Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 063. К Навкратию сыну

63. К НАВКРАТИЮ СЫНУ (1).

Не насытится ухо мое слышанием слов твоих; ибо ты говоришь необходимое и благопотребное. То же и теперь услышав, добрый сын мой, я смиренный воспел благодарственную песнь; ибо не оставил Господь до конца Церковь Свою, но показал, что она имеет в себе силу, подвигнув братий наших с запада, во обличение безумия здешних и просвещение сражающихся во мраке ереси. И однако эти упорные не послушались и не отверзли очей сердца. Свидетельствуюсь пред Богом и людь-

___________________

(1) Писано в 819 году по Р. Хр.

178

 

 

ми: они отторгли сами себя от тела Христова, от верховного престола, на котором Христос положил ключи веры, которой не преодолели от века и не преодолеют до скончания врата адовы, т. е. уста еретиков, по обетованию Неложного (Мат. 16, 18). Итак да радуется блаженнейший и апостольский и соответствующий имени своему Пасхалий (1); ибо он исполнил дело Петра. Да восхищается все общество православных; ибо оно глазами своими видело посещение Христово, подобно древним святым отцам нашим. Прочее пусть будет, как угодно Богу. Пусть мученическая кровь орошает Церковь; пусть умножается сонм исповедников; это — благоволение Божие; это — радость и веселие, хотя и весьма прискорбно за погибающих. Что могут сказать противники? Востока они не имеют (на своей стороне); запада лишились; от пятиглавого церковного тела отторглись; ибо еще жив и священный Никифор. Итак, они чужды Христу, следовательно мертвы, следовательно ходят во мраке. Если же они господствуют в пустыне ереси, то это свойственно и разбойникам; они и умерщвляют, как те, проливая кровь, так сказать, ежедневно. Об этом довольно. Какое для меня торжество по случаю обращения Леонтия! О величайшие чудеса Божии! Ты, друг, так и так представлял этого врага Христова. А я думаю, что он поступил в этом деле подобно Ки-

___________________

(1) Папа римский, к которому преп. Феодор писал письма 12 и 13. Часть 2.

179

 

 

приану, когда, быв отвергнут Императором, присоединился к ратоборцам и подвижникам, по сказанию о приснопамятной Иустине (1). Дай, Господи, чтобы наконец с ним произошло то же, что и с этим! О заключении твоем под стражей, еще отдаленнейшем, я скорблю по причине твоей немощи. Впрочем, мужайся и укрепляйся, исповедник Христов, как мы прежде решили. Для точнейшего же твоего сведения прибавлю следующее: начальник темницы еще держит нас под стражей. Почему и каким образом? Так как в необходимых случаях нужно приспособляться к обстоятельствам, то мы, встретившись с Хонийским ересеначальником (2), — ибо туда сначала мы были отведены взявшими нас из восточных стран, — поклонились, и он поклонился, и приветствовали его. Когда же он позволил придти к нему мне и господину Афанасию, то мы и пили вместе однажды или дважды, но не вкушали пищи вместе с ним, хотя этот змий упрашивал и льстиво уговаривал. Соблюдая такую осторожность, мы были отведены оттуда к тому дракону, при котором теперь находимся. Этот, узнав ход дела, ни к чему более не принуждал нас, не имея возможности убедить; впрочем, при свидании с нами, завел речь о предмете, сказав: как ничтожен и маловажен предмет спора! На это мы

___________________

(1) См. в Чет.-Мин. 2-го октября житие священномуч. Киприана и мученицы Иустины.

(2) Хоны или Колоссы — город во Фригии.

180

 

 

отвечали: напротив, из весьма важных; и если тебе угодно, скажи и сам выслушай. Впрочем оставим теперь, что было. О прочем долго говорить; упомяну о конце речи, о которой я начал. Этот хитрец думал мало по малу увлечь нас, не заводя речи об иконах, но посредством некоторых благодеяний, дружеской беседы, напоминания о своей власти, — ибо он поставлен над пятью областями, — и похвал Императору. Вошедши, он завел такую беседу и даже, чего ни разу не делал во время нашего заключения под стражей, подал питье. Я со смущением принял, выпил, перекрестив трижды, и почувствовал страх. Увы! Спустя немного, он незаметно отводит меня. Я завел речь об истине; ободрился и он; и мы сразились на словах друг с другом, он — изрыгая из уст своих насмешки, а я — кротко продолжая говорить о предметах, потому что он склонял речь к Императору, и для того, чтобы не разойтись друг с другом неспокойно. Когда же я высказал свое предложение, то он не нашелся, что отвечать. И сказал я: это разве богохульство? Отец и Дух принимали участие в том, что человечески совершал Христос или нет? Он согласился и подтвердил, что это так. Затем прекратилась беседа, и мы разошлись, как бы с сражения. Но отходя, он сказал: я думал, что он совершенно ничего не знает; но я заградил ему уста. Я знал что он весьма невежествен при своем нече-

181

 

 

стии, и старался только об одном, чтобы отклонить подозрение и явиться в ином виде, как следует пред начальником нечестия; ибо не следует метать бисер пред свиниями (Мат. 7, 6). От этого строжайшее заключение под стражей и запрещение нам видеться с кем-нибудь, хотя Бог устрояет иначе. Это, хотя мимоходом, однако необходимо высказано, дабы ты усердно молился, чтобы нам избавиться от козней нечестивого. Брат твой приветствует тебя.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.