Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Выступление на заседании Европейского совета религиозных лидеров «Права человека и традиционные ценности в Европе», Москва, 21 июня 2011 г.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОВЕТА РЕЛИГИОЗНЫХ ЛИДЕРОВ «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В ЕВРОПЕ»

Москва, 21 июня 2011 г.

Сердечно приветствую участников Европейского совета религиозных лидеров, заседание которого впервые проходит в Москве. Русская Православная Церковь и наши соработники по Межрелигиозному совету России искренне рады оказать гостеприимство представителям и лидерам общин, которые представляют религиозные традиции в Европе. В 2002 году Русская Православная Церковь поддержала учреждение Европейского совета религиозных лидеров, который за прошедшие годы подтвердил свою жизнеспособность, свою эффективность и стал заметным инструментом поддержания межрелигиозного диалога в Европе. Имеются планы существенного расширения состава Совета, что свидетельствует о нарастающем интересе к работе этой организации. Надеюсь, что и в будущем наше совместное желание утверждать мир и справедливость, гармоничные межрелигиозные отношения в Европе

258

 

 

будут находиться в центре внимания Европейского совета религиозных лидеров.

Согласно установившейся традиции, преимущественное право выбирать тему заседания Совета принадлежит принимающей стороне. Русская Православная Церковь в сотрудничестве с Секретариатом Европейского совета религиозных лидеров предложила вынести в повестку дня нынешнего заседания проблемы прав человека и традиционных ценностей в Европе. Это предложение, насколько мне известно, получило положительный отклик. Позвольте вам представить некоторые размышления на тему заседания.

Сегодня права человека — один из наиболее дискуссионных элементов международной повестки дня. На наш взгляд, никакая религиозная община не может остаться в стороне от этого обсуждения. У Русской Православной Церкви также есть свой взгляд на эту проблему, укорененный в нашей церковной традиции и в историческом опыте, через который прошла наша Церковь, особенно в XX веке.

Нам хорошо известно, что означает и к чему может привести нарушение прав человека и игнорирование достоинства человеческой личности. В России на протяжении большей части XX века права людей грубо попирались, сотни тысяч наших братьев и сестер стали жертвами страшных гонений на Церковь. Мы против повторения страданий и гибели безвинных людей — вне зависимости от их отношения к религии, от их национальности, от их вероисповедания. Не потому, что боимся стать вновь исповедниками за веру, а потому, что не хотим целенаправленного создания в обществе атмосферы разделения и ненависти, которая приводит к братоубийственным конфликтам.

259

 

 

Мы надеемся, что основанная на нравственном достоинстве ценность человеческой личности может стать прочной гарантией против гонений на верующих людей и на человеческую личность вообще в любой форме.

Хорошо известно, что любое общественное изменение, от реформ до революции, связано с переосмыслением понимания свободы. История знает примеры революций — французской, а затем и русской, — на знаменах которых была свобода, но которые при этом стремились упразднить веру в Бога и уничтожить духовенство как враждебный класс. Следовательно, свобода человека обладает не только созидательным, но и разрушительным потенциалом.

Религии мира издревле хранят понимание свободы и достоинства человека, без которых немыслимо мировоззрение верующего человека. В частности, в христианской традиции свобода является выражением образа Божия в человеке, без нее невозможно наследовать жизнь вечную. Присутствует понимание свободы и в других религиях. Поэтому лидеры религиозных общин призваны быть готовыми отстаивать свою позицию по этой проблеме в мировом общественно- политическом дискурсе, заботясь о подлинном благе и счастье для каждой личности. Убежден, что для религиозных общин говорить о достоинстве, свободе и правах человека — это не вопрос участия в политике, а долг и призвание.

Русская Православная Церковь в 2008 году приняла «Основы учения о свободе, достоинстве и правах человека». Этот документ отражает православное отношение к актуальным вопросам понимания свободы, достоинства и прав человека, а также возможности его сопряжения со светской доктриной прав человека.

260

 

 

Главная причина разработки этого документа — наша обеспокоенность развитием концепции прав человека и права вообще в таком направлении, которое исключает сохранение ее связи с нравственной ответственностью.

Потеря органического единства между правом и нравственностью объясняется моральным кризисом, который в наши дни затронул все сферы жизни общества, как в Европе, так и во всем мире. Мы отдалились даже от древнеримского понимания права, которое юрист Цельс называл ars boni et aequi1. Соблазны материального мира, потребительское отношение к действительности и окружающим довершают печальную картину современности, которая могла бы быть описана словами Спасителя: огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их (Мф. 13, 15). Самое прискорбное, что многие отказываются различать добро и зло, предпочитая жить по принципу «лишь бы наши права были неприкосновенны». Здесь вспоминается известный афоризм Данте, который сказал, что «самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранял нейтралитет».

Как религиозные лидеры, мы не должны становиться на позицию нравственного нейтралитета. Недопустимы попытки адаптировать наше религиозное учение под требования современной политкорректности, которая превращает человека в бездушную машину потребления, управляемую страстями. Нередко

Искусство добра и справедливости (лат.).

261

 

 

на межрелигиозных и межхристианских форумах мне приходилось слышать призывы к переосмыслению понятия греха, которое уже фактически пересмотрено некоторыми религиозными общинами, по существу отменившими этические нормы, веками направлявшие жизнь верующих людей. Эти нормы объявляются устаревшими, отжившими, принадлежащими прошлому. Но поскольку эти нормы проистекают из Божественного откровения, из Слова Божия, то что означает утверждение об их устаревшем или отжившем статусе? Это духовное самоуничтожение, которое разрывает связь европейцев с их религиозным наследием, ставя под угрозу выживание европейской цивилизации. Мы разрушаем связь с истоками, с базисными идеями, на которых основывалась вся европейская цивилизация и вся культура.

В советское время очень часто на партийных собраниях в Советском Союзе пели «Интернационал», главная идея которого заключается в том, что мы разрушим старый мир до основания, а потом мы построим новый мир. Мы знаем, чем оказался этот «новый мир». В жизни людей есть базисные ценности, которые должны оставаться неприкосновенными — по крайней мере с религиозной точки зрения: в религиозной общине мы должны сохранять идею неприкосновенности нравственных ценностей, потому что, как я уже сказал, именно на этом базисе выросло европейское право и европейская культура.

Свобода выбора, которую исповедует современный мир, сама по себе не способна принести человеку счастье и благополучие, когда выбор определяется исключительно материальными факторами. Ведь выбор в пользу зла обесценивает человеческую свободу,

262

 

 

особенно если она используется для разрушения достоинства личности. Мы не можем оправдывать тиранию, деспотизм, терроризм, но ведь каждый, кто применяет эти порочные практики, — они же тоже свободны избирать то, что хотят избрать.

Христиане, верные своей духовной традиции, уже становятся жертвами дискриминации в Европе. Ведь послание об абсолютной ценности нравственных установлений, находящее отражение во всей совокупности христианской культуры нашего континента, вызывает раздражение, а иногда и ненависть у тех, кто хотел бы видеть в европейцах людей, руководствующихся исключительно потребительским инстинктом. За вытеснением религий из общественной сферы, несомненно, стоит борьба с моральным абсолютом во всех его проявлениях. Это, конечно, является сильным вызовом для всех верующих людей, которые такой моральный абсолют признают.

Культурное и религиозное многообразие Европы приобрело ярко выраженные черты в последние десятилетия. Именно поэтому сейчас особенно актуальным стал вопрос об общем этическом основании существования людей, которые придерживаются различной веры, обычаев, отличаются укладом жизни.

Очевидно, что экономические и политические связи, которые складываются на континенте, не могут быть самодостаточной основой благополучия общеевропейского дома. Существующие общественные ценности прав человека, верховенства права и демократии могут остаться лишь формами, которые не принесут пользу в условиях морального релятивизма, а в каких-то случаях могут принести и зло. Самый простой пример — это упадок семейных ценностей,

263

 

 

приводящий к депопуляции на континенте. Как ценность семьи может быть меньше вышеупомянутых ценностей, если ее разрушение приводит к физической убыли населения Европы? Кто будет пользоваться политическими достижениями, если европейские народы физически прекратят свое существование или сократятся до такого количества, когда их роль не будет значимой на континенте.

Русская Православная Церковь предлагает религиозным общинам Европы сообща выступить партнерами государств и гражданского общества континента в деле восстановления живой связи между концепцией прав человека и общеевропейским духовным наследием.

Светская концепция прав человека не содержит внятного и четкого определения понятия достоинства человека, основание которого по-разному понимается в различных религиозных культурах континента. Однако ценность достоинства человека признается в религиозном мировоззрении. Именно поэтому мы, представители традиционных религиозных общин континента, призваны наполнить содержанием понятие достоинства личности, установить его связь с добродетелью и стремлением к совершенству. Это будет нашим вкладом в формирование нравственных ориентиров не только личного, но и общественного развития. Ведь публичное пространство в наши дни практически лишено нравственных образцов и идеалов. Единственное, что может предложить массовая популярная культура, — это образ успешного человека, который достаточно состоятелен, чтобы позволить себе удовлетворить любой свой каприз и любое свое желание. Но достоин ли такой человек счастья и любви, уважения

264

 

 

окружающих, и обретет ли он счастье в погоне за удовольствиями? Кто избрал такой путь — ответствен за свой выбор, это его личное дело, его личные убеждения, но за пропаганду образа жизни, который заведомо приносит страдания, ответственно все общество.

Достоинство человека обладает огромным созидательным потенциалом, определяя жизнь в обществе и семье, определяя незаслуженно забытый идеал личности, стремящейся к миру в отношениях с Богом и окружающими.

Ощущение свободы неотделимо от понимания ответственности. Именно совокупность свободы и ответственности дает ориентиры развития для личности и общества в целом. Ценность ответственности человека не может быть уделом правовой системы, однако последняя не должна игнорировать роль ответственности личности в реализации прав и свобод. Ответственность человека восстанавливает его связи с окружающими в обществе, возлагая на нас заботу о близких и дальних, о всем Божием творении. Мы несем ответственность за последствия своего выбора перед самими собой и перед окружающими.

Традиционные ценности свободы, достоинства и ответственности человека получили признание в документах Совета ООН по правам человека, который 24 марта 2011 года принял резолюцию «Поощрение прав человека и основных свобод благодаря более глубокому пониманию традиционных ценностей человечества». Русская Православная Церковь приняла участие в обсуждениях, которые предварили этот важный для всех нас результат. К сожалению, немало европейских государств продолжают идти по пути догматизации исключительно секулярного понимания

265

 

 

прав человека, считая его достаточным основанием для построения здорового общества. Нравственный кризис современного общества является самым сильным аргументом, свидетельствующим об ошибочности такой мировоззренческой установки. Этот подход является вызовом для верующих людей, поскольку оставляет концепцию прав человека закрытой для ценностного вклада со стороны религиозных общин. Если концепция закрыта и существует табу на то, чтобы ее совершенствовать, то этот догматизм может очень плохо отразиться на реальной жизни развивающегося мира.

Полагаю, что Европейский совет религиозных лидеров сможет внести свой вклад в интеллектуальное обогащение европейского общества ценностями религиозной традиции, которая на протяжении веков утверждала европейцев в стремлении к справедливости и к жизни в соответствии с нравственными нормами, сформированными этой традицией.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.