Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Толкование главы одиннадцатой

295

ГЛАВА 11.

И будет в день оный корень Иессеов, и восстали владети языки. (10) Пророческое слово благовествует нам о Христе, от семени Давидова. Ибо в день оный, то есть, во время предопределенное издревле и во время предустановленное, будет Корень Иессеов. В другом месте Пророк говорит, что произидет жезл из корене, и что цвет от корени его взыдет (Исаи. 11, 1); разумея под жезлом власть, а под цветом—для всех достолюбезное и вожделенное пришествие Его. И поелику Он в краткое время сообщит благодать воплощения; то Пророк представляет пришествие Его скорым и как бы мимоходным. А здесь говорит, что будет Корень Иессеов. Обрати внимание на слово: будет. Не сказал: явится, или: покажется, но в действительности будет; потому что принял плоть не мечтательно и не мнимым образом, но самым делом. Итак будет корень Иессеов, т. е. состав плоти, заимствованный от Иессея в действительности будет, и осуществится. И восстаяй; один и тот же—и корень и восстаяй. Корень Иессеов; потому что богоносная плоть заимствована по преемству от Царей: но восстаяй владети языки; потому что язычники возложили на Него упование, как показывает Церковь Христова из язычников. Ибо, восстав из мертвых, начал владети языки, оставив народ—убийцу. И Иудеям

 

 

296

оставил смерть, а язычникам даровал воскресение; потому что одни вопияли: да распят будет; и: кровь Его на нас и на чадех наших (Матф. 27, 22. 25); а другие приняли Распятого, и кровью Его искуплены от смерти.

И будет, говорит Пророк, покой Его честь. Самый покой Христов—честь для чтущих Христа, как Божие Слово, Божию премудрость и Силу. Упокоивающий Христа исповедует в Нем равночестие с Родшим Его, общение с Ним в достоинстве, бытие естества от вечности. А люди беспокойные изобретают какие-нибудь слова, служащие к бесчестию, и не говорят ничего к упокоению Христову. Но можно понимать здесь не только тот покой, которым упокоивается Сам Господь от прославляющих Его, но и тот, которым упокоивает Он любящих Его, по написанному: Я любящих Меня прославляю (Иоан. 14, 21. 17, 22). Итак покой, которым упокоится Господь, есть честь, которая по правосудию Божию будет уделяема по заслуге дел. Ибо одних почтит большими почестями, а других — меньшими; потому что звезда от звезды разнствует во славе (1 Кор. 15, 41). И поелику многу, обители у Отца (Иоан. 14, 2); то одних упокоит в состоянии более превосходном и высоком, а других—в низшем. Но все, ради чести, будут иметь покой.

(11) II будет в день оный, приложит Господь показании руку Свою. Рука Господня различно была показана в каждом роде чрез способных вместить в себе силу чудес. Она показала чудеса сперва в Египте, потом в пустыне, потом во времена Иисуса Навина, потом при Судиях и Пророках, служителях дел великих. А теперь говорится, что рука Господня покажет себя в пришествии Спасителя нашего, исцеляющего всяк недуг и всяку язю в людех (Матф. 4, 23), и совершающего пропо-

 

 

297

веданное в Евангелии. Ибо Господь прилагает показать еще и эту силу; потому что предшествовавшее казалось недостаточным к приведению непокорного народа в богопознание.

Еже возревновати останку *) прочему людей. Для того приложит показати руку, чтобы привести в ревность останок народа, который называет останком спасшимся от врагов, и перечисляет множество враждовавших: Ассирию, Египет, Вавилон, Ефиоплян, Еламитов, народы от восток солнца, и Аравитян. История полна сказаний о вражде их. Об Ефиоплянах говорит: изиде Зарай Ефиоплянин с силою в тысяща тысящей, и колесниц триста. И изиде Аса противу ему, и возопи ко Господу, и рече: Господи, не изнеможет у Тебе спасати во многих и в малых; укрепи нас, Господи Боже наш, яко на Тя уповахом, и о имени Твоем изидохом на множество многое сие. Господи Боже наш, да не превозможет противу Тебе человек (2 Парал. 14, 9—11)! Ассирияне отвели Иудеев в плен; Египтяне порабощали их в самом начале, а Навуходоносор был из Вавилонии. Еламиты же, племя Парфянское, часто нападали на Израиля вместе с жителями Месопотамии Сирской. И Аравитяне, народ воинственный, во все продолжение времени воевали с Израильтянами. И все сии народы, воевавшие с благорожденным семенем, частью побеждаются, частью побеждают, и, как бы в награду за то, что побеждаются и несут много трудов, приемлют это приложение, что увидят показанную руку Божию. Почему после доблестных подвигов и трудов будут и ревнителями.

(12) II воздвигнет, говорит Пророк, знамение в языки, и соберет погибшыя Израилевы, и расточенные Иудины соберет от четырех крил земли.—Итак

*) В славянском по останку.

 

 

298

Корень Иессеов, Возстали владети языки, воздвигнет знамение в языки, чтобы собрались погибшие Израилевы. Прииде бо Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго (Лук. 19, 10). А знамением, какое воздвиг в языки, служит упоминаемое в Евангелии: узрят знамение Сына человеческого (Матф. 24, 30), то самое знамение, которое называешь крестом Господа нашего Иисуса Христа, имже Святым мир распяся, и они миру (Гал. 6, 14); чем и выражает Пророк силу знамения. Для чего крестом совершено домостроительство вочеловечения? Для того, чтобы от четырех крыл земли собрались спасаемые. Ибо крест делится на четыре части, так что каждая его часть обращена к одной из четырех частей мира. А предпочтена крестная смерть, или—чтобы все части мира приведены были ко спасению частями креста; или потому, что прежде деревянного креста воздвигнут был целому миру спротяженный, мысленный крест, в среде которого соприкасаются четыре части вселенной, и сила которого, заключающаяся в среде, проходит в четыре части. Посему, как скоро воздвигнется сие знамение; погибшие Израилевы и расточенные Иудины собраны будут от четырех, крил земли. Воздвигнув сие знамение, имеющее силу низлагать начала и власти, которые победил на древе Совлекший их и как бы Сбросивший одеяние, для нас ими сотканное, и которое имеем на себе, совлек Он начала и власти, изведе в позор дерзновением победив на древе (Кол. 2, 15). Посему-то Павел, будучи из числа погибших Израилевых и расточенных Иудиных, как скоро уразумел знамение воздвигнутое Иисусом в языки, притек ко кресту, и сказал: мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6,14).

Последствием же того, что собраны погибшие Израилевы, над которыми царствовал Ефрем, и рас-

 

 

299

точенные Иудины, которыми управляли происходившие от семени Давидова, оказывается, что нет уже ревности у Ефрема против Иуды; потомки Иудины не враждуют против Ефрема. Ибо, по воздвижении знамения и по собрании погибших Израилевых, которые называются Ефремом, также по собрании расточенных Иудиных, (13) отимется ревность Ефремова, и врази Иудины погибнут. Заметь же, что Израиль называется погибшим, а Иуда—расточенным. Но между тем, согласием во Христе, Который умиротворяет земная и небесная, и в Себе всяческая примиряет (Кол. 1, 20), отъемлются страсти, какие прежде владычествовали в жизни, по причине упорства и мятежа. Потому-то Ефрем не возревнует Иуде, и Иуда не оскорбит Ефрема; ибо потребляется взаимная между ними вражда. Обыкновенно же, ревность всего более бывает для многих поводом ко вражде. Ревностью же называет теперь Писание не подражание в добром, но зависть благоуспешности других.

Посему тогда приведенные в согласие (14) полетят в кораблях иноплеменничих, море вкупе пленят. Пророк прекрасно изобразил скоро плывущих по морю, уподобив движение их полету, когда, при ветре, соразмерно упирающем в корму, несутся по морю на полных ветрилах. Но они пленят море, став победителями змия и ему подвластных. И об Апостолах Христовых справедливо можно сказать, что они пленят приводимых ими в познание истины, как бы делая своею добычею тех, которыми владел отведший человека в плен. Под морем же должно теперь разуметь место озлобления, которое в другом месте, как знаем, называется и юдолию плачевною (Псал. 83, 7). А кораблями иноплеменных называются, может быть, тела наши, потому что они не в дружественной связи с устройством

 

 

300

души. Ибо плоть закону Божию не покаряется (Рим. 8, 7), но похотствует на духа (Гал. 5, 17).

О них же говорится, что пленят Идумею, то есть, возмут верх над земным, и на Моава руки возложат. Моав толкуется: „от отца“. Посему к ним-то сказал Господь: вы отца вашего диавола есте; и похоти отца вашего хощете творити (Иоан. 8, 44). На них руки свои возложат, чтобы подчинить их себе добрыми своими делами. Потом сынове Аммони первии покорятся. Аммон толкуется: „народ с нами“. Может быть, первые покорятся Слову, в которых повреждение меньшее, покарятся прежде тех, в которых оно больше и разлилось сильнее.

Потом Пророк присовокупляет: (15) и опустошит Господь море Египетское. Как Иезекииль говорит о реках Египетских, которыми хвалится Фараон, потому что сам сделал их (Иезек. 29, 4), так Исаия именует Египетское море, которое опустошит благий Бог. Ибо благодетельно такое опустошение худых дел, производимое во время благоприятное.

Но Господь, как опустошит море Египетское и возложит руку Свою *) на реку духом пресильным, так поразит и седмь дебрий Египетских, и тогда иной обувенный перейдет реку Египетскую. Сим Пророк означает скудность оставшейся воды в речном протоке. ее будет так мало, или она до того пересохнет, что не останется сырости, которая бы переходящего реку заставила снимать с себя обувь. Или, может быть, поелику Моисею и Иисусу повелено было иззуть сапог с ногу, потому что земля, на которой стояли, свята есть (Исх. 3, 5, Нав. 5, 15); земля же Египетская не свята, и мерзка: то повелевается обувенным попирать реку, и не снимать с

*) Слов; руку Свою, нет в иных изданиях текста Семидесяти, но они читаются в издании Римском.

 

 

301

себя сапогов. Иссушается же река, гонимая пресильным духом Божиим. Поэтому земля Египетская недостойна принять на себя обнаженные стопы проходящих по ней святых. По этой причине и вкушающим Пасху повелено было иметь сапози на ногах (Исх. 12). Ибо где змий угрызающий и скорпий (Второз. 8, 15), там да будут сапоги на ногах, чтобы безопасны были обутые в них ноги. А когда достигнет кто уже святого места, тогда да иззует сапоги, как Апостолы Христовы, которым велено не брать с собою и сапогов (Лук. 10, 4).

(16) И будет Израилю, якоже в день, егда изиде от земли Египетския. Ибо и тогда в сапогах перешел он Чермное море, потому ч;то запрети ему Сильный, и изсяче (Псал. 105, 9); и Иордан перешли Израильтяне ногами, сохранив след свой немокренным, потому что вся влажность бежала от стоп их.


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.