Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. О суде человеческом и Суде Божием

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ЛИТУРГИИ
ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК
В НИКОЛЬСКОМ СОБОРЕ ПОКРОВСКОГО
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
В ХОТЬКОВЕ

30 марта 2010 г.

О суде человеческом и Суде Божием

Страстная седмица — это важнейший период в жизни христиан. Каждый ее день посвящен особым воспоминаниям. Господь, торжественно войдя в Иерусалим в предшествии народа, который радостно Его приветствовал, лицом к лицу столкнулся в иудейской столице с ненавистью и злобой, лицемерием и подозрительностью, желанием искусить и наказать. Господь знал, что только несколько дней отделяют Его от страшной крестной смерти, но, несмотря на это, Он каждый день проповедует в храме, обращая к жителям Иерусалима особенно сильные слова. И на Страстной седмице — в воскресенье вечером, в понедельник, во вторник, в среду — мы слышим эти слова Спасителя.

Сегодняшний день посвящен теме суда — Господь говорит нам о том Страшном суде, который будет в конце истории. Для того чтобы понять, что означает этот Суд для каждого из нас, нужно вспомнить, чем вообще является институт суда.

Суд, будучи наиболее древним установлением в человеческом обществе, есть проявление нравственной природы человека, которая не соглашается с несправедливостью. Понятие справедливости невозможно объяснить материалистически, почему наш лукавый век и подвергает сомнению абсолютное значение нравственной природы человека, говоря о том, что первична свобода, а не нравственность, что каждый может вести себя так, как считает нужным, что понятия объективной нравственной истины не существует. Этому страшному заблуждению XX и XXI веков можно противопоставить то, о чем мы сегодня говорим, а именно: человеку присуще чувство

457

 

 

справедливости. Это не приобретенное, не воспитанное чувство — оно проистекает из самой Богом данной человеческой природы. И в соответствии с этим чувством люди сопротивляются всякой несправедливости.

Вот и суд, возникший в глубочайшей древности, является средством преодоления несправедливости мирным путем. Конечно, тот суд, который существует сегодня, не похож на древний, когда люди просто обращались к третьим лицам за разрешением спора. Этими лицами обычно были имевшие особый авторитет в обществе люди: либо предводители племен, цари, либо духовные авторитеты. Менялась форма суда, но суть продолжает и ныне оставаться той же — обращение людей к высшей инстанции в надежде, что будет обнаружена и утверждена правда.

Суд не делает человека преступником, если тот неправ: преступником человек делает себя сам. И вне зависимости от того, было ли судебное разбирательство или его не было, человек, нарушивший закон, является преступником. Суд лишь выявляет преступление и выносит наказание, пресекая таким образом зло и поощряя добро. Эти понятия — «добро» и «зло» — формулируются на языке законов, которые являются для современного суда понятиями юридическими, но проистекают они из нравственной природы человека, которая одна и та же и сегодня, и тысячи лет назад, которая не зависит от места проживания человека, его национальности, языка и культуры, потому что Бог, создав человека по образу Своему, вложил в него единое нравственное чувство.

Но ни один человеческий суд не способен проникнуть в самую глубину внутренней жизни людей и выявить во всех случаях правду. Недаром существует такое понятие, как судебные ошибки, и мы знаем, какое страдание они причиняют людям. Но еще большее страдание вызывает у людей несправедливый суд, который вместо утверждения добра и наказания зла делает ни в чем не повинного человека виновным, а злодея оправдывает. Наверное, несправедливый суд никогда не удастся искоренить из человеческого общежития, но это не значит, что абсолютно честного суда не существует. Он есть — это суд Божий. И этот суд совершается не только над людьми, которые нарушили человеческий закон, но над каждым из нас, если мы преступили Божественный закон. Более того, суд Божий осуществляется постоянно: всякий раз, когда Господь нас наказывает за грехи, Он совершает над нами Свой суд. И если этот суд пресечется и Господь перестанет наказаниями поддерживать в нас добродетель, то это обернется тяжелейшими последствиями для нас. Суд Божий постоянно присутствует в нашей жизни — наверное, каждый испытывал его на себе, получая Божие наказание в виде скорбей, болезней, неудач и ясно понимая, почему это с ним произошло, что явилось причиной и за какой грех он несет расплату.

458

 

 

Суд же, о котором повествует нам сегодня Евангелие, — это последний Божий суд, когда в масштабах всего человеческого бытия, всей человеческой истории, в масштабах всего космоса будет явлена абсолютная правда и она будет отделена от лжи. И получат воздаяние все, кто преступал Божий закон и не раскаялся, кто укоренился во грехе, а те, кто творил добро и правду, получат великую награду на небесах (Мф. 5, 12), — Божий суд и расставит все точки над i. Тогда и будет явлена конечная Божественная справедливость и ни у одного человека не останется сомнений в том, что Бог справедлив и что всякие зло и неправда Им осуждены и наказаны.

Как человеческий суд не делает людей преступниками, так и Страшный суд не сделает нас грешниками; если мы будем осуждены, он лишь провозгласит нас теми, кем мы являемся. Мы сами в течение жизни делаем то, что ведет к оправданию либо к осуждению на Страшном Божием суде. И ни для кого решение этого суда не будет сюрпризом, неожиданностью, потому что каждый из нас уже сейчас по своему внутреннему состоянию знает, будет он осужден или оправдан. Если над нами тяготеет грех, если он не раскаян, угнетает нашу совесть, то это означает, что мы, будь в этот момент совершен над нами конечный Божий суд, будем непременно осуждены. А когда приносим искреннее и сердечное покаяние, облегчаем душу, когда с радостью причащаемся Святых Христовых Таин и в мирном состоянии духа покидаем храм Божий, то чувствуем, что Господь простил нас и в этот момент нам не грозит опасность вечного осуждения.

Вот почему в течение жизни, проходя через Божий суд, через суд своей совести, мы не должны откладывать в долгий ящик искреннего раскаяния, но, прибегая к милости Божией и Божественной любви, испрашивать у Господа прощения своих грехов. Если чувствуем, что этого недостаточно, следует на самих себя возлагать епитимью. Совсем необязательно всякий раз спрашивать священника: как я должен искупить свою вину? Каждый сам может определить для себя такую епитимью: либо усиленную молитву, либо подвиг труда, либо жертву благотворительности.

Когда суд осуждает преступника, тот несет наказание. Когда нас осуждает голос собственной совести, то есть Божий суд, мы тоже должны нести наказание. Правда, об этих наших грехах никто, кроме нас, не знает, но мы сами должны научиться наказывать себя во исправление своей жизни. Тогда наши мысли и дела будут под контролем, тогда мы не один раз подумаем, продолжать ли нам грешить, — и если мы сами будем судить себя строго, тогда милостивым будет к нам Бог.

Святая Страстная седмица погружает нас в глубину Божественной мудрости. Питаясь этой мудростью, мы можем преобразить свою жизнь по Божиему закону, дабы услышать те слова, которые слышали сегодня из

459

 

 

Евангелия, услышать их в самый ответственный момент своей жизни — на Страшном суде Божием: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34).

Аминь.


Страница сгенерирована за 0.56 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.