Поиск авторов по алфавиту

Автор:Иоанн Златоуст, святитель

Беседа на псалом 99

Давиду во исповедание.

Хотя этот псалом лишен надписания, тем не менее это не дает права считать его не принадлежащим пророку Давиду. Может быть пророк не пел его в храме и не передал другим псалмопевцам, почему и оставил его без имени. Под исповеданием здесь надо разуметь благодарение, потому что в этом последнем и заключается цель данного пророчества. Вот почему Акила переводит: в благодарение, Симмах: в благословение, а пятое издание: в похвалу. Воскликните Господеви, вся земля, работайте Господеви в веселии (ст. 1, 2). И в этом пророчестве намечается великая точность и последовательность, если кто исследует его внимательно. Восклицать пророк приглашает всю землю, как будто мы победили общего всем врага; затем, когда мы угнали, что виновник победы Бог, пророк повелевает нам работать Ему в веселии, подобно тому, как говорит и Павел: будем все радоваться, непрестанно молиться, о всем благодарить (1 Фесс. 5, 16), зная, кому и за что мы работаем, от какого рабства освобождены и к какому призваны, сколь легкое иго получили взамен тяжкого. Внидите пред ним в радости, т. е. с радостью. Пророк разумеет не здешнюю радость. Подобно тому как для зрелых мужей кажется смешною радость детей, потому что они радуются и восхищаются ничего не стоящими вещами,

941

 

 

так и радость грешников представляется достойной порицания для праведников, потому что они радуются нахищенному и награбленному богатству и другим подобного рода вещам, которым нельзя будет радоваться, когда мы должны будем предстать пред страшным Судиею; напротив, мы должны радоваться, когда подвергаемся ограблению, подвергаемся клеветам, потому что с такою радостью можем явиться пред лицо Божие, как об этом свидетельствуют слова Господа: "блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах" (Мф.5:11,12). "Знайте, что Господь – Он есть Бог Наш, Он сотворил нас, а не мы, мы же народ Его и овцы пажити Его" (ст. 3). Видишь, как Дух Снятый заграждает всякие еретические уста? Так как некоторые еретики, желая разделить Троицу и унизить достоинство Единородного, ссылаются на то, что в Священном Писании Он называется Господом, а Богом называется Отец, измышляют несуществующее различие между Господом и Богом, и на свою погибель обращают в богохульство апостольское изречение: "у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им" (1Кор.8:6), и говорят, что Сын, как Господь, меньше Отца, так как не называется Богом, и что это имя не должно и прилагаться к Нему согласно с дальнейшим апостольским изречением: "но не у всех такое знание" (ст. 7), – то пророк, желая прекратить их пустословие, говорит: "знайте, что Господь – Он есть Бог Наш", дабы они больше не дерзали отделять ни Господа от Бога, ни Сына от Отца. "Он сотворил нас, а не мы". Не сами собою мы существуем, как думают некоторые, а "мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела", как говорит Павел (Еф.2:10); должны, следовательно, признавать некоего Творца. "Мы же народ Его и овцы пажити Его". "Входите во врата Его с исповеданием, во дворы Его с песнопениями, исповедайтесь Ему, хвалите имя Его" (ст. 4). Чьи мы овцы, узнай из слов Единородного: "овцы Мои слушаются голоса Моего" (Ин.10:27). Его мы и "народ", как Он говорил нам о том устами пророка: "и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом" (Иез.36:28). Итак Он есть Господь и Бог; тем и другим называется Сын, как и Отец. В Его врата пророк приглашает войти "с исповеданием", а во дворы "с песнопениями". Сначала, следовательно, должно принести исповедание, и после этого уже петь. Подобно тому как двери закрывают дворы, и никто не может очутиться внутри двора, если не войдет чрез дверь, так точно и мы, прежде чем не исповедуемся, не можем воспевать, потому что нужны чистое сердце и уста, свободные от греховной скверны, если мы хотим угодить Богу жертвою наших песнопений. "Исповедайтесь Ему, хвалите имя Его". (ст. 4). Опять пророк ставит исповедание раньше хвалы, желая яснее пред нами запечатлеть сказанное в предшествующем стихе. Исповедаться пророк

942

 

 

повелевает Ему как Богу, а хвалить велит имя Его, каковым является Спаситель, поскольку это последнее служит причиной нашего спасения, как о том свидетельствуют Петр и Иоанн, говорившие иудеям: "ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян.4:12). Вполне справедливо псалмопевец в виду этого и присовокупил: "ибо благ Господь, во век милость Его, и в род и род истина Его" (ст. 5). Истина Его, явившись в настоящем роде, явится и в будущем, когда Он воздаст каждому по делам его. А эта неоспоримая и неложная истина заключается в том, что Христос "Господь, во век милость Его", потому что как Христос, т.е. как милосердый и человеколюбивый, Он в настоящей жизни дарует Свою милость, чтобы мы, если по беспечности и впадем в заблуждение, обратились к Нему по Его человеколюбию.

943

 

 


Страница сгенерирована за 0.16 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.