Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 165. К Григорию сыну

Обрадовался я письму твоему, возлюбленный сын, узнав, что и поведение находящихся в городе прилично, и здоровье восстановил ты вместе с братом Зосимою посредством кровопускания, и все прочее у вас идет благоприятно. Касательно предложений Ксенодоха, для чего ты требуешь от нас объяснения, рассудительно отвечавши ему согласно с учением богоносных отцов? Мы не можем ничего прибавить к твоим ответам. Пустословят,

428

 

 

кажется, а не научиться хотят спрашивающие. Но так как написано: готовы присно ко ответу всякому вопрошающему вы словесе о вашем уповании (1 Петр. 3, 15), то и мы отвечаем следующее. Монашеский образ есть обет девства и таинство монашеского совершенства, по выражению божественного и премудрого Дионисия (1). Спрашивать: откуда предано отрекаться от мира и делаться монахом, есть не что иное, как спрашивать: откуда предано делаться христианином? Кто установил первое по апостольскому преданию, тот установил и второе, изложив шесть таинств: первое — о просвещении, второе — о собрании или причащении, третье — об освящении мира, четвертое — о священнических посвящениях, пятое — о монашеском совершенстве, шестое — о свято скончавшихся (2). Что нужно сказать об этом? То, что сомневающийся об одном из сказанных, очевидно, сомневается и о прочих, от божественного ли они предания, и с уничтожением одного необходимо уничтожаются и прочие; ни священнического посвящения, ни чинопоследования о свято скончавшихся не было бы, если бы не было монашеского совершенства, и мы были бы язычниками по образу мыслей, безбожными в мире и не имеющими надежды. Таков предлагающий

____________

1) Дионис. Ареоп. Церк. Иерар.. в рус. пер. 1855 г. стр. 195 и 196.

2) Преподобный отец говорит здесь не собственно о святых таинствах, которых числом семь, а перечисляет тайнодействия, о которых говорит св. Дионисий Ареопагит в книге о Церковной иерархии.

429

 

 

этот вопрос: откуда взято делаться человеку монахом? Уже не говорю о том, что все знаменитейшие из богоносных отцов были монахами и превозносят похвалами монашескую жизнь, как ангельскую; от них остались и сочинения с изложением правил этой священной жизни. Кто имеет ум, тот конечно заметит, как и сам божественный Дионисий сообразно с чинами ангельскими и степени священнические и находящихся вне священства разделяет равночисленно на три разряда: первый и вступительный — еще начинающих или оглашенных, второй — просвещенных, и третий — получивших монашеское совершенство; а противоречить очевидному свойственно бесчувственным или некрещенным. Второе предложение о юношах; именно он говорит, будто святой Василий в правилах позволяет достигшему законного возраста, если он не может переносить ига девственной жизни, слагать (монашеский) образ. Это не так, но все во всем он учредил божественным Духом и ко спасению мира. Дабы кто не подумал, что может быть нечто лучшее, как некоторые неразумные стараются измышлять лучшие постановления, то он сам изложил правила управления и касательно приходящих с юного возраста для тех, которые принимают их; это объяснено в его книге, а здесь подробно излагать нет времени (1). Именно по

_____________

(1) Правила, простран, излож. Вокр. 13. В русск. перев. 1847 г. Част. 5, стр. 131.

430

 

 

совершеннолетии, т. е. с шестнадцати лет и более, когда начинаются и почести и наказания, как он сам говорит, он повелел делать решение и присоединять их к братствам посредством монашеского совершенства; а с того времени, если они будут уклоняться к мирской жизни, по порочному настроению, он не позволил ни мало отверзать им дверь к тому, от чего они отказались. В течении же сказанного года, если они не избирают девственной жизни, или избирают, но не хотят вполне посвятить себя монашеской жизни, он повелевает отстранять их и обращать в мирскую жизнь, дабы не причинить позора священной жизни. Это не совсем так делается у некоторых, как заповедано, а постригают с юных лет, или и в законный возраст, но незаконно и не совершенно; от чего все низвратилось, и шрец и пророк изступиша ума, как написано (Ис. 28, 7), и явилось бесчисленнное множество преданий и самоизмышленных постановлений, не по любви, а по сребролюбию, не для спасения, а для прибыли. На это я, несчастный, ничего не могу отвечать, как только вздыхать, скорбеть и оплакивать собственные грехи; ты же достигай спасения, возлюбленный сын.

431


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.