Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 180. К Стефану сыну

Пришел и авва Анфим, добрый и возлюбленный сын Стефан, и точно как бы тебя увидев, я спрашивал его, как ты поживаешь. Ибо обязанность настоятельства требует этого; так я поступил и с братом твоим Анфимом. И узнал я, что вы имеете любовь

462

 


между собою, но не такую, какой требует истина между верными братиями о Господе. Что это значит, что не все у вас общее, но ты имеешь свои деньги, и он имеет свои деньги, чем и нарушается любовь? Ибо как может быть одна душа и одно сердце там, где употребляются слова: мое и твое? Отсюда подозрения, отсюда злословия. А в третьих, от этого не Христос среди вас, сказавший: идеже еста два или трие собрани во имя мое, ту есмь посреде их (Матф.18, 20), но враг душ наших, расторгающий члены Христовы. Ибо очевидно, что где своекорыстие и необщительность, там нет Христа. При апостолах, по писанию, бяху вся обща, и ни един же что от имений своих глаголаше свое быти (Деян.4, 32). Не стыдно ли теперь, простите, вам двоим не иметь все общим, тогда как при апостолах у такого множества верующих была общность? Посему там был Христос, а между вами нет, хотя и тяжки эти слова; ибо иначе вы были бы единодушными, согласными, единомысленными, поддерживали бы друг друга, заботились бы друг о друге, были бы самодовольными, послушными, обходительными, веселыми, довольствовались бы тем, что есть, проводили бы жизнь приятную и при одном хлебе и воде, какую проводили святые. А теперь противное тому, как выше сказано. Отсюда у вас и беспокойство о том, чтобы прибавить еще одну серебряную или одну золотую монету к

463

 


деньгам, уже собранным; это страсть сребролюбия и дело Иудино. Я спрашиваю, а вы отвечайте мне: есть ли у вас хлеб и вино, и немного масла с другими необходимыми потребностями для пропитания тела на один месяц или на два? Если дадите утвердительный ответ, то благодарение Господу; а если нет, то купите на деньги, которые недавно я дал вам, и не будет никакого беспокойства, никакого смущения. Я знаю, что их достанет на нужды и в течение четырех месяцев. А когда будете нуждаться, то опять так или иначе, прибавлю — и посредством собственноручных трудов ваших. Питающий все пропитает и вас. Вот превосходная жизнь; таким образом, вы будете иметь Христа между вами, то работая, то молясь, то отдыхая, то читая. И воссияет вам приятный свет, и взирающим на вас вы будете любезны, и Бог прославится в вас и взаимно прославит вас и ныне, и в будущем веке; и для нас, грешных, вы будете хвалою, и для всего братства славою. Это сказал я не потому, чтобы вы имели сокрытое золото; да не будет его у вас, чтобы вам не услышать: идеже сокровище ваше, ту и сердце ваше будет (Лук.12, 34). А для монаха сокровище то, если он приобретет себе больше трех монет, как написано у отцов, и притом с мыслию о бедных; ибо строгий монах, господствующий над миром нестяжательностью, не имеет и одного сребреника и взывает вместе со святым Павлом: яко

464

 


нищи, а многи богатяще, яко ничтоже имуще, а вся содержащее (2 Кор. 6, 10). Подлинно, такому Бог всегда отверзает дверь: и находящемуся в покое, и гонимому, и заключенному в темнице, и терпящему что-нибудь другое. Такой есть Христоносец и истинный христианин, ангел на земле и богоподобный муж, наследник Богу и сонаследник Христу. Вникните же, братия, в эти слова: и если вы оба имеете три монеты, то не исключаетесь из числа монахов, по примеру отцов; а если имеете более десяти монет, как я слышу, или еще более, то знайте, что вы отпали от монашеского чина и стали служителями не Христа, но врага, и сынами не меня, смиренного, а корыстолюбца. Может быть, вы скажете: ты сам имеешь; да; и Христос имел в ковчежце, который был носим, и всякий игумен и предстоятель церкве. Но для братской экономии. Господь в Евангелии говорит Иуде: еже твориши, сотвори скоро: сего же ничтоже разуме от возлежащих, к чесому рече ему: нецыи же мняху, понеже ковчежец имяше Иуда, яко глаголет ему: купи, еже требуем на праздник, или нищим да нечто дасть (Иоан.13, 27, 28). Так, по примеру Христа, у всех истинных предстоятелей, конечно, есть ковчежец; но не для чего-либо иного; нет, это было бы противно Богу. Итак, если и вы предстоятели и кто-нибудь подаст вам, как и Самому Христу служаху от имений

465

 


своих следовавшие за Ним жены, как написано (Лук.8, 3), также и святым иные  и иные служили, то хорошо; и да будет у вас не десять монет, а тысячи; ибо это не ваше, а Христово, и вы распорядители благами Христовыми, как и Павел, ничего не имевший, а все содержавший, и всякий другой доселе богобоязненно предстоятельствующий. Если же вы не предстоятели и правители душ, то прошу и умоляю, немедленно раздайте превышающее определенную меру, чтобы вам, заразившись страстью сребролюбия от диавола, не перестать быть учениками Христовыми. Это сказал я не вам одним, но чрез вас и всем братиям, не по ненависти, нет, но по великой любви, и желая не стеснить вас, а сделать совершенно свободными. Ибо в такой тесноте широта и в скорби о Христе — радость духа. Послушайте меня, сыны мои, грешника, подающего хороший совет, повелевающего согласно с законом, дабы нам, по всему и во всем благоугождая Христу, сделаться наследниками вечных благ.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.