Поиск авторов по алфавиту

VI. «Смутное время» Вавилонии: historia arcana последних десятилетий вавилонского царства

Попытаюсь дать очерк истории последних царей вави­лонских с точки зрения не вавилонской.

Прежде всего, не следует думать, что вавилонянин и халдей — понятия тождественные. Родина халдеев в Шумере, у берегов персидского залива: Вавилон — столица Аккада. Вавилонянин и просвещён и расслаблен высокой культурой: халдей — носитель богатых первобытных сил, еле затронутых цивилизацией. Вавилонянин ради комфорта помирится и с рабством: для халдея нет блага выше свободы. Словом, — если позволительно выразиться образно, хотя и не точно, — Вавилон — это Москва Месопотамии, Хал­дея же — её Запорожье. Когда халдеи начинали борьбу против Ассирии, они имели нужду в Вавилоне как опорном пункте для своих военных операций. Вавилоняне встречали полчища непрошенных избавителей от ассирийского ига без особенной радости: в сущности для Вавилона дело своди­лось к замене ассирийского ига халдейским. Такого же происхождения была и последняя династия царей вавилонских: халдей Набонолассар счастливо сверг ассирийское иго и в 626 г. до р. Хр. воцарился в Вавилоне. Когда летом 605 г. он умер, его сын и наследник Набу-кудур-усур (Навуходоносор) во главе халдейско-вавилонской армии стоял у Кархемиша 55), готовясь к битве с фараоном Некау.

54) Кönig, 185-188. 201.

55) Впоследствии город Ὠρπωτός Εὐρωπός, развалины которого (φ+36°50 φ+38°3. Gr.) на западном берегу Евфрата у местечка Джерабис, Ge-

312

 

 

По-видимому, вавилоняне поддались искушению — воспользо­ваться этим моментом для свержения чужеземной династии и провозгласили Бельшумишкуна царём вавилонским. Ка­жется, узурпация длилась не долго. Победитель египтян, Навуходоносор прибыл вскоре в Вавилон и воцарился. С Бельшумишкуном он покончил — вероятно — мировой сдел­кой: сын узурпатора, Нергальшарусур, женился на дочери Навуходоносора 56). Можно думать, что этот Нергальшару­сур подписался свидетелем на одном контракте Егиби Сыновей в 562 г., а в 587 г. командовал одной из бригад, участвовавших в осаде Иерусалима 57). Когда сын и преемник Навуходоносора Амиль-Марудук выказал себя в нелестном свете, сын узурпатора Нергальшарусур стал во главе недовольных и летом 560 г. убил своего зятя и воцарился сам. После его смерти его преемником был несовершеннолетний сын его Лабаши-кудур 58). Юный царь слишком скоро обнаружил такие склонности, что вавилоняне заключили, что из него не выйдет ничего доброго. Едва он процарствовал 7 месяцев, как был убит заговорщиками. Последние возвели на престол одного из среды их, Набунаида, вавилонянина родом, который ни в родстве ни в свойстве с династией Набополассара не состоял 59).

Таковы факты. Если относительно Нергальшарусура ещё возможно сомнение, потому ли его возводят на престол, что он был сын Бельшумишкупа, царя вавилонского, или потому, что он был зятем и сподвижником великого На­вуходоносора; то в 556 г. узурпация показала свой поли­тический цвет достаточно ясно. Под этим вырезаньем неугодных личностей кроется этнографическая подкладка: Вавилон свергает с себя халдейское иго. Но — как кажется — эта национальная тенденция узурпации и отравила для Набу­наида, сына Набу-балатсу-икби 60), всю прелесть царства. По-видимому, халдеи были не особенно расположены признать

râbîs. След. воздушная линия между Кархемишем и Вавилоном = 742 километрам = 502 m. passuum.—Delitzsch, Par., 266.

56) Schoene, 42. 50.

57) Unger, 277. Иерем. 39, 3. Ha контракте Нергальшарусур прямо назван сыном Бельшумишкуна.

58) Или „Лабаши-марудук“. Unger, 285; Gutschmid, IV, 536.

59) Schoene, 50 аβοννίδψ τωὶ τῶν ἐχ Βαβυλῶνος ὄντι). 42 (προσήχοντα οἱ [прежнему царю] οὐδέν).

60) Gutschmid, IV, 539.

313

 

 

вавилонянина своим повелителем. И летопись, начиная с 7 года его царствования (549 г.), повторяет стереотипную фразу 61): «царь в городе Тема; сын царя, вельможи и воины его в Аккаде». Царь вероятно не даром живёт среди халдеев 62): чувствуется надобность — личным присутствием среди них сдерживать революционные стремления. В то же время Набунаид пытается расположить к себе население Шумера: в его древней столице Уре он строит заново великолепный храм урскому богу луны Сину 63). И может быть для того, чтобы привязать окраины к Вавилону религиозными узами, царь приказывает привезти в столицу Месопотамии местных богов Шумера и Аккада 64). Но здесь-то и сказалась фальшь положения Набунаида. Вавилонский господин богов, Марудук, встретил этих непрошенных гостей совсем не гостеприимно: по крайней мере жрецы вавилонские заявили, что господин богов страшно прогневался на Набунаида, да и местные боги весьма недо­вольны причинённым им беспокойством. Словом, рано или поздно, но жрецы начали рисовать Набунаида великим грешником. В этом сословии Кир нашёл первых панегиристов дел его и по-видимому преданнейших сторонников нового режима. И объяснить это совсем не трудно. В 21 год правления Набополассара и 43 года Навуходоносора

61) Hagen, 18. 20.

62) Мне неизвестно, удалось ли современным ассириологам опре­делить положение этого города „(âl)-Te-ma-a“. Но конечно он но тождествен с арабским Taymâ(u) = с библейским Тêmâ (Иов. 6, 19. Иерем. 25, 23: θαιμάν). Delitzsch, Par., 303. Тайма аравийский лежит около φ+27°30' λ+39°0' Gr., слишком далеко от Вавилона. Но на южном берегу Евфрата есть местечко Tîmâ φ + 30°54.'9 λ + 46°50.'9 Gr. в 73 километрах расстояния по воздушной линии от al-Muqayyar или Mughayr φ + 30°57.'1 λ + 46°5.'4. Развалины Мугайр — остаток древней столицы Шумера, Ура халдейского, כשךים אוך. Возможно, что около Тима и лежал город Темаа. Что это был город шумерский, видно из того, что (âl) Te-ma-a противопоставляется (mât) Akkadî(ki).

63) Delitzsch, Par., 227.

64) Что боги привезены были и из Шумера, об этом летопись умалчивает, но говорит цилиндр Кира. Наgen, 22. 12. Кажется, нельзя считать случайностью, что слово „Шумер“ в летописи Набунаида не встречается ни разу, а в цилиндре Кира упомянуто четырежды. Сам Кир называет себя: „Курааш, царь вселенной (šarkiš-šat), царь великий, царь могущественный, царь Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь четырех сторон света“. „Стереотипный“ modus loquendi ставит Шумер прежде Аккада, юг прежде севера. Delitzsch, Par., 139. 196. Стремление летописи — обойтись без Шумера, выглядит политически тенденциозным.

314

 

 

многое было сделано так прочно, что с результатами этого 64-летия пришлось считаться всяким Нергальшарусурам и Набунаидам. Халдейские фамилии осели в Вавилоне и пред­ставляли из себя аристократическое сословие 66). Влиятельные места жрецов и магов достались халдеям. И в то время, когда вавилоняне мечтали о свержении халдейского ига, о национальном правительстве, жреческое сословие в глубине души желало как раз противоположное. В лице Набунаида национальная вавилонская партия победила; по жрецы вавилонские стали душою всех недовольных, повели глухую, но упорную оппозицию и по мере сил подготовили гибель Набунаиду.

 

___________

 

Но возвратимся к 560 г.

Когда в августе или сентябре ничтожный Амиль-Марудук был убит своим зятем, конечно не все встретили ликованиями воцарение узурпатора. Против него были во-первых халдеи, подвизавшиеся pro domo sua, во-вторых те энергичные честные люди, для которых долг верноподданного - не пустое слово б7). На этой же стороне был и про­рок Даниил и не только как верноподданный не токмо за гнев, но и за совесть, но и как религиозный иудей, глу­боко верующий в теократию, в сверхъестественное водитель­ство судьбами избранного народа. Пророки предсказали ведь ясно, что для наказания иудеев Бог воздвигает халдеев, новый народ на исторической сцене, полный непочатых сил и жажды деятельности. Именно Навуходоносору пред­назначено было пленить иудеев и разорить Иерусалим, ко­торый должен оставаться в запустении 70 лет 68). Только 27 лет прошло со времени сожжения храма. Для иудейской свободы не пробил ещё час. А если есть на то Господня воля, чтобы иудеи были рабами, они должны быть рабами халдеев, подданными царей из дома Навуходоносора 69).

66) Дан. 2, 2. 4. 10. 12; 3, 8; 5, 11.

67) Unger, 267. Ср. пр. 79.

68) Аввак. 1, 6—11; Иерем. 25, 9—12.

69) Что пророк именно так смотрел на судьбу иудеев, видно из его молитвы 9, 2 — 20. В первый год Дария [около 554 г.] я, Даниил сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима.

315

 

 

Иудейская лояльность пророка совпадала с лояльностью халдейскою.

И дело этой соединённой партии легитимистов стояло — на первый взгляд — не дурно: они знали, за кем им идти.

В 583 г. вавилонские пленники послали в Иерусалим дары на жертвоприношение и послание, в котором читаются след. замечательные строки: «И молитесь о жизни Нав­ходоносора, царя вавилонского, и о жизни Валтасара, сына его, чтобы дни их были, как дни неба, на земле. — И мы будем жить под покровом Навуходоносора, царя вавилонского, и под покровом Валтасара, сына его, и будем служить им много дней и найдём милость у

Следствием этих размышлений была пламенная молитва к Богу: Даниил приносит покаяние во грехах „отцов“ Иудейского народа и во грехах старшого, теперь мало-по-малу сходящего в могилу поколения своих современников, и молит Господа воззреть светлым лицем Своим на опустошённое святилище Его. Одним словом, пророк умоляет Господа возвратить пленение людей Своих. На первый взгляд такая мо­литва просто непонятна: ведь в 554 г. исполнилось только 33 года со времени сожжения храма, а не 70 лет, и верующему иудею оставалось, по видимому, только смириться под крепкою рукой Божией и ждать ещё 37 лет. Но дело в том, что тот же пророк Иеремия, который предрёк, что опустошение Иерусалима продлится 70 лет, — предсказал и о мщении Вавилону за храм иерусалимский (50, 28). И воздам Вавилону и всем жителям Халдеи за все то зло, какое они делали на Сионе (51, 24). Два исторических признака указаны для определения момента этого воздаяния. а) Историческая миссия халдеев кончится. Тыу меня молот, оружие воинское; тобою Я поражал народы, и тобою разорял царства. Вот, Я -- на тебя, гора губительная (51, 20. 25). б) Вавилон будет взят и разорён царями мидийскими (51, 11). Тогда пробьёт и час освобождения пленённых, и они скажут: Оставьте Вавилон, и пойдём каждый в свою землю, потому что приговор о нём достиг до небес. — Господь вывел на свет правду нашу; пойдём и возвестим на Сионе дело Господа, Бога нашего (51, 9. 10). В 554 г. Вавилон ещё не пал, ещё не был взят царями мидийскими. Но царь мидийский уже был и царём хал­деев и титулярным царём вавилонским. Когда же этот титул  пре­вратится в действительность? вот вопрос. Но пророк понимал ясно, что первый признак уже наступил: владычество халдеев, волей Божьей повелителей иудейского народа сменилось владычеством мидийским, и Вавилон представляет собою теперь такое бессилие, что молотом назвать его можно было только в саркастическом смысле. Что наступило начало конца, это ясно было для государственная мужа; что время плена в принципе кончилось, это издалече постигалось боговедением пророка (Ср. Дан. 11, 1 и Delitzsch, Dan. 474. 475). И неотразимо поднималась мысль в душе Даниила: самое определение Божие о 70 годах запустения не было ли условным? этот совет Божий не поставлен ли в зависимость от раскаяния иудейского народа, от его нравственного исправления? И это наступление предвестников избавления за 37 лет до истечения 70-летнего срока не есть ли масличный лист во рту у голубя, — выразительный символ, что Господу угодно сокра­тить лета пленения людей Своих; что Он благоизволил услышать, про­стить, совершить и не умедлить—ради Себя Самого?

316

 

 

них 70). Здесь имя Валтасара поставлено после имени На­вуходоносора так же как «в цилиндре Кира» имя Камбиза подле имени Кира. Между деловым стилем того документа неоспоримой подлинности и этого библейского неканониче­ского памятника — полная аналогия. Очевидно в 583 г. Вал­тасар, сын Навуходоносора, был всеми признанный наследник вавилонского престола. Что было потом? Из источников с вавилонской точкой зрения мы знаем только то, что после Навуходоносора царствовал другой сын его, Амиль-Марудук, а не Валтасар. Что побудило великого царя вавилонского изменить своё первоначальное распоряжение? Убедился ли он, подобно Петру великому, что его Вал­тасар не может быть его достойным преемником на вавилонском престоле? Или тёмная дворцовая интрига, быть может, исходившая из женских апартаментов, изменила судьбу Валтасара? Амиль-Марудук, может быть, был сыном жены Навуходоносора более любимой, чем мать Вал­тасара.

Но именно факт, что Бельшарусур-Валтасар, был сын Навуходоносора и некогда был признаваем наследником престола, и обратил на этого «mâršarri» взоры всех легитимистов в 560 г.: они провозгласили Валтасара царём вавилонским 71).

Но в самом Вавилоне и — видимо — и в Шумере партия Нергальшарусура была сильнее легитимистов. За то обшир­ная провинция Елам, (mât) Elamtu, примкнула к халдеям, и «в Сузах, престольном городе в области еламской» 72) Бельшарусура признавали царём, по годам его царствования вели летосчисление. Сюда выбыл из Вавилона и прор. Даниил.

Но шёл год за годом, и ничтожные нравственные качества «законного царя вавилонского» выяснялись все более и более. Легитимисты с горечью убеждались, что их

70) Варух. 1, 11. 12. Это место не забыто ни Унгером, 262, ни дру­гими исследователями, Köhler, 248. 249. Нo даже и Унгер делает из этого лишь такой вывод:

Царь Амиль-Марудукъ был сын Навуходоносора; убит; царь Валтасар был сын Навуходоносора; убит; следовательно Валтасар и есть Амиль-Марудук.

71) Дан. 7, 1.

72) Дан. 8, 2.

317

 

 

избранник не принесёт блеска халдейскому имени. Известно, чем кончилось дело. В Сузах Валтасар задал грандиозное пиршество и сам храбрствовал в многопитии «пред глазами тысячи». Безобразный дебош завершился поруганием иудейской святыни 73). Таинственная рука на­чертала таинственные письмена. Даниил-Балата-шу-усур держал грозную обличительную речь недостойному сыну Наву­ходоносора и предрёк будущую судьбу его царства. «В ту же самую ночь Валтасар, царь халдейский, был убит». Титул «царя вавилонского» звучал бы как сарказм над бездыханным трупом царя, не признанного в Вавилоне: титул «царя халдейского» выражал точную историческую истину: Бельшарусур бесспорно был царём халдеев, эмигрировавших из Шумера и Аккада.

Неизвестно, чья рука его поразила. Но это был смер­тельный удар и для халдейского легитимизма: у этой партии уже не было законного царя: дом Набопалассара видимо угас к 555 г. 74). И пред вождями легитимистов обрисовалась тяжёлая альтернатива: или покориться «тушинскому вору» - Набунаиду или отдаться под крепкую руку «круля польскаго Жигимонта». Этим Жигимонтом для еламской области был северный сосед его, царь мидийский Астиаг. «И Дарий мидянин 75) принял царство, будучи шестидеся-

73) Читатель благоволит сам убедиться, что в гл. 5 не единым словом не говорится, что пир происходит в Вавилоне. Выражение „мудрецам вавилонским“ 5, 7 этого конечно не доказывает, как не доказывают и „золотые и серебряные сосуды — из храма Иерусалимского“ 5, 2. 3. 23. Из Ездр. 1,7 — 11 видно, что в 538 г. иудеям отдали всех сосудов, золотых и серебряных, пять тысяч четыреста. А в 587 г. их в Вавилоне могло быть и больше. Эти сосуды представляли из себя не только металлическую ценность, но и трофей, т. е. ценность по­литическую. Сосредоточить все до единого трофея в вавилонском храме не значило — сделать из них самое умное политическое упо­требление. Напротив, разослав по нескольку образцов иерусалимских трофеев в главные города провинций, Навуходоносор поступил бы целесообразнее, больше прославил бы имя „бога своего“. Говоря про­заически, несколько иерусалимских сосудов, выставленные в сусском дворце, говорили еламитам внушительнее всяких слов: Навуходоносор одерживает победы. О вашей независимости от халдеев и меч­тать не смейте!

74Конечно 555 год я ставлю совершенно произвольно. Но третий год Валтасара несомненно предполагает, что его убили не ранее последних дней апреля 557 г.

75) Доказывать, после Унгера, что библейский Дарий мидянин есть Астиаг Ктесии и Геродота, значило бы асtum agere. Лишь для таких читателей „Христианского Чтения“, для которых исследование на немецком языке — книга, запечатанная с семью печатями, я воспроизвожу и

318

 

 

ти двух лет». В последних словах слышится отголосок дебатов, происходивших, в «боярской думе» в Сусах, когда халдейские «(аmêl) rabâti» решали судьбу «халдейского царства». Для «третьего властелина» (šalîttalta), являвшегося вторым за смертью царя Бельшарусура, — для Балата-шу-усура Даниила было конечно ясно, что именно царство мидийское теперь должно сменить державу халдеев, что провиденциальная историческая роль последних кончена; но для пророка это было ясно потому, что было ему открыто. В ином свете конечно эта альтернатива пред­ставлялась халдеям: для всякого исторически самосознатель-

с непозволительною для Унгера экстенсивностью — мотивирую только одно из его положений. Unger, 282. 281. 278. 275. 264. I) По исследованиям вюрцбургского профессора, Ниневия пала „во вторую половину 505 или в первую половину 594 г., следовательно в олимпиаду 46, 2“. II)    По Товит. 14, 15 Ниневию пленили Навуходоносор и Асуир, Ἀσσούηρος. Из Дан. 9, 1 видно, что Ἀσσούηρος есть лишь плохая транскрипция грече­скими буквами еврейского אחשךרוש ǎhašwēroš[Это axaшвepóш“ в свою очередь доказывает, что асореты пунктировали наугад, но умея произнести правильно это иностранное имя: армянское шавàрш šavarš показывает, что семиты произносили это имя ǎhšawārš или ǎhšawāruš, и это хшавàрш тождественно с подлинно персидским хшаярша, hšayârša, т. е. Ξέρξης греков; а это последнее, по счастливой догадке Nöldeke, 147,3, получилось из ионийского Ξήρξης, которое = Ξαρξας). А это Ξάρξας (прибавлю для некоторых читателей) греки в то архаическое время вероятно произносили похоже на кхшàаркхшааш или кхшàаркхшаас]. Итак, в израильском „пленении“, которое имело и возможность и интерес хорошо знать подробности этого события, мидийский царь, вместе с Навуходоносором пленивший Ниневию, известен был под именем Ахшаварша = Ксеркса. Но из хронологии события следует с непререкаемою ясностью, что мидийский царь, союзник Навуходоносора, быль не кто другой, как Κυαξάρης Геродота, Увахшатара персидской клинописи, умерший лишь в 585 или 584 г., после 28. мая 585 г. [О шавàрш P. de Lagarde,Arm. St. n. 1688; его же Purim, 51. 52, Anm.; его же Samech в Mittheilungen, IV, 372. cf. 381. A. v. Gutschmid, II, 156, склонен был „в еврейском Ἀσύηρος“ видеть только разновидность „первоначального Uvahšatara“. С этим я не могу согласиться]. III) Теперь чита­тель благоволит взглянуть на пять строчек, извлечённых из родословных дерев. Строки а b — персидские аристократические фамилии из числа семи (ср. Есфир., 1, 14), ср. Gutschmid, III, 506 — 508. 1 — 4; с d — персидские царствующие фамилии, ср. Hagen, 10; Nöldeke, 15. 42. 49. 57.; e — генеалогия царей мидийских. Unger, 274. 275.

        Его дед. …………           Его отец .  .  . Он сам.         .           .           .           Его сын.

а       Мардоний .  ………   Гобрия ....   ……Мардоний .           .           (Гобрия).

b      Мегабаз  .   . ………       Зопир .............       Мегабаз         ..          .           Зопир.

с      Кир............ ………….Камбиз …….. Кир I. ................................. Камбиз I.


                                                                   Дарий I.

d     Дарий……………....Ксеркс I…..    

                                                                  Артаксеркс I………………Ксеркс II

е     (Астиаг). . ……….Киаксар I.    ….   . Астиаг .     ……..  ……..  …….. (Киаксар II).

            В этом списке 21 имя, и в 10 случаях внук носит имя своего деда [Второй Гобрия в ( ) потому, что источник, Xenoph. Аnаbаs, I,

319

 

 

наго народа горько видеть разрушение своей национальной государственности, тяжело подчиниться иноплеменнику 76). Но халдейские «мужи совета» утешали себя тем, что они принимают решение только временное, а не бесповоротное, и это interim, по всей вероятности, кончится довольно скоро: царю мидийскому уже около шестидесяти двух лет; у него нет родного сына 77); вероятным наследником мидийской короны считается усыновлённый им зять его, царь аншанский Кир. Но ещё очень большой вопрос, согласятся ли гордые мидяне, считающие персов своими рабами, признать природного перса своим повелителем 78). Весьма вероятно, по смерти Астиага между этими народами начнётся усобица не на живот, а на смерть. Duobus litigantibus tertius gau­det. Тогда и халдеи вернуть себе золотую свободу. — И было решено: поклониться «царством халдейским» царю мидийскому.

И «Дарий, сын Ассуиров, из рода мидийского был поставлен царём над царством халдейским 79). Конечно

7, 12, не говорит, чей он сын. — (Астиаг) — ех coniectura Ungeri = Фраорт Геродота. Последний Киаксар в ( ) потому, что он существо­вал только в воображении Ксенофонта, ср. прим. 28 в начале. Но Ксенофонт хорошо знал персидские обычаи своего времени, и фантастический Киаксар Киропедии доказывает, что, если бы у Астиага были сыновья, то старшему из них он дал бы имя Киаксара. Конечно, Ксенофонт думал (и, по моему мнению, думал ошибочно), что Ἀστυάγης Κυαζάρης — мидийские имена]. Унгер говорит: „Дед и внук в силу известного обычая, der bekannten Sitte gemäss, носят одно и тоже имя“. Доказы­вать это своим читателям он не имел никакой надобности» Но этот „обычай“ говорит и о том, что сыну носить отцовское имя было совсем необычно. IV) Отсюда против верующих в историческое суще­ствование Киаксара II следуют такие выводы: Если Киаксар I носил имя „ Ассуира“ = Ксеркса, то сын его Астиаг Ксерксом не назывался. Допустим, что Киаксара II звали Дарием: он во всяком случае не был Дарием, сыном Ассуировым. А Дарий мидянин Дан. 9. 1 на­зван Дарием, сыном Ассуировым. Следовательно он — не одно лицо с Киаксаром II. Но Киаксар I бесспорно носил имя Ассуира; следовательно его сын Астиаг был „сын Ассуира“. И Дарий мидянин был сын Ассуира. Следовательно и по этому одному в высшей сте­пени вероятно, что Дарий мидянин — не кто иной, как сам Астиаг.

76) Ср. Herodot. 1, 129.

77) Unger, 263. 259. 260.        По Ктесии, Астиаг           выдал свою дочь Амути за Спитаму ἐπ προιχ πάση Μηõία = ,,и в приданое за нею дал всю Мидию“.          Если бы у Астиага был сын, Спитаме          такое приданое получить не пришлось бы.

78) Herodot. 1, 129. Unger, 261. 262.

79Дан. 9, 1: homlak bal malkhuth kašdîm. Когда царь вступает на престол по праву престолонаследия (2 Ц. 15, 10; 3 Ц. 6, 1; 15, 1. 8. 9. 24. 25. 28. 33; 4 Ц. 24, 6), то о нём обычно говорится „mālak“ resp. „wayyimlōk“, а не „homlak“. Форма hoqtal — homlak есть passivum формы

320

 

 

он принял титул царя вавилонского, но фактически его царство обнимало только (mât) E-lam-mi-iа, область елам-

 

hiqtîl = himlîk = воцарил; но из „homlakвоцарён ещё не следует, что Дарий был „царь милостью Кира“ Kautzsch, 500, так как „воцарить“ мог не только Сам Господь (1. Ц. 15, 35), не только царь-отец (3Ц. 1, 43) и не только царь-сюзерен (4 Ц. 23, 34; 24, 17), но могло и народное собрание (3 Ц. 12, 1. 20; 4 Ц. 11, 12). — Из этих выражений - во всяком случае — ещё менее следует тот вывод, что Дарий сделался ца­рём по праву завоевания, что он покорил  Вавилон. О Вавилоне как местопребывании Дария текст пророческой книги не говорит ничего. -- Основательно доказав, что Дарий есть Астиаг. Унгер, 267. мог воцарение Дария объяснить лишь в след. смысле: „Исторически не невероятно, что в 560 г. по умерщвлении Евильмеродаха Астиаг угрожал отмстить за смерть своего родственника“ [Навуходоносор был женат на мидийской принцессе Амуйти, тётке Астиага, Unger, 274] „и что Нериглиссар, против которого была сильная партия, состоявшая из друзей Евильмеродаха, из приверженцев династии, благодаря ко­торой Вавилон опять сделался великой державой, и из лиц благонамеренных, den Redlichgesinnten, - чтобы предупредить союз этой партии с царём мидийским, - сам признал его своим сюзереном (Oberhoheit) и обязался платить ему дань. Впоследствии или сам Нериглиссар воспользовался увеличивающейся слабостью Астиага или же Набонед — низложением его в 550 г., и Вавилон отложился от Мидии“. Унгер, кроме того, подчёркивает, 266, что по книге прор. Даниила за Дарием непосредственно следует Кир: о Нериглиссаре, Лаборосоарходе и Набонеде пророк и не думает (wird gar nicht gеdacht; следовательно под воцарением Кира он разумеет низложение им Астиага в 550 г., а не завоевание Вавилона в 539 г. „Итак“ - возра­зит, быть может, читатель: - „учёный вюрцбургский профессор умел же обойтись без вивисекции!“ Да, отвечу ясно неудобно только то, что прор. Даниил 9, 1 считает по годам царствования Дария, сына Ассуирова, а бравые вавилонские купцы, Егиби Сыновья, предпола­гается: в тоже самое время! - датируют смои контракты по годам царя Нергальшарусура (прим. 12. 13). Что же это за „вассальная зависимость» Hepгальшарусура от Астиага, когда о ней и не подозревает торговый мир в Вавилоне? Нет, ungeriana medicamenta non сurant. Замечу наконец, что ,,летопись“ под 10. годом Набунаида содержит загадочный слова (многоточия — места, которые повреждены или стёрлись в подлиннике. Hagen, 20): „ina sîmâni 21 (kam…… ša-(mât) E-lam-mi-ia ina (mât) Akkadî (ki)... (amêl ša-kin ina Uruk……“, т. e. „21. симану [— 8. Июня 546 г.]. еламск[ий?-ие?] в Аккаде.... наместник в Уруке….“. Урук, ныне Warkа φ+31018.' λ+45031.'. Нo Флойгль, 58, эти две строчки читает: „в месяце сиване в 21. день Кир от земли еламской прибыл в Аккад (kam Cyrus vom Lande der Еlаmiyа nach Akkad). Префект эрехский….“ и поясняет: „префект крепкого, чрезвычайно важного Эpexa очевидно задержал Кира“. Если бы всё это было верно, то этим местом было бы доказано, что по меньшей мере в 546 г. Елам принадлежал уже Киру; а так как под 1-м и 2-м годом Набунаида за­пись сохранилась весьма неудовлетворительно, то легко было бы до­пустить, что этой областью владел уже Астиаг. Далеe, из записи следовало бы, что Кир ещё в 546 г. попытался завоевать Вавилонию, но безуспешно. Однако от имени „Кир“ в тексте очевидно и следа не осталось. И частица „ša“ пред „mât Elammiia” показывает, что имя „Кир“ и стоять не могло пред этим словом. а) Он был родом или аншанец или перс, но не еламитянин; следовательно речь не о нём. b) Как „царь еламский“ он был бы назван „šar (mât) Elammiia“ т. е. так же без „ša“. И при том „ina не озпачает движения, nach. В вавилонском ina = ἐν, ana = εἰς nach. Следовательно

321

 

 

скую. Река Тигр 80) представляла теперь естественную гра­ницу между царством мидо-персо-халдейским и «Шумером и Аккадом», между владениями Астиага и — Набунаида. Но­вый царь — или же eгo spiritus rector Кир 81) — дал не дву­смысленно понять, что отныне «царство халдейское» — инте­гральная часть его «вотчины»: сетка деления на 120 обла­стей покрыла и новоприсоединённое царство, а подчинением этих мелких единиц трём генерал - губернаторам мо­жет быть воспользовались для расчленения Елама, для установления зависимости юго-восточных modînôth 82) еламских от архисатрапа персидского. Так совершилось разделение царства Валтасарова 83) между мидянами и пер­сами.

Впрочем Астиаг был, по всей вероятности, добрым государем для своих новых подданных. В качестве царя вавилонского он исполнял требования вавилонского этикета. Над своими мидянами он царствовал как Астиаг 84) и под этим nomen regni стал известен и лидийцам и ионийцам: над халдеями он воцарился под своим собственным именем „Darayavušhšayaršahya putra, что по-вавилонски выходило „Dâriâmuš mâr Ahšamaruš“,

толкование Флойгля, вероятно, ошибочно, и мысль, что „еламская область досталась мидо-персам ещё около 555 г., должна пока считаться только гипотезой, для подтверждения которой в тексте „летописи нет данных. — Delitzsch, Par., 221. 222. 200. Muss-Arnolt, 99. 64. 66.

80) Дан. 10, 4.

81) Как важно для Кира было присоединение Елама, легко понять из географического положения этой области. Родовое владение, „вотчина Кира (mât) An-ša-an, вероятно (Nöldeke, 16. 24) лежало около Пасаргад, т. е. в местности нынешнего Murghâb, след. около φ+30°12' λ+53°27' Greenw. Область Елам, словно могучий клин, стеной гор Луристана отодвигала Персию в даль от Эгбатан.

82) Всем хорошо знакомо название „Медина по арабскому городу „Мадинату-н-наби (т. е. „город пророка). Но „Медина происходит от „danсудил и значит собственно не город, а судебный округ (resp. центр его). В смысле мелких административных единиц, — уездов, если угодно, — слов мединот употребляется в Есф. 8, 9.     

83) Не следует упускать из вида, что разделение предречено именно царству Валтасара, „царство твоё“, Дан. 5, 28. После 539 г. о мидянах, как самостоятельном державе, которая поэтому могла требовать себе доли в Месопотамии, не может быть и речи; тогда мидяне были просто подданные царя персидского. А между 559—550 гг. Кир был скорее союзником царя мидийского, чем его подданным, и если довольство­вался скромным титулом царя аншанского, то — по-видимому — лишь по­тому, что не хотел без нужды раздражать нервы мидян более громким именем царя персидского. Unger, 257. 261.

84) Об имени „Астиаг см. приложение Б в конце статьи.

322

 

 

«Дарий, сын Ксеркса» 85). Признавая факт, что «царство халдейское» он взял не мечом и не луком своим, Дарий — подобно современным конституционным государям Европы — пытался царствовать, но не управлять, — пёкся о том чтобы ему «не было никакого обременения»: халдейским легитимистам позволялось d’être plus royal que le гоi même, и им иногда удавалось из своей беcпредельной верноподданности устраивать ловушки для самого царя и — управлять им. Так им удалось — насколько это от них и от Дария зависело — погубить Даниила, которого спасла только десница Божия. Из этого события видно и то, что Дарий от времени до времени проживал в Сусах. В этом же городе Даниил получил и откровение о седьминах 86).

В 550 г. слабохарактерный Астиаг поддался внушениям эгбатанских мидян и вздумал было начать против Кира борьбу за освобождение Мидии от угрожающей ей персидского ига. Астиаг выступил в поход, не подозре-

 

85) В этом пункте я расхожусь с Унгером, который, 264. 275, ду­мает, что „Дарий“ было nomen regni, dor Thronname, Астиага, а его „соб­ственное имя, кажется, было Φραóρτης = fravartîs“. Это предположение и слабо обосновано и излишне. — Но благосклонный читатель вероятно уже замечает серьёзное возражение против отождествления Дария и Астиагом: вавилонская же клинопись называет Астиага Iš-tu-me-gu, а не Дарием. На это я отвечаю аналогией. До знаменательного 2. февраля 1896 г. в Петербурге и Москве знали только принца Фердинанда кобургского, тогда как в Софии говорили о Фердинанде — князе болгарском. Оба клинописные свидетельства об Иштумегу происходят от Набунаида. Узурпатор вавилонский понятно ничего знать не хотел о Дарии, сыне Ксеркса, царе вавилонском, царе халдейском; он признавал его только Астиагом, царём мидийским. Иштувегу есть тенденциозное игнорирование царя Дариавуш и не доказывает ничего. К „царю варваров Набунаид относился с несомненной ненавистью и низложение его в 550 г. встретил с близорукими ликованиями и писал об этом событии следующее: бог Марудук повёл „малого раба своего, a-rad-su сahri, Кира, царя аншанского, с войском его, — позвал его на брань. И он низверг царя варваров; Иштувегу, царя варваров, взял он в плен; овладел его сокровищами и увёз их в землю свою. Evers, 6. 7. Мог ли наивный царь вообразить, что господин богов Марудук этого же самого „малого раба своего чрез 11 лет приведёт прямо в Вавилон? Наложенный Киром в 538 г. на Вавилонию семидневный траур по „Иштувегу“ был своего рода реванш за это игнорирование прав Дария на царство вавилонское: по крайней мере умершего Астиага весь Аккад оплакал как своегo царя.

86) Читатель благоволит сам убедиться, что ни в 6-й ни в 9-й гл. слово „Вавилонне упоминается. Следовательно, предполагая, что эти события совершились в Сусах, я поступаю не более произвольно, чем те, которые полагают, что местом этих происшествий был Вавилон.

323

 

 

вал, что его собственное войско уже поняло давно, что в скромном царе аншанском кроется администратор и полководец — не Астиагу чета. Мидийские воины «взбунтовались» против своего царя, «взяли его под арест и выдали Киру». Он вступил в мидийскую столицу Эгбатаны, забрал серебро, золото, имущество экбатанцев, и увёз эти сокро­вища в своё наследственное владение, в землю Аншан 87). Астиага поселили в Верканы. С этих пор вавилонская летопись перестаёт говорить о Кире как «царе аншанском», šar An-ša-an, и в 547 г. называет его уже «ца­рём персидским», šar (mât) Par-su. С 24. марта 549 г. халдеи в Сусах считали уже первый год Кира, царя пер­сидского (и вавилонского), а между 1. апреля 547 г. — 21. марта 546 г., в третий год Кира, царя персидского, про­рок получил последнее по времени записанное в его книге, откровение, в то время, когда он — видимо 24. апреля 547 г. — был на берегу большой реки, Тигра, 88).

По вавилонскому же счислению первый год Кира на­чался лишь с 23. марта 538 г. Об этом летосчислении и идёт речь в Дан. 1, 21.

 

___________

 

Сущность моей статьи сводится к след. тезисам:

1) Царь Валтасар Дан. 5, 1 — 30; 7, 1; 8, 1 есть то самое лицо, которое упомянуто в Вар. 1, 11. 12 1).

2) Этот Валтасар, сын Навуходоносора, не тождествен ни с Амиль-Марудуком 2), сыном Навуходоносора, ни с Набунаидом 3), ни с   сыном Набунаида 4).

3) С вавилонской точки  зрения, этот царь Валтасар был только узурпатор 5).

4) В свою очередь       Нергаль-шар-усур и Набу-наид, с          точки зрения книги прор. Даниила,    были только узурпаторы 5), а не цари вавилонские 6).

5) Избранный халдейскими легитимистами в царя вави-

87) Летопись под 6. годом Набунаида, Hagen, 18. Unger, 258. 259. 262. Evers, 6. 7.

88) Дан. 10, 1. 4.— Unger, 267.

1) Вместе с Унгером и многими другими. 2) Против Унгера и многих др. 3) Против Иосифа Флавия и др. 4) Против Кёлера, Еверса, де-Моора. 5) Novum? 6) Вместе с Унгером?

324

 

 

лонского, но не признанный в Вавилоне, Валтасар цар­ствовал не в Вавилоне, а в Сусах (около 559 — 555 г.) 5).

6) Пир Валтасара, откровение о седьминах, ввержение Даниила в львиный ров, — события сусские, а не вавилонские 5).

7) Дарий, сын Ксеркса, Дан. 9, 1; 5, 31; 6, 1. 28, есть Астиаг, царь мидийский 7).

8) Дарий-Астиаг в Вавилоне не царствовал 5).

9) Халдейские легитимисты - эмигранты добровольно при­знали Дария своим царём 5). Вследствие этого Елам присоединён был к Мидии 5). Царствование Дария приблизи­тельно падает на 554 — 550 г. 5).

10) По счислению еламскому, которое разумеется в Дан. 10, 1, царствование Кира начинается с 24. марта 549 г., а по счислению вавилонскому — с 23. марта 538 г. 7).

11) Пророк Даниил скончался в Сусах вероятно между 23. марта 538 г.—11. марта 537 г.

 


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.