Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 170. К Феодору диакону

По требованию любви твоей приступаю к опровержению еретических возражений и, если опровергну их хорошо, то и ты приложи печать к словам моим, а если нет, то сам объясни рассудительнее. Но так как невозможно разрешить хорошо возражение еретиков, если не будет изложено самое предложение их, то пусть наперед будет оно представлено, а потом — православная вера.

Возражение еретика. Исповедуя одно естество Бога Слова воплотившееся, вы называете Христа чем-то целым или одной цельностью, состоящей из частей, Божества и человечества. Итак спрашиваю: что вы причисляете к святой Троице, целое или часть? Если целое, то святая Троица не будет единосущной; а если часть, то, если причисляете Божество, очевидно оставляете человечество вне святой Троицы, а если причисляете человечество, оказываетесь допускающими Божество вне Троицы.

Разрешение. Исповедуя одно естество Слова воплотившееся, мы исповедуем Христа не просто чем-то целым, но состоящим из двух

441

 

 

соединенных цельностей, Божества и человечества; по этим цельностям, как частям, взятым в совокупности, Он есть и целый Бог, естественно соединенный с Отцом и Духом, и целый человек, существенно соединенный с матерью и с нами, единственным образом соединяя в себе крайности и свойства этих крайностей сохраняя в соединении неврежденными и неслитными. Причем Троица остается Троицею, не принимая в состав свой чего-нибудь несродного, и человечество остается человечеством, не отделяясь от соединенного с ним Божества. Итак неразумно возражение твое, заимствованное из смешивающей предметы ереси Акефалов1.

Другое возражение того же еретика. Этот Христос, который исповедуется нами, причисляется к Святой Троице или нет? Если Он причисляется к святой Троице, то как после того Троица будет единосущной? Если же не причисляется, то Он не будет Богом, а только простым человеком. Посему те же доводы, какими вы станете разрешать недоумение, сохраняя учение о едином Христе неприкосновенным, послужит и нам при этом недоумении.

Разрешение. Этот Христос, который исповедуется нами, теми же доводами, какими Он опроверг первое возражение, может опровергнуть и настоящее, как равномерно нечестивое.

___________

(1) См. письмо 40, часть I.

442

 

 

А тот Христос, которого вы принимаете, т. е. как одну естественную цельность, состоящую из частей, Божества и человечества, не был бы ни единосущным Отцу, так как Отец есть только Бог, а не и человек, ни единосущным матери, так как мать есть только человек, а не и Бог; и теперь нужно вам искать других Христов, с которыми Он был бы единосущным; ибо невозможно, чтобы какое-нибудь естество было единоличным. Если же вы не можете найти, то, запутываясь в собственных возражениях, этою пустою выдумкою полагаете, что вовсе нет Христа.


Страница сгенерирована за 0.43 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.