Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 194. К Иоанну грамматику

Когда я вступил в разговор о досточтимых иконах в присутствии собеседовавшего

494

 


Платона нашего, то он сказал, что твоя мудрость, получив некогда мое письмо о том же предмете, усумнилась, как будто оно содержит не ясное учение, или даже отклоняет слушателя от истины. Если бы высказавший это был из простолюдинов, то я не скоро тронулся бы, умея переносить и стрелы зависти и порицания невежд. Но так как упрек сделан другом и другом мудрейшим, то я признал необходимым представить самое письмо и послать к твоей благосклонности по возможности составленное объяснение, которое бы или разрешило недоумение, или было исправлено твоим благоразумием. Ибо осуждающему должно высказывать и собственное мнение об осуждаемом предмете. Вот это письмо (1). Феодор к Афанасию. «Почему, — говоришь ты, — не воздается богопочитание иконе Христовой, а покланяемому на ней Христу, тогда как одно поклонение воздается обоим? Именно потому, что богопочитательное поклонение относится к самому Христу; ибо покланяющийся Ему поклоняется вместе Отцу и святому Духу, в чем и состоит тройческое поклонение и богопочитание; а в отношении к иконе оно также поклонение, — ибо может ли быть иначе, когда тем, у кого одна держава и одна слава, принадлежит одно почитание и одно поклонение?, — однако относительное, т. е. сходственное. Ибо, поклоняясь ей, я не покланяюсь вместе

__________________

(1) См письмо 85.

495

 


самому Христу, но покланяюсь Ему, как не разделяемому по Ипостаси, но различаемому по существу; а это есть относительное (поклонение), но не богопочитательное; и хотя оно также поклонение, но там оно понимается и называется так в смысле тройческого, т. е. естественного, а здесь на оборот в смысле относительного, т. е. ипостасного. Ибо, если назовешь и это богопочитательным, то выразишь, что воплотился как Сын, так и Отец и Дух; а это нелепо. Посему, поклоняясь иконе Христовой, я покланяюсь не Божеству, как говорят некоторые, — ибо это указывает на Троицу, а Троица не воплотилась, нет, —  но чему? Христу относительно. Ибо Он один есть воплотившийся Бог-Слово. Поклоняясь же самому Христу, я очевидно поклоняюсь вместе и Отцу и Духу. Таким образом, в отношении к иконе надобно разуметь и называть относительное (поклонение), а в отношении к самому Христу — богопочитательное, так как вместе с тем подразумевается и почитается поклонением Отец и Дух».

Итак, любезный, мне кажется правильным это суждение, по которому в отношении в блаженной и покланяемой Троице употреблена частица σύν (вместе). Ибо σύν, указывая на различие ипостасей, означает единство естества, как и в символе веры поется у всех христиан. В отношении же к поклонению Христу и иконе Его неуместно употребление частицы σύν; иначе она, разделяя одну ипостась на

496

 


две ипостаси, последовательно привела бы нас к нечестивому обоготворению твари. Посему справедливо принята относительность (ἀ
ντωγυμιά) которая, сохраняя единство ипостаси у обоих, указывает на различие естества. «Итак, — говорит премудрый Дионисий, — одно в другом, кроме различия по сущности.» Сказав о различии по сущности, словами «одно в другом» он выразил тожество ипостаси, по которому и поклонение представляется относительным. Ибо отношение, как говорят, бывает между предметами относительными; они совокупно существуют и обращаются один к другому, как, например, первообраз к образу. Один не может быть без другого, также как утверждается и о предметах, совокупно существующих. Прибавлено: т. е. сходственное (ὁμωνυμικὴ); и это выражение имеет тот же смысл; ибо ὄνομα есть имя чего-нибудь именуемого. Таким образом и здесь есть понятие о предметах относительных; ибо и по философскому учению мы знаем, что одноименные (όμώνυμα) предметы суть те, у которых только название общее, а сущность за названием различна, как например: Христос и начертание. Его. Еще прибавлено: ипостасное; этим ясно показывается, что не отличная от Христовой ипостась в иконе Его, но та же самая ипостась Христа, или выражение по виду образа Его, созерцается в иконе и почитается поклонением; и таким образом, все суждение твердо держится у

497

 


здравомыслящих. Для большего же подтверждения этого суждения, я признал необходимым приложить к письму три отеческих свидетельства, чтобы и здесь исполнились слова Писания: при устех двою и триех свидетелей станет всяк глагол (Втор. 19, 15).

Златоуста из толкования о купели: «Когда царские изображения и подобия вносятся в город, то их встречают начальники и народ с восклицаниями, почитая не доску или восковое изображение, но образ царя; таки тварь почитает не земное изображение, но благоговеет пред образом небесным».

Антиохийскаго Собора при патриархе Феодорите: «Не как инаго по виду (почитаем на иконе), но как одного и того же Господа, существующего в одном виде; ибо Он, естественный образ ипостаси Отца, и прежде воплощения был один бестелесный, и во плоти один, и в иконе один и тот же, не разделяемый на два образа и не расторгаемый на две славы, но почитаемый одною». И через несколько слов: «Но как Он есть один из двух противоположных естеств и составляет одно лице, так и икона Его есть одна и одного и того же Христа; и не говорим мы, что иной образ явился нам во плоти, а иной образ находится на иконе по подобию вида Его, но один и тот же; ибо и образом называется Он не как тело, но как бестелесный; это яснее выражается божественным.

498

 


Златоустом, который называет Его небесным образом; и с неба Он не как тело, но как бестелесный, единородный Бог, пришедший с небес, воплотился и явился облекшимся в наше тело.» И спустя не много: «Посему, так как (икона) относительно представляет самый образ Его, то мы покланяемся самому Христу, а не веществу, искуственно начертанному на иконе».

Собора Никейского 2-го: «и покланяющийся иконе покланяется существу изображеннаго на ней» (1).

__________________

(1) См. Книг. Прав. Соб. и Св. От. Изд. 1843, стр. 3.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.