Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. Отец больного воскликнул: Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 23–24). И Господь исцелил одержимого духом немым и глухим. А когда ученики спросили, почему же они не смогли изгнать беса, Господь ответил: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29). Таким образом, в небольшом евангельском отрывке мы находим упоминание о трех необходимых условиях того, чтобы Бог помог человеку исцелиться от недугов душевных и телесных, — это вера, пост и молитва.

Это повествование помогает нам многое понять. Господь говорит отцу несчастного о том, что всё возможно верующему. Он не говорит: «Если ты неверующий, то Я тебя не исцелю». Наверное, Господь мог бы исцелить и неверующего человека: Он не предъявляя-

68

 

 

ет никаких условий, необходимых для совершения чуда, но вместе с тем свидетельствует, что без веры такое чудо невозможно. И тем самым Спаситель утверждает великую истину о том, что вера есть сила, участвующая в чуде исцеления. Без веры оно не может произойти не потому, что она является неким формальным юридическим условием, а потому, что она есть сила, через которую сам человек соучаствует с Богом в своем исцелении, в совершении чуда.

Для того чтобы понять сказанное, достаточно привести простую, всем хорошо известную аналогию из области медицины. Врачи исцеляют людей (за исключениями, связанными с хирургическими или иными методами лечения) при помощи лекарств, которые, как правило, помогают организму одолеть болезнь его собственными силами. Исцелению способствуют не только врач и лекарственные средства, но и сам больной — и не только его физические, но и душевные силы. Об этом хорошо знают врачи, которые лечат не только лекарством, но и словом, обращенным к больному и помогающим ему мобилизовать свои внутренние силы. На этом же основывается и пастырское попечение о больных, когда священник своим словом помогает страждущим мобилизовать душевные и физические силы на борьбу с недугом. Таким образом, без участия самого человека не может быть выздоровления.

Вот так и чудесное исцеление, как и всякое чудо, которое Бог совершает над нами, не может произойти автоматически или тем более вопреки воле и желанию человека. Сам человек участвует в этом Божественном действии силой своей веры. Почему же вера необходима для физического исцеления? Да потому,

69

 

 

что только Бог является Источником жизни, а следовательно, и исцеления. Для того чтобы Божественная сила вошла в человека и помогла ему преодолеть физическую болезнь, необходимо привлечь эту силу. Сила же Божественная привлекается только верой, как замечательно сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Сердечная вера — словно руки и уста, приемлющие дар Божий»1. Действительно, вера открывает возможность Богу совершить чудо исцеления.

Почему же апостолы не смогли совершить этого чуда? Значит, не хватало веры и у них: быть может, в отличие от несчастного отца, который верил, они верили не вполне (см. Мф. 17, 20) и потому не могли совершить этого чудодейственного исцеления.

Спаситель говорит, что нечистый дух изгоняется только молитвой и постом (см. Мк. 9, 29), ибо этими средствами укрепляется наша вера. Если мы хотим, чтобы и над нами совершалось Божие чудо, если хотим получить исцеление наших недугов — и душевных, и физических, — мы должны укрепить свою веру настолько, чтобы быть способными, по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского, принять дар Божий.

Больной, которого исцелил Спаситель, был не просто физически болен. Некоторые современные люди, читая этот отрывок, говорят: «Наверное, он страдал эпилепсией». Нет, он не страдал эпилепсией. Он был глухим и немым, его человеческая природа была разрушена, он был неспособен к общению

________________

1 Иоанн Кронштадтский, прав. Слово в Неделю седьмую по Пятидесятнице.

70

 

 

с другими людьми. И неслучайно Господь изгоняет из него духа злобы, потому что болезнь была, несомненно, следствием присутствия в теле и душе этого человека силы злобы — силы диавола. Отрок был одержимым диавольской силой настолько, что в нем не оставалось ничего живого — ни сознания, ни воли, ни чувств. Вся его духовная сущность была уничтожена диавольской силой. Все силы человеческие были разрушены подобно тому, как страшные метастазы злокачественной опухоли, если их не остановить, прорастают во все органы человеческого тела. Так и одержимость злой силой проросла, поразив всю природу несчастного: дух, душу и тело. В нем не было ничего живого — он был страдальцем, который практически уже не жил в этом мире. И Господь освобождает его от страшного недуга — изгоняет из него беса.

Вера замыкает цепь между Богом и человеком, по которой ему передается Божественная энергия, часть Божественной силы, Божественной жизни. И что перед этой силой наша немощь, наши человеческие болезни, если даже бесы изгоняются этой силой? С ней мы можем побеждать любую темную силу, любую болезнь, любую скорбь. Да поможет всем нам Господь возрастать в вере, укрепляясь молитвой и постом, чтобы утвердился в нас великий Божий дар — дар веры.

71


Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.