Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 049. К отцам гнимым

Гонимым ради Господа духовным святым отцам моим Феодор, нижайший пресвитер и игумен Студийский, (желаю) в Господе радоваться.

И от одного православного получить письмо в эти тяжкие дни, не только что от многих собравшихся вместе, так же необыкновенно в настоящее время, как зимою — много лиственную розу. Это весьма приятно моему смирению, так, что при взгляде на самую надпись возрадовался дух мой и исповедал должное Господу, который и в настоящее Ахаавово гоне-

150

 

 

ние оставил себе столь многих мужей, иже не преклониша колена Ваалу (3 Цар. 19, 18). Ибо я думаю, что ныне оставшиеся непреклонными числом равны тогдашним, состоя не только из явно отличившихся исповеданием, но и из спасшихся здесь и там, в пустынях, и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных, по словам апостольским (Евр. 11, 38), как и вашим обществом красуется треглавая гора, вмещающая вас, как преблаженную славу. Итак, благодарение Богу, богатящему вас со всеми, призывающими имя Его (Рим. 10, 12). Хвалю священное ваше бегство, воспеваю ваше жительство на горе, хотя бедственное, но богоугодное. Моисей на горе Синае беседовал с Богом. Илия на горе Хориве удостоился видеть Бога, сколько возможно. Сам божественный Иисус восходил на гору молиться по-человечески. Что это значит? Мне кажется, что на это можно смотреть, как на знак духовного восхождения. Ибо, как гора стоит выше подгорной равнины и долины, в такой же мере ум молящегося возносится к Богу на возвышенном месте. Видите, возлюбленные, каково и как хорошо ваше пребывание. Вспоминайте и о нас грешных и живущих здесь долу, дабы нам соединиться с вами, парящими горе орлами Господними. Впрочем, об этом довольно, хотя желание побуждает сказать более. Как вы дошли до такой меры смирения, что пожелали, от меня несведущего получить

151

 

 

ответы на предложенные вами вопросы? Вы, по благодати Божией, сами по себе знаете должное; а если нет, то (можете узнать) от преимуществующих и саном, и словом; ибо есть много мужей, как известно, от которых надобно учиться. Я приступаю к исполнению приказания. И во- первых скажу следующее: эта ересь, хотя казалась предшественникам иначе или даже теперь кажется некоторым не худою и не очень тяжкою, мне непросвещенному кажется ничем иным, как отречением от Христа. Ибо, если в образе выражается первообраз, как говорит премудрый Дионисий, и если чествование образа относится к первообразу, как говорит великий Василий; а ныне икона Христова унижена, отвергнута, попрана христоборцами; то в иконе и чрез икону Христос отвергается, безславится, унижается по-иудейски; иначе рассуждать об этом предмете нельзя. Посему теперь время плача и воздыхания; посему и восстают против этого столь многие не только мужи, но и жены, так как Христос отвергается и словами и делами, чего не видно было и при древних ересях: словами, потому что нечестивые говорят, будто не следует изображать Христа в виде телесном; делами, потому что они истребляют всякую святую икону Христа, Богородицы, ангелов, всякого святого и святой, по всем церквам, на всяком священном приношении, предавая ее огню, оприцая, насмехаясь над великим таинством благочестия, называя мер-

152

 

 

зостью изображенного Христа с Его материю и служителями, как думать, говорить и делать ' свойственно иудеям и язычникам. Арабы и Скифы, зная стыд, не делали ничего подобного. Как же это — не отвержение домостроительства Христова? Впрочем, обратимся к предложенным вопросам. Некоторые пали по собственной воле, без принуждения; другие вследствие бичевания; иные вследствие угрозы и только ее одной; иные без угрозы и мучений, по одному только страху; иные из опасения лишиться собственности; а некоторые по неведению. Из них обращающихся как должно принимать? Так, чтобы они являли все достойные плоды покаяния. Какие именно? Не причащение святых тайн, со слезами п усердною молитвою, первые — в продолжении трех лет, вторые-двух лет, третьи, четвертые и пятые, как первые, шестые — одного года. По исполнении же этого, как нужно поступать с ними? Кто из священного сонма, и не подписывался, и еще не участвовал в нечестивом приобщении, тот пусть остается в клире, в котором он поставлен. А кто подписался, тот пусть будет отлучен от священнослужения до православного собора, причащаясь впрочем святых тайн. С другими, которые имеют общение с совершенно нечестивыми по нужде из страха, или от голода, или и без нужды, или по принуждению, а между тем признают себя православными, можно ли вместе вкушать пищу? Отнюдь нет, разве только

153

 

 

принадлежащим к низшему народу, и притом не безразлично, а по какому-нибудь необходимому случаю, раз или дважды. Можно ли вкушать остатки от их снедей по нужде, или и без нужды, потому что на них сделан был знак креста? Если от священника, то нельзя; а если нет, то можно вкушать по нужде. Можно ли входить в их часовню для молитвы, и можно ли совершать в ней святое приношение с собственною трапезою? Нельзя ни того, ни другого. Можно ли здороваться с ними, говорить и приветствовать? Нет, как говорит великий Василий. Господь запретил делать им общее приветствие; случайно может быть, но с любовью и дружбой этого надобно избегать, дабы и здесь исполнялось: радоватися нечестивым не глаголите (2 Иоан. 10). Есть некоторые из монашествующих, которые ни словом, ни делом не участвовали в том, спасшись бегством, и потом, по удалении нечестивых, опять возвратились. Это хорошо. Если в Церкви было совершаемо богослужение нечестивыми, если однажды, то могут входить желающие совершать в ней только молитвы, а если многократно, то пусть отходят от ней далеко. Есть некоторые миряне и даже монахи, которые сильно ненавидят, или и оплакивают нечестие, но по угрозам безбожных приступают к их причащению, считая его гибелью, а потом просят нас молиться о них. Следует ли причащать их божественных тайн? Молиться

154

 

 

можно, но не причащать, что ни говорили бы и ни делали бы они. Если они поставят на дорогах кресты, следует ли покланяться? Нет препятствий. Следует ли принимать их приношения? Нет. Это высказали мы, как Господь внушил нам, не законодательно, — ибо мы не из иерархов, которым свойственно поставлять правила, — но в виде совета, так как мы по достоинству равны с вами, и так как, за неимением иерархически обязанных постановлять правила, мы по вашему настоянию приступили к этому. Вы же, святейшие отцы, простите, если что-нибудь из сказанного не нравится вам. Притом врач должен наблюдать свойства и души и тела и лица, и обстоятельства времени, и наклонность, и страсть, и силу, и немощь, и таким образом составлять лекарства и врачевать, чего обнять вообще в правилах невозможно, как определили и сами святые отцы наши.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.