Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Толкование главы третьей

112

ГЛАВА 3.

Се Владыка Господь Саваоф отимет от Иудеи и от Иерусалима крепкого и крепкую (1); после того, как Иудейский народ совещал лукавый совет против Господа, Который распят ими от немощи плотской, ожив же от силы Бога Отца (2 Кор. 13, 4). оставил им немощь; ибо сказал: умрете во гресех ваших (Иоан. 8, 24); а нам даровал силу воскресения; ибо сказал: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет (Иоан. 11, 25). Неверные изнемогают неверием по причине креста; а праведные с уверенностью говорят: вся могу о укрепляющем мя Христе (Филип. 4, 13). Посему не имеющий Христа—Божия силы, не имеет крепости. Поэтому Господь отнимет от Иерусалима и от Иудеи крепкого и крепкую, — какова была Сарра укрепляющаяся и начальствующая даже над Авраамом, по заповеди Господа, Который говорит: вся елика аще ренет тебе Сарра, слушай гласа ее (Быт. 21, 12); каковы: Ревекка, по страннолюбию почерпающая воду и укрепляющаяся по добродетели; Деввора предводительствующая войсками; Иаиль мужающаяся, Анна услышанная и Елисавета пророчествующая. Нет уже ни крепких мужей, ни крепких жен. Присовокуплена и причина немощи; потому что нет у них ни крепости хлеба, ни крепости воды. Как тела наши укрепляются сродными им яствами, так и для души есть нечто питатель-

 

 

113

ное, и доставляет ей силу на доброе. Что же это такое? То, о чем Господь сказал: плоть Моя истинно есть брашно, и кровь Моя истинно есть пиво (Иоан. 6, 55). У кого нет этого, у того нет крепости хлеба и крепости воды; а где яства слабы, там по необходимости таковы же должны быть и питаемые ими.

Но да не будет того, чтобы Церковь страдала грехами Иерусалима, и чтобы у ней отняты были крепкий во всяком деле благом и в слове за истину, крепкий в постах, крепкий в молитвах, крепкий в искушениях, крепкий в терпении, в смиренномудрии, и в главизне заповедей — в любви, а равным образом и крепкая в нерастлении, в честности, в милостыне, в неусыпности молитв, в трудах бдения. Да не отнимется у ней крепость хлеба и воды, пособие самой питательной силы слова, как у Иудеев оскудела крепость духа пророческого, и они томятся жаждою слова, желая слова Божия, и не имея его; потому что Господь отнял у них крепость хлеба и крепость воды. Есть и у нас некоторая пища, которая не сообщает крепости, но не допускает и умереть и какую Павел предлагает еще младенцам о Христе, Коринфянам. Есть зелия—пища немощных (Рим. 14, 2); есть и твердая пища, пригодная совершенным, имущим чувствия обучена долгим учением в рассуждение добра же и зла (Евр. 5, 14). И если когда Церковь не имеет преподающих учения твердые, сильные и исполненные ума Божия; это признак, что у ней отнята крепость хлеба. Но есть и в воде крепость и немощь, по слову Господа: всяк пияй от воды сея. вжаждется паки: пияй же от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки (Иоан. 4, 13). Как предварительно принимаем твердую пищу, а жидкая служит для сухой как бы колесницею, и ведет ее к раздробле-

 

 

114

нию; так бывает и с душевною пищею. Мысль есть первая и самая свойственная душе пища, и слово действительностью своею пролагает путь наставлениям, производит усвоение мысли. Должно же отверст очи, чтобы насытиться сего хлеба и воды. Ибо сказано: отверзи очи твои, и насыщайся хлеба (Притч. 20, 13). 41 в книге Бытия говорится, что отверзлись очи Агари, и увидела воду (Быт. 21, 19).

(2) Исполина, и крепкого, и человека ратника, и судию. Наименование: исполин, находим здесь взятым в добром значении, что разве редко где еще встречается; как например: возрадуется яко исполин тещи путь (Пс. 18, 6). Итак отнимет исполина. Исполинами, как думаю, называются те, которые от природы имеют некоторые преимущества, и по телесному устройству многих превосходят в усвоении себе познания или в подвиге добродетели; крепкими же именуются те, которые собственным своим старанием и размышлением усовершили в себе природные дарования. У Иудеев нет ратников, потому что их не вносят в воинские списки; у них нет судии, потому что они преданы судиям, пленившим их, и оскудел вождь от Иуды, впрочем все, что угрожало им за неверность Господу, может случиться и с нами, если будем не покорны. И у нас оскудеют ратники, восприемлющие на себя всеоружие Господне и мужественно противостоящие козням диавольским, когда возобладает нами неверие, и предадимся противникам. Но будем молить Господа, да не отнимается у нас ратник, муж оградившийся бронею веры, возложивший на себя шлем спасения, чтобы покрыть главную часть своего тела, укрепивший ноги свои во уготование благовествования; ратник, у которого готов обнаженный меч наказать всякое преслушание, который вообще, яко добр воин Христов, злопострадал за

 

 

115

Евангелие, не обязавшись куплями житейскими, да Воеводе угоден будет (2 Тим. 2, 3. 4).

Но Церковь имеет и судей, которые могут примирять брата с братом, которые судят мир, и будут судить Ангелов (1 Кор. 6, 2. 3). Если же когда умножатся суесловцы и умом прельщени, учащий, яже не подобает, развращающий вся домы, скверного ради прибытка (Тит 1, 10. 11), а в Церкви нет никого, кто заграждал бы таковым уста, и низложил их возношения, взимающияся на разум Божий (2 Кор. 10, 5); то должно знать, что она оставлена за умножение ее преслушания. И если несть мудр ни един, иже может рассудити между братий, но, по недостатку святых, судятся пред неверными (1 Кор. 6, 5); и чэто есть признак оставления, ибо отнял Господь и судию.

И пророка, и смотреливого. Всякое пророчество у Иудеев—до Иоанна; а с Иоанна оно оскудело, и у них нет духовно постигающего намерение Закона, по ослеплению, которое бысть Израилевы (Рим. 11, 25). Но и в Церкви есть дарование пророческое ради Положившего в Церкви первее Апостолов, второе Пророков (1 Кор. 12, 28). Посему, если когда войдут в нее неверные и невежды, и не будут обличены и испытаны; и это есть признак оставления. Ибо сказано: аще пророчествуете, внидет же некий неверен или невежда, обличается всеми, истязуется от всех, тайная сердца его явлена бывают (1 Кор. 14, 24). Итак тот пророк, кто по откровению Духа предсказывает будущее; а тот смотреливый, кто, с помощью своего разумения, из сличения подобного, основываясь на опыте времен предшествовавших, заключает о будущем, рассуждая так: если будем делать дела Содомские, то потерпим наказание подобное Содомскому; или: если покаемся, как Ниневитяне, то подобно им будем помилованы.

 

 

116

И старца. В числе угроз находится и отнятие старца; так как присутствие его доставляет не малую пользу; будет ли сим старцем человек удостоенный какого ни есть начальства и сопричисленный к пресвитерству, или и носящий на себе образ старца неукоризненно, особенно же не прикасавшийся к жене. Но если кто, по закону Господню, действительно единые жены муж, чада имыа верна, не во у кореши блуда, или непокорива, не себе угождающ, не гневлив, не пияница, не скверностяжателен, но страннолюбив, благолюбец, целомудрен, преподобен, праведен, воздержен, держащийся верного словесе по учению, да силен будет и утешати во здравем учении, и противящияся обличати (Тит. 1, 6—9); то он—старец, которого Господь отнимает у грешного народа; отнимает как крепкого и крепкую, как крепость хлеба и крепость воды, как человека ратника, как судию, так и старца. Посему, когда увидишь, что иные достойны сопричисления к старцам, но скрываются, или пренебрежены, а вместо их возведены недостойные; знай, что у этого народа Господь отнял сигара. А какой потребен торжник, чтобы не укрылся от него искусный в этом. Бог показал сие великому рабу Своему Моисею, доверив ему избрание таковых старцев. Ибо говорит: собери Ми седмьдесят мужей от старец Израилевых, ихже ты сам веси, яко тии суть старцы людстии: и да приведеили их ко скинии свидения, и да станут тамо с тобою. И уйму от духа, иже в тебе, и возложу на ня: да подимут с тобою устроение людей сих, и не будеши водити их ты един (Числ. П, 16). Надобно же, чтобы они были преклонны возрастом, с течением жизни искусились во многом, и в цвете своей седины показали твердость нравов, ибо слава старым седины (Притч. 20, 29). Если же и в юном возрасте найдется старческий образ мыслей; не должно презирать дара, но

 

 

117

верить тому, кто говорит: седина есть мудрость человеком (Премудр. 4, 9); потому что действительно старцем делает не столько белизна волос, сколько старческий образ мыслей. А может быть, того же требует и Писание: пред лицем седого востани, и почти лице старчо (Лев. 19, 32), Ибо если кто, подобно мудрому Даниилу, юн телом, но стар умом, то справедливее— предпочесть его тем, которые, как Вавилонские старцы, обетшалые злыми денми (Дан. 13. 52), имеют развратное изволение при телесной седине. Посему на Даниила, который был отрок и весьма юн по чувственному возрасту, но имел по образу мыслей духовную седину, снисшло дарование старчества; ибо не солгали говорившие: гряди, сяди посреде нас, яко тебе даде Бог старейшинство (50). Таким образом случается иногда, что юные оказываются достойными большей чести, нежели старцы, живущие нерадиво и беспечно. Посему Иудейские старцы лжеименны. Ибо отнял Господь от народа их, как человека ратника и пророка, так и старца. Церковь да молится, чтобы не был у нее отнят старец, достойный сего именования. А как это важно, видим на Аврааме. Хотя в предшествовавших родах счисляются многие жившие долее его: поживе Адам девятьсот и тридесят лет (Быт. 5, 5), и поживе Мафусал девятьсот и седмьдесят *) лет, и умре (Быт. 5, 27), и поживе Ной девятьсот**) лет; но ни один из них не назван старцем, а Авраам старец, по свидетельству Сарры, которая говорит: не у было ми убо доселе, господин же мой стар (Быт. 18, 19). И он был стар, потому что душу его покрыла сединами добродетель.

3) И пятьдесятоначалькика. Господь Саваоф угро-

*) По славянскому переводу девятьсот и шестьдесят девять лет.

**) По Сл. пер. девятисот пятьдесят (Быт. 9, 29).

 

 

118

жает отнять у Иудеев вместе с прочими и пятьдесятоначальника. Что под сим разумея? Под частью разумея целое, говорит, что попустит прийти у них в беспорядок всему благоустройству и управлению; потому что тысященачальники, стоначальники, пятьдесятоначальники и десятоначальники поставлены были Моисеем по совету Иофора, чтобы на себе несли попечение о народе, и приняли на себя меньшие суды для имеющих нужду в суде. И Иудеям изречена угроза, что такой порядок управления будет у них отнят. Посему Пророк угрожает, что отнимется у них пятьдесятоначальник, как и человек ратник, и судия, и смотреливый, и пророк, и старец.

И дивного советника. В жизни человеческой весьма нужен и полезен совет, потому что никто не может сам один удовлетворить себе во всем, но имеет нужду в помощниках, еще более при избрании полезного, чем при отправлении телесных действий, так что человек не имеющий советника подобен кораблю без кормчего, предоставленному на произвол туда и сюда порывающих ветров. Если же при рассмотрении чего-либо маловажного берем советников; то как не искать нам дивных советников, когда идет дело о душе и о полезном для души? Посему, как скоро Иудеи составили лукавый совет, как бы им предать Господа, Господь отнял у них дивного Советника, советам Которого дивились (ибо дивляхуся о учении Его, Матф. 22, 33), но не следовали наставлениям. Как же не дивен Советник, Который вместо закона: око за око, советует, если кто ударит в десную ланиту, обратит ему и другую (Матф. 5, 39), также не гневаться, не судиться, не иметь вожделения к гнусному, никого не почитать врагом, но любить ненавидящих, не заботиться о тленном, не превозноситься умом, не

 

 

119

просить у Бога маловажного, иметь сердце на небеси, туда перенеся свои сокровища, пребывать с Богом, быть братолюбивым, сострадательным, общительным в том, что имеет у себя, нечистоту поставлять не в пище, но в сердце и в произволении? Сего-то Советника, подающего такие Божественные и дивные советы, отнял у них Господь за то, что не приняли Его. Посему нет у них дивного советника. Будем же молиться, чтобы и сия Церковь не лишена была дивного советника, и если кому представится случай искать совета в деле нужном, пришедши в дом сей—общее место совещаний о душах, да найдет слово утешения, производящее в душах как бы некий свет для отыскания нужного. Кто, при благом свете, ходит по воле суетного сердца своего, тот подобен Ровоаму, который, не уважив спасительного мнения старейших, последовал совету юных своих совоспитанников, и чрез них лишился царской власти над десятью коленами.

И премудрого архитектона. После того, как у Иудеев отнято право пользоваться дивным советником, который, как оказалось, есть Господь наш Иисус Христос, отнят у них и премудрый архитектон, и стал Апостолом языков сей Евреин от Еврей, по закону фарисей (Фил. 3, 5),—Павел, соделавшийся рабом Иисуса Христа, Которого гнал. Где же доказательство его архитектонского знания? Сам он говорит: яко премудр архитектон основание положит (1 Кор. 3, 10). Думаю также, что и Дух Святый архитектонствует в Церкви Божией, по слову того же Павла, который говорит: созидаетеся в жилище Божие Духом, и снабдеваемые Духом созидаетеся и растете в церковь святую о Господе (Еф. 2, 21. 22). Итак отвергших дивного Советника, Бога-Слово, Господь лишил мудрого Архитектона

 

 

120

Духа Святого. Посему, не имея Составляющего и Счиневающего их, они отрешены и отделены друг от друга, и не могут чрез духовное созидание соделаться церковью Божией. Будем же молиться, чтобы Церковь снабдевалась Духом, чтобы у нас поставляемы были духовные архитектоны, каков Веселеил, которого Бог наполнил Духом Божиим, духом смышления и ведения архитектонствовати во всяком деле архитектонства (Исх. 31, 3. 4).

И разумного послушателя. Если, по слову Соломонову, слово многоценно, во ухо благопослушно (Притч. 25, 12); то где нет слова, там нет нужды и в слухе. Итак, поелику отнят чудный советник, то в следствие сего отнят вместе и разумный послугаатель. Ибо где нет серебра, там без дела остается и торжник. Но прискорбно видеть, что, когда слово полно мыслей и рассуждает об обязанностях, нет разумно сознающего слово; потому что не имеют душевного уха, какого требует Господь для слушания слов Его, говоря: имеяй уши слышати, да слышит (Матф. 11, 15).

(4) И поставлю юноши князи их, и ругатели господствовати будут ими. Двойное наказание—быть лишену благ, и быть предану в худшее. Ибо после того, как Владыка Господь отнял у Иудеи и Иерусалима крепость хлеба и крепость воды, исполина и крепкого, человека ратника, и судию, и смотреливого, и пятьдесятоначальника, и дивного советника, и мудрого архитектона и разумного послушателя, пророческое слово угрожает им, что насланы будут юноши князи. Так оно признало самым тяжким наказанием для города быть под начальством и управлением юношей, потому что юность легкомысленна и удобоподвижна на худое. Необузданные вожделения, зверский гнев, опрометчивость, наглость, высокомерие и надменность суть страсти неразлучные с юностию;

 

 

121

ей свойственны зависть к превосходному, неосновательное мнение о своем собственном; бесчисленный рой зол сопряжен с юностью; и подчиненные по необходимости должны вкусить всех этих зол, потому что пороки начальников служат бедствием для подчиненных. Поставлю юноши князи их. Блага возвещены в единственном числе: крепкого и крепкую, человека ратника, судию, пророка, смотреливого, пятьдесятоначальника, дивного советника, архитектона и разумного послутателя; а угроза бедствиями возросла до множества: князи юноши, и: ругатели будут господствовати вами. Подразумевается же не юный возрастом, но незрелый по нравам; ибо не тот во всяком случае достоин порицания, кому не много лет, но тот, у кого жизнь проводится в страстях, каков был Ровоам, о котором написано: Ровоам был юнейший и сердцем страшлив (2 Пар. 13, 7). Посему и Екклезиаст говорит: горе тебе, граде, в немже царь твой юн, и князи твои рано ядят (Еккл. 10, 16). И здесь называется юным не тот, кто юн возрастом, но кто несовершен по душе. А что юность возраста не препятствие желающему жить добродетельно, сие дал уразуметь Господь в словах к Иеремии, говоря: не глаголи, яко отрок аз есмь (Иерем. 1. 7). Господь не отрицает, что он юн, но говорит, что юность для него не препятствие, по причине совершенства души, ибо ко всем, к нимже послю тя, пойдеши; потому что Я. Который вижу досточестность сокровенной седины, усмотрел, что ты стар по образу мыслей.

Ругатели же будут господствовать над теми, которые представили себя рабами греху. Ибо если общий всех враг соделывает их господином; не как собственными своими пользуется он, но пренебрегает как чужими. Общий наш противник уловленного в сети греха предает позору, изде-

 

 

122

ваясь и превозносясь над нами; даже не над нами только, но и над Господом нашим, от Которого сделал нас отступниками, и обнаруживая нашу гнусность, не перестает водить за собою в торжестве пленников и ругаться над покорившимися. Поелику сам он создан на поругание; сказано: сие есть начало создания Господня: сотворен поруган быти Ангелы Его (Иов. 40, 14); и Псалом говорит: змий сей, егоже создал еси ругатися ему (Псал. 103. 26); то, обратив против нас, что должен терпеть сам, господствует над нами ругаясь. Посему сознавший в себе грех, внушенный ему диаволом, говорит: яко лядвия моя наполнишася поруганий (Псал. 37, 8). И почти как Сампсон, чрез блуд сделавшийся добычею иноплеменников и ослепленный ими. доведен был до поругания; так и всякий, кого ослепит грех, бывает поруган чуждыми. О сих ругателях Господь не угрожает, что Сам поставит их, как юноши князи, но говорит, что они сами собою будут господствовать, что каждый своими делами навлечет на себя их господство. Посему, может быть, за то, что распинатели будут ругаться над Господом при кресте, Иудеи преданы были новому владычеству, владычеству Римлян, и над ними стали господствовать ругатели, не имеющие у себя истины. Если увидишь, что в Церкви управляют злонамеренно искажающие учение и лицемерные лжецы; то знай, что над нею господствуют ругатели, которые благими словесы и правдоподобными речами обольщают простосердечных.

(5) И нападати имут людие, человек на человека, и человек на ближняго своего. Явно, что Пророк говорит о событиях, предшествовавших последнему взятию Иерусалима, после которого Иудеи рассеяны. Не в пророческих гаданиях предлагает слово, но открыто и ясно описывает сии события,

 

 

123

когда, нападая друг на друга, наполнили они город мятежем и убийством, когда самые враги, обложившие город, не побудили их к необходимому единомыслью, но, находясь в крайности, так что город почти уже был взят, стены разрушены, враги вторгались, по любоначалию и желанию первенствовать они наступали друг на друга. И подверглись сему от того, что у них отняты были пророк, и смотреливый, и старец, и дивный советник, поставлены же юноши князи, и господствовали над ними ругатели.

И приразится отроча к старцу и бесчестный к честному. Пророк описывает отличительные свойства смятения; ибо мятежу свойственно, что ничего не различают, и дитя негодует на старца, и нападает на его правила, и бесчестный, опозорив себя страстью бесчестия, желает, чтобы его почитали более достойным уважения, нежели честного. Но боюсь, не простирается ли это и на нас; не о настоящем ли времени сии пророчества, когда дети, юные возрастом, и еще более юные нравами, приражаются к »пресвитерам церковным, не допуская их до священнодействий и не сохраняя подобающего церковного благочиния. А когда жившие порочно вооружаются против добрых правителей, тогда бесчестные восстают на честных. И не ежедневно ли видим людей, которые выходят из мест пиянства, чревоугодия, разврата, и начинают рассуждать о Боге и судить досточестных в народе?

(6) Яко имется человек брата своего или домашняго отца своего, глаголя: ризу имати, началовождь нам буди, и брашно мое код тобою да будет. Ясно, что и это относится ко времени Иудейского порабощения, когда томимые голодом до того, что стали поедать друг друга, покарялись они тем, которые, по их мнению, имели изобилие, прося их быть начальни-

 

 

 124

ками. Ризу имаши, началовождь нам буди. Истинный начальник познается но по внешним знакам, каковы: порфира, хламида и диадима, но по тому, имеет ли он начальническия доблести. Ибо подчинившийся сластолюбию, водимый различными вожделениями, как раб греха, не способен начальствовать. Здесь во свидетельство способности начальствовать берутся не душевные украшения, но облекающая одежда. Но будем молиться, чтобы начальники церквей и вожди народные имели о себе свидетельство не во внешнем одеянии, и не в наружном виде, но в самой истине, и мы могли бы сказать: не потому что внешность твоя украшена, и удалось тебе достаточно прикрыть себя личиною благочестия, но потому что Бог облек душу твою в ризу спасения и одежду веселия и возвеличил тебя всяким богатством, началовождь нам буди, чтобы от обилия в слове, мудрости и делах благих при твоем служении могли мы обрести себе богатство духовных наслаждений. И брашно мое под тобою будет, то есть, житомерие в твоей будет власти.

(7) И отвещав в день оный речет: небуду твой началовождь, несть бо в дому моем ни хлеба, ни ризы. Пророческое слово еще намекает на случившееся, как известно из истории, во время мятежа, и изображает крайний упадок народа, так что у них насильно возводятся в начальники не имеющие у себя и одной ризы. А сие показывает смутное положение дел во время мятежа, так что не по согласию и единодушию все устремляются на избрание способного начальствовать над ними, но каждый берется за первого встречного, и избирает не достойного, но близкого себе, не того, кто в состоянии спасти, но кто превосходит его родом. Ибо сказано: имется человек брата своего, или домашняго отца своего. Да не будет сего в рассуждении начальств церковных, чтобы

 

 

125

встречный брал встречного, хотя бы он не имел брачного одеяния, был лишен приличного украшения, беден духовными брашнами, и в доме своем, то есть, в сокровенности сердца своего, не имел истинного и живого хлеба, который может укрепить сердце человека. А теперь боюсь, что, как во время Иудейского мятежа были люди, по сознанию своей нищеты почитавшие себя недостойными начальствовать над другими, так напротив в настоящее время иные, и не облекшиеся во Христа и во утробы щедрот, по Апостолу (Кол. 3, 12), если кто возмется за них, не откажутся, а если и никто не возмется, во множестве будут втесняться, и окажется много самопоставленных соискателей власти, гоняющихся за настоящим блеском и не предвидящих будущего суда. Но не таков был Моисей; а напротив того во всем благопокорен и благопослушлив. Посылаемый к народу, он говорит: молюся ти, Господи, избери иного, егоже послеши (Исх. 4,13). А сим произвел он, что Бог как бы усильнее стал понуждать его; ибо самым отречением и исповеданием своей немощи показывал, что он достоин начальства. Посему прекрасно правило: не ищи, да будеши судия, егда не возложении отяти неправды (Иис. Сирах. 7, 6). Впрочем пророческое слово извещает, что насильно избираемые мятежниками в начальники не вовсе отрекались, потому что не просто говорили: не буду началовождь, но с присовокуплением: не буду людем сим началовождь, и сказывали тому причину.

(8) Яко оставлен бысть Иерусалим, и Иудея паде, и язык их со беззаконием, не покоряются Господеви. Ибо Иерусалим, который рука Господня доселе связывала союзом общения, теперь оставлен и отвержен. И Иудея паде, по отнятии ее опоры. И не таковы ли бедствия? Не приложено ли какое старание благоугодить Богу, или какое попечение о покаянии, чтобы от сего

 

 

126

была надежда на прекращение зол? Напротив того, язык их, не покоряются Господеви, и не просто не покоряются, но: со беззаконием. Поелику сердце чуждается Бога и не покорно закону Божию; то язык их, который должен день и нощь поучаться в законе Господнем, противоречит и не покоряется. Итак над чем же, говорит, буду начальствовать? Над Иерусалимом? Но он отвержен и оставлен. Над Иудеей? И она не устояла, но паде. Над приносящими раскаяние? Но они не покоряются языками своими. Итак, может быть, по прежней их славе, досточестно над ними начальствовать?

Но (9) смирися, говорит Пророк, слава их, и студ лица их противу ста им; то есть, у них нет и дерзновения возвести очи свои к Богу, потому что грех их не маловажен, но справедливо может быть поставлен на ряду с грехом Содомлян; они не тайно и не со стыдом соделали его, но, как бы восхищаясь лукавыми делами, всем его возвещали и открывали, как и Содомляне, устремясь в беззаконные удовольствия, не прикрывали своего разврата благосличными речами; ибо говорят; где суть мужие сшедший к тебе? Изведи я к нам, да будем с ними (Быт. 19, 5). Сему греху подражали Иудеи, потому что грех свой, как Содомский, возвестили и открыли. Встречающий сие в истории, которая пересказывает бедствия, предшествовавшие падению Иерусалима, удивится ясности пророчества. Посему две основательные причины к отречению у принужденных начальствовать над народом, — собственная своя неспособность и затруднительное положение дел, когда народ почти неисправим от великого преумножения грехов. То и другое заключает в себе настоящее пророческое слово. О собственной неспособности отрекающийся от начальствования говорит: несть бо в дому моем ни хлеба, ни ризы; неисцельность же народа видна из

 

 

127

слов: не буду началовождь людем сим, яко оставлен быть Иерусалим, и Иудея паде, и язык их со беззаконием, не покаряются Господеви: грех же свой, яко Содомский, возвестиша и явиша. Ибо Содомлян не мог спасти один, но нужно было, чтобы, по крайней мере, десять праведников умолили о них.

Горе души их, зане умыслиша совет лукавый на себе самих (10) рекгше: свяжем праведного, яко непотребен нам есть: убо плоды дел своих снедят. Когда Пророк уже увидел, что народ его, подобно Содомлянам, не стыдится грехов, и впадает в них, не только не скрываясь и не таясь, но еще с бесстыдною дерзостью, и хвалится гнусными делами; тогда, оплакивая его, говорит: горе души их, зане умыслиша совет лукавый на себе самих, рекше: свяжем праведного, яко непотребен нам есть. Замыслы против праведных обращаются на главу замышляющих, как стрелы, ударившись о тела твердые и упругие, отскакивают к тем, кем они пущены. Посему Пророк говорит: умыслиша совет лукавый на себе самих, рекше: свяжем праведного, яко непотребен нам есть. Сие сделали Иудеи в пришествие Господа; ибо, связав Его, привели к Каиафе. Связали руки благодетельствующие, не терпя пришествия Правды, потому что Она обращала в ничто их лукавства. Ибо правда непотребна неправедным, как солнце больным глазам. Посему Пророк говорит: плоды дел своих снедят. И вот плоды дел их: пленение, рассеяние, разорение храма, утрата прежней славы, студ лица их, не позволяющий им возвести взор к Богу, по причине греха против Единородного. Итак они утратили прежнее дерзновение, не имея у себя ни пророков, ни богослужения, связав-же Слово, связав Истину, связав Свет, связав Правду, связав Спасителя, связав Врача, связав Освободителя; так как все это для нас—Христос, по различному

 

 

128

о Нем понятию. Они лишились Света, лишились Слова, лишились Истины, живут в неправде, болезнуют неисцельно. Вот плоды дел их, которые снедают они!

(11) Горе беззаконному: лукавая приключатся ему по делом рук его. Утверждаю, что сие сказано о Божием суде, которым воздается каждому по достоинству. Если же горе беззаконному, потому что лукавая приключатся ему по делом его; то ужели, кто не исполнил неправды на деле, но совершил ее в тайне сердца, того не постигнет наказание, и не должно быть применено к нему сие горе? Или, сказав о совершенном в зле, Пророк тебе предоставляет заключить по сходству и о прочем. Ибо совершенное злонравие—грешить и мыслью и делом; половина же зла, когда грех ограничивается одним мысленным устремлением. Посему согрешающий мыслью не останется вовсе не наказанным; но в какой мере не полно зло, в такой уменьшится его наказание. Итак, горе беззаконному, лукавая бо приключатся ему по беззакониям и по делом рук его; потому что руки суть орудия мысли. Посему к чему направлено первоначальное, к тому же направлено будет и приводимое в действие.

(12) Людие Мои! приставницы ваши пожинают вас, и истязающий обладают вами. Людие Мои,—это голос призывающего к себе народ и состраждущего о бедствиях его. Прежде нежели связали вы Праведного, прежде нежели отказались вы Им пользоваться, что терпели вы? Теперь обложены вы многими долгами; потому преданы взыскивающим с вас долги. И как они не находят у вас ни полных рукоятей, ни обилия плодов, то пожинают вас умаленных и презренных, собирая сокрушенные плоды душ ваших. Таковы бываем и мы, когда приносим неполное, легкое и бесплодное покаяние.

 

 

129

Еже бо сеет человек, тожде и пожнет (Гал. 6, 8). Посему, кто при добровольном покаянии богато сеет в дух милостыню, сострадательность, молитву, правду, непрестанные слезы, тот, сея слезами, радостию пожнет, вземля рукояти (Псал. 125, 5. 6), чтобы отдать приставнику сполна весь долг. А кто, при раскаянии в соделанных грехах, не многое сеет в милостыню и молитву, возращая бесплодную солому, тому приставник не дозволит владеть и ею. Кто же этот приставник, знаем из Евангельского совета; ибо Господь говорит; егда бо грядеши с соперником твоим ко князю, на пути дождь делание избыти от него, да не како привлечет тебе к судии, и судия предаст тя слузе, и слуга всадит тя в темницу (Лук. 12, 58). Возми здесь во внимание соперника и путь, потом князя, которому подчинен соперник твой. Путь—это жизнь наша; а соперник— это сила нам противоборная, преследующая жизнь, изобретающая все способы совратить нас с пути ведущего ко Богу; и князь—это князь мира сего, о котором Господь сказал: ныне грядет князь мира сего, и во Мне не обрящет ничесоже (Иоан. 14, 30). Но ничего не обрел в Господе, потому что Он греха не сотвори, ни обретеся лесть в устех Его (1 Петр. 2, 22); не обрел в Господе, искушенном по всяческим по подобию, разве греха (Евр. 4 15). Когда же обретет в нас многое; привлекши многими путами своих грехов, какими связали мы сами себя, предаст Судии. А Судия, Которому Отец даде суд весь (Иоан. 4, 15), прияв нас, обличенных врагом и местником во многих винах, предаст слузе, который приставлен при наказаниях; и он всадит нас в темницу, то есть, в место мучения, взыскивая с нас, и подвергая нас тяжким бичеваниям, за самые малые прегрешения, которые ставили мы ни во что. Посему-то Господь советует, пока мы в

 

 

130

пути еще с противником, позаботиться о том, чтобы избавиться от него, то есть, делать все служащее к избавлению от врага, а не дожидаться, когда будем приведены, когда наступит последний час, в который, занявшись нами, произведет исследование князь, и если в жизни нашей найдет много своего, передаст нас Судии, обличая и не позволяя отречений, но напоминая и о месте, где соделали мы грех, потому что он был вместе с нами, и содействовал нам в худом, и о том, как производили его, и с каким расположением мы грешили. И так, мы властны в делах своих, постараемся избавиться от соперника!

И истязающий обладают вами. Истязающие бедных, на которых много долгов, влекут их в рабство. Посему прекрасное дело—не быть в долгу, а второе после него—не быть не в состоянии заплатить долг; в противном случае совершенно необходимо соделаться рабом, когда будут объявлены взыскания. Сие-то выразил Пророк словами: приставницы ваши пожинают вас, и истязающий обладают вами.

Людие Мои, блажащий вас льстят вы, и стези ног ваших возмущают. Имеющие князьями юношей, находящиеся под господством ругателей, пожинаемые приставниками, по несостоятельности к уплате отводимые в рабство и по чрезмерной бедности потерявшие свободу заслуживают более сожаления, нежели ублажения. Посему, кто ублажает таких людей, тот берет на себя дело льстеца, угождая сверх надлежащего, вводит в заблуждение и причиняет немалый вред, лишая их сознания грехов; а у вводимых в обман ублажением незаслуженным, и стезя ног их возмущается. Потому-то скорби внушают смирение, а ублажение производит надменность. Пророк сказал вообще: людие, показы-

 

 

131

вая тем, что не сей только народ, доведенный до униженного состояния и претерпевающий неисчисленные страдания, но и вообще всякий народ, так как общество, собранное из людей различных званий, возрастов и образов жизни, не может в равной мере принимать одинаковое ублажение. Разные, различным образом, и каждого свои бедствия изнуряют: одного многотрудная старость, другого невыгоды рабства, иного нищета, одних потеря близких, других болезни. Но может ли быть не обманчиво ублажение, усвояемое целому народу? Господь в слове о блаженствах выражает, правда, множество: блажени нищии духом, и: блажени алчущий, и: блажени плачущий (Матф. 5, 2—6); но тем, что простирает речь к присутствующим, дает разуметь удобоисчисляемость ублажаемых. Ибо ясно, что Он вел речь об учениках, которые научились похвальному смиренномудрию, и чрез подражание Ему, нас ради обнищавшему, восприяли на себя нищету в мудровании. Посему-то Он говорит: ваше есть царствие небесное, и: блажени, алчущий ныне, яко тии насытятся (Матф. 5, 3. 6). Если же тесен путь, и мало есть, иже обретают его (Матф. 7, 14); то возможно ли многим быть ублажаемыми? Посему называющий блаженным целый вообще народ вводит его в заблуждение и смущает, не давая ему идти мирно. Невнимательных легко уловить пристрастием к похвалам, когда каждый по самолюбию удобно увлекается обольщениями лести. Человеку же умеющему всем пользоваться, когда подпадет обвинениям, не надобно унижать себя и отступать назад по сей одной причине; а при похвалах, как незнающему себя самого, не должно на плеваться и кичиться. Поелику же стезя есть путь протоптанный и пройденный предшественниками; кто отстающим в ревности от Идущих вперед не дает прийти в скорбное чув-

 

 

132

ство, но ублажает согрешающих, как будто они во всем исправны, тот возмущает стезю ног их.

(13) Но ныне устроится Господь на суд, и поставит на суд люди Своя. Божиим судом и разумом, с неисповедимою мудростью, каждому по достоинству уделяется все подаваемое и ныне, и в будущем веке. Посему говорит Пророк, поелику народ столько беззаконновал, то Господь и навел на него такие бедствия. Поелику о Божием правосудии надлежало как бы показать, что множество наказаний не превышает меры беззаконий; то сказано: но ныне устроится Господь на суд, чтобы словом ныне отличить сие от будущего века. Или, может быть, хотя наше ныне означает неприметную и неотделимую часть времени, но для Бога все заключается в одном представлении ныне; потому что у Него нет ни прошедшего, ни будущего, но все настоящее, и ожидаемое нами в отдаленности усматривается Божиим оком как уже присущее, так что Божие ныне сообъемлет и будущий век. Итак, поелику, относительно к Богу, не далеко и определенное время суда, то полагаю, что слово: ныне, относится ко всеобщему суду. Устроится же на суд, раскрывая законы Своего правосудия, по которым производится правдивое воздаяние, соразмерно самым делам, такими наказаниями, что и сами осужденные согласятся произнесенный над ними суд признать справедливейшим.

И поставит на суд люди Своя, народ Израильский (елицы в законе согрешиша, законом и суд приимут Рим. 2, 12), а не прочие народы (елицы 6о беззаконно согрешиша, беззаконно и погибнут; и: нечестивии не востанут на суд (Псал. 1, 5), но на осуждение). У всякого же законодателя суд над судимыми по закону, им писанному, состоит в сличении поступка и намерения законодателя. Посему и Господь гово-

 

 

133

рит: слово, еже глаголах, то само судит вам, потому что помыслы, и зовущий ко греху, и внушаемый Господом, восстают друг против друга. Ибо, по слову Осии, объидут каждого советы его (Осии 7, 2); потому что все дела вдруг увидим в памяти как бы предстоящими пред нами, и появляющимися пред взором ума, каждое в собственном его образе, как что было сделано, или сказано. Поелику же Господь показал, что в попечении о народах, Им принятых, совершено вполне все от Него требовавшееся; то говорится, что Он побеждает на суде с нами. Не должно думать, что много потратится времени, пока каждый увидит себя и дела свои; и Судию и следствия Божия суда, неизреченною силою, во мгновение времени представит себе ум, все это живо начертает пред собою, и во владычественном души, как бы в зеркале, увидит образы соделанного им.

(14) Сам Господь на суд приидет со старейшины людей и с князи их. Какое-то сильнейшее движение изображает пророческое слово, сказав: сам Господь на суд приидет. Ибо о народе сказано: устроится Господь на суд, и поставит на суд люди Своя; о старейшинах же и князьях говорится; сам Господь на суд приидет. И во-первых, сказано сие в научение наше, что будем судимы каждый в своем чине—и народ, и старейшины, и князья. Ибо малый достоин есть милости: сильнии же сильне истязани будут (Прем. 6, 7). Но также очевидно, что идущий на суд приидет не судить, но судиться; потому что не судие прилично идти на суд к подсудимым, но подсудимые должны собраться к судие.

Пришедший же на суд с ними тотчас упрекает их, говоря обличительно; вы же почто запалисте виноград Мой, и разграбление убогого в домех ва-

 

 

134

ших (15) Почто вы обидите людей Моих? Подумаем, старейшины и князи народные, что будем отвечать Обличающему. Но станем лучше молиться, чтобы не нашлось в нас ничего подобного и достойного обвинения. Ибо очевидно, что слово сие относится к нам, которые или состоим в пресвитерстве, или, пользуясь высшею почестью, начальствуем над народом. Я вверил вам виноград плодовит, весь истинен (Иерем. 2, 21), чтобы он под вашим попечением приносил должные плоды; а вы не только привели его в запустение, но и зажгли. И это бывает, когда не только не учим должному, но еще допускаем в винограде запаление нечестия, которое подобно пламени разливается всюду и непрестанно охватывает с ним смежное. Кто зеленевшие доселе и плодовитые лозы делает сухими, некрасивыми и бесплодными, и кто не только не угашает страстей, бывающих в нас от возжженных стрел диавола, но распутством жизни производит то, что многие страсти раждаются сами собою, тот запаляет виноград. Но запаляет виноград и тот, кто глупою любостяжательностью возбуждает во многих пожелание чужого. Посему Пророк присовокупляет: и разграбление убогого в домех ваших, то есть, и те, которые хищением и насилием собирают неправедное стяжание, также подают причину к запалению винограда, когда худой пример начальников обучает весь народ, быть любостяжательными относительно друг к другу. Итак обвинены будем в этом мы, старейшины и князи, которые не возделываем винограда здравым учением и благими примерами своей жизни. Не без основания будет нам сказано и сие: и разграбление убогого в домех ваших, если подаваемое для упокоения бедных удерживаем в домах своих, лишая сего нуждающихся.

 

 

135

(15) Почто вы обидите людей Моих, и лице убогих посрамляете? Обидчики и грабители, когда обиженные на них жалуются, имеют обычай посрамлять их, и злословиями оказывать им презрение, угрожать побоями, и разглашать, что они любят мешаться в чужие дела. Посему не сказал только: обидите нищего, которого, по одиночеству его, всякому не трудно ограбить и уловить, но и посрамляете лица убогих; то посрамление, которое за неправду падает на вас, своим самовластием обращаете вы на бедных, подучая свидетелей, подкупая ходатаев по делам, обольщая судей, пока, сверх прочих неправд, не доведете бедных клеветою до посрамления. Но и другим образом делаемся мы виновными, когда жестоко нападаем на бедных за одинаковые с нашими проступки, разглашая их ошибки, не щадя никакой укоризны, но показывая бедным Божию ревность, и тем посрамляя лица их. А поелику есть и ублажаемые нищие, которые богочестия ради все презрели, и в надежде на богатство по Богу пренебрегали мирским обилием; то худо начальствующие над народом, которые не ублажают так обнищавших, но клевещут на них, ставят их ни во что, и унижают похвальное их смиренномудрие, по справедливости, и особливо если они старейшины и князи, обвиняются в том, что посрамляют лица святых нищих. Таков был нищий Иоанн, который не имел у себя ни дома, ни раба, ни вола орющего, ни поля, ни ложа, ни трапезы, ни хлеба. Таков был Илия; таков каждый из святых, которые проидоша в милотех, и в козиях кожах, лишены, скорбяще, озлоблени (Евр. 11, 37).

(16) Сия глаголет Господь: понеже вознесошася дщери Сгони, и ходиша высокою выею, и помазанием очес, и ступанием ног, купно ризы влекущия, и ногами купно играющия.

 

 

136

(17) И смирит Бог начальные дщери Сиони. Хотя пророческое слово главным образом означает нечто важнейшее, но вместе слова сии, и сами по себе взятые, заключают в себе полезное и замечательное для народа; потому что обуздывают жизнь нецеломудренных женщин, которые и в наружности, и во взглядах, и в поступи, и в одежде, выказывают наклонность к любодеянию. Когда, высоко думая о красоте телесной, превозносятся они пред прочими, прибегают к пустой пышности и надмеваются тем, что скоро увядает и исчезает: тогда высоко носят голову, чтобы лица их всем были видимы. Женщина честная и благонравная, от стыдливости потупляясь в землю, имеет лице наклоненное вниз; а имеющая в виду—сетями красоты уловить многих, ходит высокою выею. И помазанием очес. Это укоризна женщине, которая дышет любодейством; она смотрит любопытным оком, вольность сердца выказывает во взгляде, улыбается, вызывает взорами на блуд, разливает из глаз какой-то тлетворный яд—нечто подобное тому, что рассказывают о василиске, который, как говорят, одним взглядом умерщвляет, на кого посмотрит. Посему справедливо негодует слово на ходящих высокою выею, то есть, с бесстыдным лицом, и с помазанием очес. Но высота выи есть признак непокорения под иго целомудрия; а ходить, влача за собою одежду, походку иметь неестественную, но свободно приученную к неблагопристойным движениям, есть признак женщины надменной и сладострастной. За сие-то смирит Бог начальные дщери Сиони. Поелику не избрали смирения добровольно, но ходили высокою выею, то смирит дщери Сиони. Еще и ныне во многих местах можно видеть Иудейских женщин, играющих ногами каждого и не вразумляющихся пророческим словом. О когда бы

 

 

137

не надлежало обвинять в том же и дщерей Церкви! Ибо многие толпами, в глазах приходящих для слышания Божия слова, в праздничные дни, не зная духовного веселия, предаются непристойным играм, срамят себя козлогласованием и пьянством, не соблюдая заповеди, которая говорит: очи твои право да зрят (Притч. 4, 25); кося и повертывая в сторону глаза, дают тем разуметь свое лукавое произволение. Помизание очес осуждается во многих местах; так в Притчах о человеке худо жившем замечено, что он помизает оком, и знамение дает ногою (Притч. 6, 13); и еще: помизаяй оком с лестию собирает мужем печали (Притч. 10, 10); также: ненавидящий мя туне, и помизающии очима (Псал. 34, 19). Подобные обвинения простираются иногда и на мужчин, которые в кичливом самомнении гордятся пред низшими, хвалятся наружностью, помаванием бровей выказывают кичливость, при гордой и медленной поступи ходят мерно, спускают одежду до пят, чтобы показать свою надменность, и предаются неумеренным играм; и которым угрожает падение, то есть, уничижительное свержение с высоты.

И Господь открыет наружность *) их. Сию наружность горделивую, ведущую к изнеженности и ко всякому нецеломудренному помыслу, внушаемую сердцам неосторожным, открыет Господь, когда, при обнаружении тайных, снимутся плотские покровы, и душа будет выставлена на позор обнаженною, какова она сама в себе с срамотой дел. Иногда и здесь еще совершается откровение наружности к пользе тех, с кем сие бывает; дабы по обнажении того, что дотоле от многих скрывалось, по

*) Τὸ σχῆμα по другим чтениям; αἰσχίωμα, как и в Славянском переводе: срамоту.

 

 

138

приведении в общую известность греховного безобразия, устыдившись обращались те, которые дотоле,по причине скрытности, пребывали во зле. Посему дело Господа—открыть накладную и притворную наружность. И если кто из нас, удостоенных чести, прикрывает личиною нечестную жизнь; то да боится Того, Кто открыет нашу наружность, и объявит наши советы сердечные, так что худые помыслы каждого человека выставлены будут пред взоры всех. Ибо обидут каждого из нас советы его, и окружат дела с собственными их признаками, нанося нам стыд и вечную укоризну, когда обличится, что они противны учению, и проповедающий не красть найден будет татем, учащий не прелюбодействовать уличен будет, что имел участие с прелюбодеем, гнушающийся идолами окажется не удержавшимся от святотатства. Ибо нет ничего тайного, что не объявилось бы, и ничего сокровенного что не открылось бы (Лук. 8,17).

(18) В день он отимет Господь славу риз, и красоты их. Поелику они вопреки приличию пользовались тем, что дано им в употребление; то отимет Господь славу риз их, в которые одевались они на вред себе и встречающимся с ними. Посему всякой женщине, которая во зло употребляет облечение в одежду, угрожает отъятие. Поелику ходиша, говорит Пророк, купно ризы влекущия, не столько пользуясь, сколько злоупотребляя одеждою; то им повелено обнажиться славы риз. Отнимет и у нас славу риз, если окажется, что не достойно ее употребляем, но попираем, и скверним плотскими нечистотами. Какая же это риза, как не одеяние Святых—Господь наш Иисус Христос? Елицы 6о во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Сию-то ризу отъимет Господь у тех, которые грехами попирают Тело, и Кровь заветную мнят скверну

 

 

139

Евр. 10, 29). Символами сея ризы были неветшавшия ризы Израильтян, по написанному во Второзаконии: не обетшаша ризы ваша, и сапози ваша не сотрошася на нозех ваших (Втор. 29, 5); потому что сапоги были символами уготования благовествования мира. Ибо новый завет, какой дал Христос Иисус, пребывает новым и никогда не стареется. Чем долее употребляем сию ризу и сии сапоги, тем новее они делаются; и в нас, с преуспеянием веры во Христа, происходит непрестанно обновляемое и новое уготование благовествования.

И тресни ризные. Господь угрожает чрез Пророка отнять у женщин, любящих наряды, и тресни ризные. Слово κοσύμβοι (тресны) очень не часто встречается в употреблении у Греков, потому и значение его неизвестно. Впрочем, при устроении первосвященнической одежды находя ризу тресновату (χυτῶνα κοσυμβωτόν),имеющую пугвицы и звонцы, думаю, что тресны (κοσύμβοι) суть какие-нибудь плетения бахромы, висевшие по краям вместе с золотыми звонцами и пуговицами (Исх. 28, 4. 33. 34). Сим-то подражали, по излишеству роскоши, и дочери Сиона в украшении собственной своей одежды, и чрез это ругались над святительскими преимуществами, нося гиацинтовые и червленые сборки бахромы висящие на подоле.

И луници гривенные, (19) и гривну *), и красоту лица их. Пророк описывает подробно женские уборы, порицая излишество убранства. Ибо отнимет Господь и луници гривенные, и гривну. Яснее выразил другой слово: луници, сказав: (μανιάκας) ожерелья, и вместо гривны употребив слово: (χαλαστά) цепи. Посему луница есть золотое шейное украшение, сде-

*) Τὸ κάθεμα Слово сие по Славянскому тексту в настоящем месте переведено: срачицы тонкие; у Иезекииля же гл. 16 ст. 11. переводится: гривна—что согласнее с объяснением Св. Василия Великого.

 

 

140

данное в виде круга, которое возлагая на себя женщины стараются показать обнаженную шею и бесстыдно выказать то, что всего приличнее скрывать. И гривна есть некоторое украшение, спущенное также вниз, сходящее по груди, висящее в виде тонких цепей; и чтобы оно было видно, непременно нужно не закрывать грудь, вопреки тому, чего требовало бы благоприличие. И красоту лица их. Есть некоторые краски, употребляемые женщинами для украшения лица, белая, алая и еще черная. Одна придает ложную белизну телу, другая цветет румянцем на щеках, а черная луновидно описывает бровь над глазами. И сие самое Господь угрожает отнять, чтобы не было окрадываемо, как говорят, целомудрие мужей, и чтобы этим живописанием не были увлекаемы жалкие очи юношей. Или тогда отнимается это, когда все пред Судиею предстанет обнаженным, когда поникнет бровь, уныние явится на щеках, побледнеет лице от страха. Итак отнимет Господь и красоту, и состроение красы славные, как бы отнимет и вещество украшающее, и самое изобретение искусства. И поелику невозможно столько превозноситься одним украшением и приходить от него в кичение, но, при соединении всех вместе украшений, порождается горделивая мысль; то Господь угрожает отнять и состроение красы. Какова же краса, такова, очевидно, и слава красы. Но краса—телесная и суетная; потому и слава красы телесна и несамостоятельна.

И обручи, и запястия *), и вплетения. Все исчисленные, наряды составляют предмет забот для женщины щегольливой, то есть роскошной и рассеянной; преимущественно же обручи, и название свое получив от роскоши **), может быть, налагались на плечи.

*) Ψέλλια

**) Χλιδών, обруч, от χλεδὰω роскошествую.

 

 

141

Запястия же выставляются на вид на краях рук. Иногда запястия берутся и добрую сторону, например, когда старейший дому украшал святую Ревекку (Быт. 24, 2. 22). Ибо той, которая должна была сожительствовать с Патриархом, нужно было, чтобы уневещивающий ее обучил предварительно душевной деятельности. Посему украсил он руку золотыми запястиями, то есть, досточестными делами. Десять же златиц вес их, потому что все соблюдение Закона определяется десятью главами; и усерязи весом по драхме; потому что послушанию прилично украшаться верою в единого Бога. Но здесь отнимаются запястия, потому что превозносятся красотою запястий. Вообще пророческое слово показывает нам, что высоко думающий о дарованных ему способностях лишается поддерживающего его надзора. Вплетение же, вероятно, есть нечто вплетаемое в волосы, чтобы оно своею доброцветностию возвышало цвет волос. И никто да не почитает сего маловажным. Мы не честнее Духа, чтобы пренебрегать исследованием речений Писания. Ибо знаем из Песни Песней, что у восхваляемой невесты восхваляются и вплетения. Сказано: глава твоя, яко Кармил, и заплетение главы твоея, яко багряница (Песн. Песн. 7, 5).

И усерязи, и перстни. Знаем похвальное употребление усерязей в обручении Ревекки, — символ того, что ей в доме Авраама будут преподаны благие уроки об истине в мысленном; но во многих местах Писания находим охуждаемые усерязи. Во-первых, видно сие из того, что, когда надлежало войти в Вефиль, Иаков приказал женам вместе с богами чуждыми отдать и усерязи (Быт. 35, 4); потому что как идолослужение, так и употребление усерязей служили препятствием к вступлению в дом Господень; ибо Вефиль толкуется дом Божий. Потом, в книге Исхода, Аарон, принужденный

 

 

142

народным мятежом сделать идола, избрал усерязи, как вещество годное к приготовлению воспрещенного. Ибо сказано: взята, вси людие усерязи златы, яже во утесех их, и принесоша к Аарону, и слия их, тельца литого (Исх. 32, 3. 4). И Гедеон, из плена Измаилитского взяв у народа усерязи, сотвори от них ефуд, и постави его во граде: и соблуди весь Израиль по нем тамо: и бысть Гедеону и всему его дому в соблазн (Суд. 8, 27). И теперь усерязи сии охуждаются; потому что превозносятся ими мыспи дщерей Сионских.

(20) И багряницы, и пребагряная *). Пророк охуждает, как излишество, украшение в одежде у женщин любящих наряды, и у которых багряницею вытканы были одежды иногда до краев, иногда только в средине. Багряница есть символ обмана; потому что закрывает естественную цветность и выказывает свой собственный цвет, подобно людям, которые по наружности светлы, а в глубине скрывают зло. И сего должно убегать, чтобы не преобладало оно ни в средине, ни на пределах жизни. Посему-то и багряницы запрещает пророческое слово.

И утварь храмную, (21) и светлая Лаконская. Слово показывает избыток расточительности и нещадную роскошь, утварь храмную, по чрезмерной утонченности, называя светлою. Ибо стоящее великих издержек и на показ сделанное имеет целью человекоугодливость. А кто одевается светло, когда никто его не видит, и когда он один у себя в доме, тот выказывает весь избыток злоупотребления дарованным нам на пользу. Посему-то они подражают в одеянии Лакедемонянкам, которые отказываются совершенно обнажаться во время пляски,

*) Μεσοτόρφιρα, средобагряная.

 

 

143

признавая сие бесчестным, но надевают на себя чрезвычайно тонкую льняную одежду, сквозь которую видно все, что надлежало скрывать от взора мужчин.

И виссоны, и синеты, (22) и виссон со златом и синетою претыканы. Но вот уже дщери Сионския, в непотребной своей жизни по преизбытку роскоши ругаясь над святынею, носят подобие святительской одежды — виссон и синеты, во что, как в символы стихий, из которых все составилось, облекаясь первосвященники, входили во Святая, собою умилостивляя Бога о мире. Ибо виссон вместо земли, синета вместо воздуха, багряница вместо воды, червленница вместо огня. Но дщери Сионския, не довольствуясь и сими украшениями, для разнообразия и большей многоценности ткут их вместе с золотом. И тончицы постельные *). Тончица, как кажется, есть летняя одежда, которая бы и прикрывала, по-видимому, и не обременяла во время зноя. Так из книги Бытия узнаем, что Ревекка при встрече с Исааком одета была в тончицу **). Под тончицами же, какие теперь охуждает пророческое слово, разумеются по излишеству роскоши постилаемые на ложах при возлежании. Но слово: κατάκλιτα (постельные) прочие толковники не перевели, и оно отмечено чертою, как не заключающее в себе никакого смысла.

(28) И будет вместо вони добрые прах ***), и вместо пояса ужем препояшешися, и вместо украшения златого, еже на главе, плешь имети будеши дел твоих ради. Часть роскоши составляет и приятность за-

*) Κατάκλιτα, по другим чтениям: κατάκλειστα, и по Славянскому переводу: преимпаны златом

**) По Слав перев ризу летнюю (Быт. 24, 65)

***) Κονιορτὸς точнее прах (слич. Исаии 5, 24), хотя по Славянскому тексту в сем месте читается смрад.

 

 

144

паха, когда напитывают воздух некоторыми сожигаемыми составами, и производят нечто приятное для своего вдыхания. Итак женщинам, утопающим в удовольствиях и производящим приятный запах для обоняния, угрожающий воздаст вместо сего прахом. А прах есть тонкая земля, рассеянная в воздухе, которая, заграждая дыхательные пути, производит затруднение в дыхании и великую неприятность. Душа красуется, правда, мiром и фимиамом (Притч. 27, 9), но мiром духовным, каковым был сказавший: Христово благоухание есмы; и: Богу благодарение воню разума Его являющу нами на всяком месте (2 Кор. 2, 14. 15). Таковою вонею, исходящею от Иакова, услаждался отец Исаак: се воня сына моего, яко воня ~ нивы исполнены, юже благослови Бог (Быт. 27, 27). И в Песни, откровицы, обвеваемые небесным благоуханием Слова, говорили: в воню мiра твоего течем (Песн. Песн, 1, 3). И первосвятительское помазание было мiро доброе и приятное, достойное того, чтобы уподобляться братскому общению (Псал. 132, 1. 2). Для такого мира нужен художник, приявший от Бога мiроварное художество, чтобы соделать помазание святое, которое не взыдет на плоть человека (Исх. 30, 32). Но когда приятность вони употребляется к возбуждению похотения, тогда пути чувства заграждаются прахом, по благодеянию устрояющего сие Господа. А может быть, поелику в храме были сладости вони и мiропомазания, и фимиам сложения (Исх. 35, 15), но храм разрушен и теперь в прахе, ниспровергнут и сравнен с землею; то вместо прежней вони сладости подзаконного служения теперь он—прах ради душ, ходивших высокою и непокорною выею, которым сказано: се оставляется вам дом ваш пуст (Лук. 13, 35). Но и им, если захотят, можно отрясти прах, восполниться благоуханием Христовым, по совету го-

 

 

145

ворящаго: истряси прах твой и возстани, Иерусалиме, и облецыся во славу мышцы твоея (Ис. 52, 2, и 51. 9).

И вместо пояса ужем препояшешися. Препоясующийся по Богу препоясует чресла истиною; каков был Петр, воздевающий руки и препоясуемый на брань за Христа теми, которые вызывали его на смерть за свидетельство истины. Итак Святый препоясуется силою; ибо сказано: Бог препоясуяй мя силою (Псал. 17, 33). А утративший сие препоясание препоясуется ужем собственных своих грехов, потому что пленицами своих грехов кийждо затязуется (Притч. 5, 22); и их символом был бич от вервий (Иоан. 2, 15), изгнавший из храма осквернивших святая, чем Господь показал, что для всякого делаются бичами собственные сплетения грехов, и каждый бывает биен ужами грехов, его опутавших.

Вместо же украшения златого, еже на главе, плешь имети будеши дел твоих ради. Как из чрезмерной заботливости о раздражающем обоняние искавшие сверхъестественного удалились от естественного, и находя для себя нестерпимым дышать простым воздухом, а напротив того напитывая его благовонными мiрами и фимиамами, впоследствии стали вдыхать не чистый воздух, но смешанный с прахом: так, поелику не остались при естественном украшении, то есть волосах, которые даны женщинам вместо одеяния (1 Кор. 11, 15), но вплетая в волосы какие-то вплетения, непристойно украшали себя, то лишены и природою данного украшения, и по утрате волос, этого свойственного и сродного женщинам украшения, в которое облечены они самою природою, сделались весьма безобразным зрелищем. Ибо если гнусно для женщины стричься или бриться, то сколько гнуснее иметь плешь, которая во зло употребляющим свою красоту, для их же пользы, приносит безобразие.

 

 

146

Вместо же ризы багряные препояшешися вретищем. Господь повелевает произойдти такому превращению, все устрояя к пользе любящих украшаться; потому что как багряница подает повод к роскоши и кичливости, так вретище напуствует к сокрушению и смирению. Ибо кто одет в багряные ризы, тот не хочет пасть на землю и поклониться Богу; он бережет свой наряд, боясь испортить цвет своей одежды; а кто одет во вретище, тот всякое место почитает удобным для своего поклонения.

(24) И сын твой добрейший, ею же любиши, мечем падет. Кто будет воспитываться в худых нравах, тому гораздо полезнее умереть до зрелого возраста, чем долее заражаться, перенимая порочное поведение родителей. Итак если у тебя был сын или действительно прекрасный телом, или казавшийся прекрасным матерним глазам; он умрет в самой зрелости, во цвете возраста, и к большему твоему бедствию, умрет не своею, не естественною смертью, но насильственно, от руки врага, пораженный мечем.

И крепцыи ваши мечем падут. И терпя это, не будешь иметь возможности отмстить. В несчастиях и то утешение, чтобы отмстить за убитых, и причинявших скорбь ввергнуть в подобные скорби. Но у тебя не будет и этого; потому что все возрастные умрут на войне, останется же один бесполезный возраст, который, как беспомощный, без сопротивления терпит все, что угодно врагам.

И смирятся (25) и восплачутся хранилища утварей ваших. Хранилища золота и серебра, дорогой одежды и многоценных камней, пока заключают в себе сокровища, почитаются достойными забот и попечения, помещаются в крепких зданиях, на высоких местах; и при них бывают запоры, замки, печати,

 

 

147

стражи, и все придуманное для безопасности и охранения. Когда же окажутся они не имеющими в себе сокровищ, оставляются в пренебрежении и опустении. Воспользуемся сим и мы, потому что души, приявшие в себя дар Божия слова, соделались хранилищами драгоценностей, достойными помещения в божественных сокровищницах. Когда же они окажутся не имеющими божественных украшений, тогда будут уничижены, как отверженные и признанные бесполезными. Посему-то сказано: непотребен бысть Иехония, аки сосуд непотребен (Иерем. 22, 28). Итак, чтобы нам пребыть в Царских хранилищах, не предадим татям многоценной жемчужины, которая нам вверена!


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.