Поиск авторов по алфавиту

Автор:Акоминат Михаил

Акоминат Михаил Патриарху Михаилу Авториану

II. Письма κ патриарху Михаилу Авториану.

В сборниках находится семь писем к М. Авториану. Из них четыре, написанные из Афин и знакомящие с впечатлением, какое произвел на М. Акомината этот город, не относятся к кругу вопросов, здесь занимающих нас. Остальные три письма знакомят с теми же отношениями, что и приведенные выше письма к Ф. Ласкарису. Одно из них приводим вполне, о двух других—ограничимся краткой передачей содержания. Наш писатель соединен был с М. Аварийном самой тесной дружбой: вместе начали они службу секретарями при патриаршем дворе, едва ли не вместе учились. М. Авторианом был одним из первых сотрудников Ф. Ласкариса при основании империи в Никеи.

Патриарху Михаилу. Cod. Lavrent. Fol. 107, Barocc. 163. Начало: Ὡς εὐμαθές μοι τὸ σὸν φώνημα. «Вошедши на высоту, Ты не потерял смирения, но сохранил все прежние обычаи и туже самую речь.

Καὶ νῦν ἐπὶ τὴν καθ' ἡμᾶς ταύτην καθῆκας ἐσχατιὰν,  οὐδ’ ὑπό τι δεσποτικὸν ἢ πατρικὸν γοῦν, ἀδελφικόν δὲ καὶ τὸ ὅλον

Ныне и в нашу даль ты послал свое слово, не властительное или отеческое, но братское и вполне дружествен-

 

 

52

φίλιον, βρύον ταῖς ὑπὸ τῶν ἀρίστων νοημάτων καὶ ὀνομάτων χάρισι μελιχραῖς, μακρᾶς τὲ ἀγάπης οὐ ζώπυρον θάλπον, ἀλλὰ πυρσὸν ἐκκαῖον τηλεφανῆ, δ’ οὗ τὸν ναυαγὸν ἐμὲ καὶ κατὰ μέσον τὸν Αἰγαῖον κλυζόμενον ἐπὶ σεαυτὸν προεκαλέσω, τὸν κοινὸν λιμένα καὶ πᾶσιν εὐγάληνον. Ὑφ’ οὗ τοσοῦτον ἁν ἐπτέρωμαι, ὥστε πλοιάρια καὶ πορθμεῖα χαίρειν ἐάσας ἔβαλον ἐμαυτὸν εἰς τὴν θάλασσαν καὶ πρὸς τὸ μέγα καὶ οἰκουμενικόν φῶς ἐφερόμην διανηχόμενος καὶ τῇ πίστει ὑπανεχόμενος ὅσα καὶ φελλὸς ἀβάπτιστος κατὰ Πίνδαρον, καὶ μάλιστ’ ὅτι ὁ κράτιστος αὐτοκράτωρ καὶ βασιλεὺς ἐτέρωθεν καὶ αὐτὸς φιλάθρωπον χεῖρα ὀρέγων προσεφέλκεται. Οὕτως τοῦ προσδραμεῖν τοῖς καλοῦσιν ἐγενόμην τὸ μὲν οὐχ οἷος τε ὢν δυσὶ καὶ τοιοῖς δε ἀντιβαίνειν πρὸς οὕς οὐδ’ ἄν Ἡρακλῆς φασί, τὸ δὲ καὶ ἐρασθεὶς ὡς ’Οδυασεὺς πεποίηται τῆς ἐνεγκαμένης καὶ καπνὸν ἀποθρώσκοντα θεάσασθαι, οὕτως καὶ αὐτὸς τῆς κοινῆς πατρίδος σχῇμα γοῦν καὶ σκηνὴν ἰδεῖν κατὰ τὸν τύπον τὸν δεδειγμένον ἐν τῷ ὅρει τῆς οὐρανοπόλεως, ἀλιθηνὴν καὶ αὐτὴν καὶ πεπηγυῖαν παρὰ Κυρίου καὶ οὐ παρ’ ἀνθρώπου τινός,

ное, веющее сладкими харитами прекрасных мыслей и имен и возбуждающее не теплоту, но сильное пламя давней любви. И меня несчастного, омываемого волнами Эгейского моря, ты призвал к себе, в общее пристанище, для всех успокоительное. Это так меня обрадовало, что охотно, оставив лодки и перевозы, я бросился бы в море и понесся бы вплавь, как нетонущее пробковое дерево по Пиндару, к великому и вселенскому свету, поддерживаемый верою; в особенности же, когда державный император и царь приглашает, простирая и сам с другой стороны человеколюбивую руку. Так прибыл бы я на зов: ибо с одной стороны нельзя было бы противостоять таковым двум мужам, с которыми не стал бы состязаться и сам Иракл; с другой, как Одиссей, я привязан к родине и желал бы взглянуть на дым отечества. Посмотрел бы на вид и скинию общего отечества, по образу, указанному на горе небесного града, истинную и утвержденную Господом, а не человеком каким-либо, и

 

 

53

κἀντεῦθεν ἀποστολικῶς παρακληθῆναι διὰ τῆς ἐν ἀλλήλοις πίστεως. Ἀλλ’ ὢ τί πάθω; Ἀνίπταμαι μὲν οὕτως ὑπὸ τῆς ἄγαν προθυμίας, μάτην δὲ ἄλλως πτερυγίζω ὡς οἱ ἄπτιλοι τῶν ὀρνίθων καὶ κόλουροι ἢ καὶ μηρίνθω τοὺς πόδας ξυνδεδεμένοι καὶ παρὰ τοῦτο τῆς ἐς τὰ πάτρια καθόδου εἰργόμενοι. Τοῦτο δέ ἐστι, τοῖόν δέ τι. Ἀλλ’ ὅπως μὴ ἀπιστήσης μοι ἢ κατὰ τὴν πόῤῥωθεν εἰωθυῖαν σοι ἀστειοσύνην χαριεντιζόμενος ἐρεις ἡμᾶς καὶ ταυτὶ σκηνικεύεσθαι· λόγος τὶς ἐστι ἀρχαῖος, παιδίαν σπουδῇ παραμιγνὺς, ἐκάστω τῶν ἀνθρώπων γεννωμένῳ τὴν φύσιν δανείζειν τὰ ἐξ ὠν σύγκειται. Ἀπερ ὁ μὲν θᾶττον ἀποδιδοὺς, ἀναμέσητος παρ’ αὐτοῦ, ὁ δὲ μέλλων καὶ τὴν ἀπότισιν ἀναδυόμενος εὐθύνεται, καὶ ἄλλοτε ἄλλό τι τῶν μελῶν ἀφαιρούμενος ἐνεχυράζεται. Ἀτάρ τοι κἀμὲ ἀναβαλλόμενον ὁρῶσα τὴν καταβολήν, ὧν ἔχρησε περὶ που τοὺς ἐβδομὴκοντα ἐνιαυτοὺς, τῶν τε γομφίων ἔχει πολλοὺς ἐνεχυράσασα καὶ πρὸς γε τῆς ὀξυδερκείας οὐκ ὀλίγον παρείλετο, ναὶ μὴν καὶ τῆς κόμης λαβομένη καὶ πρὸς βίαν ἕλκουσα, ἕως καὶ εἰς φαλάκρωμα ἀκριβὲς ἀπεψίλωσε, τέλος ἔγνω καὶ συμποδίσαί

здесь бы апостольски соутешился во взаимной вере. Но увы, что со мной? Я на воздух уже поднялся от чрезмерного волнения, но тщетно махаю крыльями, как безперая и бесхвостая птица, или как связанная по ногам, а потому и не могущая подняться в привычную ей среду. Но чтобы у тебя не было сомнения, или чтобы по своему обычному остроумию ты не сказал в шутку, что я и теперь играю роль, напомню старое изречение, в котором к поучению примешано и предостережение: каждому рожденному из людей предстоит уплатить природе дань составными элементами. Тот, кто скорее отдал (ἀναμέσητος παρ’ αὐτοῦ?), кто же медлит и уклоняется от уплаты, подвергается ответственности и, теряя употребление того или другого члена, платит тем рост. Замечая, что я замедлил удовлетворением того, чем должен уже почти семьдесят лет, природа отняла у меня как залог много коренных зубов и в добавок не мало убавила мое зрение. Наложила руку и на волосы и, насильно

 

 

54

με ποδοκάκην ἐπιβαλοῦσα μοι. Τοσούτων πρεσβυτικῶν κακῶν ὑπέραντλος γέγονα, ὥστε καὶ τοῦ κοιτωνίσκου προκύπτειν ἐκβιαζόμενος, οἷον ἀσκωλιάζω καμπύλαις βακτηρίαις διερειδόμενος. Aἱ δέ γε τῆς ψυχῆς δυνάμεις, ἀλλ’ οὐδὲ αὐταί μοι ἔῤῥωνται, ὅπο τῶν κοινών καταβεβλημένοι καὶ ἰδίων δυσπραγιῶν, ἢ καὶ ταῖς τοῦ σώματος συμμεταβαλοῦσαι σαθρότησι. Πῶς οὖν ἔχων οὕτως τῆς ψυχῆς καὶ σώματος ἀπὸ τῆς ἐσχατιάς τοῦ κατ’ Αἰγαῖον πελάγους ἐπὶ Βιθυνίαν μεταβήσομαι, ὅς οὐδὲ τὰς ἀντιπόρθμους νήσους οἷός τέ εἰμι μεθορμίσασθαι, Εὔβοιαν λέγω ἤ Ἄνδρον ἢ Νάξον αὐτὴν, ἤν καὶ χηρεύουσαν κατεγγυῆσαι μοι ἐςεβιάσατό σε ἡ παςῶν τῶν ἐκκλησιῶν μέριμνα, ἵνα τῆς ἐμῆς νύμφης, ᾗ συνεβίωσα ἐπι μακρὸν μοιχευομένης παρ’ ἀσελγών καὶ ἱπποπόρνων ἐπιβητόρων, μηδ’ αὐτὸς ἅγω σχολὴν κλάειν τὴν ἐμὴν ταύτην ἐφύβριστον συμφορὰν, ἀλλὰ πρεσβύτης ὢν καὶ ἔξωρος νυμφίος ξυνευνω γραῒ, καὶ αὐτῇ χήρᾳ παρευνάζωμαι οὐκ εἰς παιδουργὸν ἀλλὰ ψυχρὸν καὶ ἄγονον παραηκάλισμα. Πλὴν σοῦ κατὰ θεσμοὺς πατρικοὺς μνηστεύοντος ἀνάγκη μὲν στέργειν τὴν κατεγγύησιν, οὐχ ὅπως τῆς

вырывая их, образовала на голове светлую лысину. Наконец, решилась сковать меня, наслав онемение ног (ποδοκοίχη) старческие немощи сокрушили меня, так что, принужденный выходить из спальни, я прыгаю, опираясь на костыли. Не лучше душевные мои силы, удрученные моими и общественными бедствиями или соответствующие телесным недугам. Как же мне при таком состоянии души и тела перебраться из дальних мест Эгейского моря в Вифинию, когда я не в состоянии переправиться и на соседние острова, на Евбею, Андрос или Наксос, вдовствующую кафедру которого заботливая попечительность о всех церквах побудила тебя обручить со иной, чтобы мне не иметь досуга оплакивать свою горькую судьбу, когда моя невеста, с которою я жил долгое время, предается разврату с бесстыдными наездниками, но чтобы как устарелый и запоздалый жених сожительствовал с ней, старою вдовой, не для производительной, но для холодной и бесплодной любви. И так как ты обручил по

 

 

55

χηρευούσης τῆςδε, ἀλλὰ καὶ εἴτινα ἄλλην ἔκβλητον ἢ καὶ μοιχάδα λαβεῖν ἐκέλευσας, ὡς τῷ θεσπεσίῳ Ὠσήε ὁ θεός. Πλὴν ὡς εἴτομεν οὐδὲ τῇ νήσῳ ταύτῃ προσχεῖν καὶ ὅψεσθαι καὶ ὀφθῆναι δεδυνήμεθά που, ἀλλ’ οὐδὲ δυνησόμεθα, ὥστε ἑτέραν τινὰ τῆς τοιαύτης ἐκκλησίας ποιησάτω ἡ μεγάλη ἁγιωσὐνη σου πρόνοιαν. Δέομαι δὲ τῆς ἀποστολικῆς σεβασμίας κορυφῆς μητ’ αὐτὴν χαλεπῆναι μοι οὐχ ἐτοίμως προσδραμόντι διὰ τὴν ἐμποδοστατῆσασάν μοι ἀσθένειαν καὶ τὸν κράτιστον αὐτοκράτορα διαπραΰναι, εἴπερ τυχὼν ἐπὶ τῇ παραιτήσει δεινοπαθησει, ὡς ὁ ἐν εὐαγγελίοις δειπνοκλὴτωρ καὶ βασιλεύς. Οὐ γὰρ δι’ ἀγρὸν ἣ ζεύγη βοῶν ἤ παρὰ τὸ ἐπιγῆμαι τὴν ἐν Νάξω ἐκκλησίαν, ἧς πρὶν συζυγῆναι διέζευγμαι παρητησάμην τὴν κλὴσιν ἤδη τοῦ δεύτερον, ἀλλὰ δι’ ἣν εἶπον ἀναγκαίαν ἀσθένειαν.

отеческим заповедям, то нужно бы любить обручницу и не только эту осиротелую, но, если бы ты повелел, как Бог пророку Осии, взять отверженную или блудницу. Но как сказал, я не мог и не буду иметь возможности быть и показаться на этом острове; так что великая святость твоя благоволит сделать какое-нибудь другое распоряжение относительно этой церкви. Умоляю же апостольскую главу не огорчиться на меня, что я не прибег к ней поспешно по причине связавших меня немощей, и успокоить державного императора, если бы случилось, что он рассердился как евангельский царь, зовущий на пир. Ибо не ради поля, или пары волов и не по причине брака с церковью наксосскою, с которою развелся прежде чем соединился, я устранил уже вторичное его приглашение, но по причине тех болезней, о которых сказал выше.

В заключение, посылает поклон от двух своих племянников: диакона Никиты и Феофилакта.

Из остальных двух писем ограничимся краткими извлечениями. В одном (Cod. Lavrent. Fol. 144) из них Михаил рекомендует патриарху известного уже нам Халкуцу: «Трудно и представить себе, чтобы кто-нибудь мог из 

 

 

56

здешнего жилища мертвецов пробраться в патриаршеские недра, к утреннему свету; но на такое дело решился ὁ πανσέβαστος οὗτος ἀνὴρ, ὁ κατὰ πατρῶαν ἐπωνυμίαν Χαλκούτζης ἐπιλεγόμενος, ὅς τῶν ἐν Χαλκίδι τῆς Εὐβοίας κτηματικῶν ἀρχόντων τὰ πρῶτα ὤν, καὶ τῶν ἐν Ἐλλάδι πάσῃ περίφανεστέρας τύχης λαχόντων προσγενὴς, ἐχρὴσατο τῇ κοινῇ συμφορᾷ καὶ αὐτὸς, καὶ τὸν βαρύτατον τῆς Ἰταλικῆς τυραννίδος ὁπέδυ κύφωνα, καὶ μὲν δὴ πρὸς τὴν δύσοιστον ἀντέχων δουλείαν ἐπὶ χρόνοις συχνοῖς διεγένετο τὰ μὲν ἐλπίσιν μεταβολῆς ἀμείνονος κουφιζόμενος, τὰ δὲ περιβολῇ χρημάτων καὶ δυνάμει περιουσίας ὑπερειδόμενος. Когда же перемен не происходило, а состояние его исчезало по причине ненасытной жадности латинян, он решился бежать, покинув отечество, детей и стяжания.— Просит оказать этому человеку помощь и содействие. В другом письме (Cod. Lavr. Fol. 158) также ходатайствует за своего хартофилака, прося дать ему какое-нибудь место при патриаршей церкви. «Хотя мы находимся в рабстве у латинян, но не малое облегчение для нас уже и в том, что имеем императора и патриарха».

 


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.