Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 171. К Никите монаху

Присланную к нам от вашего преподобия, чрез боголюбезнейшего митрополита, книгу мы прочитали. Написавший ее не право мыслит касательно догмата о досточтимых иконах. Он говорить следующее: „неизреченное и непостижимое человеколюбие Божие к нам и священные подвиги святых мы представляем прославленными в священных письменах, не услаждаясь с своей стороны никаким изображением или живописью; но позволяем простейшим, как несовершеннейшим, поучаться тому посредством естественного их руко-

443

 

 

водства и свойственного им созерцания, в виде предуготовления“. Что сказать на это? Во-первых, то, что он производит разделение единой, совершенной и недопускающей никакого прибавления или уменьшения веры нашей, самому себе присвояя начертание священных письмен, а простейшим и не совершеннейшим предоставляя созерцание событий в изображении и живописи. Потом он себе приписывает совершенство благодати, а им оставляет иудейскую юность, как нуждающимся в естественном руководстве. Итак по его мнению ложно говорит святой апостол: несть Иудей, ни Еллин, несть раб, ни свобод, несть мужеский пол, ни женский: вси бо вы едино есте о Христе Иисусе (Гал. 3, 28). Если же он говорит истину, как и действительно говорит истину, и един Господь, едина вера, едино крещение (Еф. 4, 5); то для чего это пустое разделение на две неравные части, будто язык свят, царское священие разделяется (1 Петр. 2, 9), и одни составляют совершеннейшую часть, а другие низшую? Затем, так как всякой здравомыслящий стремится к совершенству, то он станет отвращаться от несовершенного; а отсюда необходимо следует, что учение посредством изображений излишне. В особенности же он противится великому Василию, не принимая за одно, что им наравне признается: „что повествовательное слово, говорит он, — передает чрез слух, то живопись показывает молча 

444

 

 

чрез подражание» (1). Таким образом доблестный муж противоречив священным изречениям, равно как и верховному отцу, и, думая исправлять другого касательно этого догмата, оказывается сам пустословящим. Посему мы совершенно отвергаем такое пустословие. Напоминаем и вашей ревности следовать тому же правилу православия, зная, что всякой совершенный, хотя бы он был облечен апостольским достоинством, имеет нужду как в евангельском свитке, так и в начертанном согласно с ним изображении, ибо то и другое достойно одинакового почитания и поклонения.

___________

(1) Бесед. на 40 мучеников. В русск. перев. 1846 г. Часть. 4, стр. 296


Страница сгенерирована за 0.42 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.