Поиск авторов по алфавиту

Автор:Иоанн Златоуст, святитель

Псалом Давида о дне восьмом

Восьмым Писание называет день, следующий за седмицей настоящей жизни, и новую жизнь, которую предзнаменовало восьмидневное обрезание. О восьмом и мудрый Соломон внушает, в словах: "давай часть семи и даже восьми" (Еккл.11:2), как бы так говоря: в этом веке тысячелетней седмицы подумай о части благой, восьмой, о жизни вечной, грядущей и пребывающей. Посмотрим начало самого псалма. "Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня" (Пс.6:2). Знаю, Господи, что меня ожидает ужасное и страшное судилище пред лицом ангелов и всей твари, (когда) Судия воссядет на страшном и возвышенном престоле и обнаружит и откроет все соделанные грехи, знаю, и не смею от лица многих моих грехов принести Тебе, Господи, мое исповедание. Грех мой больше того, что может быть мне оставлено, я согрешил пред Тобою тяжче всякого человека, я оскорбил Твое имя выше меры, я жил распутнее блудного (сына), я должен Тебе больше того, который был должен тысячу талантов. Хуже мытаря обобрал меня злобный враг, злее разбой­ника умертвил меня человекоубийца и разбойник. Я превзошел блудницу в блуде, глубже ниневитян погряз в грехе без покаяния, злее хананеянки (согрешил). "Беззакония мои превысили голову мою, подобно тяжелому бремени отяготели на мне. Пострадал я и согнулся до конца" (Пс.37:5,7). Святое имя Твое я оскорбил, заповеди Твои преслушал, богатство Твое зло расточил, сокровище твое дурно растратил. Залог, данный Тобою, я прожил с врагами Твоими; голоса заповедей Твоих не соблюл; одежду, которою Ты облачил меня, осквернил; светильник, приготовленный Тобою для меня, я потушил своим нерадением; лицо мое, которое Ты просветил, я потемнил своими грехами; очи мои, которым Ты дал свет, я опять ослепил; губы мои, которые Ты освятил, я опять осквернил. И я знаю, что Ты все равно обличишь содеянное мною; от этого я никуда не скроюсь, но во всяком случае буду обличен. Но, "Господи! Не в ярости Твоей обличай меня". (Я не говорю: не обличай меня). Это невозможно, но: "не в ярости Твоей обличай меня". Только Ты, единый Человеколюбец, можешь даровать

611

 

 

мне это (снисхождение). Ты Сам знаешь точно все мои тайные падения, но "не в ярости Твоей обличай меня". Не объявляй их, не обнаруживай пред всеми ангелами и людьми в мое посрамление. "Господи! Не в ярости Твоей обличай меня". Если никто не может снести гнева смертного царя, то тем более, какое создание устоит пред гневом Божиим? "И не во гневе Твоем наказывай меня". Я не прошу: не наказывай. Я снесу вразумление и наказание, но, вразумляя, да не "не во гневе Твоем наказывай меня". Знаю я, что разбойник просил и получил от Тебя прощение. Знаю, что блудница припала к Тебе всей душой, и получила прощение. Знаю, что мытарь плакал пред Тобою из глубины сердца, и был оправдан. Но я не таков, как они. Я не имею достаточно слез, не имею истинного исповедания, не имею стенаний из глубины сердца, не имею чистой души, не имею поста нелицемерного, не имею любви к брату, не имею духовной бедности, не имею сострадания, чтобы быть достойным сострадания, не имею целомудрия по плоти, не имею чистоты помыслов, не имею воли богоприличной. С каким, наконец, лицом или по какому праву я буду просить о прощении? Господи, не раз обещал я Тебе покаяться, и нарушал свои обещания. Не раз припадал я к Тебе в церкви, и тотчас, выйдя оттуда, погрязал в грехе. Много раз ты миловал меня, и я отвергался. Сколько ты долготерпел, и я не обращался? Сколько раз Ты поднимал меня, и я опять падал? Сколько раз Ты ободрял меня, и я оставался неблагодарным Тебе? Сколько раз я был услышан Тобой, но не слушал Тебя? Сколько раз Ты сострадал мне, а я ничем не послужил Тебе? Сколько чести ты оказал мне, и я не хотел почтить Тебя? Сколько раз согрешившего Ты призывал меня как Отец, с любовью принимал как сына и как дитя звал, раскрывая объятия? Падшему Ты сказал мне: "встань, спящий" (Еф.5:14). Приди ко Мне, я, не преследую тебя, не накажу тебя, не посрамлю, не прокляну своего создания, не отвергну, не ожесточу Своего сердца к Своему чаду. Я не хочу ненавидеть Мой образ, обратившийся ко Мне, не захочу отвергнуть человека, которого Я образовал Своею рукою, которого Я создал, которого носил, за которого Себя уничижил, за которого кровь Свою пролил. Как же Я не приму его, обращающегося ко Мне и припадающего? Итак, имея неисчерпаемую и беспредельную бездну человеколюбия и море долготерпения, "не в ярости Твоей обличай меня", Господи, "и не во гневе Твоем наказывай меня", но еще и еще потерпи мне, не спеши исторгнуть меня из этой жизни незрелым, не торопись посечь меня как бесплодную смоковницу, но, как добрый и человеколюбивый хозяин, дай мне вместе со всеми и это лето на покаяние, не пренебреги снести мое нерадение и не восхить меня от-

612

 

 

сюда неготовым. Не возьми меня не имеющим брачной одежды; не выставляй обнаженной души на позор у Твоего престола. Не возьми меня, наконец, не имеющего что принести Тебе, но долготерпи на мне, но будь человеколюбив, но окажи сострадание мне, бедному, нерадивому, беспечному, жалкому, неимущему, блудному, оскверненному, распутному, неблагодарному, бессердечному, бесчувственному, унылому, погрязшему, омраченному и безответному, недостойному никакого человеколюбия, недостойному неба, достойному всякого прещения, геенны и наказания. Но, "Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня. Помилуй меня, Господи, ибо я немощен" (ст. 3). Немощна моя совесть, немощен мой разум. Дни мои прошли в суете, и уже приближается конец течения. Но отверзи мне, Господи, недостойному, стучащему, и не затвори двери милости Твоей, но открой мне дверь и протяни руку твою валяющемуся в бездне похотей, и не затвори предо мною. Если Ты не успеешь, кто успеет? И если Ты не поспешишь, кто нам поможет? Совершенно никто. Но Ты, человеколюбивый по природе, дай нам время жизни, дай нам время обращения. Победи мое окаменение и достигни моего исправления. Дай мне еще немного времени и укажи мне способ спасения. Ведь, если Ты не поможешь, сколько бы я ни старался, все будет бесполезно и бессмысленно. Господи, не покидай совсем, но предупреди свое создание. Ты сказал: "без Меня не можете делать ничего" (Ин.15:5). Ускори же обращение души моей и течение моей жизни. Я рабствую природе, но еще более рабствую моей скверной привычке. "Помилуй меня, Господи, ибо я немощен". Изнурил меня враг мой, враги мои попрали меня, довели до слабости и изнеможения. А слабый и изнемогший не может исцелить сам себя, немощный не может поднять самого себя, не может помочь сам себе, не может укрепить себя. Наконец: "помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо потряслись кости мои" (Пс.6:3). Сокрушены и разбиты все кости души моей. А с разбитыми костями не может человек искать врача, не может бежать и защититься от врагов. Но сам Ты, о, Господи, найди меня, Ты, пришедший взыскать погибшее. Впадшего вторично в разбойники Ты возьми и спаси. Не полумертвым оставили они меня, но совершенно мертвым. Но "исцели меня, Господи, и исцелен буду" (Иер.17:14). Исцели меня, Господи, потому что коварный змей всего меня сделал бессильным и гнилым. Немощный и гнилой весь, я лежу на земле, весь изъязвлен, бессильный труп, (который) только голосом зовет врача, только взывает и ищет спасающего, едва открывает глаза и осматривается, когда придет, когда окажет помощь Тот, Кто укрепляет расслабленных, спасает отчаявшихся и ободряет сокрушенных. "Исцели меня, Господи, ибо потряслись кости мои. И душа моя возмущена сильно" (ст. 3,4). Телесно и душевно объяло, говорит, меня,

613

 

 

Господи, смятение, плотские страсти мною овладели, тело и душу сделали игралищем демонов. "Исцели меня, Господи, ибо потряслись кости мои", связывающие и скрепляющие моего внутреннего человека. Какие это кости? Вера, разумение, надежда, любовь, целомудрие, благочестие, кротость, смирение. Вот какие кости у меня сокрушены. "Исцели меня, Господи, ибо потряслись кости мои. И душа моя возмущена сильно". Вижу я – красота души моей уже увядает, конец приближается, старость входить в силу, склоняется лето мое к концу, проходит; мой жнец спешит, показывает серп, несет секиру, угрожает мне посечением; вот обнаруживается мое бесплодие, и меня ввергают в огонь. "И душа моя возмущена сильно". Я уже вижу вора: он приближается и торопится похитить меня, пресечь дни моей жизни. "И душа моя возмущена сильно". Вижу долгую и трудную дорогу из этой жизни, к той и не имею для нее запасов. "И душа моя возмущена сильно". Вижу, приближается заимодавец и схватывает меня как добычу. "И душа моя возмущена сильно". Вижу, докладчик (λογοθέτης) потрясает рукописанием моих грехов, и узники скрежещут зубами. "И душа моя возмущена сильно". Вижу я (вокруг себя) многих обвинителей и ни одного защитника. "И душа моя возмущена сильно". Страшусь и томлюсь, дрожу и трепещу, и не знаю, что делать. Просить (продлить) срок жизни? Но, боюсь, наделаю новых грехов в добавок к прежним. Тогда какими глазами я буду смотреть на Судию? Я теряюсь в беспомощности, потому что вижу себя в последней крайности. А лукавый не перестает меня преследовать, свойственное плоти смятение не перестает смущать меня, враги не прекращают своей войны против меня, лукавые мои помыслы никак не успокаиваются. "И Ты, Господи, доколе (не явишь мне помощи)?" (ст. 4)? Почему Он не дает знака? Почему не скажет? В крайнем унынии и тесноте пророк хотел сказать Богу что-нибудь ужасное и дерзкое, и вот, обращаясь к Нему, говорить: "и Ты, Господи, доколе"? Ведь Ты видишь, Господи, в каком я жалком и беспомощном положении? Ты видишь нападения на меня, силу врага, телесный пламень, войну помыслов, краткость времени и мое изнеможение? Доколе же, наконец, Ты не оказываешь сострадания? Доколе не защищаешь? Доколе не обращаешь внимания? Доколе не долготерпишь? Доколе не избавляешь? Доколе не наказываешь? Доколе не умилосердишься? Ведь, хотя я и достоин совершенного отвержения, но по милости твоей надеюсь получить прощение. Такие и подобные мысли внушало ему уныние, но он сдерживается и, чтобы не показаться воюющим, от них переходит уже к молитве и говорит: "обратись, Господи: избавь душу мою, спаси меня по милости Твоей" (ст. 5). Не ради моих дел, потому что они злы, не ради моих трудов, потому что я слаб, но "по милости Твоей". О, Владыка, если Ты хочешь судиться со мной, я сам произнесу над собой приговор и исповедую, что я достоин

614

 

 

смерти, но Ты – "спаси меня по милости Твоей". Я всецело полагаюсь на Твою милость и ничего своего не имею. Я прошу милостыни, так не требуй же от меня за нее платы. Никто не покупает милостыни, все получают ее даром. Так и Ты "спаси меня по милости Твоей". Вспомни Твои слова, сказанные Тобою в Твоих святых Писаниях. Вспомни, Господи, что "помышление сердца человеческого – зло от юности его" (Быт.8:21). Вспомни, Господи, что созданный Тобою прах воспламеняется и имеет кровь. Вспомни, Господи, что "человек подобен суете" (Пс.143:4), что "не оправдается пред Тобою никто из живущих" (Пс.142:2). Вспомни, Владыко, что "если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит?" (Пс.129:3). Вспомни, Владыко, что "как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною? Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его" (Иов.25:4,5). Вспомни, Господи, что "вот, я в беззакониях зачат и во грехах родила меня мать моя" (Пс.50:7). Вспомни, Владыко, что и самое небо, и даже силы ангельские не чисты пред Тобою, если уж и с неба ниспали некоторые из них за свой грех. Поэтому, "спаси меня по милости Твоей", меня, просящего у Тебя милости. Ведь нисколько не будет удивительно, если Ты помилуешь достойного; не будет ничего странного, если Ты помилуешь праведного, потому что он достоин этого. И если усердного прославишь, ничего не будет особенного: это будет делом простой справедливости. А вот на мне недостойном яви Ты свои удивительные милости, чтобы на мне прославлено было Твое человеколюбие. Так и врач тогда считается искусным, прославляется и восхваляется, когда излечивает неизлечимые и безнадежные болезни; и царь тогда считается добрым, когда дарует жизнь недостойным. Как Творец, Ты знаешь слабость нашей природы; Ты знаешь ее и как восприявший и спасший ее. Поэтому и теперь "спаси меня по милости Твоей"; пусть моя злоба не победит Твоего благоутробия, пусть мое нерадение не истощит Твоего неистощимого человеколюбия. За сколько благодеяний должен быть признателен я твоей незреченной благости! Ты произвел меня из небытия в бытие, умножил, возвеличил и все покорил под ноги мои (Пс.8:8). Потом заблудшегося и умерщвленного Ты искупил собственною кровью, обнаженного прикрыл, обнищавшего обогатил; сделал Ты меня и сыном, и братом, и наследником, и сонаследником. И какой ответ дам я за все это – недоумеваю. Поэтому – "не войди в суд с рабом Твоим" (Пс.142:2) и не обращай на грехи мои своих угроз, но "отврати лице Твое от грехов моих" (Пс.50:11). Не устанавливай весов по строгой справедливости, но будь человеколюбив, склони их с той стороны на эту, от моей тяжести в сторону Своего милосердия; оставь без внимания тяжесть моих беззаконий, пройди молчанием множество моих грехов и "спаси меня по милости Твоей", которою получили спасение все спасенные. Назову ли я Моисея, –

615

 

 

и он не безгрешен, по свидетельству Писания; вспомню ли Аарона или даже самого Петра, верховного и великого, – и они не безгрешны и не беспорочны. Поэтому верою я хочу спастись, верою, а не делами, чтобы и мне сказал Человеколюбец: "вера твоя спасла тебя; иди с миром" (Лк.8:48). Кому ты ни прощал грехи, никому не сказал: "твои дела спасли тебя", – потому что пред Ним всякая правда человеческая как рубище кровоточивой. Поэтому опять повторю: "спаси меня по милости Твоей". И: "милость Твоя последует за мною во все дни жизни моей" (Пс.22:6). "Милость Твоя последует за мною", злобно убегающего от Тебя и постоянно спешащего ко греху. "Милость Твоя" меня и удержит, в наморднике и узде приведет меня, уклоняющегося от Тебя, потому что Ты – Бог, "единый творящий чудеса" (Пс.71:18). Поэтому, "яви дивно милости Твои, спасая уповающих на Тебя" (Пс.16:7). Ты исполняешь наши надежды и упования, – неужели же не исполнишь наших просьб о милости? Должен был Тебе некто десять тысяч талантов и пришел к Тебе просить еще небольшой отсрочки; а Ты, Человеколюбец, хотел совершенно простить ему все десять тысяч, если бы он не обидел после этого своего брата. Возвратился к Тебе некогда распутный сын, желая быть одним из наемников Твоих, а Ты сделал его сыном и наследником. Просил Тебя разбойник только вспомнить о нем в царствии Твоем, а Ты удостоил его и самого рая. Пришла к Тебе блудница только с плачем без всякой просьбы, и получила от Тебя то, на что надеялась и чего искала. Плакал Петр, прося прощения, а ты сделал его ключником царства и церкви. Такова Твоя воля о впадших в крайнее отчаяние, потерявших всякую надежду, опережающих грех до самого дна ада. Покажи на них величие Твоего человеколюбия. Поэтому опять говорю и не перестану говорить: "спаси меня по милости Твоей. Ибо никто из умерших не вспоминает о Тебе, а в аду кто исповедает Тебя?" (ст. 6). Из-за этого я тороплюсь, этого боюсь, этим буду томиться, зная твердо, что если неожиданно застигнет меня конец моей жизни, то из ада я уже не буду в состоянии принести Тебе мое исповедание. Во аде нет покаяния, нет избавления от смерти, нет никакой надежды на облегчение. Наша жизнь есть торжище; когда оно закрыто, никто уже не может торговать. Когда состязание окончилось, никто уже не может состязаться и получить венец. С наступлением ночи, прекращается собрание и (получение) прибыли. Послушай, что говорит Писание о всяком человеке, окончившем жизнь: "на что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком?" (Иов. 3:23). Итак, если Бог затворил, какое уже там может быть покаяние во грехе? Эта жизнь – для трудов, а та предназначена для венцов. В этой жизни (действует) человеколюбие (Божие), а в той – истинный праведный суд. Поэтому – "спаси меня по милости Твоей.

616

 

 

Ибо никто из умерших не вспоминает о Тебе, а в аду кто исповедает Тебя?". Кто? Никто! Пророк, постоянно вспоминая о том ужасном дне и часе, имел непреодолимый страх, томился непрестанной душевною болью, печалился и проводил ночи в плаче. Поэтому он и говорит: "утрудился я от воздыханий моих, каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими орошаю постель мою" (ст. 7), твердо зная, что сеющие слезами с радостью пожнут колосья небесной (жизни). "Уходящие уходили и плакали, бросая семена свои, а приходящие придут с радостью", – в воскресении, "собирая снопы свои" (Пс.125:5,6). Как водою и Духом (мы крестимся), так и, крестясь водою слез и огнем горячей душевной боли, мы получаем очищение. Как крещение, так и истинное слезное сокрушение не даются никогда без Святого Духа. "Помутилось от гнева око мое, обветшал я среди всех врагов моих" (ст. 8), т.е. погряз, возрос и состарился в грехах. Вот что значат слова: "обветшал я среди всех врагов моих". Но обрати внимание: закоснев и состарившись во грехах, сжившись с ними, пророк не отчаялся в самом себе, не потерял надежды на милость Божию, но был спасен сокрушением, очистился слезами и с решительностью говорить своим врагам: "отступите от меня все, делающие беззаконие" (ст. 9). Перестаньте, постыдитесь, отступите. "Услышал Господь" в старости "моление мое", "Господь принял молитву мою" (ст. 10). "Да постыдятся и смятутся все враги мои, да обратятся вспять и постыдятся весьма скоро" (ст. 11). Видел ты силу слез? Видел плод покаяния? Видел обновление и возрождение после одряхления во всех грехах? Так не говори же: я стар, немощен, закоснел во всяком грехе и уже не имею силы исполнять заповеди Христовы. Ничего подобного не можешь ты сказать теперь, не можешь отговариваться различными греховными предлогами. А если и станешь оправдываться, я тотчас докажу тебе, что если только захочешь, то и в старости даже можешь соблюсти заповеди Христовы лучше, чем в юности. Только на мои вопросы отвечай по правде, "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мф.5:3). Когда же более склонен к смирению дух человека – в старости или в юности? Очевидно, в старости. А юности как бы прирождена гордость. "Блаженны плачущие, ибо они утешатся" (Мф.5: 4). Скажи мне только: кто податливее на слезы и плач – юность или старость? Во всяком случае, старость. "Блаженны кроткие" (Мф.5:5). Разве не все согласны, что в юности более сильны и горячи всякие движения души, а старость преимущественно пред юностью склонна ко всякой услуге и божественной заповеди. В самом деле, в юности и телесная любовь возгорается, и пламень сребролюбия воюет, и весьма много других страстей, каковы – тщеславие, чревоугодие и злопамятство. В старости же совершенно не то: здесь слезы сокрушения, по-

617

 

 

рождаемые у нас страхом Божиим, и мысли о смерти и наказании. А если мы пребудем в них и потрудимся, то достигнем и слез духовных, благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки. Аминь.

 

 


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.