Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Терпение — путь к стяжанию многих добродетелей

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ УТРЕННЕГО БОГОСЛУЖЕНИЯ В ЧЕТВЕРГ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

В КАЗАНСКОМ ХРАМЕ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

10 марта 2011 г.

Терпение — путь к стяжанию многих добродетелей

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему», — молимся мы во время Великого поста словами святого Ефрема Сирина. И в этих прошениях вспоминается особая добродетель — терпение.

Что говорят о терпении святые отцы? «Терпение есть корень всех благ», — учит нас святитель Иоанн Златоуст. «Кто не имеет терпения, тот лишен всякого упования, а потому умоляю всякого приобрести терпение, чтобы спастись», — говорит нам тот же преподобный Ефрем Сирин. А у святого Иоанна Кассиана Римлянина мы встречаем поучение о том, что монах должен развивать в себе терпение на основе смирения, ибо терпение невозможно приобрести «тогда, когда никто не будет огорчать тебя, что, впрочем, не в твоей власти, но лучше приобретай его своим смирением и великодушием, кои в твоей власти». Другими словами, если к нам добродетельно относятся, то в чем же наше терпение?

Из этих святоотеческих свидетельств мы заключаем, что добродетель терпения имеет особое значение для духовной жизни человека. Терпение есть способность реагировать на касающееся нас зло, не теряя спокойствия, не растрачивая своей внутренней энергии, не впадая в ропот, гнев, злобу, желание отомстить. Иногда терпение связывают со способностью человека управлять своими эмоциями. В таких случаях про него говорят: он человек волевой и способен не раздражаться в ответ на причиненное ему зло. Несомненно, в наших попытках стяжать терпение присутствует и воля, однако эти два свойства не одно и то же и терпеливый человек необязательно должен обладать большой силой воли. Терпение есть состояние духа, одной воли не всегда хватает: самый волевой человек в какой-то момент может не выдержать неправды, оскорблений, обид, его терпение заканчивается, а это свидетельствует, что терпения и не было, а были только воля и хорошее воспитание.

Что же такое терпение? — «Корень всех благ», — повторяем мы слова Иоанна Златоуста. Но причиной всего доброго и благого терпение может быть лишь тогда, когда оно является состоянием нашей души. А это возможно, если человек ведет религиозный образ жизни, при котором в центре его

339

 

 

бытия — Сам Бог. Как свидетельствует Ефрем Сирин, если мы уповаем на Бога, то имеем терпение.

Упование на Бога, живое чувство веры, понимание того, что Бог защитит, восстановит справедливость, и создают внутреннее спокойствие человека. Терпение как броня ограждает нашу душу от всяких внешних злых и греховных обстоятельств и становится ступенью на пути к Царствию Божию.

Терпеливый человек — тот, кто уже стяжал в себе Духа Святого. Тогда ничто не может поколебать его спокойствия, ибо самые страшные и опасные диавольские наваждения не способны сокрушить силу Духа Святого. Именно в этом смысле мы говорим о терпении как о добродетели. Терпение не означает покорного соглашательства со всяким злом, с неправдой. Терпеливый человек — не тот, кто плывет по течению, кто меняется в угоду требованиям внешнего мира. Это человек, который сохраняет свою внутреннюю силу, свою автономность от зла окружающего мира только потому, что в его сердце присутствует отблеск Божественного Царства.

Терпение как добродетель возвышает нас над суетой мира. Терпеливый человек обретает иной угол зрения на все, что видит, иную точку отсчета, иную способность оценивать происходящее. В каком-то смысле терпение всегда является отличительной чертой мудрого человека. И потому так понятны слова Спасителя, которые мы читаем в Евангелии: терпением.., спасайте души ваши (Лк. 21, 19). Терпением созидается духовная сила человека. Вот почему святой преподобный Ефрем в своей молитве просит у Бога о даровании этой спасительной добродетели, а вместе с ним и мы не единожды в течение Великого поста просим Господа: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему».

Аминь.


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.