Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 021. К братиям, содержимым в темницах

21. К БРАТИЯМ, СОДЕРЖИМЫМ В ТЕМНИЦАХ (1).

Феодор возлюбленным братиям, содержимым ради Господа в различных темницах, желает радоваться.

Что такое настоящее? Радость и веселие; ибо мы удостоились подвизаться в мучениях за Христа, преданы заключениям в темницах и скорбям за слово Божие, подвергнуты бичеваниям и обидам ради Христа, потерпевшего за нас бичевание и бесчестие и потом распятого. Кто не станет хвалить? Кто не будет прославлять?Восток радуется, запад веселятся, вся Церковь четвероконечного мира восхищается. И что я говорю о земном мире? Самое небо исполнилось радости о том, что не только верховный из наших иерархов, иерархи и иереи, игумены и ученики, но и монахини с настоятельницами вступили на поприще мученичества. Не стану говорить о тех, которые в пустынях и горах, в пещерах и пропастях земных, в изгнании скорбят лишени, озлоблени от гонения за Христа (Евр. 1, 37. 38). Итак справедливо, братие моя возлюбленная и вожделенная, радосте и венче мой (Фил. 4, 1), я радуюсь и сорадуюсь вам; точно также и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне. Это — слова блаженнаго Павла, но приличные и нашему времени; ибо все в наше наказание

___________________

(1) Это и следующие два письма писаны в 816 году по Рож. Хр.

       70

 

 

преднаписашеся (Рим. 15, 4); и нас он увещевает быть подражателями его. Во-первых, надобно по истине сказать, что мы преданы скорбям и притеснениям не на столько, на сколько домогаются и желают того угнетающие нас, — ибо в таком случае искушение было бы невыносимо, равно как и причиняемое нам невидимо бесами, — но на сколько попускает подвигоположник и сподвижник наш Христос, праведным судом назначающий подвиги по мере и степени силы каждого или в наказание за грехи, если мы добровольно идем на страдания, или для воздаяния победных венцов преуспевающим от славы в славу. Подлинно, не так мы мучимся, как Петр или Павел с равностепенными им, или Георгий и Феодор с равнославными им, или Фекла и Феврония с подобными им, у которых, как возлюбивших много, преизбыточествовали и дарованные им страдания Христовы. А у тех, у кого мала любовь, недостаточны и страдания, так что нужно скорбеть и сетовать о том, что мы немного страдаем, а не смущаться и тяготиться тем, чем мы умеренно наказываемся. Если же мы падем, — чего да не будет и в мыслях!, — то не от Божия распоряжения, но от слабости, нерадения и нечестия самого падшего. Ибо Он дал силы против державы лукавого, желая подвижнику остаться победителем; а этот, по малодушию бросив оружие терпения, погиб. Свидетель этих слов — взывающий: верен Бог, иже не

71

 

 

оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести (1 Кор. 10, 13). Здесь терпение, братия; здесь сплетаемые Богом венцы за добрую веру. Итак не постыдимся свидетельства Господа нашего, и не уступим Фаддею, новоименованному мученику, и исповедавшим вместе с ним и пошедшим в след за ним, которых имена вы знаете. Кровью мучеников орошена и ныне Церковь Божия, и орошается еще подвизающимися и разнообразно страждущими в скорбях. Кровь проливает заключенный, уединенный, притесняемый, удаленный от всякого лицезрения, лишаемый необходимого, алчущий, жаждущий, не видящий луча солнечного, по вся дни умирающий, как взывает Павел (1 Кор. 15, 31), и умерщвляемый весь день, как поет Давид (Пс. 43, 23). Но аще умрохом, то и оживем со Христом, аще терпим, с Ним и воцаримся (2 Тим. 2, 11. 12). Издревле благодать избрала тех, которых она избрала во свидетельство Христово. Из поколения в поколение являются мученики. Нужда бо есть приити соблазном, сказал Христос (Мат. 18, 7), дабы избранные возсияли подобно солнцу и плевелы обнаружились в мрачном виде. Будем же, братия, в этом коварном и развращенном поколении как бы звездами, сияющими во мраке ереси; ибо нас избрал Христос в свою хвалу, к славе православия. Как древние для нас, так мы для потомков

72

 

 

постараемся сделаться опорой и примером и явиться ликующими в день Христов. Притом мы имеем более ясное свидетельство, нежели предшественники. Ибо не касательно естеств или волей во Христе и тому подобных предметов, о которых недоумение, состоя в умствованиях, не представляло никакого ощутительного доказательства, но вместе с умственными суждениями и касательно подлежащего зрению ныне возбуждено сомнение, или нечестивое отрицание. Противники не только говорят и неправо умствуют, что Христос не может изображаться на иконе, с Богородицей и всеми святыми, но и уничтожают их изображения, признавая божественные начертания заблуждением и гибелью душ. О иудейское и языческое упорное нечестие! Подлинно, нет совершенно никакого, по существу дела, различия в предмете речи. Иудей или язычник говорит христианину: отрекись от Христа, Марии. Тоже говорит и иконоборец. Ибо икона Христа, равно как и Богородицы, тем же именем называется, каким и Христос и Богородица. Следовательно, требующий отречения от иконы прямо требует отречения от того, чья икона. Это — слова не меня ничтожного. Послушай, что говорит Моисею Бог всех: сотвориши херувимы (Исх. 25, 18). Между тем Он повелевал сделать изображения херувимов; ибо никто здравомыслящий не может сказать, что Он указывал на естество херувимское. И еще: сотвори змею медяну (Числ.

73

 

 

21, 8), хотя и здесь Он повелевает сделать изображение змия. Но таково свойство первообраза и его образа, что образ или икона называется именем первообраза, и при отвержении одного отвергается и другой, так как они существуют вместе. Был ангел, потому и изображение ангела; был змий, потому и изображение змия; так и касательно других существ. Иногда они называются иконами тех, которых они действительно иконы; а иногда, по виду своему, называются так, как самые первообразы, а не иконами их. Так и святой апостол говорит: превышше же его херувимы славы, осеняющии очистилище (Евр. 9, 5), употребляя название первообразов в отношении к изображениям. Послушай и великого Василия: «да будет изображен на картине и подвигоположник в борьбах Христос» (1). Не сказал: «да будет написана икона подвигоположника в борьбах Христа», но: «Христос». Послушай и Григория Нисского: «предлежит Исаак»; назвал Исааком изображение Исаака (2). Послушай Златоуста: «я видел ангела на иконе» (3). Не сказал: «я видел изображение ангела на иконе», но: «ангела». Ибо в иконе является первообраз, равно как и в изображении креста — животворящий крест. Так как в поклонении одно от дру-

___________________

(1) О муч. Варлааме, в рус. пер. 1846 г. Част. 4. стр. 279.

(2) Oper. S. Greg. Nys. Paris 1615. Т. II. pag. 908. De deitate Filii et Spir. San. et de Abrahamo.

(3) Oper. S. Chrysost. ed. Montf. 1835. T. 6; p. 484.

74

 

 

гого нераздельно, то посему икона и носит название первообраза. Образ креста называется крестом. Так и о царе, и о всяком человеке, и о всяком предмете, нам справедливо можно сказать, что царем называется и изображение царя, как говорит божественный Василий, и Петром — икона Петра, и Павлом — икона Павла. Скажу еще нечто более высокое: и человек называется Богом, как образ Божий. Таким образом, как сказал Василий, и Христом называется икона Христова; ибо он, повторю опять, так сказал: «да будет изображен на картине, — не икона Христова, но —  Христос». Если противники не допускают этого, то, во- первых, они отвергают божественные изречения; потом учат, если не словом, то делом, что Христос не человек. Ибо, если Он человек, то очевидно, что может изображаться на иконе; первое свойство человека — быть изображаемым; если же Он не изображается, то Он не человек, а бесплотный, и даже еще не пришел Христос, как пустословят Иудеи. Посему они отвергают и Богородицу, изображенную на иконе, и всякого святого, как не Матерь Божию и не служителей Христовых. И Златоустый взывает: дела для меня достовернее слов твоих. Итак следует, что иконоборцы по истине иудействуют; и кто страдает от них, тот страдает ради Христа и за Христа, ради Богородицы и за Богородицу, ради всякого святого и за всех святых; а подвизающийся и сопро-

75

 

 

тивляющийся им есть беспрекословно мученик и исповедник Христов. Мученики — Маккавеи, не хотевшие противозаконно вкусить свиного мяса; мученик — Предтеча за истинное обличение; другой — за то, что не хотел дать обола на построение идольского капища, а иной за иную заповедь. Впрочем для чего говорить много? И здесь подвизающийся очевидно за Христа разве не мученик, как говорят некоторые из несчастных? Истинный мученик, ничем не меньший замученных язычниками или Иудеями. И свидетель на небеси верен (Псал. 88, 38). Итак, без всякого сомнения, если презирающий изображение креста оказывает презрение Христу, то тем более отвергающий икону Христову направляет отвержение на Христа. Таким образом терпящий мучения за то и другое есть истинный мученик, и еще более за икону; ибо то есть знак, а эта — образ Христов. Увещеваю вас, святые братья мои, причастники небесного звания, во-первых, поминать меня смиренного, молясь, чтобы я на самом деле доказал то, о чем говорю, отнюдь не ослабевая ни от невидимых, ни от видимых нападений; потом быть внимательными к самим себе и настоящей борьбе, но не воспламеняться помыслами по недостатку ведения в оказывающихся делах, которые устрояются Провидением с глубокой мудростью и непостижимо для ума человеческого; и да не случится с вами того, что вы поете: мои же в мале не подвижастеся

76

 

 

нозе, в мале не пролияшася стопы моя, яко возревновах на беззаконныя, видя то и то (Псал. 72, 2. 3); но лучше да слышатся вами слова Господа: потерпи Мене в день воскресения Моего (Соф. 3, 8); и еще: претерпевый до конца, той спасен будет (Марк. 13, 13)!

 


Страница сгенерирована за 0.53 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.