Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 172. К Исихию протонотарию

Прекрасно письмо добрейшего почтенства твоего, как происшедшее из благого источника сердца и как блистающее красотою любви, но не похвально тем, что превозносит похвалами нас несведущих. Ибо, когда я был, как говоришь ты, светильник горя и светя (Ин. 5, 35), которым ты, господин мой, просвещаясь радовался, или источником, светло протекающим, из которого любовь твоя почерпала спасительное слово? Напротив не потемне ли паче сажи, скажу словами про-

445

 

 

рока, вид наш (Плач. Иер. 4, 8) от бесполезной жизни? И слово не изнемогло ли, не получая силы от дела, для утверждения слушателя? Говорю это не в укоризну Смирнской страже, — нет, почтенна она, хранительница досточтимого исповедания моего,-но в осуждение меня самого, как недостойно жившего при ней. Впрочем оставив это, сказанное в знак любви, обращу речь к нужнейшему. Доброта твоя известила нас, что ты имеешь двух, скажу кратко, богодарованных дочерей, и первую из них еще прежде рождения обещал Богу на посвящение монашеской жизни, а вторую оставил в неопределенном состоянии; теперь же, переменив намерение, думаешь сделать на оборот по некоторому необходимому обстоятельству, именно обещанную Богу отдать миру, т. е. выдать замуж за человека доброго во всех отношениях и одинакового возраста с отроковицей, а оставшуюся в неопределенном состоянии, весьма юную и неравную по возрасту, принести в жертву Богу; но при этом колеблешься и сомневаешься, не будет ли это противно воле Божией. Надлежало бы тебе, почтеннейший господин, опросить других об этом предмете, и от них, как превосходящих ведением наше ничтожество, получить разрешение, а не вызывать на ответ нас, удаленных на такое расстояние по местопребыванию. Но, когда уже ты рассудил так по некоторому доверию, то, сообразив вместе с боголюбезнейшим архи-

446

 

 

епископом и братом нашим, мы полагаем, что это дело не справедливо, противно правой вере и примерам, бывшим от века. Некогда Анна приснопамятная, обещав Самуила прежде рождения, не переменила обещанного, хотя имела и других детей, но его принесла Богу. Блаженная Нонна, также обещав Григория Богослова, исполнила обет свой Богу. И святый Евфимий, быв посвящен Богу родителями прежде рождения, не был заменен после рождения. Они и оказались некоторым дивным явлением в мире; за них и родители ублажаются. Как же мы, почтеннейший, поступив вопреки этому, избавимся от осуждения? Напротив не обличит ли нас блаженный Петр такими словами: сущее тебе не твое ли бе; и проданое не в твоей ли власти бяше; что яко полошил еси в сердце твоем вещь сию (Деян. 5, 4)? Следующую за этим укоризну не стану повторять, беседуя с знающим. Подлинно, что посвящено Богу блаженным обетом, то обращать на обыкновенное употребление не безопасно. Обыкновенное же употребление есть брачное сожительство. Как обещавшийся быть монахом и сделавшийся им, возвратившись назад и женившись, осуждается; так и решившийся принести сына или дочь в жертву Богу, а потом изменивший намерение, подлежит такому же осуждению. Так мы думаем, прости, хотя и хотели бы сказать что-нибудь успокоительное для тебя и сделать желаемое тобою; но ради

447

 

 

одной заповеди не должно нарушать другую, н ради спасительного для одного не должно употреблять вредное для другого, как заповедали богоносные отцы. Об этом так. Третий предмет речи — о некоторых монахах, которые, по видимому, содержат правую веру и терпели много гонений за истину, но обращаются и вкушают пищу вместе с еретиками, и сходятся с ними, и считают это делом безразличным, как бы получив такую заповедь от какого-либо отца, соблюдая только следующие три обстоятельства: чтобы не принимать благословения от еретиков, не петь вместе с ними, когда они предначинают, и не участвовать в приобщении хлеба их. Это противно постановлениям святых отцов. Ибо они не позволяют ни обращаться, ни вкушать пищу, ни петь вместе, ни вообще вступать в какое-либо общение с еретиками, но и возвещают горе тем, которые имеют общение с ними и в пище, и в питии, и в обращении. Итак достойный осуждения и чуждый учитель тот, кто говорит это, кто бы он ни был между людьми.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.