Поиск авторов по алфавиту

Автор:Иоанн Златоуст, святитель

Беседа на псалом 146

Хвалите Господа, яко благ псалом (ст. 1)

 

1. Выше, в сто сорок четвертом псалме, пророк говорил: «Велик Господь и весьма славен» (Пс. 144:3), и много беседовал о славе Его, а здесь показывает, что и самое славословие есть «благо», и само псалмопение бывает источником бесчисленных благ. Оно отрешает ум от земли, окрыляет душу, облегчает и возвышает нас. Поэтому и Павел говорит: «исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Ефес. 5:19). «Да будет приятным Богу нашему хваление!». Другой переводчик говорит: аллилуиа, потому что благо – песнь Богу 1). Что значит: «да будет приятным Богу нашему хваление»? Да будет, говорит, благоприятно. Для того, чтобы хвала была приятна Богу, недостаточно только петь, а нужны и добрая жизнь, и молитва, и внимание поющего. Мне кажется, что этот псалом относится к возвращению из плена вавилонского, как видно из дальнейших слов. Псалмопевец продолжает: «Господь, зиждущий Иерусалим, соберет рассеянный народ Израиля» (ст. 2). Хотя отпустил их Кир, но все это совершилось не по его рассуждению, а по мановению Божию. Другой переводчик, вместо: «зиждущий», сказал: созиждет,

___________

         1) ἀλληλούια, ὅτι καλὸν ᾠδὴ τῷ Θεῷ. Неизвестный. См. Ориг. Экз.

533

 

 

а вместо: рассеяния – изгнанных 1). Почему же пророк говорит так? Потому, что они не все вдруг возвратились, но собирались после отпуска мало-помалу.

«Он исцеляет сокрушенных сердцем и обвязывает раны их» (ст. 3). Другой: повреждения их 2). Так как он не мог с дерзновением указать на жизнь свою, то опять указывает на несчастье, и на свойственные Богу действия. Богу свойственно – утешать угнетенных; это – собственно Его дело. Как Павел говорит, «блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты» (Рим.4:7), указывая на дело собственно принадлежащее Богу, так и пророк здесь говорит: «и исцеляет сокрушенных сердцем», выражая, что, хотя бы мы были недостойны, но так как мы – Его творение, то Он не оставит Своего создания, не отступит от свойственного Ему дела. Так и Павел говорит: «как начал, так и окончил у вас и это доброе дело» (2 Кор. 8:6); и другой: «чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57:15); и этот самый Пророк в другом месте: «сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит» (Пс. 50:19). Итак, когда ты захочешь получить утешение, то смири себя, предай сокрушению душу свою. Это сказано о благоволении Божием, о благости и человеколюбии Его, о том, что Его дело – утешать находящихся в несчастьях; а дальше говорится о могуществе Его. «Исчисляет множество звезд и всем им имена нарекает» (ст. 4), т.е. знающий. Так как здесь шла речь о народе рассеянном и нигде не видном, то пророк справедливо привел этот пример, выражая, что Бог может собрать и рассеянных. Он обыкновенно ободряет и утешает сокрушенных, и бесчисленное множество звезд знает в точности; следовательно и нас, которых Он обещал умножить подобно звездам, соберет в точности. «И всем им имена нарекает». Другой: всем имена нарицающий 3). Третий: всех их по именам назовет 4). Я думаю, что это сказано об израильтянах; пророк говорит тоже, что после говорил Исаия: «ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя:не бойся» (Ис. 41:9). Что же значит: «и всем им имена нарекает»? Никто из них, говорит, не погибнет; но как называющие по именам, так и Он соберет всех в точности. «Велик Господь наш и велика крепость Его, и разум Его непостижим» (ст. 5). Так как он сказал о величайшем деле, о том, что Бог соберет столько тысяч людей, рассеянных по всей

____________

         1) οἰκοδομήσει... τοὺς ἐξωσμένους. Симмах.

         2) τὰ κατεαγμένα. Неизвестный переводчик. См. Ориг. Экз.

         3) τοῖς πᾶσιν. Неизвестный. См. Ориг. Экз.

         4) πάντας αὐτοὺς ὀνομασί καλέσει. Неизвестный. См. Оиг. Экз.

534

 

 

вселенной, то говорит теперь о могуществе Его, располагая самых колеблющихся из иудеев к вере. «И разум Его непостижим». Поэтому не исследуй, как и каким способом; величие его беспредельно. Потому он и сказал: «и величию Его нет конца» (Пс. 144:3). Как беспредельно Его величие, так беспредельна и мудрость. Потому сказав: «Велик Господь наш», он и присовокупил: «и разум Его непостижим». И знание Его удивительно, почему пророк и говорит: «дивно ведение Твое для меня: мощно! Не могу (постигнуть) его» (Пс. 138:6), и судьбы Его неисследимы, почему он и говорит: «истина Твоя до облаков» (Пс. 35:6).

2. Итак, если Бог и велик, и силен, и премудр, то не исследуй, как это будет. «Принимает кротких Господь, а грешников унижает до земли» (ст. 6). Дабы кто-нибудь из безумных не сказал: что нам до того, что Он в точности знает звезды? – пророк излагает и попечение Его о людях, являемое таким образом; и не сказал: помогающий кротким Господь, но гораздо более: «принимает»; выразился так, как бы о любвеобильном отце. Что же значит: «принимает»? Успокаивающий, поддерживающий, руководящий. Видишь ли совершенную силу Его в том и в другом случае – и в возвышении смиренных и в низложении гордых? Он не просто смиряет, но до крайности, это именно значит: «до земли». «Начинайте Господа прославлять, пойте Богу нашему на гуслях» (ст. 7). Другой: исчислите 1). Сказав о делах Его, пророк опять призывает людей к славословию: «начинайте», говорит, «Господа прославлять», т.е. в благодарении, с великим усердием. «Пойте Богу нашему на гуслях». Другой: на лире 2). «Одевающему небо облаками, приготовляющему для земли дождь, произращающему на горах траву и злак на службу людям» (ст. 8). Чтобы кто-нибудь из бесчувственных не сказал: что мне до небесного? – пророк тотчас присовокупляет и пользу для людей, показывая этим прибавлением и то, для чего Бог покрывает небо облаками. Для тебя, говорит, для того, чтобы приготовить тебе дождь; и для тебя, чтобы он произвел траву. Посмотри на мудрость пророка: он говорит о благах всеобщих, которые Бог даровал всем, и таким образом заграждает уста безумным с особенною силою. В самом деле, если Бог так щедр для неверных, что и собирает облака, и низводит дождь, и оживляет землю, то тем более сделает добро вам, которые называетесь собственным его народом.

«Произращающему на горах траву». Смотри, как щедродательно Его промышление: не только на возделанной земле, но и на го-

___________

         1) καταλέξατε. Симмах.

         2) διὰ λύρας. Симмах.

535

 

 

рах Он предлагает обильную Свою трапезу, приготовляет пищу для скотов, которые сотворены на служение людям. Потому пророк и продолжает: «дающему скотам пищу их и птенцам ворона, призывающим Его» (ст. 9). Здесь он указывает на другой вид попечения Божия, – на то, что Бог дает пищу не только скотам, служащим человеку, но и другим бессловесным животным: «и птенцам», говорит, «ворона, призывающим Его». Если же Он так печется о бессловесных животных, и притом диких и не служащих людям, – то гораздо более промышляет о людях, особенно о тех людях, которые прославляют Его песнопениями, которых Он назвал даже собственным Своим народом и наследием. Далее, так как они были слабы, не имели оружия и нуждались во всем, то, чтобы они не смущались этим, смотри, как он исправляет такой недостаток. «Не силу коня», говорит, «Он любит и не к (быстрому) бегу мужа благоволит, благоволит Господь к боящимся Его и уповающим на милость Его» (ст. 10, 11). Другой: в ожидающих милости его 1). Если, говорит, вы будете иметь страх и совершенную надежду на Него, то приобретете Его благоволение; а приобретши Его благоволение, будете могущественнее всех, кто имеет коней и оружия. Нужно только одно: не унывать и не смущаться, но ожидать Его милости, потому что в том и состоит надежда, чтобы не отчаиваться и не падать духом, не тотчас получая ожидаемое. И хорошо сказал он: «на милость Его», потому что они не имели дерзновения по делам своим. Хотя, говорит, ваши дела изменяют вам, но надейтесь на Его милость, и вы удостоитесь Его попечения и помощи, которых да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, во веки веков. Аминь.

 

 


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.