Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17)

СЛОВО НА ВЕЧЕРНЕ С ЧИНОМ ПРОЩЕНИЯ
В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

6 марта 2011 г.

Покайтесь, ибо приблизилось Царство
Небесное
(Мф. 4, 17)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшним вечерним богослужением мы вступаем на спасительное поприще Великого поста. Мы начинаем наше многотрудное великопостное делание, совершая особый чин прощения, и это не случайно. Свою проповедь, обращенную к людям, Спаситель начал словами, призывающими к покаянию: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4,17). Если внимательно вдуматься в эти слова, то возникает вопрос: почему Спаситель в те далекие времена говорил о приближении Царствия Небесного? — Ведь даже спустя две тысячи лет мы видим, что Царствие Божие в мире не наступило. И тем не менее, как мы знаем из Евангелия, Спаситель неоднократно говорил о приближении этого Царствия: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9, 1). Эти слова несут в себе великую истину о том, что с Пришествием в мир Спасителя Царствие Божие стало доступно каждому человеку, иными словами, любой входящий в этот мир имеет возможность обрести Царствие Небесное.

Царствие Божие, которое, по слову Самого Спасителя, внутрь вас есть (Лк. 17, 21), — это царство мира, радости, правды, любви, блаженства. Царствие Божие есть полнота бытия и в этой земной жизни, и в жизни будущего века. Говоря привычным для нас языком, Царствие Божие есть великое, абсолютное счастье, более которого нет ничего.

Однако есть непременное условие вхождения в это Царствие, некий «входной билет», и этим условием является покаяние. Многим может показаться удивительным, что для вхождения в это Царствие не требуется ничего, что является столь привлекательным, столь важным, столь вожделенным для многих современных людей. Обретение человеком Царствия Божия совершенно не зависит от того, занимает ли он высокое общественное положение, обладает могуществом, богатством или властью, успешен по человеческим меркам или нет. Единственное, что необходимо, — это искреннее покаяние. А потому Царствие Божие открыто для всех — для богатых и для бедных, для могущественных и для слабых, для удачливых и для тех, кто с обыденной точки зрения несчастлив.

321

 

 

Почему же для наследования Царства Небесного необходимо именно покаяние? — Потому что Царствие Божие — это такое Царство, где пребывает Бог, где нет зла, лжи или нравственной грязи, но лишь свет и правда. В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху (Прем. 1,4), — учит нас Слово Божие. Свет Божественного Царства не может войти в лукавую, неправедную, по-славянски — «злохудожную» душу, ибо свет и тьма несовместимы. Из жизненного опыта мы хорошо знаем: если свет перемешивается с темнотой, то возникает сумрак, а это уже не свет, это полутьма. Вот поэтому там, где господствуют грех и зло, там не может быть в полноте ни Божией правды, ни Божьего Царства.

Каждый из нас несет в себе человеческую неправду и грех. Более того, в течение жизни мы так срастаемся со своими грехами, что они становятся частью нашего бытия; иногда мы даже используем свои греховные наклонности для достижения личных жизненных целей.

Сегодня, в канун Великого поста, мы должны серьезно задуматься о своей жизни, ясно представляя себе, что тяжкое бремя грехов, наши неправда и зло — это препятствия, которые не позволят нам войти в Царствие Божие. Господь, по великой милости Своей нисходя к каждому человеку, дарует ему удивительную способность к самоочищению. А средством, освобождающим человеческий разум и человеческое сердце от греховной кабалы, является покаяние.

Покаяние есть прежде всего осознание своей неправды. Как правило, человек признает целесообразность самокритики во многих областях жизни и деятельности. Действительно, неспособность начальствующих, руководителей всех уровней критически оценивать свою работу ведет к совершению ими ошибок, промахов и просчетов и в конечном итоге к утрате доверия. Почему же, признавая полезность беспристрастной оценки человеком своих профессиональных качеств, умений и поступков, считая самокритику положительным, достойным уважения критерием поведения, мы часто исключаем из жизни личное покаяние? Ведь именно покаяние — это и есть критическая, непредвзятая оценка самого себя, причем не перед людьми, ибо такую оценку трудно назвать абсолютно объективной и истинной — из-за слабости, ложного стыда или неготовности раскрывать перед всеми душу. Покаяние есть возможность сбросить с себя греховные вериги, раскрыв себе всю нелицеприятную правду о собственной жизни и сделав это пред лицеи Божиим. Вот почему покаяние должно находиться в центре великопостного поприща. И чтобы помочь человеку принести искреннее, сердечное раскаяние перед Богом, Церковь вводит его в особую благодатную стихию великопостных богослужений с их покаянными молитвами, возможностью частого

322

 

 

причащения Святых Христовых Таин. Пост — это время очищения души от греха, время, когда мы готовим себя к принятию Царствия Божия.

А начаться наше покаянное поприще должно с очень простого и одновременно очень трудного дела: нам необходимо найти в себе силы и мужество, преодолев собственную гордыню, как бы тяжело это ни было, покаяться перед ближними. Мы должны принести искреннее, непритворное покаяние и перед тем, кого мы обидели, и перед тем, кто, может быть, обидел нас, сказав простое, но такое важное слово «прости» — и сказав его не машинально, лишь отдавая дань некоему «обычаю», но с полным осознанием того, что без примирения с ближними не может быть внутреннего очищения, а человек, не освободивший совесть от тяжкого груза греха, закрывает себе путь к Царствию Божиему. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Нелегко и неприятно пойти к тому, кто враждует и злобствует против нас... Но если ты размыслишь о высоком достоинстве этой заповеди (примирения), о величии награды и о том, что польза от этого доброго дела обращается... на тебя, то все покажется тебе легким и удобным».

И сегодня, в канун Великого поста, к этому нелегкому, но такому важному для духовной жизни человека деянию нас призывает Церковь. Найдем в себе силы сделать шаг навстречу ближнему и сказать ему «прости». Попросим прощения прежде всего у тех, с кем живем рядом, входя нередко в бытовые, семейные конфликты; скажем «прости» и коллегам по работе, отношения с которыми также могут быть непростыми. Попросим прощения у всех: и ближних, и дальних, потому что раскаяние пред человеком есть первый шаг на пути раскаяния пред Богом. И да поможет нам Господь обрести внутреннюю силу, дабы, поправ свою гордыню и преодолев ложный стыд, сделать сегодня этот важный шаг на пути к Царствию Божиему!

Я сознаю, что и мне не всегда удается поступать так, как, может быть, от меня ожидают. Сознаю, что и мои слова могут вызывать неоднозначную реакцию или несогласие, что по человеческой немощи не могу сделать всего того, что хотел бы. Может быть, словом, или делом, или даже мыслью своею я мог кого-то вольно или невольно обидеть. За все это перед вами, а в вашем лице — перед всей Церковью, перед народом нашим приношу покаяние. Благословите и простите меня, отцы, братья и сестры.

Аминь.

323


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.