Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 193. К Евдокиму спафарию

Запоздали мы отвечать на письмо твоего почтенства, так что едва не изгладилось из нашей памяти содержание присланного; но причиною то, что не было верного письмоносца. Теперь же, посылая по необходимости эконома нашего монастыря в тамошние места, мы по надлежащему восполняем недостающее, изъясняя во-первых, что мы не в состоянии уврачевать душу прискорбную и удрученную многими страданиями. Впрочем надобно попытаться найти врачевство в богодухновенных изречениях. Что же говорит величайший раздаятель их? Всегда радуйтеся, непрестанно молитеся, о всем благодарите (1 Сол. 5, 17). Если же нам заповедано во всякое время и при всяком деле и непрестанно радоваться, благодарить и молиться; то не должно быть никакого времени, даже и мгновенного, не назначенного для радости и благодарности истинному христианину. Прискорбно ли после этого настоящее и может ли оно

492

 


 быть чрезвычайным несчастьем? Это сказано мною доброй душе твоей не как не знающей, но напоминательно; ибо страждущая душа иногда бывает бессильною возвышаться к созерцанию. Во-вторых скажу, что, хотя многого имущества лишили тебя властители, но отнюдь не могли они лишить тебя драгоценнейшего стяжания. Видишь ли и благодаришь ли, какое дал тебе Бог обильное ведение? Какой язык? Чрез него, как бы из тайной сокровищницы сердца, ты произносишь изречения и мысли с особенною благодатью. Это превосходнее и полезнее всех стяжаний и богатее всякого имущества, и кто владеет этим, тот предпочтительнее богатейших людей в глазах имеющего ум, хотя бы он одевался только в рубище. Этому научает весь сонм праведников, а из внешних лиц известный Одиссей, явившийся пред царицею лишенным всего после кораблекрушения. Впрочем надобно обратиться к твоему вопросу. Хотя ты сам по себе знаешь благопотребное, но желаешь научиться и от нас смиренных. Ты говоришь, что разум с одной стороны побуждает тебя к молитве, а с другой отклоняет, представляя, что Бог знает, о чем мы хотим молиться, и потому излишне было бы молиться; притом, если ты грешник, то нет никакой пользы молиться. Может быть, и иное что-нибудь заключалось в письме; его нет у меня под руками. Что же надобно сказать на это? Такое суждение допускает слу-

493

 


чай и судьбу, и, вообще сказать, уничтожает свободу воли. Посему не должно останавливаться на этом мнении нам, здравомыслящим и имеющим познание о Боге, но, касательно второго предложения, быть убежденными, что Бог слушает и грешников, оказывающих искреннее раскаяние. Ибо, если Он радуется кающимся, по словам священного Писания (Лук. 15, 10), то как не станет Он слушать их молитвы? На первое же предложение нужно отвечать так: божественное предвидение не уничтожает свободы; ибо не потому, что Он предвидит, мы делаем то, что, делаем; а потому Он предвидит, что мы сделаем; при этом сохраняется и определение предвидения и свойство свободы. В том, что не зависит от нас, предшествует определение Божие, касательно времени, места и способа; а в том, что зависит от нас, от нашей свободы, предвидение Божие последует, касательно добродетели и порока. И так нам должно и любить и молиться о лучшем, дабы за тем и Бог не оставлял нас различными способами. Ибо различным образом Он не оставляет нас, здесь испытывая и наказывая, а там увенчивая и даруя нам царство небесное.


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.