Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Письмо 232. К никопольским пресвитерам

232. К НИКОПОЛЬСКИМ ПРЕСВИТЕРАМ (240).

Увещевает их в гонении, утешает надеждою на помощь Божию; советует не верить притворному православию Фронтона, и уверяет, что сам, как его не признает епископом, так не примет никого из рукоположенных им. (Писано в 376 году)

Хорошо вы сделали, что написали ко мне, и прислали письмо с таким человеком, который бы мог и без писем, как доставить мне достаточное утешение в беспокойствах, так и сообщить подробное сведение о делах. Ибо много было такого, что желательно мне было узнать от человека, знающего самым обстоятельным образом: потому что слухи доходят до нас не прямо; и обо всем этом основательно и с толком пересказал мне возлюбленнейший и досточестнейший брат наш, сопресвитер Феодосий. Итак, чем сам себя успокаиваю,

 

 

158

то же пишу и к вашему благоговению, а именно: со многими бывало то же, что теперь делается с вами: и не в настоящее только время, но и во времена предшествовавшие есть тысячи подобных примеров, и частью осталось в письменных исторических памятниках, а частью дошло до нас от знающих по неписанной памяти, что надеющихся на Господа, за имя Его, постигали искушения, и отдельно каждого и целыми городами. Но, впрочем, все миновалось; ни одна печаль не имела бессмертного огорчения. Как град, или весенний поток, или другое какое внезапное бедствие легко причиняет вред и опустошение чему-нибудь нежному, а встречая вещества твердые, более терпит, нежели производит вреда: так и воздвигающиеся против Церкви сильные искушения оказываются слабыми пред твердынею веры во Христа. Посему как проходит градовая туча, и стекает из оврага весенний поток, сухим и не влажным оставляя тот путь, которым он протекал: так в скором последствии времени не будет и того, что теперь нас обуревает. примем только смелость не смотреть на настоящее, но простираться надеждами несколько далее.

Поэтому, если тяжело, братия, искушение, перенесем с твердостью и трудное: потому что никто не увенчивается, не приняв на себя ударов и не покрывшись пылью во время подвига. А если легки эти потехи диавола, и насланные на нас враги, хотя беспокойны, потому что его служители, но вместе и достойны презрения, потому что Бог к лукавству их присоединил и бессилие; то остережемся заслужить упрек, как много сетующие при малых страданиях. Ибо одно достойно болезнования — погибель того самого, кто для временной славы (если только надобно назвать это славою, когда человек при

 

 

159

всех ведет себя не прилично) лишил себя вечной славы праведных. Вы—дети исповедников; вы— дети мучеников, которые до крови противостояли греху. Пусть каждый воспользуется домашними примерами в непоколебимой твердости за благочестие! Никто из нас не принял ран; ни у кого не отписан дом; не отведены мы на чужую сторону; еще не ознакомились с темницею. Какое же зло потерпели мы? Разве то одно огорчительно, что ничего не потерпели, не признаны и достойными страданий за Христа. Если же печалит вас то, что другой владеет домом молитвенным, а вы на открытом воздухе покланяетесь Владыке неба и земли; то рассудите, что одиннадцать учеников заключены были в горнице. а распявшие Господа совершали иудейское богослужение в пресловутом храме. Иуда, который смерть удавления предпочел постыдной жизни, показал себя едва ли не лучшим тех, которые ныне равнодушно принимают все упреки людей, и потому с бесстыдством готовы на дела гнусные.

Не обольщайтесь только их лживыми речами, когда приписывают себе правоту веры. Это — христопродавцы, а не христиане; полезное для них в сей жизни всегда предпочитают они жизни истинной. Когда задумали приобрести эту пустую власть, присоединились к врагам Христовым; а когда увидели народ раздраженным, опять налагают на себя личину православия. Не признаю епископом и не причислю к иереям Христовым того, кто оскверненными руками к разорению веры возведен в начальники. Таково мое решение! А вы, ежели есть у вас что общее со мною, очевидно, будете держаться того же мнения. Если же сами от себя что придумаете; то всякой волен в своем мнении, а я чист от крови сей.

Написал же я это не потому, что вам не дове-

 

 

160

ряю, но, чтобы объявлением своего решения подкрепить иных колеблющихся; пусть никто не обнадеживает себя принятием в общение, и пусть приявшие от них возложение рук не домогаются, по восстановлении мира, чтоб и их причислили к священному сонму. Приветствую чрез вас весь причт, как в городе, так и в окрестностях, и всех людей, боящихся Господа.


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.