Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 008. К братиям, находящимся в ссылке и темницах

8. К БРАТИЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ССЫЛКЕ И ТЕМНИЦАХ. (1)

Феодор всем братствам или общинам, повсюду рассеянным за Христа, с находящимися в темницах и ссылке, (желает) о Господе радоваться.

Благодать вам и мир, скажу словами апостола, от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа, надежды нашей (Гал. 1,3), за которого и ради которого это гонение, скорбь и притеснение, удаление в пустыни и ссылка, заключения под стражей и мучения и все прочие ежедневные бедственные обстоятельства и события. Посему, возлюбленные братия мои, желая доставить какое-нибудь утешение за отсутствием смиренного лица нашего, мы посылаем

______________

(1) Писано в 814 году по Р. Хр.

18

 

 

вам это послание, извещая, что мы беспрестанно память о вас творим в смиренных молитвах наших (Рим. 1, 9. 10), воспоминая и представляя себе каждого из вас, со слезами и воздыханиями воздевая руки к Богу, дабы мы, как предприняли подвиги за истину и вышли с одним духом и одною душой, как бы из гнезда, из наших священных мест подвижничества, так и пребывали до конца, силою Господа, имуще ту же веру, ту же любовь, единодушни, единомудренни (Фил. 2, 2), и содержа учение истины, проповеданное и написанное пред глазами и в слух всей твари поднебесной, именно: поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу, преславной и блаженной Троице, по богословскому учению; исповедовать, что одно из (лиц) Троицы, Сын и Слово Божие, Господь наш Иисус Христос, себе истощил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, в образе нашем обретеся, принял телесные свойства (Фил. 2, 7), так как Он есть совершенный Бог и вместе человек, столько же подлежащий описанию подобно нам, которых и естество Он принял, сколько чуждый этого по неописуемому естеству Божескому. Ибо не от ангел, говорит Писание, приемлет, хотя и им свойственно принимать образ, как открыто было видевшим их Духом, но от семене Авраамова приемлет, отнюду же должен бе по всему подобитися братии (Евр. 2, 16. 17). Пусть же скажут Христоборцы,

19

 

 

как возможно семени Авраамову не изображаться на иконе? Как Он будет во всем подобным нам, которых Он назвался братом, если допустить, что Он не получил свойства описуемости подобно нам, братиям Его? Тогда Он не будет ни братом, ни подобным нам, следовательно Он и не человек. Такое заключение следует из их слов, что Христос не изображается на иконе, подобно нам; так они разрушают спасительное: домостроительство, подобно Манихеям, Валентинианам и Маркионитам, общения с которыми будем избегать, братия, как яда змеиного, заражающего не тело, как говорит в одном месте (Григорий) Богослов, но глубины души. Мудрствуя согласно с апостольскою и повсемственною Церковью, настоящая же Византийская есть отрасль еретическая, которая привыкла часто отделяться от прочих, мы на иконе изображаем Господа нашего Иисуса Христа в телесном виде, как издревле непрерывно предано от самого явления Его апостольскими деяниями, переписывая икону с иконы, равно как и образ животворящего креста, а не так, чтобы крест, который есть оружие Христа против диавола, изображать, а Того, кто есть оруженосец и победитель сатаны, не изображать. Ибо как могло бы быть изображаемо оружие победоносное и истинное, если бы оно не имело представляемого пред глазами оруженосца? Потом и покланяемся святой иконе Его, покланяясь как бы Христу, изо-

20

 

 

браженному на ней. Ибо Он имеющим образ произошел из чрева Матери Своей Богородицы; а если бы нет, то был бы каким-нибудь выродком и не получившим образа человеком, о богоборцы! Если же Он произошел имеющим образ младенцем, что и истинно, как говорит пророк: всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется (Исх. 13, 2. Лук. 2, 25); то совершенно необходимо следует, что Он может быть и изображаем на иконе. Глусии услышите, и слепии прозрите видети (Исаи. 42, 18). Одна только особенность во Христе в сравнении с нами, именно та, что Он был зачат в утробе Девы без семени и родился без тления; ибо греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его (I Петр. 2, 22). Прочее же все, как у нас; Он ел, пил, дышал, возрастал, ходил, потел, утруждался, был распят, умер, хотя, как Бог, в третий день воскрес, имея и после воскресения наш описуемый образ, который обоготворен и обессмертен в Нем, в котором Он и являлся апостолам, с ними ел и пил по воскресении и был осязаем Фомою, сказав всем принимавшим Его за духа: осяжите мя и видите, яко дух плоти и кости не имать, якоже мене видите имуща (Лук. 24, 59). Так Он и вознесся во славе; так и опять придет в том же виде нашего образа, и увидит Его всякая плоть грядущим с небесе, со ангелы силы Своея,

21

 

 

во огни пламенне, дающаго отмщение не ведущим Бога и не послушающим благовествования Его, как паписано (2 Сол. 1, 7, 8); с которыми будут мучиться распявшие Его Иудеи и не принимающие изображений Его иконоборцы. Это, братия, евангельская проповедь; это-апостольское учение. Мудрствующие же напротив этого стараются превратить народ Божий во ино благовествование, еже несть ино (Гал. 1, 6, 7), предлагая ложные писания, говоря из своего чрева, а не из уст Господних. Ибо обыкновенно к пшенице примешиваются плевелы и к истине прибавляется ложь. Иначе как и открылась бы истина, не встречая противоречия? Но и аще мы, говорит апостол, или ангел с небесе благовестит вам паче еже благовестихом вам, анафема да будет: якоже предрекохом, и ныне паки глаголю, аще кто вам благовестит паче еже приясте, анафема да будет (Гал. 1,8. 9). О Богородице же и каждом из святых излишне было бы мне и писать вам, что они изображаются на иконах. Ибо глупо было бы говорить, что какой-нибудь человек не может быть изображаем. А не допускающие изображения Христа, Который есть Глава тела Церкви, хотят вместе уничтожить и иконы членов Христовых, так как мы все тело Христово и уди от части (1 Кор. 12, 27). Ибо обличение для них, если Матерь Божия будет изображаться на иконе, а Родившийся от ней и питавшийся сосцами ея и ис-

22

 

 

пытавший все, относящееся к телесному пребыванию Его, не будет; или опять самовидцы и слуги будут живописуемы, а Тот, Которому они служили и с Которым обращались, не будет изображаем. Они оказываются даже хуже иудеев; потому что не принимают иконы ни Моисея, ни кого-либо другого из пророков, между тем как жившие прежде благодати принимали (священные изображения), быв чтителями закона, а не христианами. А эти так безумствуют, что противоречат и самим себе и иудеям, и не суть ни иудеи, хранители закона, ни христиане, не изображая Христа, Которого признают соделавшимся человеком. Есть такое изречение апостола Петра в истории мученичества святаго Панкратия: «Сын Иосиф, вынеси икону Господа нашего Иисуса Христа и поставь ее на башне, чтобы народы видели, какой образ принял Сын Божий, чтобы увидев еще более уверовали, взирая на вид образа, и вспоминали о том, что нами проповедано им» (1). Есть изречение Павла: о несмысленнии Галате, кто вы прелстил есть не покоритися истине, имже пред очима Иисус Христос преднаписан бысть, в вас распят (Гал. 5, 1)? Есть изречение Василия великаго: «да будет изображен на картине и подвигоположник в борьбах, Христос» (2). И еще: «чествование образа относится к пер-

_____________

(1) Чет. Мин. Июл. 9 Acta Sanct.April. 1. pag. 237-243.

(2) О мучен. Варлааме, в русск. пер. 1846, Част. 4. стр. 279

23

 

 

вообразу» (1). Есть изречение много подвизавшегося Афанасия: "мы верные покланяемся иконам не как богам, подобно Еллинам; да не будет; но только выражаем расположение и усердие нашей любви к начертанию лица иконы" (2). Есть изречение Златоуста: «Я с любовию смотрел и на вылитое из воска изображение, исполненное по благочестию; ибо я видел на иконе ангела, прогоняющаго толпы варваров, видел попираемыя племена варваров и Давида истинно взывающаго: Господи во граде твоем образ их уничижиши (Псал. 72, 20)» (3). Это и делают ныне иконоборцы , с Христом, Богородицею и святыми, страшно слышать!, уничтожая святые иконы их. Не упоминая об изречениях других, которые многочисленны, и прибавив еще одно, я обращу речь к другому предмету. Есть изречение шестого святаго Собора богоносных отцев: «на некоторых священных иконах изображается агнец, указуемый перстом Предтечи, принятый в образ благодати и прообразовавший нам в законе истиннаго Агнца, Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданные Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, яко исполнение закона.

______________

(1) К Амфил. о Св. Духе, гл. 18. В русск. пер. 1846. Част. 3. стр. 300.

(2) Opera S. Athan. edit. Benedict. 1698. Tom. 2. p. 277. Quaest. ad Antioch. 39.

(3) Opera S. Chrys. ed. Montf. 1835. T. 6. p. 484. De legislatore.

24

 

 

Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представляти по человеческому естеству, вместо ветхого агнца, да чрез то, созерцая смирение Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительныя смерти, и сим образом совершившагося искупления мира» (1). Итак, возлюбленные, имея такие свидетельства, вместе с собственным и на самой истине неопровержимо основанном убеждении, как показано выше, бодрствуйте, увещеваю вас, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся (1 Кор. 16, 13), не колеблющеся ни о едином же от сопротивных, равно как и ложных братий, обольщенных и обманутых, еже тем убо есть явление погибели, нам же спасения, и сие от Бога, как написано: яко вам даровася от Бога, еже о Христе, не токмо еже в него веровати, но и еже по нем страдати: той же подвиг имуще, яков же во мне грешном видесте и ныне слышите о мне, тожде мудрствующе, единодушне сподвизающеся по вере благовествования, со страхом и трепетом свое спасение содевающе ил. 1, 27-30. 2, 12), дабы мне грешнику, слыша о вас, радоваться. Смотрите на сатану, смотрите на дерзость его,

____________

(1) Трулльск. Соб, прав. 82.

25

 

 

смотрите, чтобы кто-нибудь не оскорбил в чем-нибудь Бога. Ибо этот великий дракон весьма хитер и коварен. Где он не может погубить посредством веры, там старается посредством падения произвести то же зло в нас самих чрез закон греха, противящийся закону ума нашего. Он рыкает, ищет похитить, яко лев, обольщает, воспламеняет огонь, старается сжечь дом души (1 Петр. 5, 8). Но мы имеем от Бога средства для прогнания его: воду в голове, источник слез, прошения, молитвы. Во всем пусть будет страх Божий, поражающий и пригвождающий плоть нашу. Нигде пусть не обитает зависть, ни вражда, ни тщеславие, ни какое-либо из дел тьмы; и когда возникают страсти, пусть они тотчас отражаются, дабы, если они вселятся и заразят душу, не было трудно истребить их. Подвизаяйся от всех воздержится: тако тецыте, де постигните; повинуйтесь младшие старшим; несть бо нестроения Бог, но мира (1 Кор. 9, 24. 25. 14, 33). Предстоятели божественно любите подвластных, и не по властолюбию, но по добродетели и благости требуйте подчинения и послушания. Не отделяйтесь друг от друга, меняя много мест и нигде не получая пользы. Евангелиста Марка Павел не хотел взять с собою, как написано, за то, что он не пошел вместе, но наперед возвратился домой (Деян, 15, 38). Не тем ли более мы должны довольствоваться своим состоянием? Кийждо в немже приз-

26

 

 

ван бысть, братие, в том да пребывает (1 Кор. 7, 14). Очистим себе, возлюбленнии, всегда от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии (2 Кор. 7, 1). Держите предания, имже научистеся (2 Сол. 2, 15); наставляйте друг друга; всегда помните о смерти. Итак молитесь, увещеваю вас, о всех. Благословляйте гонящия вы, благословите, а не кляните (Рим. 12, 14), переходя с места на место, лишени, скорбяще, озлоблени, в пустынях и горах скитающеся, а может быть скрываясь и в пропастях земных (Евр. 11, 37. 38). Хвалитесь, что это за Христа, что вас не достоин мир. Потерпите, дети мои, дети, потерпите немного, и придет Господь венцедатель, мздовоздаятель, Которого сонаследниками быть обещано нам; понеже с ним страждем, да и с Ним прославимся (Рим. 8, 17); молясь при том о мне несчастном, чтобы укрепилось сердце мое перенести до смерти постигающие нас бедствия, чтобы не отверг меня Христос по недостоинству моему, чтобы мне очиститься от зла во всем всяким образом. Теперь я живу, возлюбленные, если вы стоите в Господе. Кто бо нам упование или радость или венец похваления, не и вы ли и в настоящем веке, и в будущем (1 Сол. 2, 19)? Так, вы-услаждение любви и утешение мое. Сам же Бог мира да освятит вас всесовершенных, и всесовершен ваш дух, и душа, и тело непорочно да сохранится

27

 

 

(1 Сол. 5, 22. 23). Верен Бог наш; Он и совершит это, братия. Целуйте друг друга лобзанием святым (2 Кор. 13, 12). Приветствие от меня, смиренного Феодора, всем членам моим, из уст сердца моего. Приветствуют вас находящиеся со мною братия. Благодать со духом вашим. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.