Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Вера требует духовного сосредоточения

Святитель Василий Великий учит нас, что каждый вечер — прежде чем лечь спать — мы должны сравнивать сегодняшний день с предыдущим, для того чтобы следующий день прожить лучше. Мудрый святитель Василий, великий философ, писатель, ученый, человек огромного духовного опыта, погруженный в стихию богомыслия, дает нам такие простые жизненные советы. И делает он это именно для того, чтобы свой богатый духовный опыт передать следующим поколениям, — и его слова из IV века достигают слуха людей, живущих в веке XXI.

Откликаясь на эти мудрые слова, мы должны понимать, что самоконтроль, который так важен в человеческой жизни вообще, сугубо важен в жизни духовной. Без такого самоконтроля невозможно никакое возрастание. В самом деле, как мы можем бороться с грехами, если не отдаем себе отчета в том, какие грехи совершаем?

Достаточно привычной для многих стала исповедь в общих грехах, когда священник перечисляет греховные поступки, а верующий человек словом «грешен» или «грешна» как бы приносит покаяние в них. Но нередко бывает так, что мы говорим слово «грешен» или «грешна» после упоминания того греха, который мы никогда не совершали, — это свидетельствует о механическом подходе к исповеди. Мы

50

 

 

по-настоящему не фиксируем своего сознания на конкретных грехах — на словах, которые сказали, на мыслях, которые нас посетили, на действиях, которые были греховны.

Преподобный Макарий Египетский, развивая ту же мысль, которую так ясно выразил святитель Василий Великий, говорит, что нужно иметь некую книгу для записей. Он имеет в виду вовсе не обычную книгу и не блокнот, не бумагу с пером, на которой люди нередко записывают свои грехи (хотя это тоже неплохо, чтобы грех не ушел из памяти). Но он имеет в виду в первую очередь «книгу своей совести». Если мы совершаем что-то плохое, то, по словам Макария Египетского, мы должны отлагать в своей совести этот грех, вспоминать о нем, раскаиваться в нем, — и если будем так поступать, по слову Василия Великого, каждый день, то под контролем действительно будут и слова, и помышления сердечные, и каждое деяние.

А что же мы делаем, если у нас нет такой привычки? В лучшем случае мы просто заходим в храм: нас привлекают молитвословия, песнопения, богослужебный чин. Мы, конечно, обретаем некое благо для своей души, — нельзя сказать, что посещение храма Божия без глубокого самоиспытания и самоконтроля не имеет смысла. Всегда есть смысл (даже если мы вообще ни о чем не молимся) войти в храм Божий и «влиться» сердцем в течение той общей молитвы, которая там совершается. Так нередко и происходит, — люди не знают, о чем молиться, о чем каяться, о чем просить, но, переступая порог храма и видя, как молятся другие, слыша дивные песнопения, они сердцем своим, мыслями своими словно

51

 

 

сливаются с общей благодатной Божественной рекой спасительного богослужения.

Ну а если мы сохраняем в памяти свои грехи, то во время стояния в храме мы можем сконцентрироваться на еще большем самоконтроле. И если мы совершаем, по слову Василия Великого, такое наблюдение за собой каждый день, то уже скоро сможем оценить, провели мы день лучше, чем предыдущий, или хуже, — это и есть «замер» нашего духовного состояния.

Иногда люди считают, что таким замером являются чувства. Если доброе, светлое чувство посетило человека после богослужения, он рад, что благодать Божия прикоснулась к нему, — и это верно. Но происходит это не по нашим заслугам, но по любви Божией к нам. Благодать коснулась и разбойника, который висел с правой стороны от Спасителя (см. Лк. 23, 40–43). Благодать коснулась и блудницы (см. Лк. 7, 44–48). Но самый важный вопрос: что происходит после того, как благодать посетила нас? Мы переживаем душевный и духовный подъем, а потом возвращаемся к будням и всё забываем, вновь делаем то, что делали раньше? Или мы отвечаем на Божественную благодать, коснувшуюся нас, нашими встречными усилиями, нашими размышлениями над собственными поступками и, наконец, нашим искренним покаянием?..

Подлинная религиозная жизнь всегда сосредоточена. Иногда нам говорят, что религия — удел слабых людей. Но когда читаешь творения святых отцов, поражаешься их силе, мудрости, сосредоточению. Слабый — это тот, кто движется в общем потоке. Слабый — это тот, кто ни о чем не размышляет. Слабый — это тот, кто готов подписаться под любым решением. Слабый —

52

 

 

это тот, у кого нет своей точки зрения, потому что массовое сознание подавляет его и личность превращается в «винтик», в «гаечку». Как легко управлять подобными массами тем, кто желает управлять людьми злонамеренно! Религия — это дело сильных, потому что она требует самоконтроля, самоанализа, подлинного раскаяния. Попробуйте предложить на улице человеку неверующему, нецерковному раскаяться в своих поступках, — он не поймет, о чем речь, потому что глубоко убежден: то, что он делает, и есть единственно правильное, а все остальное, что не соответствует его мыслям и делам, — ложно и плохо. В зависимости от эмоционального состояния человека его реакция на эту несхожесть с другими может быть от мягкой до самой радикальной. И мы видим, что происходит в жизни людей и народов, когда радикальное решение, лишенное всякого христианского сознания, берет верх, — тогда плохо становится окружающим, тогда разрываются общественные и человеческие связи и люди теряют способность жить вместе.

Быть верующим человеком значит быть сильным человеком. Но эта сила не от наших мышц и даже не от нашего ума. Эта сила от нашего духовного сосредоточения. Совершенно неслучайно, что именно этой добродетели посвящают так много внимания святые отцы и учители, подвижники благочестия. И если мы сумеем подвергнуть критике и анализу свои мысли, свои чувства, свои поступки, и попытаемся делать это каждый день, сравнивая его с днем предыдущим, то это будет важной вехой нашего духовного возрастания. Тогда у каждого

53

 

 

выстроится ясная программа борьбы со своими недостатками и пороками, и даже если на первых порах эта программа будет только в сознании, — это уже великий и спасительный шаг, а дальше нужно только не забывать эту программу и по милости Божией осваивать ее шаг за шагом, приближаясь к той цели, где нас встретит Сам Господь и Спаситель, объемлет любовью Своею и простит наши грехи.

54


Страница сгенерирована за 0.39 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.