Поиск авторов по алфавиту

Автор:Иоанн Златоуст, святитель

Толкование на пророка Исаию. Глава 30. Тяжести на животных, идущих на юг

6. Тяжести на животных, идущих на юг, по земле угнетения и тесноты, откуда выходят львицы и львы, аспиды и летучие змеи; они несут на хребтах ослов богатства свои и на горбах верблюдов сокровища свои к народу, который не принесет им пользы. Так как они делали неправду, пророк называет их четвероногими. Хотя между теми и другими простиралась пустыня, однако люди не пренебрегали безрассудно передавать свои блага народу египетскому, который не мог помочь им никоим образом. Откуда выходят львицы и львы, аспиды и летучие змеи; они несут на хребтах ослов богатства свои и на горбах верблюдов сокровища свои. Львом пророк называет колено Иудино, которое имело силу не от себя самого, а от небесной помощи, по сказанному: молодой лев Иуда (Быт.49:9). Напоминая о доблестях отцов, пророк осмеивает глупость сыновей. Откуда выходят львицы и львы, аспиды и летучие змеи: это он говорит для того, чтобы этими словами поразить сердца их, показывая, что от благочестивых родителей родились нечестивые сыны. Вы, говорит, посрамляете Меня, а Я прославляюсь вами пред неприятелями. Праведник уверен в себе самом, как лев (ср. Притч.28:1), а беззаконный изобилует смятением и не имеет мужества.

7. Ступай, говорит, помощь Египта будет тщетна и напрасна... прежде не было наказания... постигли наказания... и они не считали этого неожиданным. Он не только излагает повеление, но и присоединяет:

8-9. Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки. Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня. Видишь ли, что Им повелено писать ради обличения и обвинения, как и Моисей в своей песни? Это был народ непослушный, совершенно растленный.

10-11. Которые провидящим говорят: "перестаньте провидеть", и пророкам: "не пророчествуйте нам правды", как больные, которые боятся рук врачей, говорите нам лестное, предсказывайте приятное; сойдите с дороги, уклонитесь от пути. Тем не менее, как видим, для утверждения душ их, возвещались видения и объявлялись пророчества. Почему же они чувствовали отвращение при этих словах, и желали находиться в заблуждении?

170

 

 

12-13. Посему так говорит Святый Израилев: так как вы отвергаете слово сие, а надеетесь на обман и неправду, и опираетесь на то: то беззаконие это будет для вас, как угрожающая падением трещина, обнаружившаяся в высокой стене, которой разрушение настанет внезапно, в одно мгновение. Какое слово? Именно, они полагались не на Бога, а на египетскую ложь. Беззаконие это будет для вас, как угрожающая падением трещина. Вот, великий грех – испытывать мучение вследствие слова Божия: как падает стена укрепленного города, так и тот, кто мучится. Крепок и недвижим есть Говорящий:

15. Оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели. Мы тогда научимся лучше, когда отступим от грехов, как от грехов. Во время совершения грехов, очи бывают окружены мраком и никто не желает греха, как греха; когда же кто-либо отступает от грехов, тогда он чувствует скорби грехов, подобно тому, как, после таяния льда, вырываются из льда источники, – как это случилось с великим Давидом, или как бывает в том случае, когда кто-либо, упав стремительно в глубокую и темную пропасть, после выхода из нее, охватывается ужасом. Какой, говорит пророк, плод был для вас тогда, почему вы пришли теперь в смущение? Трудно бывает сознать злобу грехов, когда ты грешник, но когда покаешься, тогда, вследствие праведности, уразумеешь грехи, как грехи. Итак, вследствие грехов, должно плакать, потому что плач и стенание суть признаки осуждения соделанного. Поэтому ясно, что нужны обращение, слезы и стоны, так как стенание есть подтверждение и ручательство обращения. Господь был крепость ваша, и вы не хотели слушать Его, и хотя вы видели зрелище вещей, однако из этого ничему не научились.

16-18. И говорили: "нет, мы на конях убежим", – за то и побежите; "мы на быстрых ускачем", – за то и преследующие вас будут быстры. От угрозы одного побежит тысяча, от угрозы пятерых побежите так, что остаток ваш будет как веха на вершине горы и как знамя на холме. И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него! Здесь, ясно, пророк говорит о вавилонянах, много раз научая, чтобы было известно, о пришествии помощи с неба. И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами, – т.е., чтобы показать Свою великую и неизмеримую силу.

19. Ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него! Народ будет жить на Сионе в Иерусалиме. Ничто иное

171

 

 

нам так не помогает, как терпение и постоянная надежда. Павел говорит: надежда не постыжает (Римл.5:5), и: в великом терпении (2Кор.6:4), а в Евангелии говорится: претерпевший же до конца спасется (Мф.24:13). Нет ничего, что бы более утверждало человека.

Иерусалим же плачем восплачется: помилуй мя: он получил ответ... твоих... так как здесь... все привело к концу. Не слава жизни, не обилие правды, не показание добродетели, – будут только вопли и слезы, подобно тому, как в стране египетской, говорится, Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его (Исх.3:7), не потому, что они обратились к правде, но потому, что Он полагал для них достаточным прибегнуть, для своего спасения, к Богу. Ужели этого достаточно для примирения с Богом? Конечно, говорит пророк, потому что Он милостив и жалеет тебя: Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе.

20. И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде: хотя в этом городе вы мало потерпели, однако вы будете освобождены от плена в стране чужой. И ктому не приближатся к тебе льстящии тя (руск. перевод: и учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих): видишь ли, какая выгода от наказания, и какова польза после мучений? Не говорит: не соблазнят тебя, но: не приближатся к тебе, ты будешь для них недоступным и недостижимым.

21. И уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: "вот путь, идите по нему", если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево, т.е. прельщающих посребренными суетами, которыми они удерживали тебя от спасения Божия, а сами заблуждались, как показывают следующие слова.

22-24. Тогда вы будете считать скверною оклад идолов из серебра твоего и оклад истуканов из золота твоего; ты бросишь их, как нечистоту; ты скажешь им: прочь отсюда. И Он даст дождь на семя твое, которым засеешь поле, и хлеб, плод земли, и он будет обилен и сочен; стада твои в тот день будут пастись на обширных пастбищах. И волы и ослы, возделывающие поле, будут есть корм соленый, очищенный лопатою и веялом. Не спрашивай здесь, исполнилось ли сказанное, или нет? Многое сказано гиперболически, для утешения их, чтобы они освободились от плена; многое не исполнилось оттого, что они были недостойны, и это очевидно из последующего.

25. И на всякой горе высокой и на всяком холме возвышенном потекут ручьи, потоки вод, в день великого поражения, когда упадут башни. Ничто подобное, как видим, не случилось когда-либо после плена. (Бог) говорит, что Он намерен искоренить народ и вновь не создаст царства, если даже они обратятся; иначе: чтобы не считали этих слов ска-

172

 

 

занными тогда, когда они уже исполнились, Он для этого предвещает их заранее1

26. И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы. Мы видим, на ком исполнилось это пророчество. Начнем с начала. Иудеи говорят: это еще не исполнилось, мы же показываем, что никто из иудеев не исцелен, но среди нас мы это обнаруживаем очень ясно: нам явился свет, не только в семь, а более, чем в тысячу раз, больший солнечного, в одно и то же время просвещены очи внутренние и внешние, всюду потекла живая вода, т.е., наставление учения Христова, исцелено наше сокрушение, обвязана рана. Итак, пусть они берегутся, не прельщаются и не отступают от истины, удаляясь в хладную и тщетную надежду. Иерусалим плачем восплакася: помилуй мя! Когда было это? Говорят: во время плена. А разве теперь они не в плаче или только в то время они погибали от мучений? При реках Вавилона, там сидели мы и плакали (Пс.136:1). Презриши идолы2. Каких идолов? Когда они очистились от нечестия? Не имели ли эти великие слова совершиться с ними после возвращения? Разве Он не мог совершить обещанное? Но, как мы выше говорили, они были недостойны этого.

27-28. Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий, и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи, чтобы развеять народы до истощания; и будет в челюстях народов узда, направляющая к заблуждению: и теперь является гнев, но не вместе со славою, а тогда явится слава Его и великий блеск. Горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий: как решение судей есть не иное что, как только смерть, так решение Христа есть огонь и мучение, как сказано: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф.25:41).

29. И будет в челюстях народов узда, направляющая к заблуждению. А у вас будут песни, как в ночь священного праздника, и веселие сердца, как у идущего со свирелью на гору Господню, к твердыне Израилевой. Те, кто всегда грешат, всегда ли будут предаваемы наказанию? Хотя не было никакого иного признака мучений, однако, вследствие самой изменчивости человеческой, людям должно было отступать от грехов и не дерзать совершать зло. Хотя они не веруют, что Иудея достаточно защищена одним Богом и призывают на помощь ассириян, и считают

1 В армянском кодексе здесь неясность, почему латинский переводчик передал смысл лишь отдельных слов.

2 Эти слова не имеют себе соответствия ни в одном тексте и древнем списке Св. Писания.

            173

 

 

достоверным, что с ними не приключится никакое зло, однако в то время они будут бояться больше друзей, чем врагов, что было достаточно для их поражения и для познания гнева Божия. Итак, пусть они не обвиняют древнюю неприязнь и не оказывают доверия неожиданной перемене.

32-33. Будет с тимпанами и цитрами: они сами будут причиной погибели, сами навлекут на себя бедствия: меч вавилонян, пожирающий пламень, град, смешанный с камнями. Так как иудеи были беззаботны и нисколько не сомневались считать их (вавилонян) друзьями, а не врагами, то они воспылали для них, почти подобно пожару, и, подобно граду, сошли те, которые во дни Езекии посылали к нему вестников с дарами. Говоря о вавилонянах, пророк разумеет и ассириян, потому что ассирияне, владея Сирией, подчинили всех вавилонян, таким же образом, как вавилоняне, покорив ассириян, царствовали в Вавилоне.

И всякое движение определенного ему жезла, который Господь направит на него, будет с тимпанами и цитрами, и Он пойдет против него войною опустошительною. Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его, т.е., раньше времени не будешь предан наказанию: два бедствия имеют прийти, одно внезапно, а другое – от друзей. Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк. Если ты не царствовал, то царство Иудино будет наказано временем плена, а это яснее открывается из последующего: в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его,– чтобы показать непрестающее наказание. Это можно понимать и о будущем суде мира.


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.