Поиск авторов по алфавиту

Автор:Карнеев Е.

Карнеев Е. Предуведомление

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ.

Квинт, Септимий, Флор Тертуллиан родился в городе Карфаген, что в Африке, около 145 или 150 года по рождестве Христове. Он лишился еще в детстве отца своего, который был сотником в поисках Африканского Проконсула, и по смерти его в матери своей нашел для себя попечительную в. просвещенную руководительницу. Будучи наделен от природы живым воображением, тонким умом и даром слова, он приобрел ранние успехи во всех языческих науках, и сделался учителем Риторики. В сие время он по собственному сознанию увлечен был во асе безрассудства молодости; но плотские услаждения не могли удовлетворить пылкой его души. Для него потребно было или обширное поле сражения, где бы он мог подвизаться, или спасительное иго, которое бы его укрощало. То и другое обрел он в идеях Христианских.

Неизвестно, когда именно Тертуллиан сделался Христианином. До того долгое время вооружался он против Христианства; но потом был одним из ревностнейших его защитников. Из сочинений его

 

 

II

можно догадываться, что на него сильно подействовало зрелище мужества, оказываемого мучениками; и он, как обыкновенно с великодушными людьми случается, из врага обратился в друга гонимых. Полагают, что это произошло в 185 году. В следующем году он женился на Христианке. Ему нельзя было долго оставаться в ряду обыкновенных подвижников воинства Христова. Он восхотел сражаться во главе всякого рода опасностей, и в 195 году удостоен был звания священника. Освободясь от порывов молодости, жил он с женою в супружеской верности. Он написал для нее послание, в котором советует ей в случае смерти его соблюдать воздержание и пребыть вдовою.

Тертуллиан не мог покоряться простому методическому ходу тогдашнего Христианского общества. Жестокость гонений, как выше примечено, открыла ему путь к новому верованию. Душа его жаждала искать сугубых опасностей, достигать высшего совершенства, приносить тяжкие жертвы, добиваться большей славы. Ему казалось, что тогдашние Христиане не усердно молятся, но довольно мужественно переносят лишения и муки. По его мнению, жизнь есть такая борьба, где только одна великодушная смерть может приобрести победу. Итальянское духовенство, не столько ревностное, как Африканский священник, предписало ему поступать снисходительнее с слабыми Христианами. Он на сие вознегодовал. Духовенство с своей стороны прогневалось на него за то, что он

 

 

ΙΙΙ

выходит из границ умеренности, и следует по стезям Монтана, который портил все преувеличением и заставляя людей соблюдать такое совершенство, которое превышало их силы. Тертуллиан, выведенный из терпения, публично отрекся от Римского духовенства, и сделался Монтанистом.

Причиною перемены сей вероятно было то, что так как Монтанисты показывали вид, будто держатся строжайшей дисциплины, хранят больше воздержание, соблюдают частые посты, умножают молитвы и богомолие, возносят мученичество до того, что не допускают ни бегства от мук ни выкупа за себя деньгами: то Тертуллиан, коего ум и без того вдавался в крайности, охотно принял учение, столь много согласовавшееся с его характером. Это случилось кажется около 199 года.

Отпавши от Римской Христианской церкви, он тем не менее защищал Христианство, и восставал против сект, стремившихся делаться независимыми. Между тем он скоро убедился в погрешностях учения новых друзей своих Монтанистов, и составил, говорят, собственную секту, следы которой видны были в Африке и во времена блаженного Августина, то есть, в начале пятого века.

Последние творения Тертуллиана ограничиваются 217 и 218 годами. Полагают, что он умер около 220 года. Знаменитейшее его творение есть Апология или защищение Христиан против язычников. К похвале Тертуллиана должно сказать, что многие уче-

 

 

IV

ные и благочестивые мужи питали к нему особенное уважение. Между прочими св. мученик Киприан, епископ Карфагенский, живший в третьем веке вскоре после него, столько был к нему привязан, что не иначе именовал его, как своим учителем. Тертуллиан был едва ли не первый западный Христианский писатель, процветавший во времена язычества почти прежде всех известных святых отцов.

В Христианском чтении на 1842 год в Июньской и Июльской книжках исчислены и изложены в сокращенном виде все творения Тертуллиана. Но чтобы основательно судить о писателе, надобно читать сочинения его в полноте. Здесь предлагается так сказать половина творений сего замечательного Писателя. В них много занимательного, любопытного и поучительного, а особливо в отношении к древним обычаям и к первоначальному образу Христианского вероисповедания. Прочие его сочинения писаны в том же духе; но оставлены на сей раз без перевода потому, что некоторые заключают в себе повторение почти одних и тех же предметов, а другие исполнены темноты, сбивчивости и ошибок, вкравшихся вероятно от переписчиков его творений до изобретения книгопечатания. Впрочем, довольно и издаваемых ныне статей, чтобы получить полное понятие о твердости и строгости характера Тертуллиана и о его обширных во всем сведениях, начитанности и учености.


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.