Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 167. К Диогену секретарю

Вопрос. Как должно называть икону Христову и как надлежит покланяться ей?

Ответ. Вопрос получает двоякий ответ, именно, касательно названия: называется и собственно и не собственно то, что в ней име-

435

 

 

нуется. Собственно икона Христова называется иконою Его; а не собственно называется Христом; это в переносном смысле. Такое же соображение следует иметь и по отношению к животворящему Кресту и его изображению. Равным образом и при поклонении поклонение ей подобно тому, как в отношении к изображению креста. Оно относительное, так как первообраз и образ суть предметы относительные, по выражению великого Василия; ибо чествование образа восходит к первообразу. Поклонение одно в отношении к обоим, не рассекаемое и не разделяемое, но к первообразу оно обращается существенно, а к изображению относительно, равно как и самое проявление существа там бывает существенно, а здесь по подобию. Итак поклоняющийся чьему-нибудь образу, или Христа, пли Богородицы, или святого, или просто царя, или начальника, или низшего человека, поклоняется тому, чей он есть образ, и таким образом поклоняясь не заблуждается, но, православно утверждаясь, верно опровергает погрешающих против истины с той и другой стороны. Кого же именно? Тех, которые отвергают поклонение досточтимым иконам, и тех, которые при поклонении говорят, что они естественно покланяются самим первообразам; те и другие из них равно богохульствуют: первые, как отвергающие таинство домостроительства, а вторые, как обоготворяющие или придающие существенность тому, что по существу далеко отстоит от

436

 

 

первообразов. Итак надобно покланяться иконе Христовой, — в этом главный предмет речи, — относительно, но не надобно богопочитать ее; ибо это естественно относится к самому Христу, так как богопочитание единственно принадлежит Троице. И Богородицу не надобно богопочитать, равно как и животворящий крест. Так и икону Христову не должно богопочитать, а должно покланяться ей, так что все поклонения, чрез посредство первообразов их, возносятся к одному и единственному богопочитательному поклонению святой Троице; ибо прочие все суть не богопочитательные, а почитательные поклонения, но различию лиц, низшего или высшего.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.