Поиск авторов по алфавиту

Автор:Тихон (Белавин), патриарх

Тихон (Белавин), свт., патр. Слово, сказанное в храме Христа спасителя в Москве перед началом Новогоднего молебна

СЛОВО, СКАЗАННОЕ

В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

В МОСКВЕ ПЕРЕД НАЧАЛОМ НОВОГОДНЕГО МОЛЕБНА

НОВОГОДНЕЕ СЛОВО

1 (14) января 1918 г. Москва

Минувший год был годом строительства Российской державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства?

«На всей земле был один язык и одно наречие. И сказали люди: построим себе город и башню

187

 

 

высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: Сойдем и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле» (см.: Быт. 11:1, 4-5, 7-8). Не угодно было Господу строительство Вавилонское, противно планам Божественного домостроительства. «Сотворим себе имя» (Быт. 11:4) — не напоминает ли это желание наших прародителей быть «яко боги» (см. Быт. 3:5), и единый дотоле язык смешался в разные наречия, и единый народ разделился на разные племена, враждебные друг другу и истреблявшие одно другое.

«Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие его, напрасно рано встают и поздно просиживают» (см.: Пс. 126:1-2). Это исполнилось в древности на вавилонских строителях. Сбывается днесь и «во очию нашею» (Мк. 12:11). И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею постигает та же участь, что и замыслы вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих (см.: Откр. 3: 17).

188

 

 

Вместо так еще недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России, они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место, разбив ее на части, пожирающие в междоусобной войне одна другую. Когда читаешь «Плач Иеремии», невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину.

«Как Господь поверг на землю красу нашу, как разрушил укрепления, как отверг царей и князей наших. Страна, некогда многолюдная, стала одинока, как вдова, великий между народами князь над областями делается данником. Горько плачет он, и слезы на ланитах его. и нет у него утешителя. Враги его стали во главе, неприятели благоденствуют, и враг простер руку на самое драгоценное у него. Воззри, Господи, и посмотри, как мы унижены, и есть ли болезнь, как наша, какая постигла нас. Весь народ вздыхает, ища хлеба, отдает драгоценности свои за пищу, дрова достает за большие деньги и наследие наше переходит к чужим. Дети просят хлеба, и никто не подает им. Евшие сладкое истаевают на улицах, и воспитанные на багрянице жмутся к навозу» (см.: Плач. 2:1-2: 1:1-2, 5, 10-12; 4:4-5; 5:2-4). И это в стране, бывшей житницей целой Европы и славившейся своими богатствами.

И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское государство. Разве слышали мы из уст наших правителей святое имя Господне в наших многочисленных советах, парла-

189

 

 

ментах, предпарламентах? Нет. Они полагаются только на свои силы, желают сделать имя себе, а не так, как наши благочестивые предки, которые не себе, а имени Господню воздавали славу. Оттого Вышний посмеется планам нашим и разрушит советы наши. Подлинно «праведен Ты, Господи, ибо мы не покорны были слову Его» (см.: Плач. 1:18].

Забыли мы Господа! Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам, упились вином свободы, — и так, чтобы всего этого достать как можно больше, взяли именно себе, чтобы другим не оставалось. Заботимся о том, что преходит, — «прилежати же о душе, вещи безсмертней», совсем забываем. Оттого и наши заботы о создании «храмин и житниц» постигает неудача. Церковь осуждает такое наше строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без Которого ничего доброго не может быть сделано (см.: Ин. 15:5), пока не обратимся к Нему всем сердцем и всем помышлением своим (см.: Мф. 22:37). Теперь все чаще раздаются голоса, что не наши замыслы и строительные потуги, которыми мы были так богаты в мимошедшее лето, спасут Россию, а только чудо — если мы будем достойны этого.

Будем же молить Господа, чтобы Он благословил венец наступающего лета Своею благостию,

190

 

 

и да будет оно для России «лето Господне благоприятное» (Ис. 61, 2).

Патриарх Тихон

Следственное дело С 810-811


Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.