Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Толкование главы двенадцатой

302

Г Л А В А 12.

Тогда-то народ скажет: (1) благословлю Тя, Господи, яко разгневался еси на мя, и отвратил еси ярость Твою, и помиловал мя еси. Не редко иной бывает оставлен за то, что однажды увлекся в Египетские пороки, и несколько времени водился своим безрассудством; и он пожинает, что сам худо посеял. Но кто не совершенно оставлен, а напротив того получил какое ни есть благодеяние; тот скажет: благословлю Тя, Господи, яко разгневался еси на мя, и отвратил еси ярость Твою, и помиловал мя еси. Подобно сему и следующее место: гнев Господень стерплю, яко согреших Ему, да оправдит прю мою, и после сего изведет в конец суд (Мих. 7, 9); ибо Он не до конца прогневается, ниже в век враждует (Псал. 102, 9).

А кто говорит: благословлю Тя, Господи, яко разгневался еси на мя и помиловал мя еси, тот, сознавая благодеяние Божие, будет хвалиться им, и скажет: (2) се Бог мой, Спас мой, уповая буду на Него и не убоюся: зане слава моя и похвала моя Господь. Сего не скажут те, которые милостыню творят пред человеки (Матф. 6, 1), славу друг от друга приемлют, а славы, яже от единого Бога, не ищут (Иоан. 5, 44), и вообще преступают заповедь говорящего: не бываим тщеславни (Гал. 5, 26). Поелику же Господь обещает: прославляющия Мя прославлю (1 Цар. 2, 30); то

 

 

303

конечно, кто хорошо прославляет Бога, тот будет прославлен от Него. Так и лице Моисея прославилось; потому что он умел хорошо прославлять Бога. С славою сходствует и похвала; а потому хорошо прославляющий и хвалит здраво. А об имеющих превратные понятия о Боге никто да не думает, чтобы хвалебные псалмопения таковых были богоугодны. Ибо одному и тому же сердцу можно прославлять совершенно и хвалить здраво. Поелику же останок народа в Египте говорил: благословлю Тя, Господи, яко разгневался еси на мя, и отвратил еси ярость Твою от мене, ч помиловал мя еси; то, вышедши из Египта, скажет: не убоюся, зане слава моя и похвала моя Господь, и бысть ми во спасение. Припомни и ту песнь, которую во Исходе воспел народ Израильский, за предначавшею и вещавшею Мариамою: поим Господеви, славно бо прославися (Исх. 15, 21). Посему делают намек на сию древнюю хвалу говорящие ныне: слава моя и похвала моя Господь, и бысть ми во спасение.

После хвалы Господу (3) почерпает воду с веселием от источников спасения прекрасно поклоняющийся Господу. Если народ, впадший в идолослужение, обвиняется: Мене оставиша, источника воды живы (Иер. 2, 13); то явно, что верующий в Бога, и по вере в Него напоявающий душу спасительными догматами, черпает воду с веселием от источников спасения. А каково бывает веселие удостоившихся черпать из сих источников, можем разуметь из подобия, употребленного Давидом: возжада душа моя к Богу крепкому, живому (Псал. 41, 3). Ибо чрезмерность пожелания производит какое-то неописанное веселие в достигших вожделенного. И поучающийся в законе Господнем день и ночь, тот, о ком сказано: уста праведного поучатся премудрости (Псал. 36, 30), испытывая Писания, и в следствие правильного

 

 

304

искания обретая Господа, в веселии от такого обретения, приближаясь к духовной цели Писаний, будет почерпать воду с веселием.

Посему, когда сами насытимся питием почерпнутого из источников спасения: тогда присовокупим к себе и других, возбуждая их и говоря: (4) хвалите Господа, возопите имя Его *). Вопияние есть напряженный голос, который может достигать и к находящимся в дали. Посему возопите, то есть, не рассуждайте о Боге низко, но, высоким умом помышляя о всем, относящемся к Нему, так богословствуйте, чтобы слово ваше, по ясности учения, могло сделаться внятным и для далеких от спасения.

А сей смысл открывают и последующие слова. Ибо Пророк говорит: возвестите во языцех славная Его; изрекайте чудеса Его, покажите неразумным устройство мира, чтобы приведены были в любовь к сотворшему всяческая Богу.

(5) Хвалите имя Его, яко высокая сотвори. Или о чудесах мира возвещайте, что они высоки и недоступны; или о Силах небесных, что Господь сотвори в них высокая; или о благости к нам, что возвышает смиренных и сокрушенных сердцем. Ибо Господь возвышает праведных. Так Он сотворил высокое, и смиренного грехом превозвысил Собственною славою.

*) У Семидесяти βοάτε в Слав. воспойте.


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.