Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Толкование главы седьмой

223

ГЛАВА 7.

И бысть во дни Ахаза сына Иоафамля, сына Озии, царя Иудина, взыде Расин царь Арамль, и Факей, сын Ромелиев, царь Израилев, на Иерусалим, воевати на него; и не возмогоша разорити его (1). И возвестися в дому Давыдове, глаголюще: совещася Арам со Ефремом; и ужасеся дута его, и душа людей его, якоже в дубраве древо ветром восколеблется (2).

Смысл сего изречения таков: Два царя, Сирийский и Израильский, подступили к Иерусалиму на брань (4 Цар. 16, 5), и не могли разорити его. Имя же царю Сирийскому Расин, а царю Израильскому Факей. Пришли также вестники, доносящие царскому дому о союзе царей Сирийского и Израильского. Ибо Сирийский, по Еврейскому наречию, называется Арамом; а Израильский именуется Ефремом, потому что из этого колена произошел Иеровоам, который произвел отступление вначале. В ужас пришли и царь и весь народ при этом слухе; так были потрясены и смущены, что смятение их уподоблено дереву в лесу, колеблемому самым сильным дыханием ветров. Таков простой рассказ, заключающийся в сих словах.

Но иной, вникая глубже в сказанное, может в сем повествовании найти нечто относящееся к нам и к домостроительству Церкви. Посему исследуем, по возможности, кто эти цари, совещавшиеся между собою? И думаю, что пророческое слово

 

 

224

именем «Арам» означает разум, который мудростью века сего взимается на разум Божий (2 Кор. 10, 5). Ибо «Арам» толкуется: выспренний. А таков разум князей века сего, углубляющийся в законы звезд, в их движения, соединения, в составляемые ими очертания, и утверждающий, что от сего зависят причины дел человеческих. Он выспрен по самомнению и по кичливому превозношению себя самого, которое посрамить словами истины может один Святый, силою Духа низлагающий всякое возношение, взимающееся на разум Божий. А Ефремом, как полагаю, называется знание, составившееся по преданию Божественных Писаний, но уклонившееся от прямого пути и лжеименное. Ибо из Ефремова колена произошел Иеровоам, который первый отторг десять колен от семени Давидова, и некогда будучи рабом бежавшим от Соломона, пришел в Египет и взял себе в жену сестру жены Фараоновой Фекемины. Он слил золотых юниц и установил праздники по сердцу своему (3 Дар. 12, 28—33j. Посему, когда языческий разум, высоко думающий о диалектических доводах, вступает в союз с разумом еретическим и совращенным, тогда говорится, что Арам совещается с Ефремом, имея желание разорить здания Давидовы и разграбить место истинного Богослужения. Но не достигает цели, потому что не может разорити города, защищаемого Господом. А может быть, не могли бы они и совещатися, если бы не умножился грех наш. Ибо, и по Истории, совещавшиеся во дни Ахаза обнаружили взаимное свое согласие по причине греха Ахазова; потому что Ахаз не сотвори правое пред очима Господа, но сына своего преведе сквозе огнь, и кадяше на высоких (4 Цар. 16, 2—4). И хотя замысл лукавых царей против Церквей смущает дом Давидов и ужасает душу людей, так что, по при-

 

 

225

чине волнения, произведенного смятением, стали они подобны бесплодному дереву: но впрочем человеколюбивый Бог, чтобы прекратить их смятение, посылает пророческое слово, которое изгоняет страх из сердец народа, говоря: (4) не бойся, ниже душа, твоя да изнеможет от двою древу, дымящихся сих.

Но смотри, нельзя ли будет и в толковании имен найти основание к яснейшему уразумению сего места. Ибо Ахаз толкуется: одержание; Иоафам—совершение Иао; Озия—крепость Иао; Арам, как выше сказано, выспренний; Факей—полуоткрытие; Ромелий— выспренний из обрезания. Посему совещаются разум выспренний и разум обещающий быть уяснителем Божественных Писаний. Сие означает Факей, по толкованию: полуоткрытие, как бы обещающий свое уяснение недоступных разумению свидетельств Писания. А что совещание против Иерусалима двух царей, одного—высоко думающего о мирской мудрости, и другого—обещающегося объяснить сокровенное в Писании, состоит в учениях и противоречащих словах людей, которые надеются захватить в свою власть изучивших дела церковные, сие видно из последующего. Ибо Арам и сын Ромелиев совещали лукавый совет, говоря: (6) взыдем во Иудею, и собеседовавше с ними отвратим я к нам. Пророческое слово ясно показывает, что надеются убедительностью речей отвлечь к себе дом Давидов. Обещаются же и сына Тавеилева поставить царем. А Тавеил толкуется: благий Бог. Но покушающимся против Церкви свойственно обещать, что предадут учение о Сыне Божием; и такими благими словесы прельщают они простодушных. А что все это —гадания, посредством Истории показывающие настоящее состояние Церкви; сие явно обнаруживает пророческое слово, поступая далее и говоря: аще не уверите, ниже имате разумети.

 

 

226

(3) И рече Господь ко Исаии: изъиди во сретение Ахазу, ты, и оставшийся Иасув сын твой, к купели горняго пути села белильнича. (4) II речеши ему: блюди еже молчати, и не бойся, ниже душа твоя да изнеможет от двою древу главен дымящихся сих: егда бо гнев ярости Моея будет, паки исцелю. (5) Сын же Арамло и сын Ромелиев, яко совещаста совет лукавый натя, глаголюще: (6) взыдем во Иудею, и собеседовавше с ними, отвратим я к нам, и воцарим в ней сына Тавеилева. (7) Сия же глаголет Господь, не пребудет совет сей, ниже сбудется: (8) но глава Араму Дамаск, и глава Дамаску Расин: но еще шестьдесят и пять лет, оскудеет царство Ефремово от людей. (9) Глава же Ефремова Соморон, и глава Соморосну сын Ромелиев: и аще не уверите, ниже имате разумети.

Посему думаю, что не чувственным слухом, не при сотрясении воздуха пророки внимали слову Божию; но, поелику у разумной души есть свой слух, то без всякого голоса достигало сего слуха самое означаемое. И сие бывало с ними, когда луч истинного света достигал до владычественного в них, и служил к просвещению пророков. А глас сей внимали те, которые находились вне бренных чувств и приближались к исшествию из тела. Ибо когда душа бывает в созерцании Божественного, собираясь сама в себя чрез отрешение от союза с телом; тогда говорится, что она в исступлении. А когда она занята делами человеческими, или по необходимости служения телу, или потому что не может более простираться к высшему; тогда она как бы переходит извне внутрь, в какой-то дом, или в город, возвращаясь в сострастие с телом. Итак, поелику Пророку надлежало услышать словеса Божии, то прежде всего сказано ему: изъиди ты, и сын твой. Подобно сему некоторым образом и то, что в книге Бытия, при первом откровении,

 

 

227

сказано Аврааму: изиди от земли твоея, и от роду твоего, и от дому отца твоего (Быт. 12, 1). Ибо совершенное исшествие есть восхождение от всего телесного, что названо землею, бегство от чувств, которым дано наименование родства, и обращение от виновной жизни, в которой предавался прежде занятиям противным, что названо домом отца. И не много после о том же Аврааме написано, что Бог изведе его вон (Быт. 15, 5). Поелику видел в нем ревность к исшествию; то Сам руководил его к совершенной деятельности, потому что не в состоянии он был совершить сего сам собою. Посему, и при первом повелении, с условием, если изыдет вон, приемлет обетование наслаждаться плодами. А когда изведе его Бог; тогда научил его искать вышних, идеже есть Христос (Кол. 3, 1). И Моисей, когда был вне всего человеческого, упраздни ум к созерцанию словес, потче вне полка далече кущу свою (Исх. 38, 7). Почему и всякий, ищущий Господа, исходил в сию кущу. Поэтому наиболее удалившийся от всего человеческого да потчет кущу свою вне, чтобы жизнь его, будучи водружена и совершена, пребывала непоколебимою. Почему и теперь готовящемуся пророчествовать и возвещать веления Божии Господь повелевает изыти, и не ему только, но и оставшемуся Иасуву сыну его. Оказывается же, сколько можно заключать из сего места, что у него из многих оставался один сын, и слово требовало, чтобы и сын этот не отставал от нравов отцовых, но исшел вместе с отцом, куда призывал его Бог. Поелику же Иасув толкуется: обращающий; то и всем нам, желающим чрез покаяние изыти от плотских страстей, Писание показывает, что, если будем с Пророком, то возможем совершить исшествие.

Повелевается же взойти на горний путь, который

 

 

228

у купели села белильнича. Место это известно и по Истории. Ибо написано, что посла царь Ассирийск Рапсака от Лахиса на Иерусалим с силою многою, и ста у водотечи купели вышния, на пути села белильного (4 Цар. 18, 17). Но может быть, слово сие заключает в себе и поучительное нечто к образованию нравов, а именно, что надобно удаляться низкого и долу лежащего, поспешать же к горнему, где, достигшие туда, найдут и воду очищения и село Белильника, очищающего скверну, что полезно нам по заповеди Екклесиаста, сказавшего: во всяко время да будут ризы твои светлы (Еккл. 9, 8). Но и Беседующий с Моисеем повелевает, чтобы готовящийся слушать Бога измыл одежды. Сошед засвидетельствуй людем, и очисти я днесь и утре, и да исперутризы. И да будут готовы в день третий (Исх. 19, 10. 11). А кто достиг туда, тот будет иметь в готовности и одеяние брачно, чтобы не связали ему руце и нозе, и из брачного чертога не ввергли во тму кромешную (Матф. 22, 13).

Посему говорится: скажи Ахазу: блюди еже молчати. Но сие и нам полезно, чтобы всяцем хранением блюсти нам сердце свое (Притч. 4, 23). Егда бо крепкий хранит свой двор бодрственно, в мире суть имения его (Лук. 11, 12); он и безмолвствует, удалив от себя мятеж и молву, не предаваясь страстному страху, не изнемогая душею, но вооружившись духом крепости.

Не бойся от двою древу главень сих дымящихся. Это—повеление нам не бояться Эллинских правдоподобий и произносимых иномысленными хулений, то есть—двух дерев, а лучше сказать, двух главень, потерявших растительную жизненность и древесную крепость, не имеющих в себе светоносности огня, но главень дымящихся, которые очерняют и оскверняют прикоснувшихся к ним, а из глаз

 

 

229

у приближающихся извлекают слезы. Если же хочешь узнать вред дымящихся головней, производимый их дымом; припомни, что говорит Соломон: якоже гроздие зеленое вред зубом, и дым очима: тако законопреступление творящим е (Притч. 10, 26). Ибо думаю, что зеленым гроздием названа греховность дел порочных, а дымом—вред лжеименного знания, которое приводит в слитность острозрительную силу нашей души.

Егда бо, сказано, гнев ярости Моея будет, паки исцелю. То есть, после вразумительных ударов, когда увижу, что исправление достаточно, не оставлю их под тяжестью наказаний, как и врач говорит больным: когда сделаю сечение и прижигание, тогда пореза и струпа от прижигания не оставлю без попечения. Ибо как скоро будет достигнуто, для чего употреблялось мучительное средство, тотчас, приступив к уврачеванию остального, восстановлю здравие.

И сын Арамль, и сын Ромелиев, яко совещаста совет лукавый, глаголюще: взыдем во Иудею, и собеседовавиие с ними отвратим я к нам, и воцарим в ней сына Тавеилева. Сия же глаголет Господь Саваоф: не пребудет совет сей, ниже сбудется. Поелику против Церкви совещаваются два разума, находящиеся вне истины, сын Арамль,—разум выспренний, взимающийся на разум Божий, и сын Ромелиев,—разум выспренняго обрезания, который, под предлогом знания и под видом учения о высоких предметах, отвлекает от истины Божией по учению Церкви; то совещали они совет лукавый, как бы говоря: собеседуя с тем, что в Иудеи, то есть в исповедующей душе (ибо Иудея иначе называется исповеданием Бога), посредством диалектического правдоподобия отвратим ее к себе, обещая дать не другого какого царя, а сына Тавеилева, то есть

 

 

230

Сына благого Бога (Которого хотя называют они Сыном благого Бога, однако же Самого не именуют благим, превратно воспользовавшись Евангельским изречением: что Мя глаголеиии блага? Никтоже благ, токмо един Бог, Лук. 18, 19). Посему, когда видишь, что иномысленные обещают знание, вводят языческую мудрость, ополчаются против Церкви; заключай, что и ныне сын Арамль и сын Ромелиев совещавают совет лукавый. Но на лукавый совет сего, как объяснили, сына Арамля и сына Ромелиева Господь говорит так: совет Божий стоит и пребывает, а совет противоборствующих истине не устоит, но падет и сокрушится. Почему и сказано: глава Араму Дамаск, и глава Дамаску Расин, то есть глава выспренних есть некто проклятый и исполненный крови. Ибо Дамаск толкуется: кровь вретища; а вретище, как само по себе есть символ покаяния, так намоченное кровию нечисто; почему может быть принято за покаяние мнимое, не будучи покаянием истинным, потому что не держится здравых учений. Но опять глава Дамаска—покаяния не чистого, а оскверненного смертными грехами, называется Расин, который сам есть символ нездравого и нечистого учения.

Но еще шестьдесят и пять лет, оскудеет царства Ефремово от людей. И глава Ефремова Соморон и глава Соморону сын Ромелиев. Посему царство Ефремово есть какое-то владычество иномысленных, потому что из сего колена произошел отщепивший Израиля от Иуды. Поэтому глава Ефрему Соморон, то есть Самария. А Самария есть область каких-то врагов, повредивших здравое учение, чрез уклонение Самарян от Иудейства. Как Дамаск—глава Сирии, а глава Дамаска — Расин, так Самария — глава Ефрему, а глава Самарии — сын Ромелиев. Сим словом выражается какое-то расширение и пре-

 

 

231

умножение зол, так что нет возможности препобедить совещание таких людей, невозможно кому-либо иметь крепость против предначинаемых ими злоумышлений.

И аще не уверите, ниже имате разумении. Должно верить Писаниям, как содержащим в себе Божию мысль, и таким образом приступать к уразумению написанного в них. Ибо должно восходить выше образов, и таким образом постигать истину показанного нам. Прежде всего нужно верить простою верою, что Писания богодухновенны и полезны, а потом в тонкости и со всею вникательностию пзследывать заключающуюся в них мысль.

(10) Ж приложи Господь глаголами ко Ахазу, рекий: (11) проси себе знамения от Господа во глубину, или в высоту. Ахаз в предыдущих словах научен Исаиею, что надлежит ему делать, именно, блюсти еже молчати и не бояться двух главень дымящихся. А теперь, как благопокорно принявший пророческое наставление, сам удостоивается Божественных откровений. Ибо приложи Господь глаголами самому Ахазу. Может быть, и мы сим научаемся, что познавший Божию волю чрез какого-либо служителя, преуспевая в последствии, в состоянии будет и сам принимать откровения от Господа. А есть и такие, что, первоначально быв научены от Бога не чрез людей, с самого начала могли, как уже очищенные, вмещать в себе внушения Духа. Таковы были Авраам, Моисей, Илия, Иеремия и им подобные. Ж приложи Господь глаголами. Приложение сие связывает речь с предидущим. И после пророчества об оскудении Ефрема, то есть отступника Израиля, естественно было пророчествовать, каким образом прийдет Еммануил от Пренепорочной Девы. Итак что же повелевает слово Ахазу?

Оно говорит: проси себе знамения от Господа Бога

 

 

232

твоего во глубину, или в высоту. Знамение есть вещь явная, содержащая в себе объяснение чего-либо сокровенного и темного. Так знамение Ионы, способным уразумевать таинственный закон событий, представляет сошествие во ад и опять возвращение из мертвых. Но надобно, чтобы знамение всегда предстояло и было видимо в настоящем времени; означаемое же им не редко принадлежит трем временам. Ибо бывает настоящее знамением настоящего, как выходящий из дома дым есть знамение горящего внутри огня. Бывает же настоящее знамением будущего, как видимое столпление облаков есть знамение, что будет на землю дождь. Но еще настоящее бывает знамением и прошедшего, как остатки угля служат знамением сожженного на том месте костра. Писание же называет знамением необычайное и служащее к выражению какого-то таинственного слова. Что же чудеснее и божественнее для слуха и зрения, как рождение Бога нашего от Девы? Посему проси от Господа Бога твоего (потому что никто другой не может дать) знамения во глубину, или в высоту. В положении мира, по природе своей занявшее низшую страну есть земля; а высшую всего видимого — небо. Поелику Слово плоть бысть; то пророчество, речением: во глубину, означает землю и восприятую от нее плоть, а речением в высоту — пренебесное Слово—Того, Кто превыше всякого начальства и власти, Кто в начале бе у Отца, и есть Бог Слово. А может быть, глубина означает дольнейшия страны ада, высота же— пренебесную страну, как представляет нам Апостол, говоря: да не речеши в сердце твоем: кто взыдет на небо? сиречь Христа свести. Или кто снидет в бездну? сиречь Христа от мертвых возвести (Рим. 10, 6). Поелику же Сшедый, Той есть и Восшедый (Еф. 4, 10); то знамение во глубину, или в высоту, могло

 

 

233

быть сказано о снисшествии Господа. И Восшедый, Той есть превыше всех небес.

(12) И рече Ахаз: не имам просити, ниже искушу Господа. Дар Божий велик, богат и щедр. Но Ахаз, как не научившийся еще просить великого и пренебесного, отказывается искать знамения, как предполагающий, что оно выше человеческой природы, или как намеревающийся исполнить заповедь, которая говорит: да не искусиши Господа Бога твоего (Втор. 6, 16). Но о таком событии сказано было державствовавшему тогда царю по необходимости, чтобы чрез него всем сделалось известным пророчество. Ибо Исаия, может быть, или по зависти современников, или по смирению своей жизни во всех других отношениях, не нашел себе веры, как бы не от Господа приявший откровение, но из собственного своего сердца измысливший слово. Ахаз же получил пророчество о будущем так же, как Лаван, Авимелех, Навуходоносор, Фараон и наконец Каиафа, не по достоинству жизни, но потому, что сан его делал его достоверным свидетелем. Ибо не из богобоязненности Ахаз отрекался просить знамения. А если бы не было ему сие полезно, Бог в начале не повелел бы ему просить. Почему и присовокупляемое Пророком заключает в себе упрек Ахазу.

Пророк, обратив речь к Давиду, говорит: (13) слышите убо, доме Давидов: еда мало вам есть даяти человеком труд, и како Господеви даете! Ибо в сих словах Пророк, по-видимому, выражает негодование на непокорство Ахазово. Но яснее несколько изображает мысль сию другое издание, в котором сказано: не мало ли того, что вами утруждаются люди? для чего же утруждаете и Бога? Как человек дает труд (ἀγῶνα) Богу, если только борение (ἀγονία) есть страх падения? Но сим при-

 

 

234

писывается Богу не страсть, именованием же труда выражается нерасположение к тем, которые противятся Его повелениям.

(14) Сего ради даст Господь Сам вам знамение. Даст, говорит Пророк, даже и не просящим. Хотя и не найдет достойного принять знамение: однако же, по предопределенному домостроительству рождения Господня по плоти, Сам Господь Бог даст знамение. Ибо нужно было, чтобы Ахаз выразумел, что для рода человеческого не возможно иначе исправление, как только чрез пришествие к людям Бога Слова, и чтобы просил он знамения во глубину, или в высоту. Но поелику Ахаз признавал себя недостойным, потому что не научился просить знамений великих и небесных; то посему Пророк говорит: даст Господь Сам вам знамение, даст не чрез какого-либо служителя, и приспешника, и священнодействователя, но Сам непосредственно, чтобы из сего видно было величие дарованного. Ибо закон вчинил Ангелы, рукою ходатая (Гал. 3, 14) — Моисея; а знамение Сам дал дому Давидову. Дается не Ахазу, но всему дому Давидову, потому что от семене Давидова, еже по плоти, Господь (Рим. 1, 3); потому и благовествование о пришествии Христовом относилось ко всему сродству Давидову.

Се Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил. Иудеи оспаривают издание Семидесяти, говоря, что в Еврейском стоит не „дева“, а отроковица, между тем как отроковицею можно назвать цветущую возрастом, а не женщину неискусобрачную.—Ответ им удобен и сам собою готов. Ежели знамение есть показание чего-либо чудного и отличного от общего обыкновения людей; то удивительно ли, чтобы одна из многих женщина, живущая с мужем, стала мате-

 

 

235

рию отрока? И как бы рожденное от похоти плотские могло быть наименовано Еммануилом? Потому, если даруемое есть знамение, то и рождение да будет необычайно. А если образ рождения Отрока обыкновенный, то не называй и знамением, не именуй и Еммануилом. Посему, если раждающая не дева, то какое это знамение? И если рождение не божественнее, чем и у прочих; то почему это—пришествие Еммануила? А что „отроковица“ есть имя, употребляемое собственно о девах, сие видно из сказанного во Второзаконии: аще на поли обрящет деву обрученную, и насиловав будет с нею, убийте человека единого, а отроковице ничтоже сотворите: несть бо деве *) греха смертнаго. Якоже аще кто бы востал на ближняго своего, и убил бы душу его, тако сие дело. На селе обрете ю, возопи отроковица, и не бе поногаяй (Второз. 22, 25—27). Посему вопиявшая, до растления, очевидно, была девою. Поэтому одно и тоже значит—сказать: вопияла дева, и вопияла отроковица. И в третьей книге Царств Суманитянина, согревавшая Давида, будучи девою, не познавшею мужа, названа отроковицею. Ибо сказано: обретоша Ависагу, и приведоша ю к царю. И отроковица добра зело, и служаиие царю, и царь не позна ее (1, 3. 4). Посему Еммануил родился от Святой Девы, которая говорила: како будет сие, идеже мужа не знаю? и которой сказал Ангел: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя (Лук. 1, 34. 35). Она не подлежит закону очищения. Ибо во Второзаконии написано, что жена, яже аще зачнет (σπιρματισθῆ) и родит мужеск пол, нечиста будет седмь дней (Лев. 12, 2). Она же, поелику бессеменно стала материю Еммануила, то чиста, свята, пренепорочна, и после того, как стала материю, пребывает Девою. Ибо первый

*) Отроковице, τῇ νεάνιδι.

 

 

236

Адам получил бытие не от сочетания мужа и жены, но образован из земли; и последний Адам, обновляющий поврежденное первым, приял тело, образовавшееся в девической утробе, чтобы чрез плоть быть в подобии греха (Рим. 8, 3). А чтобы необычайное сие рождение не было вовсе невероятным для тех, которые не признают Божия домостроительства, Творец создал таких животных, у которых может рождать один женский пол без соединения с мужеским. Ибо изучавшие природы животных повествуют это о коршунах *).

(15) Масло и мед снесть, прежде неже разумети Ему, или изволити злая, изберет благое **). Еммануил употребляет по плоти детскую пищу—-масло и мед. Впрочем, находясь в младенческом еще состояния, по обитающей в Нем силе благости, прежде совершенного возраста, отвергает Он лукавое и избирает благое. Наша природа имеет равное влечение к тому и другому, и как весы, не редко склоняется к лукавому, а нередко и к доброму, поколику душа, то преклоняется в страсти, то опять увлекается разумом к лучшему. Но не так Господь; напротив того, в Нем сродство Его с добром обнаружилось тотчас с самого рождения. Ибо что написано? Прежде неже разумети Ему, или изволити злая, изберет благое. Но, восходя к написанному в книге Бытия о разуметельном доброго и лукавого (Быт. 2, 9), найдешь там состояние Адама до греха близким к описанному теперь; потому что Адам не знал лукавого опытно. Почему и Господь в детском состоянии подражал невинному и неповрежденному еще состоянию Адама;

*) Слич. Твор. Св. Отц. Т. V, стр. 149.

**) У Семидесяти читается, разумети ему, или изволити злая, избрати благое. В Слав пер: разумети ему, изволити злая, или избрати благое.

 

 

237

а тем, что отвергнул лукавство, вознаградил преслушное законопреступление.

(17) До: наведет, сказано, Бог на тя, и на люди твоя, и на дом Отца твоего дни, иже еще не пришли, от дне, в оньже отъя Ефрем *) от Иуды царя Ассирийска. Кажется, что пророческое слово делает намек на последние дни, по страдании Господнем, когда началась осада Иерусалима Римлянами. Ибо по пришествии Еммануила, наведет Господь на Ахаза, и на люди его, и на дом отца его дни, иже еще не пришли с того времени, как отделен от Иуды отведенный **) в плен царем Ассирийским. Отпал же Ефрем от Иуды во дни Иеровоама, сына Наватова, иже в грех введе Израиля (3 Дар. 14, 16), и первый начал отпадение, сказав: несть нам части в Давиде, и наследия в сыне Иессеове (3, Дар. 12, 16). Посему, Ефрем отъя царя Ассирийского от Иуды, и вооружил против себя тем, что отошел и не дал усиленно продолжать осаду Иерусалима.

(18) И будет в день оный, позвиждет Господь мухам, яже владеют частью реки Египетския, и пчеле, яже есть во стране Ассирийстей. (19) И приидут, и почиют вси в дебрех страны, и в пещерах каменных, и вертепах, и во всякой расселине, и во всяком древе. Сказано: во Египет снидоша людие Мои, еже пришельцам быти тамо, и во Ассирию нуждею отведошася (Иса. 52, 4). Посему пророчествует, что, будет ли кто из народа в Египте или у Ассириян, при рождении Еммануила они выйдут, и в стране Иудейской почиют в самородных и никем не занятых убежищах. Говорит же, что мухи владе-

*) В Славянском: Ефрема; но такое чтение не согласно было бы с дальнейшим толкованием св. Василия.

**)То есть, Ефрем, или десять колен Израилевых.

 

 

238

ют частью реки Египетской, и что есть пчелы в стране Ассирийской, показывая тем малозначительность сопротивных сил. Ибо муха есть животное, родящееся из навоза, беспокойное для людей и отвратительное, у которого и жизнь беспокойна и смерть мерзка. Тогда овладеют частью реки Египетской. Ибо Нил начинается выше у Эфиопов, и при малой его части, именно при впадениях его в море, населен Египет. И на этом месте все четвероногия, звери, гады и птицы обоготворены, и им покланяются. Сих-то мух, бессилие сопротивной силы, потребит Господь Своим позвизданием, то есть, духом уст Своих истребит (2 Сол. 2, 8). И в стране Ассирийской пчеле. И пчела есть животное малое и слабое, умирающее в то самое мгновение, как отмщает. Ибо в одно время и впускает свое жало, и с ужалением умирает; уязвленному вредит мало, а себя лишает жизни. Таково же свойство людей язвительных и духоборцев: они лукавством более делают зла себе, нежели тем, которые подвергаются их гневу.

(20) И в день оный обриет Господь бритвою наятою об ону страну реки царя Ассирийска, главу и власы ног, и браду отимет. По рождестве Христовом, когда вся супротивная сила, подобно мухе и пчеле, будет рассеяна духом уст Господних, введены будут сыны Израилевы и почиют в самородных прибежищах, в дебрях, на полях, в расселинах, и тому подобном. А в словах: обриет Господь наятою бритвою царя Ассирийска, главу, и власы ног, и браду его отимет,—Пророк словами: наятою бритвою, указывает, кажется, на какое-то наемное войско, которое и приведет Ассирийское царство в оскудение, и расхитит, что было в нем славного, то есть, истребит власы главы его, и народ многочисленный и подлый, который у Пророка ино-

 

 

239

сказательно наименован власами ног. А потом Пророк угрожает, что самые драгоценности и знаки мужества, которые Пророк назвал брадою, отъяты будут бритвою наятою. И вникающие в Историю найдут, может быть, что так поступило с Ассириянами Римское войско, и что сие было при рождении Еммануила.

(21) И будет в день оный, кормити будет человек юницу от волов, и две овце: (22) и будет от множества творения млечного, масло и мед снесть всяк оставгигйся на земли. Когда настанет покой для Израиля, избавленного из плена, и обезчещен будет злоумышлявший против него царь, будучи обнажен бритвою наятою; тогда, говорит Пророк, будет такое изобилие в стране, что одна корова и две овцы доставят владельцу много молока, и будет у него в преизбытке масло, потому что все живущие в земле станут питаться маслом и медом.

Но может быть, гораздо приличнее учения о животных принимать в смысле более возвышенном. Ибо вместо того, чтобы сказать: каждый возрастит в душе трудолюбие и деятельность, Пророк наименовал юницу, животное возделывающее землю и нам спомоществующее в труде; и вместо нрава тихого, кроткого и щедроподательного иносказательно наименовал овец. Посему, как это животное дает нам вещество для приготовления одежды, так жизнь внимательных к себе, обыкновенно, украшается облечением в добродетель. А поелику таковый питается и украшается духовно, то поэтому кормити будет юницу и две овце. Маслом и медом называет Пророк вступительные уроки в Божественное учение. Почему прежде предлагается человеку пища—масло и мед. Но когда достаточно будет им напитан, по первоначальном

 

 

240

обучении, став выше всего земного, приобщится пищи боле твердой, высшей и приличной мужам, посвятив себя духовным наукам.

(23) И будет в той день, всяко место, идеже аще будет тысяща лоз винограда, по тысяще сикль, в лядину будет, и в терние: (24) со стрелою и луком внидут тамо, яко лядиною и тернием будет вся земля: (25) и всяка гора оремая возорется, не найдет тамо страх: будет бо от лядины и от терния в паству овце, и в попрание волу. По крайней мере думаю, что в местах неудоборазумеемых нами найдено не вовсе разногласное сказание. Посему смотри, нельзя ли из сей речи вывести такую мысль, что принадлежавшие к обрезанию были тысяща лоз винограда, по тысящи сикль. Ибо виноград из Египта пренес, и изгнав языки, насадил его (Псал. 79, 9). И он, будучи сперва плодоносным, в последствии пренебрежен за то, что превратился в горесть (Иер. 2, 21), и низложен оплот его, и стал он в расхищение мимоходящим (Псал. 79, 13). Сии-то многоплодные виноградники обратились в лядину и места заросшие тернием, когда с тысячами стрел и луков взошло неприятельское войско, неся с собою опустошение. А горы оремые суть души уверовавшие во Христа. Прежде были они пустынны и невозделанны; потому до пришествия Христова оставались дикими и приносили терния. Но поелику Христос пришел на падение и на востание многим (Лук. 2, 34), и призвал не сущая, да сущая упразднит (1 Кор. 1, 28); то принадлежавшие к обрезанию, утратив свежесть и плодовитость, превратились в лядину; а собрание из язычников, которое названо горою оремою, возделывается, будучи свободно от всякой боязни и страха вражеского. Итак гора есть душа, возвышенная учением Христовым. Когда пришел Господь, Израиль отломился, а язычники привились,

 

 

241

да тех падением устроится спасение всем (Рим. 11, 11. 17); и на горах сих небоязненно пасущиеся овцы и волы обильную доставляют от себя пользу! Очевидно же, что овцы суть более добронравные, а волы — более трудолюбивые к деланию необходимого.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.