Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. О путях достижения Царствия Божия

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ В НОВООСВЯЩЕННОМ ХРАМЕ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В ПЕЧАТНИКАХ В ДЕНЬ ПАМЯТИ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА ТИРОНА И ДЕНЬ ПАМЯТИ

ОБРЕТЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

12 марта 2011 г.

О путях достижения Царствия Божия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня празднуется память святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — первое и второе обретение его главы. Поэтому и евангельское чтение сегодняшнего дня посвящено пророку Иоанну. О нем Господь сказал, что нет больших из рожденных женами, чем Иоанн Креститель (Мф. 11, 11), а потому и в лике всех святых он стоит первым. Иоанн был Предтечей Спасителя, приуготовлял Его пути, смягчал человеческие сердца, чтобы они стали способными воспринять Божественную истину. Проповедь Иоанна Предтечи была посвящена покаянию (Мф. 3, 2) — теми же словами о покаянии и Царствии Божием начал Свою проповедь и Иисус Христос: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).

Мы только что слышали слова Спасителя: От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Тем самым Господь свидетельствует о том, что Царствие Божие есть некая цель, к которой должны устремляться люди. И достигнуть ее нелегко — требуются усилия, чтобы перед тобой открылись врата Божьего Царства.

Замечательно говорит об этом святой Василий Великий: «По нашему учению, конец, для которого все делаем и к которому стремимся, есть блаженная жизнь в будущем веке. И конец сей достигается, когда предоставляем над нами царствовать Богу». Эти слова святителя помогают лучше понять, что такое Божие Царство — это порядок бытия, в котором господствует

347

 

 

не какая-то иная сила, но Сам Бог, где в полной мере осуществляется Его замысел о творении.

Мы знаем, что злая воля вступила в борьбу с Богом. У Бога была и есть возможность в любой момент остановить эту борьбу. Об этом говорил Сам Спаситель, когда Его допрашивали, когда требовали, чтобы Он явил Свою Божественную силу: в любое мгновение на Его защиту могли выступить тьмы Ангелов (Мф. 26, 53). Но Творец не пожелал этого: создав человека по образу Своему, Он предоставил ему возможность идти до конца тем путем, какой сам человек пожелает избрать. В Царствии же Небесном все человеческие пути заканчиваются, и только тот, кто поставляет себя под власть Бога, достигает блаженной вечности, как говорит Василий Великий.

Как замечательно сказано: мы должны предоставить Богу царствовать над нами! Не Бог Своим могуществом, употребляя Свою безграничную силу, подчиняет нас Своей воле, а мы сами своей волей подчиняем себя Богу. Другая истина, которая также открывается нам в сегодняшнем евангельском чтении, лучше всего выражается хорошо известными словами Спасителя: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Господь свидетельствует о том, что Его Царствие начинается здесь, на земле. Нельзя иметь в своем сердце ад, а на небе наследовать уготованное Богом Царство. Нельзя здесь совершать дела, противные воле Божией: умножать грех, ложь, неправду, работать не Господеви, а диаволу, — а там обрести Царствие Небесное.

Мы должны поставлять себя под власть Бога в земной жизни, как и учит нас святитель Василий. И это должно быть результатом свободного произволения: просто надо стремиться исполнять, насколько это в наших силах, Божии заповеди, такие простые и ясные, и тем самым предоставлять Богу царствовать над нами. И тогда лучи Небесного Царства, принадлежащего вечности, будут уже сейчас касаться нас, доходить через всю толщу человеческой неправды и злобы, через все нагромождения человеческого греха. Ведь если Господь царствует над нами, то и мы живем в Его Царстве; и даже если в окружающем мире мы не видим этого Царства, то, по слову Божиему, оно внутрь нас есть.

Что же это за Царство? Чего хотел Бог, творя мир? Сам Бог есть абсолютная правда, абсолютная любовь, абсолютная красота; и Он возжелал, чтобы мир стал таким же. Он возжелал, чтобы эти абсолюты Его бытия разделялись людьми — свободными и сознательными существами. И если мы поставляем себя под власть Бога, то входим в мир правды, любви и красоты.

У нас не хватит слов, чтобы описать то, что Бог приуготовил любящим Его. Апостол Павел, будучи восхищен на небо, слышал ангельские глаголы, но у него не нашлось слов передать эти неизреченные слова, которых чело-

348

 

 

веку нельзя пересказать, — он лишь свидетельствовал о недоступной нашему сознанию реальности (2 Кор. 12, 2-4). И только зная о том, что Бог есть абсолютное совершенство, мы можем попытаться представить себе это Божественное Царство незаходимого света, где вечно пребывает Бог с любящими Его.

Для многих людей все сказанное представляется чем-то очень далеким от жизни. Грех глубоко проник в сознание человека, и мир устрояется сегодня не по Божиему закону. Все усилия людей, даже самых добрых, разумных, благочестивых, направлены лишь на то, чтобы мир не превращался в ад, ибо им не дано соделать сей мир раем — только Бог имеет эту власть. И в нашей земной жизни, преодолевая трудности, препятствия, искушения, соблазны, греховные приражения, мы должны устремляться к вечному Царству, в котором царит Бог.

Святой Предтеча и Креститель Иоанн более двух тысяч лет назад проповедовал Царствие Божие, призывая людей к покаянию, которым мы открываем для себя врата в это Царство. И сегодня, в завершение первой седмицы Великого поста, вспоминая Крестителя Господня, будем просить его предстательства пред Богом, дабы мы, следуя его призыву, оказались достойными войти в райские обители.

Аминь.

349


Страница сгенерирована за 0.58 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.