Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Толкование главы шестнадцатой

357

ГЛАВА 16.

Еда камень пуст есть гора дщере Сиони? (1) Будеши аки птицы парящия птенец отъятый, будеши дщи Моавля, потом же Арнон множайше совещавай (2). Сотворите покров плача ее присно: в полуденней тьме побегут, ужаснушася: да не отведешися (3). Обитати будут в тебе беглецы Моавли: будут в покровение вам от лица гонящего, яко отъяся помощь твоя, и князь погибе попираяй от земли (4). И исправится с милостию престол, и сядет на нем со истиною в Скинии Давид *), судя и взыская суд, и ускоряя правду (5).

Еще слово к дщери Моавитской. Еда камень пуст есть гора дщере Сиони? Пророк обличает ее презрение, с каким отзывалась она о дщери Сионской, думая, что гора Сион есть пустой камень, потому что незамечательна по величине, не может украшаться дарами земледелия, не доставляет пропитания живущим на ней и возделывающим ее. Ты, которая так думаешь о горе Сионе и уничижила ее, ты, которая надмевалась в своем кичении, превозносила сама себя в высокомерии и гордости, ты будешь подобна птенцу, который оставлен согревающею его птицею, когда она испуганная улетела из гнезда и питаемого ею оставила одного. Птица спасается бегством, а птенца легко возьмет всякой, кто захочет. Ибо орел,

*) В Славян. пер. в скинии Давидове. Но такое чтение не согласно с толкованием Св. Василия Великого.

 

 

358

или другая из больших птиц, привыкших весьма высоко подниматься над землею, не потерпит вреда от злоумышляющих; но ты будеши аки птенец, которому нужна чужая помощь для пропитания, который недавно вышел из яйца, у которого тело не покрыто еще густыми перьями, но имеет нужду в заимственном покрове, чтобы согреваться ночью и не терпеть от жара днем. Потому, когда мать обратится в бегство, ты будешь взята из гнезда, не имея сил защитить себя, и будучи не в состоянии бежать. Но один и тот же и возмет тебя из гнезда. и прогонит прикрывающую тебя матерь. Из сего видно, что души, воспитанные лукавым и непостоянным духом, когда встретят кого-нибудь мужественно преследующего их добрыми делами и призванием имени Христова, подвергшись доброму сиротству, бывают удобоуловимы для воспитания их во Христе, которое ведет к совершенству. Будеши дщи Моавля, то есть, оставшееся по обличении твоей немощи. Чем же ты будеши дщи Моавля? Чем была ты прежде, то и обнаружится. Ты забыла свое худородие, забыла, что родилась от отца, который произошел от брака, устроенного татски, потому что матерь твоя употребила ночь и вино для похищения отеческого семени (Быт. 19, 33. 37).

Потом же Арнон множайше совещавай. Поелику прежние совещания не принесли тебе пользы, Арнон, напрасно ты много любомудрствовал об учениях, составленных по всем правилам любомудрия; то составляй, если угодно, новые совещания. Кажется, что Пророк с некоторым осмеянием и иронически вызывает Арнон на безразсудные совещания, чтобы, пресытившись суетными своими замыслами и познав бесполезность их, приступил он, наконец, к здравому учению. Арнон же есть укрепленный город Моавитский, и пророческое слово им одним обозна-

 

 

359

чает нам все это место в Аравии. А имя Арнона предпочтено по значению, какое ему дается; ибо Арнон толкуется „просвещение их“. Итак, поелику люди, от высокого мнения о своей мудрости сильно страждущие превозношением, всего более думают, что ум их пребывает во свете, когда в действительности они омрачены смыслом и отчуждения, от Бога (Еф. 4, 18); то Пророк обращает слово к представляющим себя находящимся во свете ведения.

Потом советует; сотворите покров плача ее присно. Надав и Авиуд, принесшие на жертвенник огнь чужд, были попалены (Лев. 10, 1). И не принявшие Света истинного, но приемлющие того, кто преобразуется в ангела света, когда уразумеют, что они мечтали только о ведении, и заблуждали вдали от истины, необходимо будут сами себя оплакивать. Посему слово обратилось с советом к имеющим о них попечение, и говорит: сотворите покров плача ее присно. Ибо кто производит в других скорбь о проступках, допущенных в жизни, или в познании, так что иные начинают блаженно плакать, тот творит покров плача. Я видал, что иные, в полной мере предавшись скорби, заключали себя в малую хижину, заграждали туда всякой вход свету, и как бы сами себ& наказывали сим пребыванием во тьме. Посему, чтобы обычное им высокое мнение о своей мудрости, которое обольщает их смысл, которое в действительности есть тьма, но представляется светом, не тревожило их чувств, Пророк говорит: сотворите покров плача, их; то есть, преградив вход обольщению иномысленных, дайте место истинному Свету озарить сердца уверовавших в Него. Итак до пришествия дня Господня, в который восплачутся все племена земные, по сказанному у Захарии: возвеличится плачевопльствие в Иеру-

 

 

360

салиме, яко плачевопльвстие гранатового сада*): и восплачется земля по племенам; колено дому Давидова о себе, и жены их о себе; колено дому Нафанова о себе, и жены их о себе; вся прочая колена, колено о себе, и жены их о себе (Зах. 12, 11—14): вы, учащие народ и истребляющие согрешивших во все продолжение жизни, сотворите покров плача ее, чтобы бедствовавших прежде под грехом ваше слово привело к блаженному плачу.

В полуденней тьме побегут. В полуденное время дня, по-видимому, свет бывает чище и яснее. Итак, поелику разумно вникающими в законы истина может быть уразумеваема из творения мира, то живущие в мире, если они, отовсюду будучи озаряемы премудростью Божией, недугуют неведением Бога, пребывают в полуденной тьме; потому что, хотя все окружающие предметы показывают полдень, однако же в душах у неведущих пребывает тьма. Таковые-то в полуденней тьме побегут, ужаснушася: потому что мнения таких людей ничем не различаются от представления, какое составляют себе повредившиеся в уме. И полуденная тьма, по толкованию, тоже, что умоизступление, когда от какой-нибудь болезни потерявшие рассудок думают, что солнце не светит, и света нет в воздухе. Подлинно, это— умоизступление и явное сумасбродство, когда твари так ясно проповедуют могущество Сотворившего нас, обращаться к идолам и изваяниям, боготворить несуществующее, не редко еретическими учениями увлекаться вдаль от истины, и, как бы выступив из области света, бродить во тьме.

Да не отведешися. Слово убеждает нас не увле-

*) Ροωνος, как читается и у Семидесяти. Но в Славян переводе сие нарицательное имя, по Еврейскому подлиннику, обращено в собственное. Ададримона. Сличи 4 Цар 23, 29. 30.

 

 

361

каться правдоподобием иномысленных; ибо явное сумазбродство — последовать умоизступленным. О них известно, что ужаснушася. Они не на пути, ведущем к Богу; не бери их себе в путеводители, иначе приведут тебя к стремнине и пропасти. Слепец слепца аще водит, оба в яму впадут (Матф. 15, 14).

Обитати будут в тебе беглецы Моавли. После сего от лица благого и человеколюбивого Бога говорится дщери Сионовой о возвращающихся и намеревающихся обитать у нее Моавитянах, которые, издавна оставив Бога, обратно приходят к своему Владыке. Обитати будут в тебе беглецы Моавли, и они укроются у вас, говорит Пророк, ни мало не пострадав от лица гонящего. Ибо прежние споборники сделаются преследователями, объявив войну за обращение к истинному Богу.

Итак, поелику они стали, аки птицы парящия птенец отъятый, а отъят он из-под лукавого покровительства и освобожден от злого князя, который погиб, по гордости и самовластию поправ всех, то отъятому у него пророчество придает будущие блага. Ибо говорит, что исправится престол и царство Давидово. Поелику все будут иметь Царем Христа, по сказанному, что подобает Ему царствовати, дондеже положит враги под ногама Своима (1 Кор. 15, 25): то Пророк сказал, что престол исправится, чрез исправление подвластных царству; таковое же исправление делается не по достоинству тех, которые взойдут в сие царство, но по милости и благости Божией. Посему сказано: сядет Давид, то есть, не имеющий недостатка в руке и силе, Христос, со истиною. И воцарится в скинии, судя, доколе не сотворит суда над всеми. Сидение же Его со истиною показывает истребление лжи. А царствовать будет, пока сотворит суд.

 

 

362

Пророк изображает Его ко всем правосудие, с каким произносит о каждом приговор, не как случилось, но взыская что прилично и сообразно, чтобы суд над каждым имел благий конец: с поспешностью ускоряя и понуждая правду, выполняя ее не с опущениями и медленно, но со всяким тщанием.

(6) Слышахом укоризну Моавлю: укоритель зело; гордыню его отъях, укоризна его и гнев: не тако волхвование твое, не тако. (7) Восплачется Моав, в Моавитиде бо вси восплачутся: живущим в Седеке помышление, и не усрамишися. (8) Поля Есевоня возрыдают.

Сие должно читать начиная вновь, как не имеющее связи с предыдущим. Писание же не редко, между тем как ободряет слушателя обещанием благ и дает видеть благость Божию и сообразный с нею конец, для обращения нашего возвращается к угрозам и к слову о наказаниях. Ибо большая часть из нас имеем нужду в последних, да не вознерадев о богатстве благости и долотперпения, по жестокости своей и непокаянному сердцу, соберем себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия (Рим. 2. 4. 5). Подобное нечто находим и у Псалмопевца: благ Господь всяческим. И многое сказав о благости, что утверждает ниспадающия, что дает пищу во благовремении, не ограничился он сим, но присовокупляет: хранит Господь вся любящия Его, и вся грешники потребит (Пс. 144, 9. 14. 15. 20). И здесь, поелику сказанное выше выразило великую благость к обратившимся, с началом новой речи опять изображается скорбное.

Слышахом укоризну Моавлю. Сие сказано против князя мира сего, который первый измыслил отступничество, возгордился пред Творцом, нанес обиду людям, и попрал их своим презорством и гордостию. Ибо он ругается над принадлежащими к

 

 

363

Церкви, как над невольниками и ничем не различествующими от невольников по неведению. Он внушает каждому укоризны; он возбуждает начальников иных ересей неправду в высоту глаголами (Пс. 72, 8); а если когда соглашаются на исследование, учит их не основания доискиваться, но оскорблять того, кто в состоянии обличить нелепость его учений. Посему, врачуя его, Господь говорит: гордыню его отъях. Ибо отъятие лукавой страсти кичения есть как бы отъятие болезни; но и укоризна его, сказано, и гнев его. Сии недуги составляют собственность Моава.—Моав — обладатель худых стяжаний: укоризны, вымышляемой к бесчестию ближнего, и гнева, то есть постоянного и продолжительного раздражения.

Пророк потом присовокупляет: не тако волхвование твое, не тако. Укоряет Моава за древний замысл, потому что волхвование Валаамово ничего не могло сделать Израилю; так как Господь Бог обратил уста его от клятвы к благословению. Не тако, говорит Пророк, волхование твое, не тако. Ибо Валак, сын Сепфоров, царь Моавский, послал Валаама волхва, у которого волхвования были в руках, и сказал: прокляни ми людей сих. Но не так вышло волхвование, потому что сам Валаам отвечал: что проклену, егоже не кленет Господь? или что зло реку, егоже не злословит Бог (Числ. 23, 7. 8)?

Пророк потом предрекает плач стране Моавитской, восплачется, говорит, Моав, в Моавитиде бо вси восплачутся. Поелику плач есть болезненный голос, издаваемый женщинами, которые всего чаще предаются самому тяжкому сетованию; то словами: восплачется Моав, Пророк показывает и чувствительность удара и бессилие страждущих.

Живущим в Седеке *) помышление. Сие неясное

*) У Семидесяти и в Славянском: в Сифе.

 

 

364

изречение уясняют другие. Ибо Симмах говорит: „веселящимся на стене черепичной скажите“. Иные высоко думают о диалектике, и ее пособиями, как неприступною стеною, ограждают свои мнения. Сии-то веселящиеся находятся на стене черепичной. А чтоб показать, какова стена черепичная, присовокупил: скажите. Что удоборазрушимее черепицы? Но которые тщеславятся ничтожными и не стоящими внимания баснями, те веселятся, говоря на стене черепичной. А что же значит: живущим в Седеке помышление? Благое помышление—поучаться в законе Господнем день и ночь. Но помышление Моавитян лукаво; потому что помышление будет живущим в Седеке. Итак помышляющие об учениях достойных стыда не у срамятся.

Поэтому поля Есевоня возрыдают. Наказанием на бесстыдство служит бесплодие полей Есевонских. А Есевон есть название Моавитского города, который в окружающих его предместиях имеет обширные поля; сии-то поля, за лукавое помышление жителей, будут неспособны к произращению и бесплодны, и не принесут никакой пользы жителям. Если же из самого значения слова должно заимствовать некоторое основание; то Есевон толкуется „помысл“. Посему множества суетных помыслов, которые названы полями, возрыдают; потому что ни в чем не успеет лукавство нечестивых учений.

Виноград Севамань: пожирающие языков, поперите винограды его, даже до Иазира. Не совокупитеся, обходите пустыню, посланнии осташася, проидоша бо море. (9) И сего ради восплачутся *), яко плачем Иазировым, о винограде Севамани: древа твоя посече Есевон и Елеала, яко на жатву твою и на обимание вина поперу,

*) У Семид. и в Слав перев восплачуся. как и у св. Василия читается в последствии.

 

 

365

и вся падутся. (10) И отъимется радость и веселие от виноградов, и в виноградех твоих не возрадуются, и не изгнетут вина в точилех: престало до есть.

Выше сказано: поля Есевоня возрыдают: теперь присовокупляется, что и виноград Севамань также вместе возрыдает.

У каждого народа именуется какой-нибудь виноград, например: у Содома и Гоморры есть собственный свой виноград. Посему написано: от виноградов Содомских виноград их, и розга их от Гоморры (Втор. 32, 32). Так и у Египтян есть виноград, который Бог побивает, по сказанному: уби градом виноград их, и черничие их сланою (Псал. 77, 47). А есть и такой виноград, который насадил Господь. Воспою возлюбленному песнь возлюбленного винограду Моему. Виноград бысть возлюбленному в розе, на месте тучне (Иса. 5, 1). Еще виноградом названо царство Божие, как Господь показал в притче о делателях, которые взяли виноград на свое попечение, но не отдавали плодов. Ибо сказано: отъимется от вас царствие небесное, и дастся языку творящему плоды его (Матф. 21, 43). Господь как бы так сказал: у вас отнимется слово Божие, то есть, Закон и Пророки, потому что живете не по их требованию; и разумение дастся народу, который в жизни своей творит плоды слова Божия. Посему, как здесь слово истины есть виноград, так слово лживое, поселившееся у Египтян, есть виноград Египетский, миродержителем тьмы сея вданный им для делания; и виноград насажденный в Содоме есть тот, который возделывают лукавым навыком жизни злые Содомские наемники диавола. Посему научившиеся у диавола, и отвергающие учение Господне, с корнем отторгли себя от истинного винограда Божия, от того, который говорит: Аз есмь лоза истинная (Иоан. 15, 1); а взяли розгу из Содома и Гоморры; потому

 

 

366

и возделали грозд желчи, и грозд горести. И ярость змиев вино их, и ярость аспидов неисцельна (Втор. 32, 32. 33).

И виноград, так называемый, Севамань, поелику Севама толкуется „обращение“, может быть, есть какое-нибудь учение притворное, наружно показывающее, что имеет некоторое благочестие и удаляется лукавых призваний, а сим притворством вводит многих в собственное свое развращение. Найдешь и многие сочинения неправославных увещательные и побудительные к жизни благочинной. Но если уразумеем, что они содержат в себе не истинные увещания, но предлагаются как засада к уловлению богочестия многих; то прилично будет сказать, что делание таковых есть виноград Севамань, то есть, не учение о богочестии и здравом богословии, но некоторые правила о честности, общительности и щедрости. Это—виноград Севамань, возделываемый Моавитянами, о котором, как о производящем много от себя порождений, говорится, что он пожирает языки. Ибо начальники чуждых нам учений, с помощью диалектики, в которой они много упражнялись, и при бойкости в словах, побеждая не учившихся философии и простолюдинов, как бы пожирают ими уловляемых. К ним-то пророческое слово: вы, пожирающие языков, презрев таковые учения, поперите их; ибо оттого, что упражняетесь в них, не возможете сблизиться и соединиться с Иазиром, который толкуется „сила". Посему невозможно вам приять крепость, подаваемую от Духа право ходящим, если не попрете винограда Севаманя. Забудьте свою пустыню, не оставайтесь в ней долее, но, оставив ее и удалившись от нее, живите в лучших странах.

Посланнии осташася. Есть лживи апостолы, делатели льстивии, преобразующеся во Апостолы Христовы (2 Кор.

 

 

367

11, 13); они-то оставлены Богом. Посему да не обольстят они вас, как действительно имеющие крепость; ибо они беспомощны и оставлены.

Они же самые проидоша и море. А на что сим намекается, должно проразумевать так: иные справедливо оставлены, потому что сделали достойное охуждения, именно: проидоша море. Посему, кажется мне, что море берет Пророк в значении трудных искушений, какие встречаются с искушаемыми. Ибо подобно сему изречение: приидох во глубины морския (Псал. 68, 3). Посему подвижник не бежит от нужд, не переходит чрез море, но идет им на встречу и подвергается всякому искушению. А если иные во избежание гонений угождают язычникам, и, чтобы не подвизаться и не бороться с телесными пожеланиями, предаются удовольствиям; то они проидоша море.

После сего говорится: сего ради восплачуся, яко плачем Иазировым о винограде Севамани. Посему плач Иазиров не есть ли плач крепости, которым блаженно плачут крепкие, воздыхающие о своем пребывании в сей жизни, и обременяемые ею, желающие же и скончавающиеся душею во дворы Господни (Псал. 83, 3)? Или может быть, как оплакивается крепость, увядшая от болезни, потому что не стало ее у обладавшего ею некогда, так будет плач и о винограде Севамани, как об увядшем и уготовляемом на то, чтобы предать его огню.

После сего говорится стране Моавитской: древа твоя посече Есевон и Елеала. Итак древа страны Моавитской посече Есевон и Елеала. Что же ими означается, объясним по возможности. Есевон толкуется: „помысли“; а Елеала „восхождение Божие“. Итак посекаются виноград чуждый и древа, которых не насади Отец небесный (Матф. 15, 13); правыми помыслами и восхождением посредством добрых

 

 

368

дел, возвышающим нас к Богу, потребляется насаждение неправославных. Посему блажен муж, емуже есть заступление его у Тебе; восхождения Твоя в сердце его (Псал. 83, 6). Поэтому имеющий в сердце своем восхождения Божии и тщательно наблюдающий за своими помыслами, в состоянии будет испровергнуть учения неправославных, которые худо насаждены и приносят гибельные плоды.

Потом Пророк говорит: яко на жатву твою и на обимание вина поперу, и вся падутся. Поелику хлеб, который пожинает, и вино, которое собирает, противоположны хлебу, укрепляющему сердце человека, и вину, веселящему сердце человека; то Бог, как благий, попирает, не дозволяя, чтоб они сделались пищею или питием для неосторожно вкушающих, по неведению причиняемого им вреда. Итак на жатву твою, и на объимание вина поперу, и вся падутся. Сие может назидать нас и в отношении к телесному; потому что многие, имея почти в руках собирание плодов, от внезапного побития градом или другим каким бичом, теряли ожидаемое; ибо за неблагодарность и любостяжательность людей Бог не попустил насладиться сими плодами.

И отимется радость и веселие от виноградов: и не возрадуются, и не изгнетут вина в точилех, престало бо есть. Посему отняты радость и веселие у виноградов; отнято у Израиля царство Божие, и дано языку творящему плоды его. Можно разуметь сие изречение и относительно к телесному, что отнимается всякая радость у тех, которые внезапно теряют надежду собрать плоды своего земледелия. Или, поелику виноградом назвали мы ложное учение, то можно понимать, что отнимается веселие, производимое в обольщенных лжеименным ведением, как виноградом, который доставляет только призрак веселия, а не действительное веселие,—отнимается, чтобы не было

 

 

369

более обманутых. Ибо при обличении не станут веселиться, которые прежде удивлялись сему, и не будут возделывать Моавитского грозда узнавшие вред, какой следует за вкушением его. А может быть, и точила суть души, принявшие негодное учение.

(11) Сего ради, чрево мое на Моава аки гусли возгласить, и внутренняя моя аки стена, юже обновил еси. (12) И будет в посрамление тебе, и утрудися Моав о требищах, и внидет в рукотворенная своя, да помолится, и не возмогут избавити его. (13) Сие слово, еже глагола Господь на Моава, егда и возглагола.

Итак чрево Пророка, аки гусли, возглашает на Моава, то есть, стройно и мусикийски издает благосличный звук, по причине знания Того, Кто искусно ударяет в струны его. Чревом же называет то, что в другом месте Псалмопевец назвал внутренним; ибо говорит: благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его (Псал. 102, 1). Кто же повелевает внутренним своим благословлять имя Господне, как не повелевающий природе помышлений, исходящих изнутрь? А помышлений два рода,—одни худые: убийства, прелюбодеяния, татьбы, лжесвидетельства и око лукавое (Матф. 15, 19); другие благопристойные и спасительные: человеколюбие, целомудрие, общительность, благоговение, свидетельства по Богу, око чистое, и тому подобное. Посему, у кого все внутреннее доведено до готовности благословлять святое имя Божие, тот прекрасно приемлет также внутреннее расположение благодарить Бога. Так и у Исаии внутреннее было аки стена, юже обнови Бог; ибо так он был предуготован благодатию Слова, которая в нем обновляла внутреннего человека, и помышления его были как необоримая стена, так что не оставалось никакого входа ни худым помыслам, ни врагам, угрожающим нападением. Посему прекра-

 

 

370

сно, утвердив сие в уме, и нам возревновать подобно Пророку и сказать: чрево мое аки гусли возгласит, и внутренняя моя аки стена, юже обновил еси.

И будет, сказано, в посрамление тебе, яко утрудися Моав о требищах. Слово к тому же. Что значит сказанное, по-видимому, смело: будет в посрамление тебе? Для того, говорит, даровал Ты мне внутрь крепкие помышления, чтобы Тебе не обращающихся к Тебе ныне посрамить обличениями, какие им сделаны силою данных мне помыслов. Посему не достает слова: их, чтобы здраво передать смысл сих слов. И будет в посрамление их тебе. Ибо как в битвах стоящие друг против друга, пока почитают себя равносильными, не обращаются в бегство и не отступают; но когда другая сторона берет над ними перевес, обратив тыл, бегут: так и душа, вооружившаяся бесстыдством, стояла не усрамляясь, но обличенная словом, для нее укоризненным, обращается к стыду. И поелику это превращение (τροπὴ) происходит в сокровенности человека, то называется (ἐντροπή) посрамлением. И так для того чрево возгласит, и внутренняя будут аки стена, юже обнови Бог пророков, чтобы изменились и устыдились, начав почитать Бога, не знавшие полезного стыда.

Яко утрудися Моав о требищах, и внидет в рукотворенная, да помолится, и не возмогут избавити его. Теперь Исаия пророчествует о конечном истреблении всякого идолослужения пришествием Слова, предсказывает, что тщетны все труды о сооружении храмов и бесполезны надежды на рукотворенная. Ибо, говорит, помолится, и не возмогут избавити его. Это исполнилось ныне в пришествие Христово: хотя, как утесы, стоят пресловутые храмы;

 

 

371

однако уже нет демонской прелести, потому что сопротивная сила обращена в бегство таинством креста, проповеданного во всей вселенной. Ибо de слово, еже глагола Господь на Моава, егда и возглагола. Это как бы заключение всего слова, проповеданного на страну Моавитскую. Сие слово, еже глагола Господь. Напереди было поставлено такое изречение: слово на Моавитскую землю; в конце же всей части отделения прилагается: сие слово, еже глагола Господь на Моава, егда и возлагола. Что значит: егда и возглагола? Пророк показывает, что глас Божий редко бывал к Моавитянам. Бог часто беседует с Израилем, но по большой части безмолвствует пред язычниками, как не принадлежащими к Его части. Впрочем, не вовсе утаивает слово, но и им дает вкусить Своего человеколюбия, чтобы, по изведании немногого, подвиглись к желанию совершенного. Поелику же редко говорит Моавитянам, то и сказано: сие слово, еже глагола Господь, егда и возглагола.

(14) И ныне глаголю, в трех летех лет наемника обезчестится слава Моавля во всем богатстве мнозе, оставится умален, и бесчестен. Сими словами, по моему мнению, Пророк определяет Моаву время наказания, которое назвал тремя летами наемника. Поелику же все естество времени делится на три части; то, желая изобразить полноту времени, Пророк сказал: три лета. Итак, в трех летех лет наемника обезчестится слава Моавля. Наемник и в Евангелии обвинен Спасителем, Который говорит: а наемник, иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща, и бежит яко наемник есть, и нерадит о овцах (Иоан. 10, 12. 13). И по Закону, приселник и наемник Иереев не есть святыни (Лев. 22, 10). Посему Моав отдал себя в наемники и стал наемником, ибо не любил Бога; н что ни делал, все делал только из помышления

 

 

372

о плате и в чаянии собственной пользы, а не по расположению к делу. Поэтому обезчестится в трех летех лет наемника. Как пастырь наемник не пастырь: так и творящий милостыню, чтобы прославлену быть людьми, берет мзду; он уже не милостынодаятель, он не щедр. И целомудренный из человекоугодия—не целомудрен; он не за добродетелью гонится, но уловляет славу добродетели. Посему бесчестны пред Богом делающие что-либо на показ. Поэтому и Моав в трех летех обезчестится: то есть, по всякой мере времени, и обесчестится бесчестием наемника за то, что и добродетельные поступки его не дело расположения, но дело притворства. Обесчестится же во всем богатстве мнозе. Сколько приобрел он во мнении здесь, в такой же мере, по откровении тайных наших, воздается ему мзда стыда. И кто собирает своими руками много бесплодного, тот имеет у себя больше случаев к нанесению ему бесчестия. И делаяй сокровища языком лживым суетная гонит, и внидет в сети смертные (Прит. 21, 6). И оставится умален, и бесчестен: такое наказание есть благодеяние для согласившихся на зло.


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.